ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4023/2023 от 27.12.2023 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий: Дело №33а-4800/2023

судья Маркова О.А.

(1-я. инст. №2а-4023/2023)

УИД 75RS0001-02-2023-004229-96

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чита 27 декабря 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Каверина С.А.,

судей Жилинского А.Г., Пичуева В.В.,

при секретаре судебного заседания Лысковском И.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б.Д.В. к Законодательному Собранию Забайкальского края об оспаривании постановления, возложении обязанности,

по апелляционным жалобам представителя административного ответчика Законодательного Собрания Забайкальского края - Дорожковой Л.В., заинтересованного лица председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края С.Д.А.,

на решение Центрального районного суда г.Читы от 14 сентября 2023 года, и дополнительное решение Центрального районного суда г.Читы от 23 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи краевого суда Каверина С.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

<Дата>Б.Д.В. обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в котором, подробно мотивируя свою позицию, просил:

- признать недействующим с даты принятия постановление Законодательного Собрания Забайкальского края от <Дата> «О назначении С.Д.А. на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края с <Дата>»;

- обязать Законодательное Собрание Забайкальского края обратиться в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатуры Б.Д.В. квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

- обязать Законодательное Собрание Забайкальского края рассмотреть предложение о кандидатуре Б.Д.В. для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты. (л.д.7-9, 29-33)

Протокольным определением Центрального районного суда г.Читы от 18 июля 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен председатель Контрольно-счетной палаты Забайкальского края С.Д.А.. (л.д.78-83)

<Дата> определением этого же суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Контрольно-счетная палата Забайкальского края, председатель Законодательного Собрания Забайкальского края Кон Е.Х.. (л.д. 86, 88)

Протокольным определением этого же суда от <Дата> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по молодежной политике и спорту Законодательного Собрания Забайкальского края, председатель комитета по молодежной политике и спорту Законодательного Собрания Забайкальского края Ш.Г.Ф. (л.д.100-101)

Решением Центрального районного суда г.Читы от 14 сентября 2023 года постановлено: «Исковые требования Б.Д.В. к Законодательному собранию Забайкальского края, председателю Законодательного собрания Кон Е.Х. об оспаривании постановления, возложении обязанности, удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление Законодательного собрания от <Дата> «О назначении С.Д.А. на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края».

Возложить на Законодательное Собрание Забайкальского края обязанность рассмотреть предложение о кандидатуре Б.Д.В. для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты.

В удовлетворении требований в остальной части иска отказать». (л.д.151-159)

Дополнительным решением Центрального районного суда г.Читы от 23 октября 2023 года оставлены без удовлетворения требования Б.Д.В. к Контрольно-счетной палате Забайкальского края. (л.д.204-205)

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Законодательного Собрания Забайкальского края - по доверенности Дорожкова Л.В., выражает несогласие с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных административным истцом требований, которое, по ее мнению, в указанной части вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Подробно мотивируя свою позицию, полагает неверным вывод суда о нарушении принципа равенства доступа к государственной гражданской службе, в связи с применением судом норм федерального законодательства в редакциях, не действующих на момент рассмотрения административного дела; кроме того, указывает на содержащийся в мотивировочной части решения вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Считает, что суд ошибочно распространил отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего Российской Федерации и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, на порядок замещения государственных должностей субъектов Российской Федерации, к которым относится должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.

Выражает несогласие с отклонением довода административного ответчика о несоответствии положениям Регламента Законодательного Собрания Забайкальского края первоначально представленного протокола заседания комитета по молодежной политике и спорту, содержащего предложение о кандидатуре Б.Д.В. на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края. Полагает, что решение суда не содержит указаний на нормы действующего законодательства, применимые к спорным правоотношениям, нарушенные Законодательным Собранием Забайкальского края при принятии оспариваемого постановления, которое считает принятым и оформленным с соблюдением процедур и требований, установленных федеральным и региональным законодательством, в рамках компетенции.

Указывает, что в проекте повестки дня заседания Законодательного Собрания Забайкальского края <Дата> был включен вопрос о рассмотрении кандидатуры С.Д.А. для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, а в случае получения к моменту проведения заседания положительного заключения Квалификационной комиссии Счетной палаты Российской Федерации по кандидатуре Б.Д.В. – о рассмотрении также его кандидатуры. При этом, в ходе обсуждения и голосования за проект повестки дня заседания никто из депутатов не воспользовался правом внесения предложения об исключении указанного вопроса на основании того, что кандидатура Б.Д.В. еще не рассмотрена Квалификационной комиссией Счетной палаты Российской Федерации.

Обращает внимание, что по результатам тайного голосования на заседании Законодательного Собрания Забайкальского края <Дата>С.Д.А. большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания назначен председателем Контрольно-Счетной палаты Забайкальского края, о чем оформлено постановление .

Просит решение Центрального районного суда г.Читы от 14 сентября 2023 года в указанной выше части отменить, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления Б.Д.В. в полном объеме. (л.д.177-182)

Заинтересованное лицо председатель Контрольно-счетной палаты Забайкальского края С.Д.А. в своей апелляционной жалобе также просит решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать. В обоснование своей позиции указывает, что должность председателя контрольно-счетного органа относится к государственным должностям субъекта Российской Федерации, в связи с чем, полагает ошибочным применение судом к спорным правоотношениям норм и принципов Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Считает, что комитет по молодежной политике и спорту, будучи инициатором выдвижения, не предпринял необходимых и своевременных мер для участия кандидата в процедурах, необходимых для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.

Ссылается на отсутствие оценки суда в отношении протокола заседания комитета по молодежной политике и спорту; полагает необоснованно проигнорированным судом заявление о необходимости прекращения производства по делу в связи с подачей административного искового заявления лицом, не имеющим право обжалования вынесенного постановления.

Считает неверным вывод суда об отсутствии необходимости рассмотрения вопроса о назначении председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края на очередном заседании Законодательного Собрания Забайкальского края, ближайшем к истечению срока полномочий действующего председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.

Обращает внимание на отсутствие в решении суда указаний на порядок и срок его исполнения, в том числе, в части порядка прекращения полномочий председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края С.Д.А. и повторного рассмотрения Законодательным Собранием Забайкальского края кандидатур на названную должность. (л.д. 190-197)

Относительно доводов апелляционных жалоб административным истцом Б.Д.В. поданы письменные возражения. (л.д.225-226)

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Законодательного Собрания Забайкальского края - по доверенности Дорожкова Л.В., а также заинтересованное лицо председатель Контрольно-счетной палаты Забайкальского края С.Д.А., каждый в отдельности, доводы апелляционных жалоб об отмене в части решения суда поддержали.

Административный истец Б.Д.В., указывая на законность и обоснованность решения суда, просит апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.

Иные участвующие в деле лица на рассмотрение апелляционных жалоб, будучи надлежаще извещенными, не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявили.

В соответствии с ч.2 ст.306, ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, оценив доказательства, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от <Дата> на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края с <Дата> назначена Д.С.А., срок полномочий которой должен был истечь <Дата>, и был продлен постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от <Дата> до начала осуществления должностных обязанностей вновь назначенным председателем Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, но не более чем на 90 дней.

В установленный частью 3 статьи 3 Закона Забайкальского края № 579-ЗЗК 70-дневный срок до истечения срока полномочий председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края в Законодательное Собрание края были внесены предложения о четырех кандидатурах на государственную должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края. Законодательное Собрание края обратилось в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии внесенных кандидатур квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом № 6-ФЗ, однако, данные кандидатуры не были рассмотрены в Счетной палате Российской Федерации и на заседании Законодательного Собрания края в связи с их отзывом.

Постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от <Дата> полномочия председателя Контрольно-счетной палаты Д.С.А. прекращены с <Дата>, а заместитель председателя Контрольно-счетной палаты З.С.М. назначен исполняющим обязанности председателя Контрольно-счетной палаты с <Дата>. Таким образом, в установленный срок кандидатуры на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края не были рассмотрены.

<Дата> в Законодательное Собрание Забайкальского края внесено для рассмотрения предложение комитета по бюджетной и налоговой политике о кандидатуре С.Д.А. для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.

В соответствии с частью 5.1 статьи 6 Федерального закона № 6-ФЗ и частью 4.1 статьи 4 Закона края № 579-ЗЗК Законодательное Собрание края <Дата> обратилось в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатуры С.Д.А. квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом № 6-ФЗ.

<Дата> в Законодательное Собрание края внесено для рассмотрения предложение комитета по молодежной политике и спорту о кандидатуре Б.Д.В. для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.

Протокол заседания Комитета по молодежной политике и спорту от <Дата>, на котором Комитетом принято решение о внесении кандидатуры Б.Д.М., содержал информацию об участии членов комитета в заседании комитета путем использования системы видеоконференц-связи.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Регламента Законодательного Собрания края в исключительных случаях при невозможности личного присутствия на заседании комитета Законодательного Собрания края по уважительной причине депутат - член комитета по решению председателя комитета при наличии технической возможности вправе участвовать в заседании комитета путем использования системы видеоконференц-связи. О намерении участвовать в заседании комитета путем использования системы видеоконференц-связи депутат не позднее чем за три рабочих дня до заседания комитета информирует председателя комитета. Председатель комитета, принявший решение об участии депутатов - членов комитета в заседании комитета путем использования системы видеоконференц-связи, не позднее чем за два рабочих дня до заседания комитета подает на имя Председателя Законодательного Собрания края заявку на проведение заседания комитета с использованием системы видеоконференц-связи с указанием депутатов - членов комитета, намеренных участвовать в заседании комитета путем использования системы видеоконференц-связи, которая подлежит передаче в аппарат Законодательного Собрания края с целью определения технической возможности установления необходимого соединения с указанными в заявке депутатами - членами комитета, а также для подготовки необходимого оборудования.

В нарушение положений части 7 статьи 24 Регламента Законодательного Собрания края, заявка на проведение <Дата> заседания Комитета по молодежной политике и спорту с использованием системы видеоконференц-связи председателем данного Комитета на имя Председателя Законодательного Собрания края не подавалась.

В связи с возникшими сомнениями в легитимности принятого комитетом по молодежной политике и спорту решения о внесении кандидатуры Б.Д.В. в условиях обеспечения кворума в нарушение действующего порядка, председателем Законодательного Собрания Забайкальского края Кон Е.Х., организующим в соответствии с частью 1 статьи 35 Устава Забайкальского края работу Законодательного Собрания края, усмотрена необходимость получения от председателя Комитета по молодежной политике и спорту Ш.Г.Ф. пояснений о порядке проведения заседания комитета <Дата>.

<Дата> на рассмотрение Законодательного Собрания края поступило повторное предложение Комитета по молодежной политике и спорту о кандидатуре Б.Д.В. для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, оформленное решением комитета от <Дата>.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 6-ФЗ Законодательное Собрание края <Дата> обратилось в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатуры Б.Д.В. квалификационным требованиям, установленным федеральным законом № 6-ФЗ.

Согласно письму Счетной Палаты Российской Федерации от <Дата>, на заседании Квалификационной комиссии Счетной палаты Российской Федерации принято решение о соответствии кандидатуры С.Д.А. квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом № 6-ФЗ.

Решением Совета Законодательного Собрания края от <Дата> в проект повестки дня заседания Законодательного Собрания Забайкальского края <Дата> включен вопрос «О назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края», порядок рассмотрения которого в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания края предусматривает проведение тайного голосования.

Повестка дня заседания Законодательного Собрания края, проект которой рекомендован Советом Законодательного Собрания края <Дата>, в соответствии с частью 2 статьи 63 Регламента Законодательного Собрания края рассмотрена и утверждена на заседании Законодательного Собрания края <Дата> большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Законодательного Собрания края. По результатам тайного голосования на заседании Законодательного Собрания края <Дата>С.Д.А. большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания края назначен председателем Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, о чем оформлено постановление Законодательного Собрания края .

В связи с назначением председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, принято решение об обращении в Счетную палату Российской Федерации с просьбой вернуть документы на кандидата Б.Д.В.

Таким образом, по мнению суда первой инстанции, при наличии двух кандидатов на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края в повестку на голосование была включена и рассмотрена лишь одна кандидатура.

Кроме того, суд указал, что требование административного истца о возложении обязанности на Законодательное Собрание Забайкальского края обратиться в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатуры Б.Д.В. квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», является необоснованным, поскольку исполнение данного требования является одним из этапов процедуры рассмотрения предложения о кандидатуре на должность председателя Контрольно-Счетной палаты, при этом нормы п.5.1 ст.6 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ (ред. от <Дата>) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» сформулированы императивно и не предполагают усмотрения уполномоченного органа при принятии такого решения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, изучив материалы дела, положения действующего федерального и регионального законодательства, оценив представленные сторонами доказательства, нормы КАС РФ, и т.д., пришел к выводу, что, рассмотрев на заседании Законодательного собрания Забайкальского края только кандидатуру С.Д.А. и приняв решение о его назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, административный ответчик нарушил один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от <Дата> № 79-ФЗ), в связи с чем, частично удовлетворил требования административного искового заявления Б.Д.В.

При этом суд исходил из того, что Законодательное собрание Забайкальского края должно было рассмотреть обе кандидатуры, учитывая, что обе кандидатуры были внесены на рассмотрение Законодательного собрания за пределами срока, установленного законом (за 70 дней до истечения полномочий предыдущего председателя Контрольно-счетной палаты), иные сроки для внесения на рассмотрение и рассмотрения кандидатур ни федеральным законодательством, ни нормативными актами субъекта РФ не установлены.

Суд констатировал, что неосновательными являются доводы представителя административного ответчика о том, что первоначально представленный протокол заседания Комитета по молодежной политике и спорту, содержащий предложение о кандидатуре Б.Д.В. на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, не соответствовал положениям Регламента Законодательного собрания края (содержал информацию об участии членов комитета в заседании комитета путем использования системы видеоконференц-связи), поскольку, за отсутствием сроков предоставления соответствующих документов, в Законодательное собрание был представлен второй протокол, отражающий итоги очного голосования.

Довод представителя административного ответчика о необходимости скорейшего рассмотрения кандидатуры, в связи с истечением срока полномочий предыдущего председателя Контрольно-счетной палаты, также несостоятелен, так как не обоснован достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление назначения председателя Контрольно-счетной палаты может привести к невозможности функционирования данного органа, тем более, что материалами дела установлено, что обе кандидатуры были поданы Комитетами по истечении более двух месяцев с момента отзыва первоначально представленных кандидатур, а также то, что до назначения в установленном порядке председателя Контрольно-счетной палаты назначен исполняющим обязанности председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края З.С.М.

Исходя из этого, произвольный отказ в проведении процедуры в отношении другого кандидата был недопустим.

С указанными выводами и принятым судом решением об удовлетворении в части заявленных требований административного иска судебная коллегия согласиться не может, поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного дела, как это предусмотрено ч.3 ст.62 КАС РФ, судом первой инстанции не были определены в полном объеме в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям.

Судебный акт является законным в том случае, когда принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям в полном объеме не соответствует, поскольку предусмотренные КАС РФ меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судом первой инстанции не выполнены.

Так, согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требование о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком.

Административным истцом Б.Д.В. заявлено, в том числе, требование о признании не действующим со дня принятия постановления Законодательного Собрания Забайкальского края от <Дата> «О назначении С.Д.А. на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края» (далее – постановление Законодательного Собрания края от <Дата>), тогда как данное постановление не является нормативным правовым актом, не рассматривалось и не принималось Законодательным Собранием в порядке, установленном статьей 100 Регламента Законодательного Собрания Забайкальского края, принятого постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от <Дата> (далее – Регламент Законодательного Собрания края), а было оформлено по результатам тайного голосования депутатов Законодательного Собрания края по вопросу о назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от <Дата> № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» Законодательное Собрание Забайкальского края является представительным и единственным законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законодательное Собрание края самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами края (часть 2 статьи 25 Устава Забайкальского края).

Согласно положениям части 1 статьи 3 и части 1 статьи 5 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации образует контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации в составе председателя, аудиторов и аппарата контрольно-счетного органа.

Срок полномочий председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ).

Частью 1 статьи 4 Закона Забайкальского края от <Дата>-ЗЗК «О Контрольно-счетной палате Забайкальского края» (далее – Закон Забайкальского края -ЗЗК) установлено, что председатель Контрольно-счетной палаты Забайкальского края назначается на должность сроком на пять лет.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ председатель контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации назначается на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федераций.

Предложения о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации вносятся в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации: - председателем законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; - депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее одной трети от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Право внесения предложений о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предоставлено также комитетам и комиссиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 части 2 статьи 4 Закона Забайкальского края от <Дата>-ЗЗК такое право закреплено за комитетами Законодательного Собрания края.

Согласно положениям части 5 статьи 6 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ порядок рассмотрения кандидатур на должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации устанавливается регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 80 Регламента Законодательного Собрания Забайкальского края, по кадровым вопросам, решение которых относится к полномочиям Законодательного Собрания края, в том числе по избранию, назначению, согласованию, утверждению кандидатур, проводится тайное голосование. Кандидатура считается избранной (назначенной, согласованной, утвержденной), если за нее проголосовало большинство от установленного числа депутатов.

С учетом вышеизложенного, является необоснованным довод административного искового заявления Б.Д.В. о том, что, в нарушение требований части 5 статьи 6 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, Регламент Законодательного Собрания Забайкальского края не содержит положений, определяющих порядок рассмотрения кандидатур на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.

Кроме того, учитывая изложенное, не заслуживают внимания доводы заявителя о нарушении Законодательным Собранием Забайкальского края действующего федерального законодательства, а именно положений частей 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, тем более, что предметом регулирования части 4 статьи 6 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ являются правоотношения, не относящиеся к порядку рассмотрения кандидатур на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.

Административный истец Б.Д.В. обращает внимание также на нарушение Законодательным Собранием Забайкальского края положений части 3 статьи 3 и части 2 статьи 4 Закона Забайкальского края от 02 ноября 2011 года № 579-ЗЗК.

Вместе с тем, часть 3 статьи 3 Закона края от 02 ноября 2011 года № 579-ЗЗК содержит положения, определяющие акт Законодательного Собрания края, которым оформляются решения о назначении председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Забайкальского края (постановление Законодательного Собрания края), а также положения о сроках внесения в Законодательное Собрания края предложений о кандидатурах на государственные должности и порядке их рассмотрения.

Частью 2 статьи 4 Закона края от 02 ноября 2011 года № 579-ЗЗК определены субъекты, наделенные полномочиями по внесению предложений о кандидатурах для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края. Однако в административном иске не указано, какое из этих положений нарушено Законодательным Собранием края, в то время как все перечисленные положения Закона края от 02 ноября 2011 года №579-ЗЗК были соблюдены в ходе процедуры назначения С.Д.А. на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.

Признавая незаконным оспариваемое постановление от <Дата> и возлагая на Законодательное Собрание Забайкальского края обязанность рассмотреть предложение о кандидатуре Б.Д.В. для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты, суд первой инстанции ошибочно исходил из того, что Законодательным Собранием Забайкальского края при принятии решения о назначении С.Д.А. на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения.

Суд пришел к данному выводу, применив нормы федерального законодательства в редакциях, не действующих на момент рассмотрения административного дела и принятия по нему решения.

Так, на странице 9 решения суд первой инстанции привел положения частей 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, указав на то, что должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены к государственным должностям субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, а также на то, что в составе контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям части 3 статьи 5 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, в редакциях Федерального закона от <Дата> № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №255-ФЗ) и Федерального закона от <Дата> № 287-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»», должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации относятся к государственным должностям субъекта Российской Федерации.

Также Федеральным законом № 255-ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 5 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, согласно которым законом субъекта Российской Федерации в составе контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены не одна должность, как указано в решении суда, а несколько должностей заместителей председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в обжалуемом решении (стр.14) приведены положения пункта 3 статьи 4 Федерального закона от <Дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в редакции, не действующей на момент рассмотрения административного дела.

В оспариваемом судебном акте указано, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от <Дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ). При этом суд ошибочно распространил указанные отношения на порядок замещения государственных должностей субъектов Российской Федерации, к которым, в соответствии с действующей редакцией части 3 статьи 5 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, относится должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.

Лица, замещающие государственные должности субъекта Российской Федерации, не относятся к должностям государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона № 79-ФЗ, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Так, как указано выше, порядок назначения на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации установлен статьей 6 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, согласно которой (часть 1), председатель контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации назначается на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

К порядку назначения на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации не применяются положения Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе, определяющие порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и принципы государственной гражданской службы.

Вопреки позиции по делу административного истца, несоблюдение установленного пунктом 7 статьи 24 Регламента Законодательного Собрания Забайкальского края порядка подготовки и проведения заседания комитета по молодежной политике и спорту с использованием системы видеоконференц-связи повлекло незаконность принятых комитетом решений, в связи с чем, решение комитета по молодежной политике и спорту от <Дата> о внесении кандидатуры Б.Д.М. не было принято на рассмотрение Законодательным Собранием Забайкальского края.

Несостоятельными являются доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление нарушило его трудовые права.

Так, Б.Д.В. на основании постановления Законодательного Собрания Забайкальского края от <Дата> замещает государственную должность аудитора Контрольно-счетной палаты Забайкальского края. Принятие административным ответчиком обжалуемого постановления не привело к нарушению его (заявителя) трудовых прав и законных интересов, поскольку он по-прежнему исполняет должностные обязанности по замещаемой должности.

Вопреки доводам заявителя, решение суда не содержит указаний на нормы действующего законодательства, применимые к спорным правоотношениям, которые были нарушены Законодательным Собранием Забайкальского края при принятии решения о назначении С.Д.А. на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, что могло бы послужить основанием для признания постановления от <Дата> незаконным.

Как установлено судебной коллегией при апелляционном рассмотрении и следует из материалов дела, кандидатура С.Д.А. была внесена для рассмотрения Законодательным Собранием Забайкальского края в установленном законом порядке и соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым федеральным законодательством.

Постановление Законодательного Собрания Забайкальского края от <Дата> «О назначении С.Д.А. на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края» было оформлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, по результатам проведенного на заседании Законодательного Собрания Забайкальского края тайного голосования депутатов представительного органа края по включенному в повестку дня заседания вопросу о назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.

При принятии Законодательным Собранием Забайкальского края решения о назначении С.Д.А. председателем Контрольно-счетной палаты Забайкальского края соблюдены все требования, установленные к процедуре назначения федеральным и региональным законодательством. Указанное решение принято в рамках компетенции Законодательного Собрания Забайкальского края большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края посредством процедуры тайного голосования, что, в свою очередь, гарантирует беспристрастность коллегиального органа, принимающего решение.

Повторно поступившее <Дата> предложение комитета по молодежной политике и спорту о кандидатуре Б.Д.В. для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, оформленное решением комитета от <Дата> на заседании, проведенном <Дата> без нарушений норм Регламента, было принято для рассмотрения Законодательным Собранием Забайкальского края.

<Дата>, в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 6 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, Законодательное Собрание Забайкальского края обратилось в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатуры Б.Д.В. квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ.

<Дата> на заседании Квалификационной комиссии Счетной палаты Российской Федерации принято решение о соответствии кандидатуры С.Д.А. квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, что позволяло рассмотреть кандидатуру С.Д.А. на заседании Законодательного Собрания Забайкальского края.

Учитывая данное обстоятельство, а также тот факт, что <Дата> прекратились полномочия председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края Д.С.А., комитет по государственной политике и местному самоуправлению большинством голосов принял решение рекомендовать Совету Законодательного Собрания Забайкальского края включить в проект повестки дня заседания Законодательного Собрания Забайкальского края вопрос «О назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края», рассмотреть кандидатуру С.Д.А., а в случае, если к моменту проведения заседания Законодательного Собрания Забайкальского края будет получено положительное заключение Квалификационной комиссии Счетной палаты Российской Федерации по кандидатуре Б.Д.В., рассмотреть также его (заявителя) кандидатуру. Данное предложение в результате обсуждения на заседании Совета Законодательного Собрания Забайкальского края, состоявшемся <Дата>, было поддержано большинством членов Совета.

Повестка дня заседания Законодательного Собрания Забайкальского края, проект которой рекомендован Советом Законодательного Собрания Забайкальского края <Дата>, в соответствии с частью 2 статьи 63 Регламента была рассмотрена и утверждена на заседании Законодательного Собрания Забайкальского края <Дата> большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Законодательного Собрания края. При этом в ходе обсуждения и голосования за проект повести дня заседания ни один депутат, зная, что кандидатура Б.Д.В. Квалификационной комиссией Счетной палаты Российской Федерации еще не рассмотрена, не воспользовался установленным Регламентом правом внести предложение об исключении вышеуказанного вопроса из проекта повестки дня заседания, что свидетельствовало о готовности всех депутатов рассмотреть кандидатуру С.Д.А. на заседании Законодательного Собрания Забайкальского края.

По результатам тайного голосования на заседании Законодательного Собрания Забайкальского края <Дата>С.Д.А., большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания края, назначен председателем Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, о чем оформлено постановление .

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В силу п.2 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Согласно положениям п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в частности, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Центрального районного суда г.Читы от 14 сентября 2023 года не может быть признано законным и обоснованным в полном объеме, подлежит отмене в части признания незаконным постановления Законодательного собрания Забайкальского края от <Дата> «О назначении С.Д.А. на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края», возложения на Законодательное Собрание Забайкальского края обязанности рассмотреть предложение о кандидатуре Б.Д.В. для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты, с принятием по делу в указанной части, с учетом установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств, нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В остальном решение суда и дополнительное решение суда изменению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Читы от 14 сентября 2023 года, в части признания незаконным постановления Законодательного собрания Забайкальского края от <Дата> «О назначении С.Д.А. на должность председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края», возложения на Законодательное Собрание Забайкальского края обязанности рассмотреть предложение о кандидатуре Б.Д.В. для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты – отменить, по делу в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Б.Д.В..

В остальном решение суда и дополнительное решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: