ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-417/2023 от 03.08.2023 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2а-417/2023

Дело № 33а-5140/2023

УИД 27RS0014-01-2023-000486-52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 3 августа 2023 года.

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Карбовского С.Р.

судей: Савченко Е.А., Зыковой М.В.

при секретаре: Кан И.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 2 августа 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 27 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., объяснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Криковцовой Е.Г., судебная коллегия

установила:

Советско-Гаванский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в котором с учетом изменения административных исковых требований, принятых судом, просил признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация), выразившееся в неисполнении требований законодательства в области организации уличного освещения в переулке Школьный г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края; возложить на администрацию обязанность организовать уличное освещение в переулке Школьный г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки по вопросу соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в городском поселении «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края установлено отсутствие искусственного освещения на всем протяжении пер. Школьный, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные условия для проживания, способствует усилению криминогенной обстановки, создает условия опасности дорожного движения для граждан и влечет нарушение их прав и законных интересов.

Ссылаясь на положения действующего законодательства, прокурор указывал, что полномочия по содержанию дорог местного значения в границах городского поселения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, осуществление дорожной деятельности, содержание и развитие дорожной инфраструктуры, которой являются, в том числе, объекты наружного освещения и линии наружного освещения улиц, проездов, набережных, - отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, решение которых за счет средств местного бюджета должно осуществляться администрацией.

Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 27 апреля 2023 года административные исковые требования прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в неисполнении требований законодательства в области организации уличного освещения в переулке Школьный г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края. На администрацию городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность организовать уличное освещение в переулке Школьный г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрацией подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований с предоставлением отсрочки исполнения до 31 декабря 2024 года. В обоснование жалобы указывает на то, что со стороны администрации отсутствует бездействие по непринятию надлежащих мер по организации освещения автомобильной дороги. Указывает, что установленный судом срок является неразумным, поскольку необходимо провести комплекс подготовительных работ с разработкой локально-сметного расчета, определением объемов работ, включить затраты на исполнение в бюджет города, провести работы в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Дополнительно указал, что финансирование мероприятий по освещению данного переулка не заложено в бюджет муниципального образования.

В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Криковцова Е.Г. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда, не явился, своих представителей не направил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, уважительность причин неявки в судебное заседание не представил.

Поскольку по делу были выполнены требования части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) о надлежащем извещении лица, участвующего в деле, о месте и времени рассмотрения дела, а явка представителя административного ответчика не является обязательной, судом таковой не признавалась, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, прокуратурой выявлено нарушение законодательства в части содержания автомобильной дороги по пер. Школьный в городском поселении «Город Советская Гавань» «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

Проверкой в ходе комиссионного осмотра от 1 марта 2023 года установлено, что на всем протяжении указанной дорожной сети отсутствует освещение.

Факт отсутствия освещения на спорном участке дороги не оспаривается административным ответчиком и подтверждается представленным ответом на запрос прокурора.

Муниципальной программой «Реконструкция уличного освещения городского поселения «Город Советская Гавань» на 2019-2021 годы», утвержденной постановлением администрации городского поселения «Город Советская Галань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 31 октября 2018 года № 940, с учетом изменений от 18 августа 2022 года № 746, финансирование мероприятий по освещению переулка Школьному на 2022-2025 года не предусмотрено.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, установив факт ненадлежащего организации освещения пер. Школьного в городском поселении «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, пришел к выводу о том, что со стороны администрации допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации наружного уличного освещения на всей протяженности дороги общего пользования местного значения, что ведет к существенному нарушению прав неопределенного круга лиц, поскольку в отсутствие наружного освещения лица вынуждены передвигаться непосредственно по проезжей части дороги, проходящей в жилой застройке, что представляет реальную угрозу для их жизни и здоровья, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, в связи с чем признав незаконным бездействие администрации, возложил на данный орган местного самоуправления обязанность по устранению выявленных нарушений.

Судебная коллегия не может не согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем, полном исследовании материалов дела, всем представленным доказательствам и возражениям дана надлежащая правовая оценка.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Из содержания статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ следует, что к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) ремонт и содержание автомобильных дорог - являются составными частями дорожной деятельности, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ должна обеспечивать безопасность дорожного движения.

Под термином "дорожная деятельность" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под "содержанием автомобильных дорог" - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; под "элементами обустройства автомобильных дорог" - в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункты 5, 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Содержание дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (части 1 - 2 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Требования к стационарному электрическому освещению автомобильных дорог приведены в разделе 6.9 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения-безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Согласно требованиям п. 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б. 8 приложения Б, а именно: доля неработающих светильников составляет более 5% от их общего количества; два и более неработающих светильника расположены один за другим; неработающий светильник на пересечении, съезде (въезде) транспортной развязки, на остановочном пункте маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе в одном уровне.

Пунктом 5 части 1 статьи 9 Устава городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» от 16 ноября 2005 года № 65 (далее - Устав), определено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, по пер. Школьному городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края уличное наружное освещение на указанном участке отсутствует.

Таким образом, совместным осмотром сотрудников органов прокуратуры было установлено, что спорный участок дороги не обеспечен освещением. Указанное объективно подтверждается представленной фото таблицей. Административным ответчиком доказательств обратному в суд не представлено.

Проанализировав положения приведенных нормативных правовых актов, а также оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ представленные участвующими в деле лицами доказательства, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с требованиями статей 5, 6, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, статей 3, 13 и 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ администрация городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского поселения, обязана обеспечивать соответствие автомобильных дорог местного значения на своей территории требованиям безопасности дорожного движения, в том числе организовывать мероприятия по их ремонту и содержанию.

Исходя из положений статей 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Следовательно, администрация городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, обоснованно признана надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.

Рассматривая доводы апелляционной жалобы относительно недостаточности сроков для исполнения решения суда ввиду длительности процедур выделения бюджетных средств на цели, не запланированные на текущий финансовый год, судебная коллегия исходит из принципов разумности и положений ст. 187 КАС РФ, согласно которой решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

На основании изложенного, принимая во внимание, что для исполнения решения суда объективно требуется время, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что установленный 6-ти месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу достаточен для исполнения решения суда.

Срок исполнения решения установлен судом с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушений в сфере безопасности дорожного движения, принципов разумности и справедливости. Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 189, 358 КАС РФ.

Доводы жалобы о том, что в настоящее время бюджетом не предусмотрено финансирование дорожной деятельности в части заявленных требований, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает административного ответчика от исполнения возложенных на них обязанностей. Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности движения автомобилей и пешеходов в зависимость от финансовой возможности.

Кроме того, согласно статьям 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Иных доводов, оставленных судом первой инстанции без внимания, апелляционная жалоба не содержит. По своей сути, остальные доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу заявленных требований, влияли на обоснованность и законность судебного решения в указанной части, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: