Судья Лесникова М.А. №2а-431/2020
№ 33а-3603/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 25 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Стёпина А.Б.,
судей областного суда Сорокиной О.А., Хаировой Д.Р,
при помощнике судьи Тутариновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.
дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханкой области на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 16 сентября 2020 года по административному исковому заявлению прокурора Харабалинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Астраханской области, Совету муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области о признании незаконным решения Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области №164 от 06 июня 2018 года «О замене чугунной напорной трубы магистрального водоворота», признании незаконным отказа в удовлетворении протеста и представления прокурора об устранении нарушений закона,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Харабалинского района обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что Советом депутатов муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области № от 06 июня 2018 года принято единогласное решение о замене чугунных труб диаметром 400 мм магистрального водовода от насосной станции II подъема до присоединения к разводящим сетям <адрес> на полиэтиленовые трубы ПЭ100 диаметром 160 мм. Советом муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области 06 июня 2018 года принято решение №164 о замене чугунной напорной трубы магистрального водовода на пластиковую трубу, в связи с её значительным износом. Указанные сети водоснабжения являются собственностью муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области и закреплены за МУП «Исток» муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области на праве хозяйственного ведения.
Согласно трехстороннему договору подряда от 22 июня 2018 года, заключенному между МУП «Исток», администрацией муниципального образования «Тамбовский сельсовет» и индивидуальным предпринимателем Байсуевым А.С., подрядчик в лице индивидуального предпринимателя Байсуева А.С. обязуется в 3 этапа произвести по заданию заказчика в лице директора МУП «Исток» Куанова А.Г. в интересах собственника имущества в лице главы муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харасаева А.Б. капитальный ремонт участка хозяйственно-питьевого водовода, входящего в состав магистрального водовода от насосной станции II подъёма до присоединения к разводящим сетям <адрес>, путём замены магистральной чугунной трубы диаметром 400 мм протяжённостью 7000 м на пластиковую диаметром 160 мм. Цена договора составила 5 884 047 рублей. Поскольку согласно статье 29 Устава муниципального образования «Тамбовский сельсовет» решение вопросов, связанных с управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к полномочиям администрации муниципального образования, прокурор Харабалинского района указывает, что решение Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области №164 от 06 июня 2018 года вынесено не в рамках полномочий Совета.
На указанное решение принесен протест, в удовлетворении которого было отказано ввиду того, что в Положении о порядке распоряжения и управления муниципальной собственностью муниципального образования «Тамбовский сельсовет» отсутствуют четкие разграничения полномочий между Советом и администрацией муниципального образования. Ответ на протест поступил в прокуратуру района 07 июля 2020 года.
В адрес администрации муниципального образования «Тамбовский сельсовет» прокуратурой района 27 марта 2020 года внесено представление об устранении указанных нарушений, в удовлетворении которого отказано ответом от 20 апреля 2020 года №
Поскольку принятие Советом муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области решения о замене чугунных труб с последующим их отчуждением в пользу индивидуального предпринимателя нарушает установленный Федеральным законом №178-ФЗ порядок отчуждения муниципального имущества и нарушает принцип признания равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления, а также принцип отчуждения в собственность физических и (или) юридических лиц муниципального имущества исключительно на возмездной основе, то просит суд признать незаконным отказ Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» от 06 июля 2020 года № в удовлетворении протеста прокурора, признать незаконным и отменить решение Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» №37 от 06 июня 2018 года «О замене чугунной напорной трубы магистрального водовода», признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Тамбовский сельсовет» от 20 апреля 2020 года № в удовлетворении требований представления об устранении нарушений закона от 27 марта 2020 года.
Определением Харабалинского районного суда Астраханской области от 15 июля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Байсуев А.С.-Э.
Определением Харабалинского районного суда Астраханской области от 03 августа 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП «Исток» муниципального образования «Тамбовский сельсовет».
В судебном заседании представитель административного истца Ибрагимов Р.Д. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Астраханской области с административными исковыми требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении.
В судебное заседание представители Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области, МУП «Исток» муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области, заинтересованное лицо Байсуев А.С.-Э. не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в суд не представили.
Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 16 сентября 2020 года административные исковые требования прокурора Харабалинского района Астраханской области удовлетворены частично, судом признано незаконным и отменено решение Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» № от 06 июня 2018 года «О замене чугунной напорной трубы магистрального водовода». В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе администрацией муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушений норм материального права. Указывает, что прокурором пропущен процессуальный срок на подачу административного искового заявления. Считает, что принятым решением о замене чугунной трубы не затрагиваются права, свободы и законные интересы третьих лиц. Полагает, что при заключении договора подряда не нарушен принцип безвозмездности и порядок отчуждения имущества.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области, представитель заинтересованного лица МУП «Исток» муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области, заинтересованное лицо Байсуев А.С.-Э. не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного ответчика Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области Теперечкину О.Д., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Дюйсембееву Э.М., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в ней доводам.
В силу положений части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения в соответствии с пунктом 3 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 132 Конституции Российской Федерации, статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно статьям 215, 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 22 Устава муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области к полномочиям Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Тамбовский сельсовет».
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области расположены сети водоснабжения, которые закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Исток» муниципального образования «Тамбовский сельсовет» и находятся на балансе предприятия с 01 марта 2012 года.
Согласно протоколу заседания Совета депутатов муниципального образования «Тамбовский сельсовет» № от 06 июня 2018 года принято единогласное решение о замене чугунных труб диаметром 400 мм магистрального водовода от насосной станции II подъёма до присоединения к разводящим сетям с. Тамбовка на полиэтиленовые трубы ПЭ100 диаметром 160 мм.
Советом муниципального образования «Тамбовский сельсовет» 06 июня 2018 года, в связи с износом более 70% магистрального водовода от насосной станции II подъёма до присоединения к разводящим сетям <адрес> (водовод из чугунных напорных труб диаметром 400 мм (протяжённость 7000 м), на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования «Тамбовский сельсовет», принято решение № о замене магистральной чугунной напорной трубы на пластиковую диаметром не менее 160 мм. Решено обнародовано (опубликовано) в установленном законом порядке.
22 июня 2018 года между МУП «Исток», администрацией муниципального образования «Тамбовский сельсовет» и индивидуальным предпринимателем Байсуевым А.С., заключен договор подряда, по условиям которого подрядчик в лице индивидуального предпринимателя Байсуева А.С. обязуется в 3 этапа произвести по заданию заказчика в лице директора МУП «Исток» ФИО4, в интересах собственника имущества в лице главы муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харасаева А.Б., капитальный ремонт участка хозяйственно-питьевого водовода, входящего в состав магистрального водовода от насосной станции II подъёма до присоединения к разводящим сетям <адрес>, путём замены магистральной чугунной трубы диаметром 400 мм протяжённостью 7000 м на пластиковую диаметром 160 мм. Цена договора составила 5 884 047 рублей.
По условиям договора предусмотрено, что оплата стоимости работ производится путём передачи заказчиком (МУП «Исток») в собственность подрядчика (ИП Байсуев А.С.) демонтированных чугунных труб. Право собственности на чугунные трубы переходит от заказчика к подрядчику в момент приёмки в эксплуатацию равного по длине участка из пластиковых труб.
Работы по договору выполнены в полном объёеме, демонтированный чугунный водопровод передан ИП Байсуеву А.С., который распорядился им по своему усмотрению.
На решение Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» от 06 июня 2018 года № прокурором Харабалинского района Астраханской области принесен протест, а главе администрации муниципального образования «Тамбовский сельсовет» направлено представление, в которых прокурор просит отменить решение Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» от 06 июня 2018 года, устранить нарушения закона.
20 апреля 2020 года за № в адрес прокурора Харабалинского района Астраханской области направлен письменный ответ главы администрации муниципального образования «Тамбовский сельсовет» об отсутствии оснований для удовлетворения представления прокурора, в котором указано, что линейный объект, находящийся в муниципальной собственности муниципального образования «Тамбовский сельсовет», водопровод, был передан в хозяйственное ведение МУП «Исток». В результате деятельности МУП «Исток» по эксплуатации и ремонту водопровода образовались отходы в виде лома чугунных труб, которыми в соответствии с договором предприятие распорядилось, передав право собственности на них другому лицу в счёт погашения имеющихся финансовых обязательств. Таким образом, каких-либо нарушений федерального законодательства при утилизации отходов в виде остатков чугунных труб, образовавшихся при проведении ремонта линейного объекта - водопровода, не допущено.
06 июля 2020 года за № в адрес прокурора Харабалинского района Астраханской области направлен ответ Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» об отсутствии оснований для удовлетворения протеста прокурора, согласно которому, в соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Тамбовский сельсовет» собственником имущества являются как администрация муниципального образования «Тамбовский сельсовет», так и Совет муниципального образования «Тамбовский сельсовет». В связи с чем, указанные органы, как собственники, могут решать вопросы в отношении принадлежащего им имущества.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 8, статьями 11, 13 Устава муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области, обоснованно пришел к выводу, что Совет муниципального образования «Тамбовский сельсовет» вышел за пределы предоставленных ему Уставом и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий при решении вопросов, связанных с управлением и распоряжением муниципальным имуществом. При этом требования административного истца о признании незаконным отказа Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» и администрации муниципального образования «Тамбовский сельсовет» в удовлетворении протеста и представления не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с действующим законодательством.
Общественные отношения по возмездному отчуждению имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (приватизация) регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Установленные в статье 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» способы приватизации призваны обеспечивать равенство покупателей муниципального имущества и открытость деятельности органов местного самоуправления. При этом проведение открытых торгов в рамках приватизации осуществляется с целью привлечения максимально широкого круга участников и получение публичным собственником наибольшей цены за реализуемое имущество, учитывая, что доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов (пункт 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, собственником магистрального водопровода от насосной станции II подъёма до присоединения к разводящим сетям с. Тамбовка является муниципальное образование «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области, муниципальным органом не принималось решение о целесообразности проведения ремонта магистрального водопровода, с последующей реализацией имущества в виде демонтированных чугунных труб, тем самым произведено отчуждение муниципального имущества в частную собственность в обход статей 2, 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Поскольку решение вопросов, связанных с распоряжением муниципальным имуществом, не отнесено законом к вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, суд первой инстанции обоснованно принял решение о признании незаконным и отмене решения Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» № от 06 июня 2018 года «О замене чугунной напорной трубы магистрального водовода».
Довод апелляционной жалобы о пропуске административным ответчиком срока на обращение в суд с настоящим административным иском был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонен. Поскольку нарушения выявлены прокуратурой Харабалинского района Астраханской области в ходе проведенной проверки срок обращения в суд с данным административным иском прокурором не пропущен.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сводятся к несогласию с выводами суда и повторяют доводы административного иска, которые были предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно отклонены. Апелляционная жалоба не содержит новых обстоятельств, не проверенных судом первой инстанции. Содержание апелляционной жалобы направлено на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Вопреки утверждениям апелляционной жалобы судом при рассмотрении административного дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела судом не допущено; доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению указанного вопроса, судьей не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Харабалинского районного суда Астраханкой области от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханкой области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Стёпин А.Б.
Судьи областного суда Сорокина О.А.
Хаирова Д.Р.