ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-423/2021 от 16.06.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Ильина Н.Н. № 33а-4939/2021

Докладчик: Пронченко И.Е. (№ 2а-423/2021)

(42RS0010-01-2020-003816-36)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«16» июня 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей: Бегуновича В.Н., Быковой С.В.,

при секретаре: Косик Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе представителя КУМИ г. Киселевска ФИО1 на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 01 апреля 2021 года по делу по административному исковому заявлению Беловского транспортного прокурора в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц к Администрации Киселевского городского округа о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛА:

Беловский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Киселевского городского округа Кемеровской области по непринятию на баланс, не постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - автодорожного путепровода по улице Привольная г. Киселевска Кемеровской области, расположенного над железной дорогой перегона Красный Камень - ФИО2 Камень 323км пикета 8 в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество объектов, обязать администрацию Киселевского городского округа Кемеровской области поставить недвижимое имущество автодорожный путепровод по ул. Привольная г. Киселевска Кемеровской области, расположенный над железной дорогой перегона Красный Камень - ФИО2 Камень 323 км пикета 8 на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйное имущество.

Требования мотивированы тем, что Беловской транспортной прокуратурой проведена проверка по факту выявленного бесхозяйного объекта - автодорожного путепровода по ул. Привольная г. Киселевска Кемеровской области над железной дорогой перегона Красный Камень - ФИО2 Камень на 323 км пикет 8, по результатам которой выявлены нарушения закона, требующие безотлагательного принятия мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого объекта.

В ходе проверки установлено, что на ул. Привольная г. Киселевска Кемеровской области, расположен автодорожный путепровод, пересекающий железнодорожное полотно на 323 км пикет 8 перегона Красный Камень - ФИО2 Камень Западно-Сибирской железной дороги (далее автодорожный путепровод).

В ответе от 22.05.2019 № 468 на представление прокурора г. Киселевска Администрация Киселевского городского округа указала, что в КУМИ города Киселевска путепровод на перегоне Красный Камень - ФИО2 Камень 323 км не имеет балансодержателя. В целях исполнения действующего законодательства РФ в расходную часть бюджета КГО на 2019 год внесены затраты на проведение кадастровых работ, для постановки на кадастровый учет вышеуказанного объекта в качестве бесхозяйного. 23.01.2019 заявка на выполнение вышеуказанных работ направлена МУП «ГГКБ» г. Киселевска.

07.02.2019 между КУМИ города Киселевска и МУП «ГГКБ» заключен договор подряда, предметом которого является выполнение работ по постановке на кадастровый учет бесхозяйного объекта - искусственное дорожное сооружение (эстакада) на пересечении улицы Привольная и железнодорожных путей перегона ФИО2 Камень 323 км 8 пк действующий автомобильный путепровод.

В настоящее время Комитетом по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа проводятся мероприятия по сбору информации для постановки на кадастровый учет объекта в качестве бесхозяйного.

Из ответа ГБУ Кемеровской области «ЦЕНТР ГКО и ТИ» от 21.05.2019 № 01-02/157 следует, что по данным архива филиала № 16 ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ» информация об объекте недвижимости - сооружении автодорожном путепроводе, пересекающем железную дорогу по ул. Привольная на перегоне Красный Камень-ФИО2 Камень на 323 км пикета 8 отсутствует, т.к. данный объект не состоит на техническом учете.

Согласно ответу Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса Государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса» № 01-02/227 от 19.06.2020 по данным архива филиала № 16 ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» сведений об объекте недвижимости - сооружении автодорожный путепровод пересекающем железную дорогу по ул. Привольная на перегоне Красный Камень - ФИО2 Камень на 323 км пикете 8 не имеется, сооружение не стоит на техническом учете, сведений о земельном участке с кадастровым номером нет, БТИ учет земельных участков не ведет.

Исходя из ответа муниципального унитарного предприятия «Городское градостроительное кадастровое бюро» № 32 от 25.09.2019 следует, что для выполнения комплекса кадастровых работ по постановке на кадастровый учет объекта: искусственное дорожное сооружение (эстакада) на пересечении ул. Привольная и железнодорожных путей перегона ФИО2 Камень 323 км 8 пк, действующий автомобильный путепровод, должен обратиться правообладатель земельного участка, на котором расположен объект недвижимости. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером является Российская Федерация.

В ответ (от 03.09.2020 исх. № 42-АЛ-03/11080) на представление Беловского транспортного прокурора межрегиональное территориальное управление Росимущества в Кемеровской и Томской областях (далее - МТУ) сообщили, что МТУ не является уполномоченным лицом на постановку бесхозяйного объекта недвижимости на учет.

Согласно ответу комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса от 18.07.2020 № 13-6-06/975 объект недвижимого имущества - автодорожный путепровод, пересекающий железную дорогу по ул. Привольная на перегоне Красный Камень - ФИО2 Камень на 323 км пикете 8, земельный участок с кадастровым номером не учитывается в реестре государственного имущества Кемеровской области.

В связи с отсутствием балансосодержателя данный автодорожный путепровод длительное время не обслуживается, что может привести к возникновению угрозы безопасности движения поездов, т.к. путепровод проходит над железной дорогой и повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, парализовать движение железнодорожного и автомобильного транспорта. В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, с учетом Постановления Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» перечень не содержит сведений по спорному путепроводу.

Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 01 апреля 2021 года исковые требования Беловского транспортного прокурора удовлетворены частично:

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа Кемеровской области поставить недвижимое имущество автодорожный путепровод по улице Привольная города Киселевска Кемеровской области, расположенный над железной дорогой перегона Красный Камень-ФИО2 Камень 323км пикета 8 на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйное имущество.

Отказать в иске Беловскому транспортному прокурору к Администрации Киселевского городского округа Кемеровской области в признании незаконным бездействие Администрации Киселевского городского округа Кемеровской области по непринятию на баланс, не постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - автодорожного путепровода по ул. Привольная г. Киселевска Кемеровской области, расположенного над железной дорогой перегона Красный Камень - ФИО2 Камень 323 км пикета 8 в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество объектов; в возложении обязанности на Администрацию Киселевского городского округа Кемеровской области поставить недвижимое имущество - автодорожный путепровод по ул. Привольная г. Киселевска Кемеровской области, расположенный над железной дорогой перегона Красный Камень - ФИО2 Камень 323 км пикета 8, на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйное имущество.

Не согласившись с решением суда, представитель КУМИ г. Киселевска ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Доводы мотивирует тем, что для принятия решения судом по административному делу об обязании ответчика совершить какие-либо действия в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов, необходимым условием является признание незаконным его действия (бездействия). Указывает, что КУМИ г. Киселевска предпринимались действия по постановке на учет бесхозного имущества искусственное дорожное сооружение (эстакада) на пересечении улицы Привольная и железнодорожных путей перегона ФИО2 Камень 323 км пикета 8, в которых было отказано. Данные действия свидетельствуют о добросовестности органов местного самоуправления в исполнении функций, возложенных на него.

На апелляционную жалобу и.о. Беловского транспортного прокурора Никулиной А.Г. принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав прокурору Сваталову В.Н., просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Беловской транспортной прокуратурой проведена проверка по факту выявленного бесхозяйного объекта - автодорожного путепровода по ул. Привольная г. Киселевска Кемеровской области над железной дорогой перегона Красный Камень - ФИО2 Камень на 323 км пикет 8. В ходе проверки установлено, что на ул. Привольная г. Киселевска Кемеровской области, расположен автодорожный путепровод, пересекающий железнодорожное полотно на 323 км пикет 8 перегона Красный Камень - ФИО2 камень Западно-Сибирской железной дороги (далее автодорожный путепровод).

Согласно ответу от 22.05.2019 № 468 на представление прокурора г. Киселевска Администрация Киселевского городского округа указала, что в КУМИ города Киселевска путепровод на перегоне Красный Камень - ФИО2 Камень 323 км не имеет балансодержателя. В целях исполнения действующего законодательства РФ в расходную часть бюджета КГО на 2019 год внесены затраты на проведение кадастровых работ, для постановки на кадастровый учет вышеуказанного объекта в качестве бесхозяйного. 23.01.2019 заявка на выполнение вышеуказанных работ направлена МУП «ГГКБ» г. Киселевска.

07.02.2019 между КУМИ города Киселевска и МУП «ГГКБ» заключен договор подряда, предметом которого является выполнение работ по постановке на кадастровый учет бесхозяйного объекта - искусственное дорожное сооружение (эстакада) на пересечении улицы Привольная и железнодорожных путей перегона ФИО2 Камень 323 км 8 пк действующий автомобильный путепровод.

В настоящее время Комитетом по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа проводятся мероприятия по сбору информации для постановки на кадастровый учет объекта в качестве бесхозяйного.

Из ответа ГБУ Кемеровской области «ЦЕНТР ГКО и ТИ» от 21.05.2019 № 01-02/157 следует, что по данным архива филиала № 16 ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ» информация об объекте недвижимости - сооружении автодорожном путепроводе, пересекающем железную дорогу по ул. Привольная на перегоне Красный Камень-ФИО2 Камень на 323 км пикета 8 отсутствует, т.к. данный объект не состоит на техническом учете.

Согласно ответу Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса Государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса» № 01-02/227 от 19.06.2020 по данным архива филиала № 16 ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» сведений об объекте недвижимости - сооружении автодорожный путепровод пересекающем железную дорогу по ул. Привольная на перегоне Красный Камень - ФИО2 Камень на 323 км пикете 8 не имеется, сооружение не стоит на техническом учете, сведений о земельном участке с кадастровым номером нет, БТИ учет земельных участков не ведет.

Исходя из ответа муниципального унитарного предприятия «Городское градостроительное кадастровое бюро» № 32 от 25.09.2019 следует, что для выполнения комплекса кадастровых работ по постановке на кадастровый учет объекта: искусственное дорожное сооружение (эстакада) на пересечении ул. Привольная и железнодорожных путей перегона ФИО2 Камень 323 км 8 пк, действующий автомобильный путепровод, должен обратиться правообладатель земельного участка, на котором расположен объект недвижимости. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером является Российская Федерация.

В ответ (от 03.09.2020 исх. № 42-АЛ-03/11080) на представление Беловского транспортного прокурора межрегиональное территориальное управление Росимущества в Кемеровской и Томской областях (далее - МТУ) сообщили, что МТУ не является уполномоченным лицом на постановку бесхозяйного объекта недвижимости на учет.

Согласно ответу комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса от 18.07.2020 № 13-6-06/975 объект недвижимого имущества - автодорожный путепровод, пересекающий железную дорогу по ул. Привольная на перегоне Красный Камень - ФИО2 Камень на 323 км пикете 8, земельный участок с кадастровым номером не учитывается в реестре государственного имущества Кемеровской области.

Из представленных в дело документов не представляется возможным установить фактического владельца спорного недвижимого имущества. Участниками процесса не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии собственника указанного автодорожного путепровода.

Право собственности на вышеуказанный объект недвижимости – автодорожный путепровод не зарегистрировано в установленном законом порядке, балансодержатель не установлен, этот объект недвижимости отвечает признакам бесхозяйного имущества.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В силу п. 5 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Обязанность органа местного самоуправления поставить данный объект на учет в органе государственной регистрации прав предусмотрена и ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно ч. 4 ст. 14 которого к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

Согласно ст. 55 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Киселевск» Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (далее - комитет) является органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Киселевска.

В пределах своих полномочий комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа: представляет интересы муниципального образования в отношениях, связанных с управлением и распоряжением муниципальным имуществом.

Согласно п. 1.1 и 1.2 Положения «О комитете по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа», утвержденного решением Киселевского городского Совета народных депутатов № 71 -н от 24.10.2013г., органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Киселевского городского округа, уполномоченным в силу п. 3.1.8 и 3.1.11 вышеуказанного Положения формировать и вести реестр муниципальной собственности Киселевского городского округа, выявлять и принимать в муниципальную собственность бесхозяйное имущество на территории Киселевского городского округа.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что меры по постановке спорного имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного имущества должен принимать Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа, поскольку указанное имущество находится на территории данного городского поселения.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену правильного по существу судебного акта, поскольку являлись предметом надлежащей оценки суда первой инстанции, опровергаются материалами дела, поэтому отклоняются судебной коллегией.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу решения суда, и предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, районным судом не допущено.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 01 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: