ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-407/2023 от 27.06.2023 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а – 2503/2023 (II инстанция) Докладчик Самылов Ю.В.

Дело № 2а-407/2023 (I инстанция) Судья Коновалова А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего Самылова Ю.В.,

и судей Кирюшиной О.А. и Емельяновой О.И.,

при секретаре Мамедове Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 27 июня 2023 года дело по административному иску Шентерова Сергея Евгеньевича к администрации муниципального образования Собинский район, комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района о признании заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий незаконным

по апелляционным жалобам Шентерова Сергея Евгеньевича и администрации муниципального образования Собинский район на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 02 марта 2023 года, которым постановлено:

административные исковые требования Шентерова Сергея Евгеньевича к администрации муниципального образования Собинский район, комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района о признании заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий незаконным удовлетворить частично.

Признать незаконным заключение комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района от 24 октября 2022 г., принятое по результатам рассмотрения заявления Шентерова Сергея Евгеньевича о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплаты денежной компенсации от 12 октября 2022 г.

Обязать комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района в соответствии с нормами действующего законодательства повторно рассмотреть заявление Шентерова Сергея Евгеньевича о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплаты денежной компенсации от 12 октября 2022 г.

Об исполнении настоящего решения уведомить суд и административного истца Шентерова Сергея Евгеньевича в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административные исковые требования Шентерова Сергея Евгеньевича к администрации муниципального образования Собинский район, комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района о признании заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий незаконным оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения административного истца Шентерова С.Е. и его представителя Филичкина А.А., просивших решение суда отменить, представителя административного ответчика – УМВД России по Владимирской области – Климовой Т.Е., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шентеров С.Е., уточнив в ходе рассмотрения дела административные исковые требования, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Собинский район (далее по тексту – администрация МО Собинский район), комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района (далее по тексту – Комиссия) о признании заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района от 12 октября 2022 г. незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Шентерова С.Е. от 12.10.2022 г. с обязательным приглашением его на заседание комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. В обосновании заявленных требований указал, что 12.10.2022 он обратился в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района с заявлением о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплаты денежной компенсации. Из заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района от 24.10.2022 следует, что административному истцу было отказано в удовлетворении заявления, при этом комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района повторно направила в адрес административного истца заключение от 06.11.2020. Шентеров С.Е. полагал, что Комиссия должна была рассмотреть заявление в порядке, определенным Постановлением администрации Собинского района Владимирской области от 5 февраля 2020 г. N 131 «О комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района». Однако, в нарушение указанного Постановления администрации Собинского района Владимирской области от 5 февраля 2020 г. N 131, Комиссия не пригласила заявителя на заседание, не выслушала его доводы.

Административный истец - Шентеров С.Е., его представитель -Филичкин А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержали по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, полагали, что комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района не рассмотрела заявление Шентерова С.Е. от 12.10.2022 г. по существу, а направила повторно заключение по ранее рассмотренному заявлению.

В судебном заседании представитель административных ответчиков: администрации МО Собинский район, Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района - Кравченко Г.Э. возражала против удовлетворения административного искового заявления, в обоснование возражений указав, что Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий рассмотрела заявление административного истца по существу в соответствии с п. 3.2 Положения о комиссии. Заявитель не был приглашен на заседание, поскольку ранее уже давал пояснения по представленным документам при рассмотрении его заявления аналогичного содержания в ноябре 2020 года. 24 октября 2022 года комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района, рассмотрев заявление Шентерова С.Е. о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплаты денежной компенсации от 12.10.2022 г., а также представленные документы, решила: повторно направить в адрес Шентерова С.Е. заключение комиссии от 06.11.2020 года об отказе в удовлетворении заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации, поскольку оснований для принятия иного решения не имеется, так как обстоятельства, изложенные в заявлении, не изменились.

Суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Шентеров С.Е. просит отменить решение в части отказа в возложении на Комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района обязанности повторно рассмотреть заявление Шентерова С.Е. с его обязательным участием, обусловленным необходимостью обосновать свои требования, позицию, предоставить дополнительные документы, реализовав тем самым свое конституционное право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). По мнению заявителя апелляционной жалобы, не возложив данную обязанность на Комиссию, суд также нарушил его конституционные права.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация Собинского района просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное. Полагает выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что Комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района заявление Шентерова С.Е. было рассмотрено по существу, отчет об оценке конфискованного имущества ранее представлялся Шентеровым С.Е. в адрес Комиссии, что подтверждается его заявлением от 19.10.202 года.

Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия представителей административных ответчиков: администрации муниципального образования Собинский район, Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, что в силу ст. 307 КАС РФ не препятствует рассмотрению апелляционных жалоб в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Целью Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1) является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Порядок выплаты денежных компенсаций, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ст. 17 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1).

Согласно п. 1.1 Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утвержденного постановлением Президиума ВС РФ от 30 марта 1992 г. № 2610-1, комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий образуются на основании пункта 5 Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 16 декабря 1991 года «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий» с функциями контроля за исполнением Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», а также оказания содействия в восстановлении прав реабилитированных жертв политических репрессий, координации деятельности государственных органов управления, общественных организаций и объединений граждан, пострадавших от репрессий, по защите интересов и увековечению памяти жертв политических репрессий. Комиссии состоят при исполнительных органах власти (п. 2.1).

Порядок возврата реабилитированным лицам конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации регулируется Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 926 (далее – Положение № 926).

Согласно п. 4 Положения № 926 вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитированным лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (далее - комиссия), образованными в установленном законодательством порядке. Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. К заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке - для супруга, о рождении - для детей и родителей, об усыновлении - для усыновленных и усыновителей, решения суда об установлении факта нахождения на иждивении умершего репрессированного лица).

В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утв. постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 30.03.1992 N 2610-1 Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий образуются городскими Советами народных депутатов по представлению соответствующих органов исполнительной власти.

Комиссии состоят при исполнительных органах власти.

Согласно пункту 3.1 раздела 3 указанного Положения Комиссия наделяется полномочиями самостоятельно решать в соответствии с законодательством вопросы восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессий.

В соответствии со статьей 16.1 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий».

Из приведенных правовых положений следует, что компетенция органа местного самоуправления в сфере законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, ограничена принятием решения на основании заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.

Из приведенного правового регулирования также следует, что комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий не являются структурным органом местного самоуправления и не находятся в прямом подчинении органов исполнительной власти. Будучи наделенной полномочиями по самостоятельному решению вопросов в сфере реализации законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, Комиссия соответственно наделена собственной компетенцией по разрешению заявлений и обращений граждан, связанных с вопросами восстановления прав реабилитированных лиц.

В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Согласно абз. 1 п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» исходя из положений части 9 статьи 227 КАС РФ судам необходимо самостоятельно осуществлять контроль за исполнением решений, которыми на административных ответчиков возлагается обязанность устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод, реализации законных интересов граждан, организаций.

Суд, применительно к положениям частей 8, 9, 11 статьи 226 КАС РФ и предписаниям статьи 62 КАС РФ, верно распределил бремя доказывания между сторонами и установил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, постановлением администрации Собинского района от 05.02.2020 г. № 131 образована комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района, утвержден состав комиссии и Положение о комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района.

06.11.2020 г. комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района рассмотрела заявление Шентерова С.Е. о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации от 27 августа 2020 г.

Согласно заключению комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района от 06.11.2020 г. в удовлетворении вышеуказанного заявления было отказано.

26.11.2020 г. вышеуказанное заключение от 06.11.2020 г. было направлено Шентерову С.Е.

Из материалов дела следует, что 12.10.2022 г. Шентеров С.Е. обратился в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района с заявлением о возврате конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитированным лицам.

Как указано в протоколе заседания комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района от 24.10.2022 г., комиссия решила в связи с безосновательностью обращения Шентерова С.Е. повторно направить в его адрес заключение комиссии от 06.11.2020 г., поскольку оснований для принятия иного решения не имеется.

Согласно заключению комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района от 24.10.2022 г. по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления принято решение о повторном направлении в адрес Шентерова С.Е. заключения комиссии от 06.11.2020 г. об отказе в удовлетворении заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации, поскольку оснований для приятия иного решения не имеется, так как обстоятельства, изложенные в заявлении не изменились, представленные документы не соответствуют требованиям постановления Правительства от 12.08.1994 г. № 926, которым утверждено Положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации (л.д. 34).

24.10.2022 г. администрация МО Собинский район направила в адрес Шентерова С.Е. заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района от 06.11.2020 г. и 24.10.2022 г. (исх. № Ю-10/5).

Согласно Положению о комиссии, комиссия образуется постановлением администрации Собинского района, является постоянно действующим органом, работает на общественных началах; состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии; наделяется полномочиями самостоятельно решать в соответствии с законодательством вопросы восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессий; рассматривает заявления реабилитированных о выплате единовременной денежной компенсации, предоставлении льгот, восстановлении трудовых, жилищных, пенсионных, имущественных и других прав, утраченных ими в связи с политическими репрессиями; на основе собранных и представленных документов и материалов выносит заключение о праве на денежную компенсацию, о предоставлении льгот и возмещении вреда реабилитированным, выдает свидетельство о праве на льготы на основании документов о реабилитации и материалы с заключением о праве на получение денежной компенсации направляет в соответствующий орган социальной защиты населения; заседания комиссии созываются по мере необходимости, заседание является правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии; ведется протокол заседания, решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов комиссии; решение оформляется в виде заключения, которое подписывается председателем и секретарем комиссии; в заседании комиссии вправе принимать участие заявитель или его представители.

Суд, исследуя заключение Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района от 24.10.2022 г., правомерно указал, что заявление Шентерова С.Е. от 12.10.2022 г. по существу рассмотрено не было. Заявителю решено повторно направить заключение комиссии от 06.11.2020 г.

При этом, как прямо следует из текста заявления от 18.10.2022. Шентеровым С.Е. была представлена копия отчета о стоимости конфискованного имущества, который ранее в комиссию не представлялся. Вместе с тем, как обоснованно отмечено судом, указанный довод не был оценен административным ответчиком при принятии обжалуемого решения.

При таких данных, поскольку оспариваемое административным истцом заключение комиссии противоречит Закону РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и нарушает права административного истца, суд в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, пришел к выводу о необходимости признания его незаконным и возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения его заявления в соответствии с нормами действующего законодательства.

При этом суд принял во внимание, что согласно п. 4.1 Положения о комиссии, в заседании комиссии вправе принимать участие заявитель или его представители, работники государственных и общественных организацией, имеющих отношение к обсуждаемому вопросу, а также представители средств массовой информации.

Вместе с тем положений об обязательном участии заявителя на заседании комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий нормы Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» не содержат.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что возложение на Комиссию обязанности повторно рассмотреть заявление Шентерова С.Е. с его обязательным участием, как того требует административный истец, лишено оснований, поскольку порядок проведения заседания относится к исключительной компетенции Комиссии, вторжение в которую недопустимо. В связи с чем суд в указанной части административное исковое заявление оставил без удовлетворения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Считает, что определенный судом способ устранения допущенного нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, послужившим основанием для признания оспариваемого решения незаконным, и направлен на устранение того нарушения, которое было допущено, и восстановление того права административного истца, нарушение которого установлено судом.

Несогласие административного ответчика – администрации Собинского района с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца Шентерова С.Е., судебная коллегия по административным делам не усматривает нарушения его конституционных прав отказом в возложении на Комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района обязанности повторно рассмотреть заявление Шентерова С.Е. с его обязательным участием.

Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.

В целом доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда и потому не могут служить основанием к отмене решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.

С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Собинского городского суда Владимирской области от 02 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Шентерова Сергея Евгеньевича и администрации муниципального образования Собинский район - без удовлетворения.

На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Ю.В. Самылов

Судьи О.А. Кирюшина

О.И. Емельянова