ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3968/19 от 16.01.2020 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а-241/2020 (II инстанция) Судья Самылов Ю.В.

Дело № 2а-3968/2019 ( I инстанция) Судья Игнатович М.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Владимирский областной суд в составе:

судьи Самылова Ю.В.,

при секретаре Яблоковой О.О.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Владимире 16 января 2020 года дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области об признании незаконным бездействия, обязании внести изменения в нормативный акт, по частной жалобе ФИО1 на определение Октябрьского районного суда г.Владимира от 14 ноября 2019 года, которым производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области о признании незаконным бездействия, обязании внести изменения в нормативный акт - прекращено,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области о признании незаконным бездействия, обязании внести изменения в нормативный акт. Просила признать бездействие административного ответчика по нераспространению тарифа (стоимости) на электроэнергию (мощность), поставляемую населению Владимирской области в 2019 году в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в т.ч. главами крестьянского (фермерского) хозяйства, использующих электрическую энергию (мощность) для собственных и (или) производственных нужд в области сельского хозяйства при условии, если место их постоянного проживания зарегистрировано на территории Владимирской области, не соответствующим нормативным правовым актам и создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства и матери многодетной семьи ФИО1 Обязать административного ответчика департамент цен и тарифов администрации Владимирской области: в месячный срок после вступления настоящего решения в силу устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1, для чего в свое постановление от 25.12.2018 № 54/2 об установлении тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую населению Владимирской области в 2019 г. внести примечание в следующей редакции:

«Примечание: Тариф (стоимость) на электроэнергию (мощность), поставляемую сельскому населению Владимирской области в 2019 году в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления, распространяется на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в т.ч. главами крестьянского (фермерского) хозяйства, использующих электрическую энергию (мощность) для собственных и (или) производственных нужд в области сельского хозяйства при условии, если место их постоянного проживания зарегистрировано на территории Владимирской области»;

в дальнейшем вносить вышеуказанные примечания в свои постановления о тарифах (стоимости) на электроэнергию (мощность) для населения Владимирской области, устанавливаемых на последующие годы - на период до вступления в противоречие изменениям, внесенным в федеральное законодательство об электроэнергетике;

сообщить об исполнении настоящего решения по административному делу в суд и ФИО1, которая являлась административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено вышеприведенное определение.

В частной жалобе ФИО1 просит отменить определение, считает, что прекращением производства по административному делу административный истец лишен права на судебную защиту.

Апелляционное рассмотрение дела осуществлено судьей единолично в соответствии со статьей 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца ФИО1 по доверенности - ФИО2, просившего отменить определение суда, представителя Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области ФИО3, представителя ООО «Энергосбыт Волга» ФИО4, возражавших против доводов частной жалобы, изучив доводы частной жалобы, судья не находит оснований для отмены определения исходя из следующего.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, не предусматривает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых в отношении отдельных видов судопроизводства и категорий дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

Как следует из содержания административного искового заявления ФИО1 к Департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области о признании незаконным бездействия, обязании внести изменения в нормативный акт (л.д. 6-11), ФИО1 просит суд признать бездействие Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области по нераспространению тарифа (стоимости) на электроэнергию (мощность), поставляемую населению Владимирской области в 2019 году в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в т.ч. главами крестьянского (фермерского) хозяйства, использующих электрическую энергию (мощность) для собственных и (или) производственных нужд в области сельского хозяйства при условии, если место их постоянного проживания зарегистрировано на территории Владимирской области, не соответствующим нормативным правовым актам и создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства и матери многодетной семьи ФИО1 с возложением на административного ответчика обязанности в месячный срок после вступления решения в законную силу в свое постановление от 25.12.2018 № 54/2 об установлении тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую населению Владимирской области в 2019 г., внести примечание в следующей редакции: «Примечание: Тариф (стоимость) на электроэнергию (мощность), поставляемую сельскому населению Владимирской области в 2019 году в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления, распространяется на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в т.ч. главами крестьянского (фермерского) хозяйства, использующих электрическую энергию (мощность) для собственных и (или) производственных нужд в области сельского хозяйства при условии, если место их постоянного проживания зарегистрировано на территории Владимирской области»; в дальнейшем вносить вышеуказанные примечания в свои постановления о тарифах (стоимости) на электроэнергию (мощность) для населения Владимирской области, устанавливаемых на последующие годы - на период до вступления в противоречие изменениям, внесенным в федеральное законодательство об электроэнергетике.

Таким образом, ФИО1 просит суд в рамках административного судопроизводства признать незаконным бездействие Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области по непринятию нормативного правового акта в устраивающей административного истца редакции, обязав Департамент принять такой нормативно правовой акт.

Между тем, в силу ст. 10 Конституции Российской Федерации, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность законодательного органа или органа, исполняющего государственные функции, и возлагать на него обязанность по принятию тех или иных нормативных правовых актов в той или иной редакции.

Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 27.12.2005 N 766 утверждено Положения о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области, в силу раздела 2 которого Департамент в соответствии с федеральным и областным законодательством в сфере государственного регулирования цен (тарифов) осуществляет полномочия: в том числе - устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифы (цены) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов); электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов);

Согласно п. 3.1.4. Положения Департамент принимает распоряжения и нормативные правовые акты - постановления Департамента по осуществлению полномочий, указанных в пунктах 2.1.1 - 2.1.4, 2.1.6, 2.1.7, 2.1.10, 2.1.11, 2.1.16, 2.1.17, 2.1.22, 2.1.40, 2.1.44, 2.1.46, 2.1.63, 2.1.64 настоящего Положения, и в случаях, установленных федеральными законами, законами Владимирской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Владимирской области.

Согласно п. 1.1. Положения Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области является органом исполнительной власти Владимирской области с правами юридического лица, проводящим государственную политику в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в пределах полномочий, возложенных на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

Таким образом, возложение на Департамент обязанности по принятию нормативного правового акта, изменений к нему (в данном случае в постановление № 54/2 от 25.12.2018), не может быть расценено как восстановление прав административного истца, а предполагает вмешательство в нормотворческую деятельность органа власти субъекта РФ, что противоречит принципу разделения властей, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что производство по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области о признании незаконным бездействия, обязании внести изменения в нормативный акт подлежит прекращению, поскольку указанное выше требование административного истца не подлежит рассмотрению в судах.

Состоявшееся судебное определение соответствует нормам процессуального права, постановлено с учетом обстоятельств дела.

Доводы частной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного определения. Довод частной жалобы о том, что судья вынес определение без предварительного удаления в совещательную комнату, опровергается протоколом судебного заседания от 14 ноября 2019 года (л.д.172-175), на который административным истцом не было подано замечаний. С учетом изложенного, обжалуемое определение суда первой инстанции не подлежит отмене, является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

определение Октябрьского районного суда г. Владимира от 14 ноября 2019 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Владимирского областного суда Ю.В.Самылов