ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4024/20 от 25.02.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Лисина Е.В. № 2а-4024/2020

Судья – докладчик Теплякова И.М. № 33а-1889/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 25 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Тепляковой И.М.

судей Кошелевой А.П., Певиной Е.А.

при секретарях Париновой Е.Ю., Павловой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Товарищества собственников недвижимости Садового общества им. Крупской на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 17 ноября 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., объяснения представителя административного истца Товарищества собственников недвижимости Садового общества им. Крупской Барсукова В.В., представителя административного ответчика администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области Зиновьева Д.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец Товарищество собственников недвижимости Садовое общество им. Крупской (далее ТСН СО им. Крупской) обратилось в суд с административным иском, в котором просило:

- признать незаконным отказ администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 02.10.2020 года № 397 о продлении Договора № 1 безвозмездного пользования земельным участком от 07.10.2015 года;

- обязать администрацию Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области продлить Договор № 1 безвозмездного пользования земельным участком от 07.10.2015 на тех же условиях, сроком на три года, путем заключения Дополнительного соглашения.

В обосновании административных исковых требований указано, что 07 октября 2015 года между ТСН СО им. Крупской и администрацией Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области заключен указанный договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 54:19:062501:1656, площадью 310055 кв.м., местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Верх-Тулинский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства. Срок действия договора - по 07 октября 2020 года. Условия и сроки возврата земельного участка после окончания срока пользования в договоре не предусмотрены.

По условиям договора пользователь в течение 18 месяцев с момента заключения договора обязуется обеспечить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, которые должны быть одобрены общим собранием членов ТСН СО им. Крупской, а также обеспечить проведение кадастровых работ для образования земельных участков.

Однако выполнить все условия договора в предусмотренный договором срок не представилось возможным, поскольку право безвозмездного пользования земельным участком ТСН СО им. Крупской оспаривалось ДНТ «Дачник», спор разрешен решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19 октября 2016 года, вступившим в законную силу 01 марта 2017 года. Кадастровые работы, необходимые для образования земельных участков, были проведены только в ноябре 2018 года.

Стоимость работ по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания, а также кадастровых работ составляет 2 400 000 руб.

23 ноября 2018 года состоялось общее собрание членов товарищества, на котором земельные участии распределены между членами.

В предоставлении земельных участков в собственность гражданам за плату администрация отказывает. Полагает, что административный ответчик намеренно затягивает процесс предоставления земельных участков в собственность граждан.

С 28 марта 2020 года в связи с введением ограничений, вызванных распространением коронавирусной инфекции, административный истец был вынужден приостановить деятельность по освоению земельного участка.

28 сентября 2020 года административный истец обратился в администрацию Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о продлении договора безвозмездного пользования земельным участком от 07 октября 2015 года, письмом от 02 октября 2020 года в продлении отказано.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилось ТСН СО им. Крупской. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.

В обоснование доводов жалобы указано на несогласие с выводом суда о том, что положения статей Гражданского кодекса РФ и федеральных законов не свидетельствуют о наличии у администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области обязанности по заключению дополнительного соглашения о продлении срока действия договора безвозмездного пользования земельным участком.

Апеллянт считает, что своими действиями (бездействием) администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области умышленно затягивает процесс предоставления земельных участков членам ТСН СО им. Крупской в собственность за плату, в связи с тем, что срок договора истекает 07 октября 2020 года и уже сформированные за счет денежных средств ТСН СО им. Крупской земельные участки сможет продавать за более высокую цену.

Отмечает, что в обжалуемом отказе от 02 октября 2020 года № 397 указано, что между сторонами заключался договор безвозмездного пользования, а не договор аренды, следовательно, правовых оснований для продления договора нет, в то время как апеллянт считает, что договор безвозмездного пользования - это договор аренды на безвозмездной основе.

Считает, что нормы Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» должны быть применены к Договору № 1 безвозмездного пользования земельным участком от 07.10.2015 года и он должен быть продлен на три года.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что законом не предусмотрена обязанность администрации Верх-Тулинского сельсовета (ссудодателя) по заключению дополнительного соглашения о продлении срока действия договора безвозмездного пользования земельным участком ввиду того, что положения о продлении срока действия аренды, предусмотренные ч. 6 ст. 19 Федерального закона № 98-ФЗ от 01.04.2020 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», не распространяются на правоотношения, вытекающие из договора безвозмездного пользования земельным участком. В связи с чем, суд не установил оснований для удовлетворения требований административного истца.

С выводом суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.10.2015 года между администрацией Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и ТСН СО им. Крупской заключен договор № 1 безвозмездного пользования земельным участком, по условия которого администрация передает, а пользователь принимает в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым номером 54:19:062501:1656, площадью 310055 кв.м., местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Верх-Тулинский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства. Срок действия договора с 07.10.2015 по 07.10.2020 года (п.п. 1.1, 1.2, 2.1 договора).

Договор безвозмездного пользования земельным участком заключен на основании постановления администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области № 527 от 07.10.2015 года.

28.09.2020 года ТСН СО им. Крупской обратилось в администрацию Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о продлении срока действия договора безвозмездного пользования земельным участком.

Ответом и.о. главы Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 02.10.2020 № 397 в продлении срока действия договора безвозмездного пользования земельным участком отказано в связи с отсутствием правовых оснований, со ссылкой на то, что положения о продлении срока действия аренды, предусмотренные ч. 6 ст. 19 Федерального закона № 98-ФЗ от 01.04.2020 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», не распространяются на правоотношения, вытекающие из договора безвозмездного пользования земельным участком.

В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.

Срок безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи./п. 3 ст. 39.10 ЗК РФ/.

Договор безвозмездного пользования земельным участком, заключаемый с садоводческим некоммерческим товариществом, должен предусматривать обязанность этого товарищества обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. /п. 4 ст. 39.10 ЗК РФ/.

Согласно п. 1.1 ст. 24 ЗК РФ договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 689 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. /п. 1 ст. 615 ГК РФ/.

Согласно п. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

На применение к договору безвозмездного пользования указанных положений ГК РФ, регулирующих отношения по аренде имущества, также указано в п. 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2020).

В соответствии с ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что: 1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации; 2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды; 3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Согласно части 5, 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Положения Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, ЗК РФ И ГК РФ не содержат норм, исключающих применение для договоров безвозмездного пользования установленных названным нормативным актом правил о заключении дополнительного соглашения о продлении срока действия договора.

Ссылка административного ответчика на положения пп. 11 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, предусматривающего заключение договора на срок не более 5 лет, не опровергает обоснованности вышеизложенного вывода, поскольку положения федерального законодательства, принятого в связи с введением на соответствующих субъектах Российской Федерации режима повышенной готовности, являются специальными по отношению к нормам пп. 11 п. 2 ст.39.10 ЗК РФ и приняты позднее.

Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Указом Президента РФ от 02 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» поручено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Новосибирской области от 13.12.2006 N 63-ОЗ "О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера", решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 № 8/1, в связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) Правительством Новосибирской области принято постановление № 72-п от 18.03.2020 о введении на территории Новосибирской области с 14:00ч 18 марта 2020 года режима повышенной готовности.

Данным постановлением предусмотрено, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы.

Таким образом, указанные обстоятельства непреодолимой силы возникли с 18.03.2020 (с момента введения режима повышенной готовности на территории Новосибирской области) и сохраняются до настоящего времени, то есть возникли и продолжали существовать в последние шесть месяцев срока действия договора безвозмездного пользования от 07.10.2015, до истечения срока действия договора 07.10.2020.

Учитывая принятые исключительные меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, временному приостановлению деятельности ряда организаций и органов государственной власти, местного самоуправления, введению режима повышенной опасности и обстоятельства непреодолимой силы, влекущие невозможность ТСН СО им.Крупской исполнить обязанности по договору безвозмездного пользования земельным участком от 07.10.2015 в срок, определенный договором, по независящим от общества причинам, административному ответчику надлежало рассмотреть вопрос о продлении срока действия договора.

Доводы ТСН СО им. Крупской о том, что в период действия договора безвозмездного пользования земельным участком от 07.10.2015 договор оспаривался ДТН «Дачник», решение арбитражного суда Новосибирской области постановлено 19.10.2016, вступило в законную силу лишь 01.03.2017, подтверждены копиями судебных актов и общедоступными сведениями сайта https://ras.arbitr.ru/ по арбитражному делу № А45-10729/2016. Наличие судебного спора, согласно позиции административного истца, создавало длительное время (17 месяцев) неопределенность в возможности проведения им кадастровых работ по договору и несения указанных затрат. При этом п. 4.1 договора на пользователя возложены обязанности по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в течение 18 месяцев с момента заключения договора. Данные доводы административным ответчиком не опровергнуты.

В оспариваемом решении административного ответчика от 02.10.2020 указано на то, что положения Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, регулирующие заключение дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, не предусматривают возможности продления договоров безвозмездного пользования, однако невозможность применения аналогии закона не обоснована и не подтверждена.

Таким образом, в нарушение положений ч.ч. 9, 11 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ органом, наделенным публичными полномочиями, не доказано соответствие принятого решения нормативным правовым актам, его обоснованность и законность. В свою очередь, такой отказ безусловно нарушает права административного истца, который предпринимал попытки продлить договор безвозмездного пользования земельного участка в административном порядке, завершить надлежащее оформление правоотношений по использованию им земельного участка в интересах членов садового общества - граждан, то есть принимал необходимые и достаточные меры к достижению правомерной цели.

Судом первой инстанции при признании законности оспариваемого отказа не был учтен факт того, что правоотношения по безвозмездному пользованию земельным участком не были завершены по независящим от заявителя причинам из-за распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-2019).

Доказательств невозможности заключения дополнительного соглашения к договору безвозмездного пользования земельным участком по аналогии закона - ч. 6 ст. 19 Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" судебной коллегии не представлены.

При таких обстоятельствах, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным отказа администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 02.10.2020 № 397 в продлении договора № 1 безвозмездного пользования земельным участком от 07.10.2015, об обязании администрации в соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ повторно рассмотреть заявление ТСН СО им. Крупской от 28.09.2020 о продлении срока договора безвозмездного пользования земельным участком.

Оснований для обязания администрации продлить договор от 07.10.2015 у судебной коллегии не имеется, поскольку суд не вправе подменять органы местного самоуправления в реализации ими своих полномочий, установленных законом.

Апелляционная жалоба ТСН СО им. Крупской об отмене решения суда подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 17 ноября 2020 года отменить, приняв по делу новое решение.

Признать незаконным отказ администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 02.10.2020 № 397 в продлении договора № 1 безвозмездного пользования земельным участком от 07.10.2015.

Обязать администрацию Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области повторно рассмотреть заявление ТСН СО им. Крупской о продлении срока договора безвозмездного пользования земельным участком от 28.09.2020.

Апелляционную жалобу ТСН СО им. Крупской удовлетворить.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи