ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-39/20 от 16.09.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело №2а-39/2020; №33а-2579/2020 судья Осипова А.А. 2020 год

УИД 69RS0036-01-2019-003098-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Васильевой Т.Н. и Пержуковой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Дубининой Р.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Образцовой О.А.,

дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Калязинского районного суда Тверской области от 10 марта 2020 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Тверского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности установить границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и провести работы по установлению местоположения береговой линии удовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в отношении водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области следующие обязанности:

1) подготовить сведения о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта, а так же проведению работ по установлению местоположения береговой линии водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области;

2) предоставить сведения о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области, в том числе картографических материалов вбумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате ХМL, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр;

3) направить результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта- река Нерль, протекающего в пределах Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр;

4) установить на всем протяжении границы водоохранной зоны и
прибрежной защитной полосы водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Установить ответчику Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области срок исполнения решения суда - один год с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия

установила:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в Калязинский районный суд Тверской области с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, в котором просил возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в отношении водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области, следующие обязанности: подготовить сведения о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта, а также проведению работ по установлению местоположения береговой линии водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области; предоставить сведения о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта-река Нерль, протекающего в пределах Тверской области, в том числе картографических материалов в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате ХМL, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; направить результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения вустановленном порядке в государственный водный реестр; установить на всем протяжении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан. Установить ответчику Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области срок исполнения решения суда - один год с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки по обращению Романовой Н.Ф. по вопросам строительства дома № 67А на земельном участке с кадастровым номером , а также расположения данного участка в береговой полосе общего пользования р. Нерль на территории д. Вески Поречские Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области установлены нарушения водного законодательства.

Считает, что не проведение Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области работ по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, установлению местоположения береговой линии водного объекта р. Нерль, протекающего в дер. Вески Поречские Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области, может привести к неправомерному предоставлению земельных участков в береговой полосе водных объектов, нарушению режима установленного водным законодательством при осуществлении хозяйственной или иной деятельности на территории водоохранных зон или прибрежных защитных полос. Обязанность предоставлять сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта р. Нерль в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, проводить работы по установлению местоположения береговой линии водного объекта р. Нерль возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Вместе с тем Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области до настоящего времени не проведены вышеуказанные работы.

Кроме того, прокуратурой по результатам проведенной проверки по обращению Романовой Н.Ф. 25 февраля 2019 года в адрес заместителя Правительства Тверской области - Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Наумова А.В. внесено представление с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а именно провести вышеуказанные работы. Исходя из ответа на данное представление, Министерством в настоящее время проведение вышеуказанных работ не планируется.

Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного статьёй 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос, береговой линии водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие, отчуждение и использование территорий расположенных в пределах данных зон в целях прямо запрещенных ст. 6, ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. В связи с этим, непринятие мер со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц: Правительство Тверской области, Федеральное агентство водных ресурсов, администрация Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, администрация Калязинского района Тверской области, администрация Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области.

Определением суда от 10 февраля 2020 года заинтересованное лицо администрация Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области заменено правопреемником администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца Сердюков В.А. поддержал исковые требования в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представители заинтересованных лиц Федерального агентства водных ресурсов, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, администрации Калязинского района Тверской области, администрации Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Представитель администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указано на то, что судом неправильно определены обстоятельств, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.

Считают, что бездействие Министерства по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ охранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов отсутствует, так как Министерством осуществляются действия по охране водных объектов Тверской области строго согласно требованиям федерального законодательства.

Также полагают, что проведение работ по закреплению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками невозможно до внесения сведений о местоположении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в ЕГРН.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав выступления представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Арсеньевой М.А., поддержавшей жалобу, и.о. Тверского межрайонного природоохранного прокурора Сердюкова В.А., представителя Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Суворовой Е.С., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями с частей 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно статье 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 названной статьи).

Средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 26 Водного кодекса РФ); общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий, определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту Российской Федерации, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии (границы водного объекта) в границах поселения (часть 4 статьи 26 Водного кодекса РФ); средства на осуществление указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (часть 6 статьи 26 Водного кодекса РФ).

В силу пункта 3 статьи 26.20 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в пунктах 7 и 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона (то есть полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации), в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (статья 133 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Из содержания частей 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации следует, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 (далее - Правила), определено, что установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации).

В целях установления соответствующих границ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивают: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков (пункт 4 Правил).

Аналогичные положения, касающиеся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению местоположения береговой линии (границ водных объектов) в части переданных полномочий Российской Федерации, предусматриваются утвержденными в соответствии с частью 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 377 Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения.

Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут обязанность по осуществлению мероприятий по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (в том числе по обозначению их на местности посредством специальных информационных знаков) только в части переданных им полномочий и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий. Причем финансирование из федерального бюджета предшествует осуществлению мероприятий по переданным полномочиям.

В соответствии со статьёй 133 Бюджетного кодекса РФ проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и являются источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Главные распорядители средств федерального бюджета до 1 июля текущего финансового года направляют высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и до 20 июля текущего финансового года проводят сверку указанных исходных данных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета порядке.

Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2019 года № 92 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, согласно которым субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

При недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15сентября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство водных ресурсов с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Агентством).

Приказом Минприроды России от 29 сентября 2010 года № 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 21, 22, 23 Методических указаний органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, направляют свои предложения по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, в территориальные органы Росводресурсов, которые по итогам рассмотрения их на заседаниях соответствующих бассейновых советов готовят заключения по каждому мероприятию, предлагаемому к финансированию за счет средств федерального бюджета. Состав обосновывающих материалов для согласования мероприятий, направленных на охрану водных объектов или их частей, приведен в приложении к настоящим Методическим указаниям.

Бюджетные заявки с заключениями территориальных органов Росводресурсов и комплектом обосновывающих материалов представляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия в Росводресурсы и рассматриваются в порядке, установленном регламентом формирования бюджетных проектировок Росводресурсов на соответствующий финансовый год и плановый период.

По итогам рассмотрения Росводресурсами согласуется:

перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год, утвержденный руководителем высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

сводная таблица значений целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана субъектам Российской Федерации, согласованная руководителем органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом, исходя из письменных объяснений Федерального агентства водных ресурсов, представленных в Тверской областной суд, Росводресурсы не обязаны в безусловном порядке согласовывать мероприятия и размер субвенций, указанные органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Росводресурсы проводят при согласовании комплекс мероприятий, направленных на проверку разработанных субъектом РФ мероприятий, на предмет их целесообразности и полноты, заявленного размера субвенций на их осуществление.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как усматривается из материалов административного дела, обращаясь в суд с настоящим административным иском 06 сентября 2019 года, Тверской межрайонный природоохранный прокурор, не оспаривая бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, просил возложить на административного ответчика обязанность установить границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и провести работы по установлению местоположения береговой линии водного объекта – реки Нерль, находящегося в федеральной собственности, предоставив для этого срок один год. Прокурор ссылался на то, что в результате проведённой прокуратурой по обращению гражданина проверки установлены нарушения водного законодательства в отношении реки Нерль, которые стали возможны ввиду неисполнения уполномоченным органом субъекта – Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области переданных государственных полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

При этом доказательств того, что указанные полномочия по осуществлению мероприятий по охране водного объекта – реки Нерль, протекающей в пределах Тверской области, являющейся притоком реки Волги, передавались федеральными органами государственной власти органам государственной власти Тверской области, что выделялись субвенции из федерального бюджета на осуществление соответствующих полномочий, что у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имелась обязанность и возможность осуществления таких мероприятий до предварительного выделения финансирования из федерального бюджета, прокурором как при подаче административного иска, так и в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не представлено.

Суд первой инстанции бремя доказывания между сторонами не распределял, документам, представленным административным ответчиком в обоснование своей позиции о невозможности исполнения переданных полномочий без предварительного финансирования соответствующих мероприятий из федерального бюджета, оценки не давал, решение постановлено при неполном исследовании юридически значимых по делу обстоятельств.

С учётом разъяснений пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года №5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» судебной коллегией были запрошены и приобщены к материалам дела документы, необходимые для объективного рассмотрения настоящего административного дела.

Прокурором в обоснование своей позиции в суд апелляционной инстанции представлена информация Управления Федерального казначейства по Тверской области от 01 сентября 2020 года о выделении и доведении лимитов бюджетных обязательств до Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на осуществление переданных полномочий в сфере водных отношений, согласно которой лимиты бюджетных обязательств на 2020 год до Министерства были доведены 15 января 2018 года Федеральным агентством водных ресурсов на лицевой счёт по переданным полномочиям в сумме 19156200 руб.

Однако данная информация не содержит сведений о выделении денежных средств в отношении конкретных водных объектов, в том числе реки Нерль на период 2018, 2019 годов.

Из имеющихся в материалах дела и вновь представленных документов видно, что в соответствии с приказом Федерального агентства водных ресурсов от 08 февраля 2019 года № 24 и утверждённым этим приказом Регламентом формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области 19 марта 2019 года в Московско-Окское бассейновое водное управление переданы обосновывающие материалы по природоохранным мероприятиям, направленным на охрану водных объектов или их частей в рамках реализации субъектами Российской Федерации отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, в их числе перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счёт средств, предоставляемых в виде субвенций их федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2020 году, по Тверской области. Исходя из указанного Перечня мероприятий запланировано осуществление мер по охране водных объектов, в частности определение местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Волга и её притоков в Тверской области (р. Тьмака в Калининском, Старицком районах, р. Большая Коша в Селижаровском, Старицком, Кувшиновском районах), которые согласованы руководителем Московского-Окского бассейнового водного управления. Мероприятия по охране водного объекта - реки Нерль в приведённый Перечень не входили.

Как пояснял административный ответчик, мероприятия по охране водных объектов планировались с учётом положений пунктов 5, 8 Методических указаний
по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. В соответствии с приведёнными пунктами для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо решить следующие основные задачи: выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод. При формировании Перечня водных объектов приоритет отдается водным объектам или их частям, которые: являются источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; используются в рекреационных целях; испытывают наибольшее антропогенное влияние объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства; отнесены к водным объектам высшей или первой рыбохозяйственной категории.

Ссылки прокурора в судебном заседании апелляционной инстанции областного суда на то, что административный ответчик имел ранее возможность включить р. Нерль в Перечень мероприятий и согласовать данные мероприятия в установленном порядке, но не сделал этого, не могут быть приняты во внимание, поскольку не относятся к предмету заявленных прокурором требований.

12 сентября 2019 года Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов с целью получения средств нераспределённого резерва субвенций, дополнительно выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации, направило обосновывающие материалы по мероприятию «Определение местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Волга и её притоков в Осташковском, Кашинском городских округах, Селижаровском, Ржевском, Старицком, Кесовогорском, Сонковском, Калязинском, Калининском районах, оз. Пудоро в Вышневолоцком городском округе, р. Цна в Осташковском, Вышневолоцком городских округах, Кувшиновском, Фировском районах Тверской области». Ответа, согласно представленной административным ответчиком информации, на указанное письмо не поступило.

Также 12 сентября 2019 года Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области руководителю Московского-Окского бассейнового водного управления направлен аналогичный обосновывающий материал. В соответствии с Техническим заданием, согласованным руководителем Московского-Окского бассейнового водного управления, в отношении реки Нерль запланированы мероприятия по охране данного водного объекта.

11 ноября 2019 года и 26 ноября 2019 года соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области вновь в Московско-Окское бассейновое водное управление и Федеральное агентство водных ресурсов направлены письма аналогичного содержания с приложением обосновывающих материалов.

Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счёт средств, предоставляемых в виде субвенций их федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2020 году, по Тверской области утверждён заместителем председателя Правительства Тверской области – Министром природных ресурсов и экологии Тверской области 20 января 2020 года и согласован руководителем Московского-Окского бассейнового водного управления и заместителем руководителя Федерального агентства водных ресурсов 03 марта 2020 года. Исходя их указанного Перечня на осуществление мер по охране водных объектов и их частей - определение местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Волга и её притоков в Осташковском, Кашинском городских округах, Селижаровском, Ржевском, Старицком, Кесовогорском, Сонковском, Калязинском, Калининском районах, оз. Пудоро в Вышневолоцком городском округе согласован объём финансирования на 2020 год в сумме 5507,20 тыс. руб.

После получения необходимых согласований Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области и ООО «МОФ ГТК-ГРУПП» 12 мая 2020 года по результатам открытого аукциона заключён государственный контракт № 27 на выполнение работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Волга и её притоков в Осташковском, Кашинском городских округах, Селижаровском, Ржевском, Старицком, Кесовогорском, Сонковском, Калязинском, Калининском районах, оз. Пудоро в Вышневолоцком городском округе. Срок окончания работ по данному контракту – 31 октября 2021 года. Работы проводятся в два этапа. Срок проведения работ на первом этапе – по 30 ноября 2020 года. На первом этапе осуществляются работы в отношении реки Нерль.

Из представленной прокурором в судебное заседание суда апелляционной инстанции 02 сентября 2020 года выписке из Перечня мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счёт средств, предоставляемых в виде субвенций их федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2020 году, по Тверской области 30 июля 2020 года заместителем руководителя Федерального агентства водных ресурсов согласован объём финансирования на определение местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Волга и её притоков в Осташковском, Кашинском городских округах, Селижаровском, Ржевском, Старицком, Кесовогорском, Сонковском, Калязинском, Калининском районах, оз. Пудоро в Вышневолоцком городском округе в сумме 557,61 тыс. руб. (л.д. 209 т. 3).

Таким образом, исходя из приведённых выше положений нормативных актов, установленных по административному делу обстоятельств, ни на момент обращения прокурора с административным иском, ни на момент принятия судом оспариваемого решения административным ответчиком не было допущено бездействия. Ввиду отсутствия необходимых согласований и субвенций из федерального бюджета на проведение водоохранных мероприятий в отношении водного объекта – реки Нерль у суда первой инстанции не имелось законных оснований для возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанности подготовить сведения о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта, а так же проведению работ по установлению местоположения береговой линии водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области; предоставить сведения о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области, в том числе картографических материалов вбумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате ХМL, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; направить результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр; установить на всем протяжении границы водоохранной зоны и
прибрежной защитной полосы водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Такая обязанность возникла у административного ответчика не ранее чем после получения необходимых согласований и субвенций из федерального бюджета, т.е. только после 03 марта 2020 года.

Вместе с тем, как видно из представленных доказательств, административный ответчик в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подготовил и провёл открытый конкурс для определения исполнителя по осуществлению мер по охране водных объектов и их частей (в том числе реки Нерль), по результатам которого заключил государственный контракт № 27.

На момент вынесения апелляционного определения также не имеется необходимости в возложении на административного ответчика именно судебным актом обязанности, которая им исполняется добровольно в рамках определённой законом и иными нормативными актами процедуры исполнения переданных государственных полномочий.

С учётом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе прокурору в административном иске.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Калязинского районного суда Тверской области от 10 марта 2020 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии <адрес> о возложении обязанности установить границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и провести работы по установлению местоположения береговой линии в отношении реки Нерль.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: