дело № 2а-4038/2020 копия
33а-9658/2020
судья Евдокимова Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 02 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Чулатаевой С.Г., Котельниковой Е.Р.,
при секретаре Греховой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министра жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Перми от 28 июля 2020 года, которым постановлено:
«в удовлетворении административного искового заявления Министра жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края ФИО1 к Прокуратуре Пермского края о признании незаконным предостережения Прокуратуры Пермского края от 18.06.2020 года № 7-53-09-2020 - отказать».
Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения представителя административного истца - ФИО2, представителей административного ответчика Прокуратуры Пермского края – ФИО3, ФИО4, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Министр жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края ФИО1 обратился с административным иском к Прокуратуре Пермского края, заявил требование о признании незаконным предостережения Прокуратуры Пермского края от 18.06.20202 года № 7-53-09-2020.
В обоснование указал, на то, что Прокуратурой края в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края была проведена проверка в части исполнения полномочий главного распорядителя средств субсидии на обеспечение подготовки систем теплоснабжения муниципальных образований к осенне-зимнему периоду 2020-2021 гг., определенных Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по качественному функционированию систем теплоснабжения на территориях муниципальных образований Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 29.04.2019 года № 318-п (далее по тесту Порядок). 18.06.2020 года Прокуратурой Пермского края в адрес Министра жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края ФИО1 вынесено предостережение № 7-53-09-2020, в котором указано на недопустимость нарушения Порядка в части своевременного распределения краевых бюджетных средств среди муниципалитетов на подготовку к отопительному сезону 2020-2021 гг., а также на необоснованное затягивание соответствующей процедуры отбора.
Административный истец полагает, что предостережение Прокуратуры Пермского края не соответствует действующему законодательству, так как прокурор при проведении проверки может объявить его лишь при наличии веских документальных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение. Предостережение прокуратуры Пермского края не содержит сведений о готовящихся противоправных деяниях, а также указания конкретных норм закона о недопустимости нарушения которых предостерегает прокурор. Ссылаясь на положения п. 4.14 Порядка № 318-п указывает на то, что в целях использования экономии средств для предоставления субсидий и (или) перераспределения размера субсидий между муниципальными образованиями, распределение средств непосредственного резерва Министерство: осуществляет дополнительный отбор в порядке, предусмотренным разделом III настоящего Порядка; разрабатывает и направляет проект постановления Пермского края о внесении изменений в Постановление о распределении субсидий в порядке, предусмотренном пунктом 3.10 настоящего Порядка; предоставляет субсидии из бюджета Пермского края в соответствии с настоящим разделом.
Постановлением Правительства Пермского края от 13.05.2020 года № 321-п внесены изменения в Порядок № 318-п в части отражения суммы в размере 173 156 514,11 рублей, выделенной в целях обеспечения подготовки систем теплоснабжения муниципальных образований к осенне-зимнему отопительному периоду 2020-2021 гг. В соответствии с абз. 3 п. 3.2 Порядка №318-п информация о дополнительном Отборе размещается в срок до 01 ноября года, в котором планируется предоставление субсидий.
При проведении проверки в письме Министерства от 06.04.2020 года № СЭД-24-02-23-исх-52 было указано, что Отбор будет объявлен в срок до 23.06.2020 года, 17.06.2020 года, то есть до вынесения предостережения на официальном сайте Министерства была размещена информация о проведении дополнительного отбора со сроком до 02.07.2020 года. Таким образом, информация об Отборе была размещена до вынесения Предостережения и в пределах срока, установленного Порядком № 318-п.
Также полагает, что с учетом положений федерального законодательства организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе подготовка к отопительному сезону, возложена на органы местного самоуправления, а не поставлена в зависимость от предоставления субсидий со стороны исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в связи с чем суждение прокурора о бездействии Министерства не основано на нормах права.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит административный истец, полагая, что выводы, приведенные в решении не основаны на установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах, судом не установлены юридически значимые обстоятельства, судом неверно применены нормы материального права.
В том числе полагает, что юридически значимым обстоятельством по делу является установление того, от совершения каких противоправных деяний, установленных в ходе проведения прокурорской проверки, в оспариваемом предостережении идет речь. Указывает на то, что оспариваемое предостережение таких сведений не содержит, не установлено их и в судебном разбирательстве, в связи с чем, предусмотренных законом оснований для вынесения оспариваемого акта прокурорского реагирования, не имелось. Полагает, что определенный Министерством срок размещения информации о дополнительном Отборе соответствует положениям Порядка № 318-п, иных нормативных актов, регламентирующих срок, не имеется. Позицию административного ответчика о необходимости размещения информации в срок, обеспечивающих рассмотрение заявок и предоставление субсидий до начала отопительного сезона 2020-2021 года, полагает не основанной на нормах права. Поскольку обязанность по подготовке к отопительному сезону возложена на органы местного самоуправления, выводы суда о том, что определение данного срока Министерством повлияет на предоставление такой коммунальной услуги как отопление, полагает неосновательным. Также указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции о том, что оспариваемое предостережение не нарушает прав и законных интересов административного истца, так как данная форма прокурорского реагирования носит обязательный характер, неисполнение изложенных в нем требований влечет правовые последствия, в связи с чем предусмотрено право на его оспаривание в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представители прокуратуры Пермского края полагают, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, поддержали позицию, приведенную в письменных возражениях и пояснениях.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ст. 20 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» определено, что официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Статьей 17 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», предусмотрено, что профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 2 - 6 части 1 настоящей статьи, в пределах установленной компетенции вправе осуществлять в том числе должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации, если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации.
Полномочия прокуратуры Российской Федерации в соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации определены Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре).
Статьей 25.1 Закона о прокуратуре предусмотрено, что в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Генпрокуратурой РФ от 06.07.1999 № 39/7 (с изм. от 16.10.2000) дано указание «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», в соответствии с которым применение предостережения отнесено Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» к исключительной компетенции прокурора и его заместителей, другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают. Предостережение подлежит применению только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Предостережение объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Пермского края была проведена проверка в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в части исполнения полномочий главного распорядителя денежных средств, выделяемых в форме субсидии на обеспечение подготовки систем теплоснабжения к осенне-зимнему периоду 2020-2021 года, определенным Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по качественному функционированию систем теплоснабжения на территориях муниципальных образований Пермского края, утвержденным Постановлением правительства Пермского края от 29.04.2019 года № 315-п (далее Порядка).
По результатам проверки заместителем прокурора Пермского края 18.06.2020 года в адрес Министра жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края ФИО1 вынесено предостережение о недопустимости нарушения Порядка в части своевременного распределения краевых бюджетных средств среди муниципалитетов на подготовку к отопительному сезону 2020-2021 годов, а также необоснованного затягивания соответствующей процедуры отбора, разъяснено, что в случае ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей, повлекших существенное нарушение прав и свобод граждан, интересов государства предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 293 Уголовного кодекса РФ.
Суд первой инстанции, разрешая административный иск, пришел к выводу о том, что имелись предусмотренные действующим законодательством основания для вынесения предостережения, поскольку Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края было допущено нарушение требований Порядка, а именно установленного срока проведения мероприятий отбора муниципальных образований в целях предоставления субсидий на софинансирвоание мероприятий по обеспечению подготовки систем теплоснабжения муниципальных образований к осенне-зимнему отопительному периоду 2020-2021 гг., что может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает данный вывод необоснованным, противоречащим установленным при рассмотрении иска обстоятельствам.
Установлено, что Правительство Пермского края постановлением от 29.04.2019 № 318-п утвердило Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по качественному функционированию систем теплоснабжения на территориях муниципальных образований Пермского края, а также определило размер финансирования.
Главным распорядителем средств субсидий является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (далее - Министерство).
Позиция прокурора о том, что несвоевременное размещение информации о проведении отбора может повлечь нарушение права муниципальных образований на получение выделенных в форме субсидий денежных средств, нарушение прав граждан, не может быть принята судебной коллегией как основание для признания оспариваемого предостережения законным актом прокурорского реагирования.
Постановлением Правительства Пермского края № 318-п от 29.04.2019 года утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по качественному функционированию систем теплоснабжения на территориях муниципальных образований Пермского края. Указанным актом предусмотрена возможность софинансирования мероприятий в пределах выделенных на указанные цели средств из бюджета субъекта, порядок предоставления субсидий, в том числе полномочия и обязательства Министерства урегулированы в связи с чем подлежат оценке в соответствии с нормой права.
Пунктом 2 Постановления Правительства Пермского края от 29.04.2019 № 318-п (в редакции от 26.11.2019) определено, что распределение средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по качественному функционированию систем теплоснабжения на территориях муниципальных образований Пермского края на 2019 год, осуществляется, по такому направлению как субсидии на обеспечение подготовки систем теплоснабжения муниципальных образований к осенне-зимнему отопительному периоду 2019-2020 годов в размере: 45123764,60 рубля.
Положениями пункта 3.2 Порядка (в редакции от 26.11.2019) установлено, что Министерство в срок до 8 мая в 2019 году и до 30 ноября года, предшествующего году предоставления субсидии, в последующие годы размещает на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.mgkhb.permkrai.ru информацию об Отборе, содержащую порядок и сроки подачи муниципальными образованиями заявок на участие в Отборе, за исключением информации об Отборе по мероприятиям, предусмотренным пунктом 1.1.2 настоящего Порядка (софинансирование Мероприятий по возмещению экономически обоснованного размера убытков теплоснабжающих организаций (далее - ТСО), связанных со сверхнормативным потреблением топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) при производстве тепловой энергии для предоставления коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению населению и объектам социальной сферы, в целях обеспечения устойчивого функционирования таких организаций и охраны здоровья граждан), которая размещается в последующие годы до 1 мая года, в котором планируется предоставление субсидии.
Срок подачи заявок на участие в Отборе должен обеспечивать возможность проведения Отбора и заключения между муниципальным образованием и Министерством Соглашения в сроки, предусмотренные пунктом 5(1) Правил, а по мероприятию, предусмотренному пунктом 1.1.2 настоящего Порядка, в срок до 1 июля года, в котором планируется предоставление субсидии.
Положениями п. 2(1), введенного Постановлением Правительства Пермского края от 07.08.2019 № 525-п 2(1), распределение средств, утвержденных в бюджете Пермского края на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по качественному функционированию систем теплоснабжения на территориях муниципальных образований Пермского края на 2020 год, подлежало осуществлению в размере:
400000000,00 рубля - субсидии на софинансирование мероприятий муниципальных программ муниципальных образований по обеспечению технического развития систем теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности;
100000000,00 рубля - субсидии на софинансирование мероприятий муниципальных программ муниципальных образований по возмещению экономически обоснованного размера убытков теплоснабжающих организаций, связанных со сверхнормативным потреблением топливно-энергетических ресурсов при производстве тепловой энергии для предоставления коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению населению и объектам социальной сферы, в целях обеспечения устойчивого функционирования таких организаций и охраны здоровья граждан.
Постановлением Правительства Пермского края от 13.05.2020 № 321-п (опубликованным в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, № 20, 18.05.2020) были внесения изменения в Постановление Правительства Пермского края от 29 апреля 2019 г. № 318-п, были внесения изменения, в том числе: в пункте 2(1) абзац третий изложен в редакции: «173156514,11 рубля - субсидии на обеспечение подготовки систем теплоснабжения муниципальных образований к осенне-зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов»; а также в Порядок, пункт 3.2 дополнен абзацем следующего содержания: «Информация о дополнительном Отборе размещается в срок до 1 ноября года, в котором планируется предоставление субсидии».
Таким образом, возможность предоставления субсидий на обеспечение подготовки систем теплоснабжения муниципальных образований к осенне-зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов в соответствии с Порядком была установлена Постановлением Правительства Пермского края от 13.05.2020 № 321-п, вступившим в законную силу через десять дней после его официального опубликования – 29 мая 2020 года.
Поскольку определенная Постановлением Правительства Пермского края от 13.05.2020 № 321-п сумма субсидии на обеспечение подготовки систем теплоснабжения муниципальных образований к осенне-зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов, относится к средствам нераспределенного резерва, в соответствии с положениями п. 4.14 Порядка обязанность по осуществлению Министерством дополнительного Отбора подлежала осуществлению в соответствии с разделом Ш Порядка.
Положениями пункта 3.2 Порядка (в редакции от 13.05.2020) определено, что информация о дополнительном Отборе размещается в срок до 1 ноября года, в котором планируется предоставление субсидии».
Таким образом, нормативным актом, определяющим порядок действий Министерства по предоставлению субсидий, установлены, в том числе конкретные сроки исполнения обязанности по размещению информации об отборе. С учетом изменений внесенных Постановлением Правительства Пермского края от 13.05.2020 № 321-п был определен и срок размещения информации по дополнительному отбору в целях предоставления субсидии на обеспечение подготовки систем теплоснабжения муниципальных образований к осенне-зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов.
Учитывая положения Порядка, доводы прокурора, полагающего, что оценка своевременности действий Министерства по размещению информации об отборе должна осуществляться не с учетом сроков, установленных Порядком, а исходя необходимости освоения муниципальными образованиями выделенных субсидий до начала отопительного сезона 2020-2021 года, не могут быть признаны обоснованными.
Установлено, что при проведении проверки Министерство представило Прокуратуре Пермского края информацию о том, в какое время будет осуществляться размещение информации о проведении дополнительного отбора – до 23.06.2020 года, фактически информация о дополнительном отборе была размещена на сайте Министерства в телекоммуникационной сети «Интернет» 17.06.2020 года, еще до вынесения оспариваемого предостережения.
При данных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Министерство, определяя срок размещения Информации о проведении отбора на предоставление субсидий на обеспечение подготовки систем теплоснабжения муниципальных образований к осенне-зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов, действовало в соответствии с положениями п. 4.14 Порядка в редакции от 13.05.2020, которым предусмотрено до какой даты информация подлежала размещению – до 01.11.2020 года. Фактически информация размещена 17.06.2020 года, то есть через 20 календарных дней после вступления в силу нормативного акта, которым была установлена возможность предоставления данной субсидии.
Поскольку доказательств того, что при проведении проверки прокурором были установлены сведения о готовящихся противоправных деяниях должностного лица, допустившего длительное неисполнение обязанностей, предусмотренных Порядком, материалы дела не содержат, судебная коллегия полагает, что предусмотренных статьей 25.1 Закона о прокуратуре оснований вынесения предостережения не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным, допущенное судом первой инстанции неверное применение норм материального права является основанием для отмены судебного акта, принятия нового решения по требованиям административного истца.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Перми от 28 июля 2020 года отменить, принять новое решение.
Признать предостережение Прокуратуры Пермского края от 18.06.2020 года № 7-53-09-2020 вынесенное в адрес Министра жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края ФИО1 незаконным.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
а