ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4229/2023 от 01.02.2024 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело N 2а-4229/2023

Дело N 33а-37/2024 (33а-8442/2023)

УИД 27RS0001-01-2023-004081-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 1 февраля 2024 года.

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Казариковой О.В.

судей: Савченко Е.А., Карбовского С.Р.

при секретаре: Мут А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 19 января 2024 года административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

по апелляционному представлению первого заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 19 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., объяснения старшего прокурора отдела Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Комбаровой Е.В., прокурора Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры Александровой Е.В., представителей Правительства Хабаровского края Шостак И.М., министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Резниченко О.П., министерства природных ресурсов Хабаровского края Железовской О.А., министерства финансов Хабаровского края Яровых М.Ю., судебная коллегия

установила:

Первый заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Правительства Хабаровского края, выразившееся в непринятии мер по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, и захоронению твердых коммунальных отходов, образованных на территории Хабаровского края; возложить на Правительство Хабаровского края, министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанность принять за счет казны в пределах имеющихся полномочий меры по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, образованных на территории Хабаровского края, в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения анализа исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой выявлена ненадлежащая реализация органами исполнительной власти Хабаровского края установленных полномочий. Несмотря на установленный пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, в крае функционирует всего 2 принимающих от населения объекта размещения отходов, при потребности в 77 таких объектах. Действующие на территории Хабаровского края региональные программы, предусматривающие строительство на территории края объектов размещения отходов, исполняются неэффективно, сроки их реализации переносятся, в связи с чем в большинстве муниципальных образований такие объекты не созданы, продолжается вынужденное размещение отходов на исторически сложившихся свалках, которые исчерпали свои ресурсы. В этой связи мероприятия, направленные на утилизацию ТКО на территории края в соответствии с требованиями федерального законодательства являются неэффективными, не достигают своих целей, так как необходимая инфраструктура не создана. На большей части территории края региональные операторы не отобраны (охвачено 2 из 13 установленных территориальной схемой зон деятельности). Прокурором по указанным фактам неоднократно вносились представления об устранении нарушений закона, однако по результатам их рассмотрения реальных мер по устранению нарушений не принято.

Определением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 августа 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство природных ресурсов Хабаровского края, министерство финансов Хабаровского края.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 19 сентября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, прокурором подано апелляционное представление, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить. В обоснование представления ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ наделены широким объемом полномочий в области обращения с отходами, к которым в числе прочего относится разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, включая ТКО, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, разработка и утверждение территориальных схем обращения с отходами и т.д. Действующие нормы в области обращения с ТКО не освобождают органы местного самоуправления от участия в этой деятельности, но в то же время не возлагают обязанность по ее осуществлению исключительно на указанные органы. Проведение в спорный период ряда мероприятий, в частности, на разработку и утверждение необходимой нормативной правовой базы, регулирование деятельности региональных операторов, в том числе проведение конкурсных отборов, заключение соответствующих соглашений, утверждение нормативов накопления ТКО и проведение замеров не относится к предмету административного иска. Указанные полномочия в силу статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ являются самостоятельными наряду с организацией деятельности по обращению с ТКО, в связи с чем их реализация не может быть принята во внимание при решении вопроса об отсутствии незаконного бездействия со стороны административных ответчиков. Административным истцом вопрос о наличии незаконного бездействия со стороны административных ответчиков в части отбора региональных операторов по обращению с ТКО, заключения соответствующих соглашений и начала осуществления ими деятельности, в рамках данного дела не ставился, поскольку уже являлся предметом судебного разбирательства. Прокурором лишь указано, что конкурсные отборы региональных операторов признавались несостоявшимися вследствие незаконного бездействия административных ответчиков по организации деятельности по обращению с ТКО, в том числе из-за отсутствия на территории края необходимой для указанных целей инфраструктуры, в частности объектов размещения отходов. Тем самым имеется причинно-следственная связь между отсутствием в регионе достаточного количества объектов ТКО и нежеланием юридических лиц участвовать в конкурсах по отбору региональных операторов, поскольку установленную п. 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ обязанность по соблюдению ими схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, они заведомо выполнить не смогут. Выводы суда об отсутствии возможности построить объекты ТКО в некоторых районах края не основаны на нормах закона.

В письменных возражениях на доводы апелляционного представления Правительство Хабаровского края (далее – Правительство края) просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения. Указывает, что Правительством края совершаются все необходимые действия в рамках возложенных полномочий, в том числе создана нормативная база, проводятся конкурсы по определению региональных операторов, прорабатываются вопросы строительства объектов обращения с ТКО. Полагает, что министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – МЖКХ Хабаровского края) является исполнительным органом края, уполномоченным на принятие мер по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территории края.

В письменных возражениях на доводы апелляционного представления МЖКХ Хабаровского края просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения. Указывают, что МЖКХ Хабаровского края в рамках наделенных полномочий приняты все меры, необходимые для организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территории края, в том числе разработана и утверждена нормативная правовая база, утверждены нормативы ТКО, направлен ряд запросов региональным оператором по обращению с ТКО, зона деятельности которых расположена на территориях субъектов Российской Федерации, граничащих с территорией края, заключен ряд соглашений с региональными операторами в отношении некоторых зон деятельности, утвержденных территориальной схемой обращения с отходами Хабаровского края, проведен сбор коммерческих предложений от организаций, осуществляющих производство инсинераторных установок. Конкурсы на право заключения концессионных соглашений в отношении некоторых районов края признаны несостоявшимися. Имеющиеся в крае 8 объектов, предназначенных для размещения ТКО, являются ведомственными, и предназначены для размещения только ТКО, образовавшихся от деятельности таких предприятий. Данные организации не имеют возможности принимать ТКО, образующиеся на территориях муниципальных образований края.

В письменных возражениях на доводы апелляционного представления министерство природных ресурсов Хабаровского края просит отказать в удовлетворении требований апелляционного представления, оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что реализация положений территориальной схемы должна рассматриваться во взаимосвязи с реализацией органами местного самоуправления полномочий в области обращения с ТКО, вместе с тем подбор земельных участков для размещения объектов ТКО органами местного самоуправления не осуществлен, что препятствует реализации исполнительными органами края своих полномочий.

Иных письменных возражений на доводы апелляционного представления не поступало.

В судебном заседании апелляционной инстанции старший прокурор отдела Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Комбарова Е.В., прокурор Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры Александрова Е.В. просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционное представление удовлетворить по доводам, изложенным в представлении.

Представитель административного ответчика МЖКХ Хабаровского края Резниченко О.П. просила решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения, поддержав доводы возражений.

Представитель административного ответчика Правительства края Шостак И.М. в суде апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционного представления по доводам, изложенным в возражениях на апелляционное представление, а также поддержав позицию МЖКХ Хабаровского края, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица министерства природных ресурсов Хабаровского края Железовская О.А. поддержала доводы возражений на апелляционное представление.

В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица министерства финансов Хабаровского края Яровых М.Ю. с апелляционным представлением не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на апелляционное представление, поддержав позицию административных ответчиков. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив доводы апелляционного представления, возражений выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обращении с ТКО, в ходе которой выявлена ненадлежащая реализация органами исполнительной власти Хабаровского края установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ полномочий.

По результатам проведенной прокуратурой проверки в адрес Губернатора Хабаровского края 7 апреля 2022 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором предложено в том числе принять конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствовавших; обеспечить надлежащую реализацию полномочий органами исполнительной власти Хабаровского края по стимулированию строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО.

Из ответа Правительства Хабаровского края от 6 мая 2022 года N 19.3.40-6447 следует, что МЖКХ Хабаровского края в период с 2020 года по 2021 год проведены конкурсные отборы региональных операторов по всем 19 зонам деятельности, по 18 зонам деятельности не отобраны региональные операторы. На территории Хабаровского края функционирует 2 полигона, включенных в ГРОРО; 1 объект размещения ТКО; 3 объекта обезвреживания; 2 объекта обработки; 11 объектов утилизации, 2 из которых введены в эксплуатацию в 2020 году, по 1 проведена реконструкция. В целях строительства объектов в 2021 году МЖКХ Хабаровского края проводилась работу по проведению конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении 8 объектов обращения с ТКО, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок. В целях запуска объекта МПС «Южная» начата процедура передачи его в краевую собственность. Вопросы, касающиеся выделения земельных участок под проектирование и строительство объектов обращения с ТКО, относятся к вопросам органов местного самоуправления, соответственно проверка на соответствие земельных участков требованиям, установленным законодательством РФ должна осуществляться непосредственно данными органами. На территории края создана рабочая группа по переходу на новую систему обращения с ТКО. По проектируемым объектам по обращению с ТКО на территории Солнечного и Вяземского районов договоры о проектировании находятся на стадии расторжения в судебном порядке.

4 мая 2023 года в адрес МЖКХ Хабаровского края внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно ответу МЖКХ Хабаровского края от 8 июня 2023 года N 2.4-47-9016, МЖКХ Хабаровского края разработана нормативная правовая база, проведены конкурсные отборы региональных операторов. Контракт на проектирование объекта обращения с ТКО в Советско-Гаванском районе расторгнут по причине того, что земельный участок, предлагаемый под размещение, относится в шестой подзоне приаэродромной территории. Вопрос ликвидации несанкционированных свалок к полномочиям министерства не относится, однако в соглашениях с региональными операторами на территориях зон деятельности N 1 и 3 предусмотрена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок. Проведены конкурсные отборы региональных операторов на территориях зон деятельности N 4-12. В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Хабаровского края необходимо обеспечить строительство 77 объектов по обращению с ТКО. Учитывая дотационность краевого бюджета, обеспечить проектирование и строительство всех объектов обращения с ТКО, установленных территориальной схемой, единовременно не представляется возможным, в связи с чем, территориальной схемой предусмотрено поэтапное строительство объектов до 2028 года. Заключенный муниципальный контракт на подготовку проектной и рабочей документации по объекту межмуниципального полигона ТКО в Ванинском муниципальном районе расторгнут. Разрабатывается вопрос обустройства на территориях поселений края (с низким объемом образования ТКО) инсинераторных установок за счет средств краевого бюджета.

Из материалов дела следует, что соглашением от 30 ноября 2020 года, заключенным между заказчиком краевым государственным казенным учреждением «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» (далее – КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКУ») и подрядчиком ООО «Институт проектирования, экологии и гигиены» расторгнут контракт на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту «Строительство объекта обработки твердых коммунальных отходов для потребителей Советско-Гаванского и Ванинского муниципальных районов Хабаровского края» N ОК 19/04 от 20 апреля 2020 года.

Соглашением от 10 декабря 2020 года, заключенным между заказчиком КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКУ» и подрядчиком ООО «Террикон», расторгнут контракт на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту «Строительство объекта по обращению с твердыми коммунальными отходами в г. Николаевске-на-Амуре Хабаровского края» N ОК 22/04 от 24 апреля 2020 года.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16 мая 2022 года по делу N А73-18016/2021, оставленным без изменения в части постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2022 года, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 октября 2022 года, удовлетворен встречный иск ООО «Аванград» к КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКУ» о расторжении государственного контракта от 5 ноября 2020 года N 40/11, взыскании денежных средств. Судом постановлено расторгнуть государственный контракт N40/11 от 5 ноября 2020 года, заключенный между ООО «Аванград» и КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКУ» на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство объекта капитального строительства «Объект захоронения твердых коммунальных отходов в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края». В рамках рассмотрения вышеуказанного дела, арбитражным судом было установлено, что выделенный земельный участок является непригодным для размещения планируемого к строительству объекта, поскольку участок, расположенный за границами населенных пунктов, находится на площади залегания полезных ископаемых. Удовлетворяя требования ООО «Аванград», Арбитражный суд Хабаровского края, с выводами которого согласились вышестоящие суды, пришел к выводу о том, что заказчик не предпринял необходимых мер к устранению обстоятельств, препятствующих дальнейшему исполнению контракта, и не проявил должной заинтересованности в получении необходимого результате, что свидетельствует о нарушении заказчиком обязательств по контракту, выразившихся в неоказании содействия подрядчику в выполнении работ, и позволяет подрядчику отказаться от него в одностороннем порядке.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14 июня 2022 года по делу N А 73-19494/2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2022 года, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 декабря 2022 года, установлена законность одностороннего отказа ООО «Аванград» от исполнения государственного контракта N 41/11 от 9 ноября 2020 года на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство объекта капитального строительства «Объект захоронения твердых коммунальных отходов в Вяземском муниципальном районе Хабаровского края», заключенного с КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКУ» в связи с существенными нарушениями условий контракта со стороны заказчика. Вышеуказанными судебными актами установлено, что невозможность выполнения работ по контракту подрядчиком обусловлено отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок и иных документов, подтверждающих право заказчика выполнять проектно-изыскательские работы на территории объекта недвижимости, сведений о землепользовании, технических условий для проектирования примыкания автодороги ведущей к проектируемому объекту и исключительно отсутствием информации о земельном участке для расположения подъездной дороги.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 21 декабря 2011 года N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства, установленные решениями арбитражных судов в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ имеют по настоящему делу преюдициальное значение.

Из ответа МЖКХ Хабаровского края от 12 июля 2023 года N 2.4-52-11056 следует, что отобраны и приступили к осуществлению деятельности региональные операторы на территории зон деятельности N 1 (г. Хабаровск и муниципальный район имени Лазо), N 3 (Хабаровский муниципальный район). В период с 24 мая 2023 года по 13 июня 2023 года проведены конкурсные отборы региональных операторов на территориях зон деятельности N 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, установленных территориальной схемой, но признаны несостоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок. Направлены предложения в адрес региональных операторов, осуществляющих деятельность в зонах N 1 и N 3, о заключении соглашений об организации деятельности по обращению с ТКО на территориях зон деятельности, по которым конкурсы признаны несостоявшимися. 20 июня 2023 года получен отказ от ООО «Хабавтотранс», 22 июня 2023 года от ООО «Зенит – Дальний Восток». Получены согласия на присвоения статуса регионального оператора без проведения конкурсного отбора от ООО «Ресурс» (зона деятельности N 9), ООО «Строитель» (зона деятельности N 5), ООО «Строитель» (зона деятельности N 6), ООО «Магистраль» (зона деятельности N 8). По указанным согласиям ведется работа по составлению проекта соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, который будет направлен юридическим лицам в срок до 14 июля 2023 года. Планируемый срок начала деятельности региональных операторов – до 1 декабря 2023 года. По зонам деятельности N 4, 7, 10, 11, 12 письма от юридических лиц о присвоении статуса регионального оператора без проведения конкурса и заключении соглашения не поступали. В период с 24 мая 2023 года по 13 июня 2023 проведен конкурсный отбор регионального оператора на территории зоны деятельности N 10 (Солнечный муниципальный район). Подана 1 заявка от ООО «ОЗОН», которая признана несоответствующей требованиям документации об отборе. Направлены предложения в адрес региональных операторов, осуществляющих деятельность в зонах N 1 и N 3, о заключении соглашений об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны деятельности N 10. 27 июня 2023 года получен отказ от ООО «Хабавтотранс», 30 июня 2023 года от ООО «Зенит – Дальний Восток». Конкурсный отбор регионального оператора по зоне деятельности N 13 27 июня 2023 года отменен, в связи с возникшей необходимостью корректировки документации об отборе. Признаны несостоявшимися конкурсы на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов по обезвреживанию ТКО на территориях Литовского сельского поселения Амурского муниципального района, сельского поселения «Село Аян», Аимского сельского поселения, Джигдинского сельского поселения, Нельканского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района, сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района, объекта на обработке и захоронению ТКО на территории Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района, объекта по обработке и захоронению ТКО на территории Бикинского муниципального района, в связи отсутствием поданных заявок. Инвестиционным советом одобрены концепции реализации концессионных проектов на территории Верхнебуреинского, Нанайского, Солнечного и имени Полины Осипенко районов, ведется подготовка конкурсной документации. Планируется обеспечить инсинераторными установками отдаленные территории Хабаровского муниципального района и зону деятельности N 12.

В период с февраля по ноябрь 2017 года МЖКХ Хабаровского края проведены замеры массы и объема накопления ТКО в г. Амурск, с. Лермонтовка Бикинского района, р.п. Октябрьский Ванинского района, р.п. Чегдомын Верхнебуреинского района, г. Вяземский, г. Комсомольск-на-Амуре, р.п. Переяславка района имени Лазо, г. Николаевск-на-Амуре, р.п. Охотск, р.п. Солнечный, г. Советская Гавань, с. Бычиха Хабаровского района.

МЖКХ Хабаровского края получены отказы на запрос от 27 декабря 2018 года, направленный в адрес собственников полигонов, расположенных в граничащих с Хабаровским краем субъектах Российской Федерации, о возможности размещения ТКО, образуемых на территориях населенных пунктов края, на вышеуказанных объектах: ООО «Жилищно-эксплуатационный участок», ООО «Полигон», ООО «Спецавтохозяйство», ООО «Спецэкомаш», ООО «ТрансЭкоСервис» (Амурская область); МУП «Переработчик», ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства», ООО «Экологические системы Якутии», ООО «ЯкутскЭкоСервис» (Республика Саха (Якутия); ООО «Полигон ТБО «Магаданский» (Магаданская область); ООО «Эко-ресурс» (Еврейская автономная область); МУПВ «Спецзавод N1» (Приморский край).

МЖКХ Хабаровского края в 2022 году получены отказы на запросы, направленные в адрес собственников ведомственных полигонов, о возможности размещения ТКО, образуемых на территориях населенных пунктов края, на вышеуказанных объектах: Артель старателей «Восток», НГК «Ресурс», ООО «Аксесс – А.С.К.», ООО «Охотская горно-геологическая компания», ООО «Ресурсы Албазино», ООО «Светлое».

В комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края МЖКХ Хабаровского края направлены запросы на расчет тарифов в сфере обращения с ТКО с учетом инсинераторных (мусоросжигательных) установок на территории края от 17 марта 2023 года N 2.4-44-4091 по зонам деятельности N 1, 2; от 2 июня 2023 года N 2.4-46-8623 по зонам деятельности N 1, 2, 3.

Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края направлены ответы от 6 июня 2023 года N 3-2-5-2581 по зонам деятельности N 1, 2, 3; от 29 марта 2023 года N 8999-2.4-46 по зонам деятельности N 1, 2.

В адрес Eco-Allianz, Агро-Альянс, АО «ТПИ Мюллер Экомаш», ООО «Инсипром», ООО «НПО «Экар», ООО «Обезвреживание отходов», ООО «Сосновоборский машиностроительный завод», ООО «ЭкоПромСервис», ООО «Эко-Спектрум», ООО «Аврора Бореалис», ООО «Грининжиниринг-АГ», ООО «Костромской завод котельного оборудования», ООО «Научно-производственное предприятие «Олимп», Российская инсинераторостроительная компания «Турмалин» МЖКХ Хабаровского края направлен запрос от 15 ноября 2022 года N 18015 о направлении технических характеристик мусоросжигательных установок.

На указанный запрос 16 ноября 2022 года получены ответы от ООО «Костромской завод котельного оборудования»; АО ТПИ «Мюллер Экомаш»; ООО «Эко-Спектрум», ООО «Экопромсервис», Российская инсинераторостроительная компания «Турмалин».

МЖКХ Хабаровского края 25 октября 2022 года в адрес ООО «Инсипром», 24 октября 2022 года в адрес ООО «НПО «Экар», ООО «Обезвреживание отходов», ООО «Сосновоборский машиностроительный завод», ООО «ЭкоПромСервис», ООО «Эко-Спектрум», ООО «Аврора Бореалис», ООО «Грининжиниринг-АГ», ООО «Костромской завод котельного оборудования», ООО «Научно-Производственное предприятие «Олимп», 10 февраля 2023 года в адрес АО «ТПИ Мюллер Экомаш», ООО «Костромской завод котельного оборудования», ООО «ЭкоПромСервис», ООО «Эко-Спектрум», Российская инсинераторостроительная компания «Турмалин» направлены запросы о направлении коммерческих предложения в целях проведения конкурсных отборов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов по обезвреживанию ТКО, планируемых к установке на территориях с малым объёмом образования ТКО.

Коммерческие предложения на указанные запросы поступили от АО «ТПИ Мюллер Экомаш», ООО «Костромской завод котельного оборудования», ООО «ЭкоПромСервис», ООО «Эко-Спектрум», Российская инсинераторостроительная компания «Турмалин».

Распоряжениями МЖКХ Хабаровского края на основании отказов Минприроды России в выдаче заключений, отказано во включении объектов в перечень объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, расположенных в: Ванинский район, мыс Токи, бухта Мучке (от 15 января 2021 года N 6-р); р.п. Солнечный, Парковая, д. 17 (от 12 мая 2020 года N 637-р); Амурский район, 4 км от шоссе Машиностроителей в г. Амурске (от 8 июня 2020 года N 754-р); Амурский район, 9 км северо-восточнее р.п. Эльбан (от 16 июля 2020 года N 936-р); Хабаровский район, с. Ильинка (от 22 января 2020 N 75-р); Комсомольский район, с. Селихино (от 9 апреля 2020 года N 486-р).

На основании положительного заключения Минприроды России от 15 октября 2020 N 25-29/27072, распоряжением МЖКХ Хабаровского края от 20 октября 2020 года N 1467-р объект в г. Комсомольск-на-Амуре, мкрн. Старт включен в перечень объектов размещения ТКО на территории Хабаровского края согласно требованиям пункта 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ.

МЖКХ Хабаровского края заключены соглашения с региональными операторами: от 19 октября 2021 года с ООО «Хабавтотранс ДВ» сроком на 10 лет (зона деятельности N 1); от 26 декабря 2022 года ООО «Зенит - Дальний Восток» сроком на 10 лет (зона деятельности N 3); от 4 сентября 2023 года ООО «Строитель» сроком на 10 месяцев и 15 дней (зона деятельности N 5); от 4 сентября 2023 года ООО «Строитель» сроком на 10 месяцев и 15 дней (зона деятельности N 6); от 4 сентября 2023 года ООО «Магистраль» сроком на 10 месяцев и 15 дней (зона деятельности N 8); от 4 сентября 2023 года ООО «Ресурс» сроком на 10 месяцев и 15 дней (зона деятельности N 9); от 4 сентября 2023 года ООО «ОЗОН» сроком на 10 месяцев и 15 дней (зона деятельности N 10).

19 июля 2023 года заместителем председателя Правительства Хабаровского края по природным ресурсам и сельскому хозяйству, куратором концессионных проектов утвержден состав проектного комитета по сопровождению концессионных проектов в сфере обращения с ТКО, планируемых к реализации на территории муниципального района имени Полины Осипенко, Верхнебуреинского, Нанайского, Солнечного муниципальных районов Хабаровского края.

20 июня 2023 года губернатором, председателем Правительства Хабаровского края утвержден протокол заседания инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края в заочной форме, которым решено признать целесообразным заключения концессионных соглашений в отношении объектов по обезвреживанию ТКО на территории сельского поселения «Село имени Полины Осипенко» муниципального района имени Полины Осипенко, Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района, Арсеньевского сельского поселения Нанайского муниципального района, Херпучинского сельского поселения муниципального района имени Полины Осипенко, объекта по обработке и захоронению ТКО на территории городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района.

25 августа 2023 года протоколом по обсуждению условий проектов концессионных соглашений в отношении объектов обработки с ТКО в Хабаровском крае (г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре), утвержденным первым заместителем жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, руководителем рабочих групп концессионных проектов, решено поручить министерству ЖКХ Хабаровского края направить в ООО «Хабинвест» сводную таблицу замечаний к проектам концессионных соглашений в редакции от 23 августа 2023 года с учетом позиции министерства имущества Хабаровского края: сроки для концессионного проекта в г. Хабаровске 29 августа 2023 года, в г. Комсомольске-на-Амуре 31 августа 2023 года; рекомендовать ООО «Хабинвест» доработать проекты концессионных соглашений по замечаниям и предложениям, представленным министерством ЖКХ Хабаровского края, пересчитать финансово-тарифные модели концессионных проектов и представить в министерство ЖКХ Хабаровского края доработанные документы в срок до 7 сентября 2023 года.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия МЖКХ Хабаровского края и Правительства края при реализации возложенных на них полномочий по организации деятельности по обращению с ТКО на территории края. Суд установил, что Правительство края не участвует в процедуре выделения бюджетных средств. Кроме того суд отметил, что административным истцом не указаны конкретные меры, которые не были предприняты МЖКХ Хабаровского края, и в чем именно выражено незаконное бездействие.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части в силу следующего.

Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2); обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (абзац 4); размещение отходов - хранение и захоронение отходов (абзац 5); хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения (абзац 6); захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (абзац 7); утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация) (абзац 8); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (абзац 9); объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (абзац 10); сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (абзац 17); транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах (абзац 18); накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (абзац 19); обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (абзац 20); твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац 21); объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах (абзац 23); объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения (абзац 24); объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов (абзац 25); региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абзац 27).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, в том числе относятся: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

В соответствии с пунктами 1, 4, 5, 6 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами на основании соглашения, заключенного с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 46 Устава Хабаровского края, принятого постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 19 мая 2022 года N 1331, п. 1 ст.1 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 года N 349 "О Правительстве Хабаровского края" Правительство края является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти Хабаровского края.

Правительство края обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов и иных нормативных правовых актов края на территории края и согласованную деятельность иных исполнительных органов края.

Правительство края в соответствии с федеральными законами и законами Хабаровского края в том числе участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; разрабатывает проект краевого бюджета; обеспечивает исполнение краевого бюджета и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Хабаровского края, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Хабаровского края для представления их Губернатором Хабаровского края в Законодательную Думу Хабаровского края; управляет и распоряжается собственностью Хабаровского края в соответствии с законами Хабаровского края, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Хабаровскому краю в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Исходя из части 1 статьи 4 Закона Хабаровского края от 9 декабря 2015 года N 150 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления", к полномочиям Правительства края в области обращения с отходами относятся: утверждение региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории края; участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; установление полномочий отраслевых органов исполнительной власти края в области обращения с отходами; принятие в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации нормативных правовых актов края; определение в программах социально-экономического развития края прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; утверждение территориальной схемы обращения с отходами; осуществление иных полномочий в области обращения с отходами, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.

МЖКХ Хабаровского края является исполнительным органом Хабаровского края, осуществляющим функции государственного управления и координации деятельности организаций независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности в области жилищно-коммунального хозяйства, жилищных правоотношений и жилищно-коммунального обслуживания населения края, по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 6 мая 2006 года N 69-пр "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" (далее – Положение N 69-пр) основными задачами МЖКХ Хабаровского края являются, в том числе организация методической помощи, взаимодействие и координация деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений края по вопросам обращения с ТКО (пункт «л» части 2.2.4); обеспечение реализации регионального проекта "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами" на территории края (пункт 2.2.24); организация деятельности рабочей группы по переходу на новую систему обращения с ТКО в Хабаровском крае (пункт 2.2.25).

В соответствии с пунктом 3.106 Положения N 69-пр, МЖКХ Хабаровского края обеспечивает реализацию полномочий края в области обращения с ТКО, за исключением функций регионального государственного контроля (надзора) и тарифного регулирования, в том числе: рассматривает и утверждает инвестиционные программы в области обращения с ТКО и осуществляет контроль за их реализацией; проводит конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО; заключает соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО, выбранным по результатам конкурсного отбора; организует работу по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами; устанавливает порядок присвоения статуса регионального оператора по обращению с ТКО без проведения конкурсного отбора в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, в том числе его отказа от осуществления деятельности; утверждает план мероприятий по устранению причин, послуживших основанием для признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, и осуществляет его реализацию.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 14 ноября 2018 года N 736-рп утверждена региональная программа Хабаровского края "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края" на 2018 - 2028 годы, ответственными исполнителя которой являются МЖКХ Хабаровского края, министерство природных ресурсов Хабаровского края.

Согласно приложению N 4 «Прогнозный перечень планируемых к строительству объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО» к региональной программе, сроки проведения работ по строительству, реконструкции, модернизации 80 объектов определены на период с 2020 года по 2028 год.

Как следует из материалов дела, 4 государственных контракта, заключенных в целях проектирования и строительства объектов по обращению с ТКО расторгнуты. Контракт N ОК 42/11 от 11 ноября 2020 года на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации на строительство объекта капитального строительства «Объект захоронения твердых коммунальных отходов на территории городского поселения «город Амурск» Амурского муниципального района» в предусмотренные сроки не исполнен. Строительство объекта до настоящего времени не начато. По контрактам N 40/11 и 41/11 за фактически выполненные работы из средств краевого бюджета в пользу подрядчика взысканы бюджетные средства на общую сумму 10 089, 318 млн. руб., контракты расторгнуты.

В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" МЖКХ Хабаровского края осуществляет ведомственный контроль в отношении подведомственных им заказчиков, о бездейственности которого свидетельствует неисполнение и расторжение вышеуказанных контрактов.

При этом, действующее законодательство не связывает реализацию органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.

В силу положений статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами утверждается в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (пункт 1); такая схема разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (пункт 2).

Согласно подпункту 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия Территориальной схемы) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, закреплены в абзаце девятнадцатом статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 10 статьи 4 Закона Хабаровского края от 9 декабря 2015 года N 150 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утверждение территориальной схемы обращения с отходами отнесено к полномочиям Правительства Хабаровского края.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 N 477-пр утверждена территориальная схема обращения с отходами Хабаровского края (далее – Территориальная схема).

Территориальной схемой определены следующие зоны деятельности: N 1 -городской округ "Город Хабаровск", муниципальный район имени Лазо; N 2 -городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", Гайтерское сельское поселение, сельское поселение "Село Новый Мир", сельское поселение "Село Пивань", сельское поселение "Село Верхняя Эконь", Гайтер-1 Комсомольского муниципального района; N 3 - Хабаровский муниципальный район; N 4 - сельское поселение "Поселок Молодежный", сельское поселение "Село Хурба", сельское поселение "Село Большая Картель", Селихинское сельское поселение, территория Комсомольск-31 Парин Комсомольского муниципального района; N 5 - Бикинский муниципальный район; N 6 - Вяземский муниципальный район; N 7 - Нанайский муниципальный район; N 8- городское поселение "Город Амурск", сельское поселение "Село Омми", Вознесенское сельское поселение Амурского муниципального района; N 9 - Эльбанское городское поселение, сельское поселение "Село Ачан", сельское поселение "Село Джуен", Болоньское сельское поселение, Литовское сельское поселение, Санболинское сельское поселение, Падалинское сельское поселение Амурского муниципального района; N 10 - Солнечный муниципальный район; N 11 - Де-Кастринское сельское поселение Ульчского муниципального района; N 12 - Комсомольский муниципальный район (за исключением муниципальных образований, входящих в зоны деятельности N 2 и N 4), Верхнебуреинский муниципальный район, Аяно-Майский муниципальный район, Ванинский муниципальный район (за исключением муниципальных образований, входящих в зону деятельности N 13), Николаевский муниципальный район, Охотский муниципальный район, муниципальный район им. Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканский муниципальный район, Ульчский муниципальный район (за исключением муниципального образования, входящего в зону деятельности N 11); N 13 - Советско-Гаванский муниципальный район, городское поселение "Рабочий поселок Ванино", городское поселение "Рабочий поселок Октябрьский", сельское поселение "Поселок Монгохто", сельское поселение "Поселок Токи", Даттинское сельское поселение Ванинского муниципального района.

Исходя из положений раздела 7 территориальной схемы, схема потоков ТКО от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания ТКО и объектов размещения ТКО, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, приведена в приложении N 10, согласно которому объекты обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), отсутствуют на территории большинства муниципальных образований Хабаровского края.

Так на территории Хабаровского муниципального района, городского округа «Город Хабаровск» осуществляют свою деятельность объект обработки ООО "ИНА-ДВ", объект по обезвреживанию отходов близ с. Ильинка, полигон ТБО АО "Спецавтохозяйство города Хабаровска", объекты утилизации, указанные в приложении N 6 к территориальной схеме по городскому округу "Город Хабаровск"; на территории Верхнебуреинского муниципального района - объекты обезвреживания ТКО ООО "Туран", ООО "Экопром"; на территории муниципального района имени Лазо - полигон ТКО для города Хабаровска, расположенный в Ситинском сельском поселении муниципального района имени Лазо (61 км вблизи автодороги Хабаровск - Находка); на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» - объекты по обработке, обезвреживанию, утилизации ТКО ООО "Фирма "Сталкер"; на территории Советско-Гаванского муниципального района - районный полигон по утилизации отходов производства и потребления г. Советская Гавань. На территории других муниципальный образований Хабаровского края объекты обработки, утилизации, обезвреживания ТКО и объекты размещения ТКО, включенные в ГРОРО, отсутствуют.

При отсутствии на территории муниципальных образований объектов размещения ТКО, в том числе предусмотренных пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, допускается внедрение системы обращения с ТКО на территории Хабаровского края через использование мест накопления (перегрузки) ТКО со сроком складирования на них ТКО до 11 месяцев.

В целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, складированных на местах накопления (перегрузки), ТКО должны направляться на близлежащие объекты размещения ТКО, включенные в ГРОРО и указанные в приложении N 8 территориальной схеме (полигон ТБО АО «Спецавтохозяйство города Хабаровска», районный полигон по утилизации отходов производства и потребления г. Советская Гавань ООО «Полигон Сервис»), или на объекты размещения ТКО, обозначенные в таблице 1, указанной в приложении N 10[1] к территориальной схеме, при включении их в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Хабаровского края согласно требованиям пункта 8 статьи 29.1 Федерального закона N 89-ФЗ (объект обращения с ТКО в г. Комсомольске-на-Амуре, микрорайон Старт).

Из вышеизложенных обстоятельств следует, что меры по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, образованных на территории Хабаровского края приняты только для зон деятельности N 1 (городской округ "Город Хабаровск"), N 3 (Хабаровский муниципальный район), на которых региональный операторы (ООО «Хабавтотранс ДВ» - зона деятельности N 1, ООО «Зенит - Дальний Восток» - зона деятельности N 3) выполняют обязанность по соблюдению схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами, в связи с достаточным обеспечением указанных зон объектами обработки, утилизации, обезвреживания ТКО и объектами размещения ТКО, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

На основании установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия МЖКХ Хабаровского края, Правительства края, выразившегося в непринятии мер по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, образованных на территории Хабаровского края в зонах деятельности N 1, 3 утверждённых постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр.

В остальной части доказательств проведения работ по обеспечению зон деятельности N 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 объектами, указанными в приложении N 4 «Прогнозный перечень планируемых к строительству объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО» к региональной программе, административными ответчиками не представлено.

Из материалов дела следует, что объекты размещения отходов в рамках реализации долгосрочной региональной программы края в отдельных муниципальных образованиях до настоящего времени не оборудованы (не построены), в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о неэффективности предпринимаемых административными ответчиками в рамках имеющихся полномочий мер в сфере обращения с отходами, ненадлежащем исполнении ими возложенных законом обязанностей, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории края, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Судебной коллегией также установлено, что в период с 2019 года по 2022 года в рамках реализации приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 мая 2019 года N 303 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов" (далее – Приказ N 303), действовавшим до 21 апреля 2022 года, МЖКХ Хабаровского края было рассмотрено 26 заявлений о включении в перечень, по 7 объектам направлены заявления в Минприроды России, по шести из которых получены отрицательные заключения. По 19 заявлениям документы возвращены в связи с несоответствием требованиям Приказа N 303. Один объект, расположенный в мкр. Старт городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», включен в перечень на основании заключения Минприроды России от 15 октября 2020 года N 25/59- и распоряжения МЖКХ Хабаровского края от 20 октября 2020 года N 1467-р.

Новый порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации утвержден Приказом Минприроды России от 19 октября 2021 года N 765 (далее – Приказ N 765). По данному приказу в адрес МЖКХ Хабаровского края поступило лишь одно заявление от администрации Ванинского муниципального района о включении Объекта в Перечень, по которому направлен отказ.

Таким образом, судебной коллегией установлено, что работа МЖКХ Хабаровского края в этом направлении ведется не в полном объеме. Контроль за устранением недостатков и приведение документов в соответствии с требованиями Приказ N 765, действующего в настоящее время, для последующего его направления в Минприроды России для включения в перечень, МЖКХ Хабаровского края не ведется. Доказательств повторного направления заявлений о включении в Перечень материалы дела не содержат, административными ответчиками не представлено.

Судебной коллегией достоверно установлено, что в крае функционирует всего 2 принимающих от населения объекта размещения отходов, при потребности в 77 таких объектах.

Из части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N 89-ФЗ следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Однако такое накопление носит исключительно временный характер и в силу абз. 19 п.1 ст.1 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N 89-ФЗ предполагает складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания. Размещения.

Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что законодателем в целях поступления отходов, собираемых региональными операторами и операторами, на объекты размещения отходов, включенные в ГРОРО, предусмотрены дополнительные гарантии для обеспечения прозрачности движения ТКО и их реального попадания на законные объекты.

Поскольку в вышеуказанных зонах деятельности инфраструктура для обращения с отходами, в том числе их размещения, административными ответчиками не создана, в этой связи после истечения 11 месяцев хранения на местах временного накопления, вопрос о дальнейшей судьбе (движении, размещении) этих отходов не решен.

Длительное неисполнение Правительством края (как высшим исполнительным органом государственной власти края) и МЖКХ Хабаровского края программных мероприятий в области обращения с отходами, в совокупности с отсутствием необходимой инфраструктуры на территории края для организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства, отсутствие доказательств заключения инвестиционных соглашений в установленной сфере деятельности, свидетельствует о незаконным бездействие данных органов власти субъекта по непринятию мер к организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, образованных на территории края.

Кроме того, в пункте 7 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поручено Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение ряда целей и целевых показателей, в том числе эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов, а также решение ряда задач, в том числе формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.

Неисполнение данной обязанности существенно нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в возражениях, представителями Правительства края и МЖКХ Хабаровского края не представлено.

Административными ответчиками также не представлено доказательств, подтверждающих не только выделение денежных средств на закупку, но и размещение инсинераторной установки в Куканском сельском поселении Хабаровского муниципального района, но и доказательств конкретных мер по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в иных малонаселенных зонах деятельности. Доказательств конкретных работ по обеспечению малонаселенных зон деятельности инсинераторыми установками либо иными установками для обработки, утилизации, обезвреживанию ТКО не представлено, материалы дела не содержат. Планируемые работы по установке в Куканском сельском поселении Хабаровского муниципального района одной инсинераторной установки не удовлетворяют потребностям иных зон.

Кроме того, судебной коллегией установлено, и следует из представленных материалов дела, что административными ответчиками неоднократно вносились изменения в программы в части объектов ТКО, планируемых к строительству, финансирования и переноса сроков реализации таких мероприятий, начиная с 2016 года по 2024 года, доказательств принятия мер, необходимых для реализации программных мероприятий в сфере обращения с ТКО не представлено.

Также материалы дела не содержат доказательств заключения и реализации концессионных соглашений в сфере обращения с ТКО, планируемых к реализации на территории муниципального района имени Полины Осипенко, Верхнебуреинского, Нанайского, Солнечного муниципальных районов Хабаровского края. Конкретных мер принятых, комитетом по сопровождению концессионных проектов в сфере обращения с ТКО на территории края материалы дела не содержат, мероприятия ограничиваются лишь обсуждениями, фактическая деятельность по обращению с ТКО на территории края не обеспечена.

Доказательств обратного административными ответчиками не представлено.

Довод административных ответчиков и заинтересованных лиц об отсутствие бездействия со стороны административных ответчиков, а именно указание на проведение ими ряда мероприятий, направленных, в том числе на строительство объектов размещения отходов, заключение концессионных соглашений несостоятелен, поскольку не свидетельствует об эффективности принимаемых органами государственной власти Хабаровского края мер.

При этом, судебная коллегия учитывает, что система обращения с твердыми коммунальными отходами представляет собой комплекс мероприятий, которые начинаются от сбора отходов (в том числе раздельного) до их утилизации (с извлечением полезных свойств) и захоронения в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем отсутствие в большинстве муниципальных образований края соответствующей инфраструктуры свидетельствует о нарушении всего процесса взаимозависимых элементов системы обращения с отходами, что не позволяет обеспечить право граждан на благоприятную окружающую среду.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения как действующего в настоящее время, так и действовавшего ранее законодательства предоставляли органам государственной власти субъектов Российской Федерации значительные полномочия в сфере обращения с отходами, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, принимая во внимание установленные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что МЖКХ Хабаровского края, Правительством края допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, образованных на территории Хабаровского края в зонах деятельности N 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, утверждённых постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр, вовлекшее за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

При таком положении принятое по настоящему делу решение является незаконным и на основании пунктов 3,4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении требований административного истца с возложением обязанности на административных ответчиков принять в пределах имеющихся полномочий и в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» меры по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, образованных на территории Хабаровского края. При этом административные ответчики в пределах имеющихся полномочий вправе самостоятельно определить способ исполнения возложенных на них судом обязанностей.

Поскольку исполнение требований нормативных правовых актов по соблюдению в том числе санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с ТКО является обязательным мероприятием, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья граждан, учитывая многоэтапность и длительность мероприятий, направленных на выполнение возложенной судом обязанности, особенности бюджетного процесса, судебная коллегия полагает необходимым установить срок в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для выполнения возложенных судом обязанностей.

Срок исполнения решения установлен судебной коллегией с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения, принципов разумности и справедливости, является, по мнению судебной коллегии, достаточным для выполнения административными ответчиками возложенных на них обязанностей, обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административные ответчики вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статей 189, 358 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционное представление первого заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 19 сентября 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования первого заместителя Амурского бассейнового прокурора удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие Правительства Хабаровского края, министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, выраженное в непринятии мер по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, образованных на территории Хабаровского края в зонах деятельности N 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр.

Возложить на Правительство Хабаровского края, министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанность принять в пределах имеющихся полномочий и в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» меры по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, образованных на территории Хабаровского края в зонах деятельности N 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр, в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: Е.А. Савченко

С.Р. Карбовский