ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4124/2021 от 21.12.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Синева Д.Т. адм.дело № 33а-13669/2021

УИД:

Дело № 2а-4124/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2021 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Хлыстовой Е.В., Неугодникова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 30 сентября 2021 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и руководителя управления организации социального обслуживания департамента организации социального обслуживания, опеки и попечительства Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1 (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, министру социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО2 о признании незаконным решения, указав в обоснование, что организатор добровольческой деятельности обратился с предложением к органу публичной власти о намерении взаимодействовать в благотворительной и добровольческой деятельности по организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работы по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков. Однако решением от 11 августа 2021 года административный ответчик отказал во взаимодействии, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в получении благотворительной помощи.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным решение Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и министра социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО2, выразившееся в препятствование благотворительной деятельности в организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работы по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 30 сентября 2021 года административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ставит вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного с нарушением процессуальных норм права.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и руководителя управления организации социального обслуживания департамента организации социального обслуживания, опеки и попечительства Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО3 (по доверенности) в заседании судебной коллегии возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения, заслушав представителя административных ответчиков, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 вышеприведенного закона граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 59-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с пунктом 3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425, орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения добровольческой организации о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 28 июля 2021 года организатор Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО4 обратился к министру социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО2 с предложением о намерении взаимодействовать в части проведения Всероссийского дня правовой помощи детям.

В установленный законом срок на указанное обращение руководителем управления организации социального обслуживания департамента организации социального обслуживания, опеки и попечительства Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО5 административному истцу направлен ответ от 11 августа 2021 года за №МСДСП-03-02/88-исх, в котором указано, что Министерством ежегодно организуется обучение сотрудников министерства, в том числе повышение квалификации и получение дополнительного профессионального образования. Кроме того, в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» министерством организуется обучение различных категорий граждан. Таким образом, министерством организовано обучение по соответствующе направлениям. Дополнительно сообщено, что министерством ежегодно проводится Всероссийский день правовой помощи детям при координации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, в рамках которого силами сотрудников сторонних министерств и ведомств проводятся, в том числе, беседы, лекции просветительской направленности, в ходе которых даются разъяснения действующего административного и уголовного законодательства профилактики противоправного поведения среди детей и подростков, формирования установок на законопослушное поведение.

При этом, относительно проведения Всероссийского дня правовой помощи детям, сообщено, что в соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи Российской Федерации» (протокол от 25 сентября 2013 №2) координирующие функции по подготовке данного мероприятия возложены на Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы. Ввиду необходимости предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции 2019), а также исходя из обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности граждан Российской Федерации Минюстом России принято решение об отмене Всероссийского дня правовой помощи детям в 2020 году. Информация о планируемых в 2021 году мероприятиях, приуроченных к Всероссийскому дню правовой помощи детям, в министерстве отсутствует. С целью оказания помощи в социальной адаптации, бытовом устройстве получении дополнительного образования, профилактики правонарушений и преступности в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), подведомственных министерству, реализуется проект «Наставничество». В рамках реализации проекта «Наставничество» выполняется ряд мер по оказанию дополнительной педагогической, профориентационной, социально- бытовой и иной помощи со стороны наставников, в том числе представителей некоммерческих организаций Самарской области и социально- активных граждан. Кроме того, к работе по проведению профориентационных мероприятий воспитанниками организаций для детей-сирот уже привлечены добровольческие (волонтерские) организации, осуществляющие свою деятельность на территории Самарской области. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 1 Федерального закона общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» одним из принципов деятельности органов государственной власти и субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий. Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать предложения добровольческой организации о взаимодействии в организации добровольческой деятельности или отказывать в принятии данного предложения. На основании изложенного заинтересованность в участии в деятельности благотворительной просветительской платформы УРФИНГРАМ у министерства отсутствует. Кроме того, разъяснено, что добровольческая организация вправе самостоятельно направить органам государственной власти и органам местного самоуправления, комитетам образования, труда и социальной политики, молодежной политики, культуры труда и занятости, здравоохранения, культуры и спорта и другим субъектам предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности. По вопросу направления указанных в обращении нормативных актов указано, что общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных и государственных и муниципальных учреждений, иных организаций организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности добровольческими (волонтерскими) организациями и перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействие государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерскими) организациями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года №1425 (далее - Порядок взаимодействия, Постановление №1425 соответственно). Постановление № 1425 официально опубликовано на сайте http://pravo.gov.ru и находится в общем доступе. Указано, что Порядок взаимодействия исполнительной власти Самарской области, подведомственных государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями объединениями утвержден постановлением Правительства Самарской области от 24 мая 2019 года №341 (далее - Порядок взаимодействия № 341). Кроме того, Порядок взаимодействия государственных учреждений социального обслуживания, подведомственных министерству, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческих (волонтерскими) организациями в сфере содействия в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания утвержден приказом министерства от 31 января 2020 года №27. Указанные акты официально опубликованы на сайте Правительства Самарской области (https://www.samregion.ru) и также находятся в свободном доступе.

В соответствии с абзацем третьим пункта 3 Порядка взаимодействия, а также пункта 5 Порядка взаимодействия №34 министерство отказало в принятии предложения о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, поскольку направление соответствующего соглашения нецелесообразно.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» рассмотрено уполномоченным органом - Министерством в установленный срок, заявителю дан письменный ответ от 11 августа 2021 года по существу поставленных в обращении вопросов, с указанием на нормы закона и разъяснением причины отказа в принятии предложения о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, а также на отсутствие у министерства заинтересованности в участии в деятельности благотворительной просветительской платформы УРФИНГРАМ, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Пунктом "ж" части 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Основы правового регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ).

В силу подпунктов 1, 2 части 1 статьи 17.2 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает: общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Согласно пункту 3 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства): участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) (подпункт 1); оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям (подпункт 4).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 17.4 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ).

Таким образом, административное исковое заявление Общественного движения может быть удовлетворено только лишь в случае установления факта неосуществления министерством возложенных на него полномочий в соответствии с приведенными правовыми нормами и доказанности в результате его бездействия прав и интересов административного истца.

В рассматриваемом случае такая совокупность не установлена,

Доводы апелляционной жалобы о нарушении процессуальных прав административного истца, со ссылкой на неполучение процессуальных документов, возражений органа государственной власти по административному делу, рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, проверены судебной коллегией и не нашли своего подтверждения, в связи с чем отклоняются как несостоятельные.

Из материалов дела следует, что определением судьи Октябрьского районного суда г.Самары от 16 августа 2021 года административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» о признании незаконным решения Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области принято к производству суда, назначено предварительное судебное заседание на 31 августа 2021 года в 10.00 часов (л.д.1-4), о чем в адрес Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» и его представителя ФИО4 направлены судебные повестки почтовой связью (л.д.43,44).

По итогам предварительного судебного заседания судом вынесено определение, занесенное в протокол предварительного судебного заседания от 23 сентября 2021 года, об окончании подготовки по делу и назначено открытое судебное заседание на 30 сентября 2021 года в 10.00 часов (л.д.49-51). Судебные извещения (повестки) направлены в адрес Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» и его представителя ФИО4 почтовой связью (л.д.52,53), также судом направлено извещение ФИО4 на адрес электронной почты, указанный в административном исковом заявлении, которое согласно отчету, доставлено (л.д.54,55).

Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте Октябрьского районного суда г.Самары.

Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд, извещенного о проведении судебного заседания надлежащим образом, есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Довод апелляционной жалобы о несвоевременном получении возражений административного ответчика, что привело к нарушению процессуальных прав административного истца, не являются основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, поскольку это не относится к безусловным основаниям для отмены судебного акта, перечисленным в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не привело к принятию неправильного решения (часть 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а правильное по существу решение суда не может быть отменено по формальным соображениям. По мнению суда апелляционной инстанции, вышеуказанное обстоятельство не повлияло и не могло повлиять на правильность принятого судом решения.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение выводы суда либо свидетельствующих о нарушении судом при принятии решения норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.

Приведенные доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств по делу, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, поскольку не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При указанных обстоятельствах, оснований к отмене решения районного суда судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суд

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный (городской) суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –