Судья Даценко Д.В. Дело <данные изъяты>а-21022/2023 (2а-4005/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты> 19 июня 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Бакулина А.А.
судей Климовского Р.В., Постыко Л.С.
при секретаре Набиуллиной К.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по <данные изъяты> на решение Наро-Фоминского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по <данные изъяты>, о признании незаконными принятых решений и обязании совершить действие, заслушав доклад судьи Климовского Р.В., объяснения представителя Управление Росреестра по <данные изъяты> по доверенности ФИО2, представителя ФИО1 по доверенности ФИО3
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по <данные изъяты> (далее также - Управление), в котором с учетом уточнения требований просила:
- признать незаконным решение Управления от <данные изъяты> о приостановке осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:180404:532, расположенного по адресу: <данные изъяты>, Наро-Фоминский городской округ, д. Афинеево, с/т «Светлые ключи», участок 48;
- признать незаконным решение Управления от <данные изъяты> об отказе в государственном кадастровом учете в отношении границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:180404:532, расположенного по адресу: <данные изъяты>, Наро-Фоминский городской округ, д. Афинеево, с/т «Светлые ключи», участок 48. Обязать Управление Росреестра по <данные изъяты> осуществить государственный кадастровый учет границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:180404:532, расположенного по адресу: <данные изъяты>, Наро-Фоминский городской округ, д. Афинеево, с/т «Светлые ключи», участок 48.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что <данные изъяты> Наро-Фоминский городской суд <данные изъяты> своим решением по делу <данные изъяты>, вступившим в силу <данные изъяты>, установил границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:180404:532, принадлежащего истцу на праве собственности.
Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об осуществлении кадастрового учета сведений о границах земельного участка истца, приложив к нему копию решения Наро-Фоминский городской суд <данные изъяты>.
Уведомлением от <данные изъяты> № КУВД-001/2022-31990218/1 государственный кадастровый учет приостановлен до <данные изъяты> в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Административный ответчик в уведомлении указал, что по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов, на предмет наличия оснований, предусмотренных ст. 26 Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Федеральный закон № 218-ФЗ), препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлено, что непредставляется возможным внести изменения на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0000000:50439 в связи с отсутствием в ЕГРН координат характерных точек 201,202, в контуре 79; 214,213 в контуре 73 которые указаны в решении суда<данные изъяты> как существующие.
Рекомендовано для устранения причины приостановления внести изменения в представленное решение суда <данные изъяты>.
В связи с неустранением причин приостановления, <данные изъяты> решением Управления ФИО4 в государственном кадастровом учете отказано.
По мнению административного истца, решениями о приостановке и отказе в государственном кадастровом учете были нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, поскольку данные решения не имеют законных оснований и препятствуют административному истцу в осуществлении кадастрового учетаграниц принадлежащего ему земельного участка, определенных решением Наро-Фоминского городского суда <данные изъяты> по делу <данные изъяты>.
Решением Наро-Фоминского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.
Оспариваемый решения признаны незаконными, на Управление Росреестра по <данные изъяты> возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:180404:532, расположенного по адресу: <данные изъяты>, Наро-Фоминский городской округ, д. Афинеево, с/т «Светлые ключи», участок 48.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить указанное решение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что решение суда не исполнимо.
Заслушав доводы явившихся лиц, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 12 ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, решением Наро-Фоминского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу <данные изъяты> установлены границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:180404:532, расположенного по адресу: <данные изъяты>, Наро-Фоминский городской округ, д. Афинеево, с/т «Светлые ключи», участок 48, принадлежащего истцу на праве собственности. Решение суда изготовлено в окончательной форме <данные изъяты> и вступило в силу <данные изъяты>.
ФИО4 обратилась к административному ответчику с заявлением об осуществлении кадастрового учета сведений о границах земельного участка истца, приложив к нему копию решения Наро-Фоминского городского суда <данные изъяты>.
Уведомлением Управления Росреестра по <данные изъяты> от <данные изъяты> № КУВД-001/2022-31990218/1 приостановлен государственный кадастровый учет в отношении земельного участка истца до <данные изъяты> в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Разъясняя причины приостановки регистратор указал, что основанием для приостановления государственного кадастрового учета явилось то обстоятельство, что по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов, на предмет наличия оснований, предусмотренных ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлено, что не представляется возможным внести изменения на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0000000:50439 в связи с отсутствием в ЕГРН координат характерных точек 201, 202, в контуре 79; 214,213 в контуре 73 которые указаны в решении суда <данные изъяты> как существующие.
Рекомендовано для устранения причины приостановления внести изменения в представленное Решение суда <данные изъяты>.
В связи с не устранением причин приостановки, <данные изъяты> решением Управления Росреестра по <данные изъяты> административному истцу в государственном кадастровом учете отказано.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался действующим законодательством и пришел к выводу о том, что Управление обязано исполнить вступившее в законную силу решение суда.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного по существу решения и не противоречат нижеизложенному.
В силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Статьей 29 Закона № 218-ФЗ предусмотрено проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав (государственного кадастрового учета), на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления.
Согласно п. 7 ч.1, ч.2 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, решением Наро-Фоминского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу <данные изъяты> установлены как границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:180404:532, так и земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180425:874 и земель лесного фонда из кадастрового квартала 50:26:0000000:50439.
Указанные в оспариваемом уведомлении о приостановлении неточности в указании координат характерных точек, а именно 201, 202, в контуре 79; 214,213 в контуре 73, относятся к участку из земель лесного фонда (л.д. 53-54) и не касаются земельного участка административного истца.
В данном случае оснований для приостановления действий по осуществлению кадастрового учета по причине пороков в указании координат характерных точек не имелось.
Доводы, изложенные также в апелляционной жалобе, о неисполнимости решения суда опровергаются выпиской из ЕГРН от <данные изъяты>, согласно которой земельный участок административного истца поставлен на кадастровый учет по указанным координатам характерных точек (л.д. 105-108).
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат оснований для отмены принятого по делу решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Наро-Фоминского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Управление Росреестра по МО - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи