ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4009/19 от 29.06.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Алтунин А.В. Дело № 33а-5327/2020

(№ 2а-4009/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 29 июня 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,

при секретаре Прокошкиной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Буяновской Галины Алексеевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Короченцевой Е.В., о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации, возложении обязанности совершить определённые действия

по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения административного истца Буяновской Г.А., представителя административного ответчика Янчук А.Ю., судебная коллегия

установила:

Буяновская Г.А. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просила признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 17 октября 2019 г. о приостановлении государственной регистрации ограничения (обременения) в отношении объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , оформленное уведомлением и возложить обязанность повторно рассмотреть её заявление о регистрации ограничений права собственности на вышеуказанный жилой дом, и документы, представленные 10 октября 2019 г.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником недвижимого имущества – жилого дома, площадью 121,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, который состоит из помещений: лит. «А», первый этаж: 1-1 торговый зал, 1-2 торговый зал, 1-3 туалет, I – подсобное помещение; второй этаж: 1-4 жилая, 1-5 жилая, 1-6 кухня, 1-7 санузел, 1-8 прихожая. 20 декабря 2014 г. между Буяновской Г.А. и Обществом с ограниченной ответственностью «АМУРА ГАЛ» заключён договор аренды нежилого помещения, находящегося на первом этаже, для магазина продуктовых товаров. 25 декабря 2014 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым была произведена государственная регистрация данного договора за . 7 октября 2019 г. между указанными сторонами подписано дополнительное соглашение, согласно которому срок аренды нежилого помещения продлён на пять лет, с момента вступления настоящего дополнительного соглашения в законную силу. 10 октября 2019 г. для регистрации дополнительного соглашения Буяновская Г.А. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением, представив необходимый пакет документов. Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 17 октября 2019 г. осуществление государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды помещений от 25 декабря 2014 г. было приостановлено. Основанием для приостановления являлось то, что объект недвижимости с кадастровым номером , является жилым домом. По мнению административного истца, данное уведомление должностного лица незаконно, нарушает права и законные интересы административного истца.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью «АМУРА ГАЛ».

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2019 г. административное исковое заявление Буяновской Г.А. удовлетворено.

Признано незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Короченцевой Е.В. от 17 октября 2019 г. о приостановлении государственной регистрации.

На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» повторно рассмотреть заявление Буяновской Г.А. от 7 октября 2019 г. о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого помещения.

С Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Буяновской Г.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.

В апелляционной жалобе, поданной представителем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения норм материального права.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, является жилым домом, государственным регистратором, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пределах предоставленных полномочий было принято уведомление о приостановлении государственной регистрации от 17 октября 2019 г.

В судебном заседании представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по доверенности от 22 мая 2020 г. Янчук А.Ю. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Буяновская Г.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.

Заслушав пояснения административного истца и представителя административного ответчика, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

Как усматривается из материалов административного дела, Буяновской Г.А. принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 121,8 кв.м., состоящий из двух этажей, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (л.д. 21).

Согласно договору аренды от 20 декабря 2002 г. № 220, дополнительных соглашений к нему от 24 июля 2006 г., от 14 декабря 2012 г., органом местного самоуправления Буяновской Г.А. предоставлен за плату во временное владение и пользование земельный участок площадью 65,0 кв.м., для размещения и обслуживания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в районе комиссионного магазина.

На основании постановления администрации г. Ялты Республики Крым от 24 февраля 2016 г. № 367-п, с внесёнными в него постановлением от 24 августа 2016 г. № 3089-п изменениями, 6 сентября 2016 г. между Муниципальным образованием городской округ Ялта Республика Крым и индивидуальным предпринимателем Буяновской Г.А. заключён договор аренды земельного участка площадью 65 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане, карте), являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора, с видом разрешённого использования земельного участка: «Магазины» (код 4.4), категория земель – «земли населённых пунктов». Срок действия договора – 20 лет.

