ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-403/20 от 05.10.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Судья Киекбаева А.Г. № дела суда 1 инст. 2а-403/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33а-14923/2020

г. Уфа 05 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Багаутдиновой А.Р.,

ФИО1,

при секретаре Миннихановой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Генераловой ЕВ к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Главному управлению Архитектуры и Градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Совету городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании нанесения на планшеты красных линий в части установления в границах земельного участка, обязании уточнить координатное описание местоположение красных линий, признании недействительным проекта «Уфа. Корректировка генерального плана», откорректированного генерального плана г. Уфы РБ, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан «Об утверждении корректировки Генерального плана г.Уфы РБ» от 04.08.2006 №14/4 в части установления функциональной зоны предназначенной для многоэтажной жилой застройки и границ улично-дорожной сети в границах земельного участка и в части нахождения территории общего пользования в границах земельного участка, признании недействительными красных линий на карте зонирования территории, утвержденной Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан №7/4 от 22.08.2008 в редакции решения от 26.06.2019 №42/14 в части их нахождения в границах земельного участка,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что на основании решения исполнительного комитета Уфимского городского совета народных депутатов трудящихся от 21 мая 1957 года отведен в натуре под коллективное садоводство земельный участок адрес. Схематический чертеж границ отведенного участка согласован с органами местного самоуправления с учетом привязок граничных знаков к предметам местности. Истец является членом товарищества собственников недвижимости, что подтверждается членской книжкой, заключением Правления ТСН. Земельный участок стоит на кадастровом учете с 2005 года с присвоенным кадастровым №..., площадью 603 кв.м. Истцом 8 октября 2019 года подано заявление о передаче ей земельного участка №44 в садоводческом обществе в собственность бесплатно. Однако истцу отказано в передаче, указывая, что ее участок расположен в границах красных линий. С указанным ответом административный истец не согласна. Администрация городского округа г. Уфа РБ и Управление Архитектуры и градостроительства Администрация городского округа г. Уфа РБ не ссылаются на какой-либо нормативный документ, которым установлены красные линии. Согласно схеме земельный участок якобы расположен на проезжей части улично-дорожной сети, что не является действительным, т.к. фактически спорный земельный участок используется для ведения садоводства, согласно виду его разрешённого использования. Административный истец является членом ТСН «...», за ней закреплён земельный участок №44, с кадастровым №..., площадью 603 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства. Земельный участок расположен в границах земельного участка, предоставленного ТСН «...». Земельный участок огорожен, имеет границы, состоит на кадастровом учете. На участке имеются постройки, многолетние плодово-ягодные насаждения, кустарники, деревья. Споров по границам земельного участка со смежными землепользователями не имеется. При формировании схемы на планшете ранее были механические способы изготовления топографического материала, границы красных линий вычерчивались в ручную, что обуславливает заведомо меньшую точность их построения, чем та, что обеспечивается по результатам проводимых в настоящее время землеустроительных работ. При создании информационной системы обеспечения градостроительной деятельности было осуществлено сканирование нанесённой вручную на бумажный планшет информации без проверки точности изображения объектов на планшете. Документ, являющийся юридическим основанием для определения прохождения красных линий - описания координат характерных точек красных линий не содержит и органом местного самоуправления г. Уфы не утверждался. При этом не соблюдаются требования ст.46 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой Решение должно быть опубликовано после публичных слушаний. Согласно позиции ответчика со ссылкой на проект «Уфа Корректировка генерального плана» утвержденному решением Совета ГО г.Уфа РБ от 4 августа 2006 года №14/4, земельный участок с кадастровым №... расположен в функциональной зоне, предназначенной дня многоэтажной жилой застройки (более 6 этажей), а также частично в границах улично-дорожной сети. Частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий адрес; красные линии установлены до вступления в силу РДС 30-201-98, документация хранится в спецчасти Главархитектуры в виде нанесенных на планшеты красных линий. При разработке проекта «Уфа. Корректировка генерального плана» и утверждения оспариваемых нормативных правовых актов имелась информация о границах земельного участка. В состав этого проекта» включена карта «фрагмент схемы функционального зонирования», в которой обозначены схема границ территорий общего пользования, границ линейных объектов (в том числе обозначающих существующие, планируемые, вновь образуемые границы земельных участков). Как следует из фрагмента названной карты, земельный участок с кадастровым №... расположен в границах территорий общего пользования. Истец считает, что красные линии на планшетах, картах генерального плана, проектах нанесены не правомерно в части установления в границах земельного участка с кадастровым №... территории общего пользования, так как документация по планировке территории квартала (проект планировки, проект межевания), в границах которого расположен испрашиваемый земельный участок, не разрабатывалась. На территориальной карте городского округа г. Уфа на земельном участке с кадастровым №... обозначена территориальная зона Ж-3. Таким образом, зона инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ-1) для этого участка Правилами застройки и землепользования города Уфы не установлена, в указанной части нормативный акт не соответствует требованиям градостроительного законодательства. Считает, что ее права нарушены, разрешенное использование земельного участка - соответствует его использованию, но не соблюдён принцип соответствия правил землепользования и застройки проекту «Уфа. Корректировка генерального плана», утвержденному решением Совета ГО г. Уфа от 4 августа 2006 года №14/4. На участке административного истца дороги (земли общего пользования) отсутствуют. Земельный участок не изъят из оборота, более того, участок относится к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения садоводства.

С учетом уточненных требований, ФИО2 просила признать нанесение на планшеты красных линий в части их установления в границах земельного участка с кадастровым №..., площадью 603 кв.м, назначение: земли населённых пунктов, по адрес, участок 44, - незаконным; обязать административных ответчиков уточнить координатное описание местоположения красных линий, с учётом границ, согласно координатных точек (внешних границ) земельного участка с кадастровым номером с кадастровым №... площадью 603 кв.м, назначение: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для ведения садоводства, по адрес,

Решением Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Генераловой ЕВ к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Совету городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании нанесения на планшеты красных линий в части установления в границах земельного участка, обязании уточнить координатное описание местоположение красных линий, признании недействительным проекта «Уфа. Корректировка генерального плана», откорректированного генерального плана г. Уфы РБ, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа РБ «Об утверждении корректировки Генерального плана г. Уфы РБ» от 04.08.2006 г. № 14/4 в части установления функциональной зоны предназначенной для многоэтажной жилой застройки и границ улично-дорожной сети в границах земельного участка и в части нахождения территории общего пользования в границах земельного участка, признании недействительными красных линий на карте зонирования территории, утвержденной Правилами землепользования и застройки ГО г. Уфа, утвержденного Решением Совета ГО г. Уфа РБ № 7/4 от 22.08.2008 г. в редакции решения от 26.06.2019 г. № 42/14 в части их нахождения в границах земельного участка отказано.

В апелляционной жалобе ФИО2 ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принять новое об удовлетворении её требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что административным ответчиком не представлены доказательства установления красных линий, имеющихся в виде нанесенных на планшет и хранящихся в спецчасти Главархитектуры; представленные в суд в качестве доказательств расположения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий документы не соответствуют Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 06 апреля 1998 года №18-30 «РДС 30-201-98»; судом не дана оценка возникшему праву пользования членами СНТ своими земельными участками по целевому назначению; ссылается на отсутствие утвержденного проекта планировки территории; нарушено её право на приватизацию земельного участка.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО2 – ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено и следует из материалов дела ФИО2 с 15 сентября 2019 года является членом ТСН «...», расположенного адрес, владеет и пользуется земельным участком № 44 с кадастровым №... площадью 603 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства.

08 октября 2019 года ФИО2 подано заявление в Администрацию городского округа г. Уфа о предоставлении земельного участка № 44 в собственность.

Письмом от 24 октября 2019 года Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа отказало истцу предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность со ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым №... расположен в границах красных линий.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ФИО2, суд первой инстанции, исходил из того, что проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (абзац 4 подпункта 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98), однако и иные материалы по красным линиям, имеют правовое значение. В данном случае красные линии установлены до разработки градостроительной документации и закрепляют исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети (пункт 4.3 РДС 30-201-98), что не противоречит закону.

Согласно сведениям, предоставленным Главархитектурой города Уфы, красные линии в отношении земельного участка с кадастровым №... установлены до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ, документация хранится в спецчасти Главархитектуры в виде нанесенных на планшеты красных линий.