20 декабря 2014 г. между Буяновской Г.А. и Обществом с ограниченной ответственностью «АМУРА ГАЛ» заключён договор аренды нежилого помещения на первом этаже по адресу: <адрес>, во временное платное владение и пользование Арендатора для магазина продуктовых товаров, сроком на 5 лет. На момент заключения указанного договора, право собственности на данный жилой дом подтверждалось свидетельством от 6 декабря 2012 г. (выданным в соответствии с законодательством Украины).

25 декабря 2014 г. вышеуказанный договор аренды нежилых помещений зарегистрирован Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым под номером .

7 октября 2019 г. между Буяновской Г.А. и Обществом с ограниченной ответственностью «АМУРА ГАЛ» подписано дополнительное соглашение к договору аренды, в соответствии с которым срок аренды продлен на пять лет. На момент заключения данного дополнительного соглашения, право собственности административного истца зарегистрировано как «ранее учтённое», в правовом поле Российской Федерации сведения о регистрации нежилых помещений в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Буяновская Г.А. обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды нежилых помещений, приложив к нему технический паспорт на жилой дом, договор аренды земельного участка от 6 сентября 2016 г., решение Ялтинского городского совета АРК от 22 ноября 2012 г. № 1530.

Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Короченцевой Е.В. от 17 октября 2019 г. осуществление действий по государственной регистрации приостановлено до 16 января 2020 г. на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, является жилым домом.

Полагая, что вышеуказанное решение государственного регистратора является незаконным, Буяновская Г.А. обратилась в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое решение противоречит решению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 25 декабря 2014 г. , которым был зарегистрирован основной договор аренды нежилых помещений от 20 декабря 2014 г., при регистрации которого препятствий для осуществления регистрационных действий установлено не было.

Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Основания государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 названного Федерального закона, основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в т.ч. договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

В силу пункта 2 части 4 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены статьёй 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Так, согласно пункту 5 части 1 статьи 26 вышеуказанного Федерального закона, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно сведениям об основных характеристиках вышеуказанного объекта надвижимости с кадастровым номером (количество этажей - 2), а также кадастрового паспорта объекта недвижимости, его назначение – «жилой дом» (л.д.20, 24).

В соответствии с решением Ялтинского городского совета АРК от 22 ноября 2012 г. № 1530, приложенным административным истцом к заявлению о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды нежилых помещений при обращении в регистрирующий орган, Буяновской Г.А. дано разрешение о регистрации помещений: жилая комната 1-4 пл 13,8 кв.м., жилая комната 1-5, пл. 26,8 кв.м., кухня 1-6 пл. 19,8 кв.м. (л.д.25).

Между тем, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, сведения о нежилых помещениях не содержаться. Право собственности за административным истцом зарегистрировано только на жилой дом, состоящий из двух этажей.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия соглашается с обоснованностью вывода государственного регистратора о том, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является жилым домом.

Доводы административного истца со ссылкой на технический паспорт на жилой дом от 4 декабря 2012 г. и на регистрацию 25 декабря 2014 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым договора аренды нежилых помещений, при наличии документального подтверждения, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является жилым домом, не могли служить основанием для осуществления государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды нежилых помещений.

Исходя из вышеуказанных правовых норм и обстоятельств административного дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный ответчик, при вынесении оспариваемого о приостановлении государственной регистрации от 17 октября 2019 г. , действовал в пределах предоставленных ему полномочий.

Доводы апелляционной жалобы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заслуживают внимания.

Вместе с тем, административный истец не лишён права повторного обращения в компетентный орган с соответствующим заявлением, приложив к нему необходимый перечень документов, установленный действующим законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2019 г. и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – удовлетворить.

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2019 г. – отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Буяновской Галины Алексеевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Короченцевой Е.В., о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации, возложении обязанности совершить определённые действия.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи З.И. Курапова

Е.Г. Павловский