Отсутствие в архиве Главархитектуры документов-оснований нанесения красных линий на планшет красных линий само по себе не свидетельствует о том, что красные линии в отношении спорного земельного участка были нанесены неправомерно. На момент приобретения истцом права пользования земельным участком красные линии в отношении спорного земельного участка уже были установлены.

Оснований не соглашаться с данными выводами суда судебная коллегия не находит.

По сведениям, предоставленным Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфа РБ, вышеуказанный земельный участок частично (площадью 441 кв.м) расположен на территории общего пользования в границах красных линий адрес. Красные линии на данную территорию установлены до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ, документация хранится в спецчасти Главархитектуры в виде нанесенных на планшеты красных линий.

Из представленного в материалы дела плана красных линий и схемы расположения земельного участка, распечатанной из электронной базы, усматривается, что часть спорного земельного участка расположена в границах красных линий, а именно на оси улиц и проездов.

В силу ст. 42 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.

Красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно - кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории (подпункт «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ и в проекте межевания территории (п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ), относящихся к документации по планировке территорий. Проект планировки территории и проект межевания территории подготавливаются в целях реализации положений документов территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ).

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентируется Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150 и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.

Согласно пункту 3.8 Инструкции РДС 30-201-98 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей.

В силу пунктов 4.1 и 4.2 Инструкции РДС 30-201-98 проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта и разбивочного чертежа красных линий.

В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3 Инструкции РДС 30-201-98).

Разделом 5 Инструкции РДС 30-201-98 установлены требования к содержанию по оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий.

План красных линий и разбивочный чертеж красных линий выполняются и оформляются в соответствии с требованиями «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации», утвержденной Госстроем России Постановлением от 22 декабря 1993 г. N 18-58 (пункт 5.1 Инструкции РДС 30-201-98).

Как следует из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (абзац 4 подпункта 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).

Между тем, как верно указано судом, не только план красных линий, утвержденный в установленном порядке, но и иные материалы по красным линиям, имеют правовое значение. В данном случае красные линии установлены до разработки градостроительной документации и закрепляют исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети (пункт 4.3 РДС 30-201-98), что не противоречит закону.

Согласно сведениям, предоставленным Главархитектурой города Уфы, красные линии в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050466:47 установлены до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ, документация хранится в спецчасти Главархитектуры в виде нанесенных на планшеты красных линий.

Оснований не доверять указанным сведениям у суда не имелось. Отсутствие в архиве Главархитектуры документов, на основании которых нанесены красные линий на планшет красных линий, само по себе не свидетельствует о том, что красные линии в отношении спорного земельного участка были нанесены неправомерно.

Кроме того, согласно решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 04.08.2006 года № 14/4 (ред. от 25.03.2020) «Об утверждении корректировки Генерального плана города Уфы Республики Башкортостан», земельный участок административного истца частично расположен на территории многоэтажной (более 6 этажей) застройки и частично на территории объектов транспортной инфраструктуры (улично-дорожная сеть).

В связи с этим, доводы апелляционной жалобы о том, что не представлены доказательства установления красных линий, являются не состоятельными.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация действует в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Учитывая, что красные линии утверждались и утверждаются в составе документации по планировке территории, красные линии в рассматриваемом случае являются действующими и обязательными для всех субъектов хозяйственной деятельности.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории включает в себя, в том числе, красные линии.

Тот факт, что освоение земельного участка начато до утверждения красных линий не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении участка в собственность с учетом положений статей 27 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Регламентация законодателем градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Понятие территории общего пользования дано в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения интересов населения. Границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление границ территорий общего пользования осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии.

Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 11 статьи 1, пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса).

С учетом изложенного отказ администрации в предоставлении в собственность спорного земельного участка соответствует требованиям пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Сам по себе факт использования земельного участка под садоводство, не является безусловным и достаточным основанием для приобретения данного земельного участка в собственность.

Поскольку судом достоверно установлено, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий территории общего пользования с их отображением на планшете, то доводы апелляционной жалобы об отсутствии документов, подтверждающих нахождение спорного земельного участка на территории общего пользования и в границах красных линий, не могут быть приняты во внимание.

Суд, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

В связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи