Дело № 2а-431/2022 Председательствующий - судья Ляшкова Т.М.
32RS0021-01-2022-000314-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-2349/2022
гор. Брянск 02 августа 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Мариной Ж.В.,
судей Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.,
при секретаре Смольняковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Новозыбковской городской администрации Кабовой И.П. на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 11 мая 2022 года по административному исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, поданного в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет тротуара общего пользования с последующей регистрацией права собственности.
Заслушав доклад судьи Катасоновой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новозыбковский межрайонный прокурор обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие Новозыбковской городской администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и по оформлению права собственности тротуара общего пользования, протяженностью 3100 метров по ул.Наримановской в г.Новозыбкове Брянской области, с последующей регистрацией права собственности.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки по вопросу соблюдения на территории Новозыбковского городского округа законодательства о муниципальной собственности и безопасности дорожного движения, установлено, что административным ответчиком не предпринимается должных мер, направленных на регистрацию права собственности на тротуар общего пользования, протяженностью 3 100 метров по ул.Наримановской в г.Новозыбкове Брянской области. Отсутствие надлежащего оформленного права собственности в отношении данного объекта нарушает нормы действующего законодательства, поскольку приведение транспортной инфраструктуры в надлежащее состояние без учета и регистрации права собственности на тротуар общего пользования невозможно, таким образом, состояние транспортной инфраструктуры населенного пункта снижает мобильность экстренных служб и затрудняет их деятельность. Тем самым, бездействие Новозыбковской городской администрации по постановке на государственный кадастровый учет и последующей регистрации права собственности данного объекта нарушает право собственности на безопасные условия дорожного движения.
Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 11 мая 2022 года административное исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, поданное в порядке ст.39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Новозыбковской городской администрации Брянской области удовлетворено.
Суд постановил:
Признать незаконным бездействие Новозыбковской городской администрации Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и в непринятии мер по оформлению права собственности на тротуар общего пользования, протяженностью 3 100 метров по ул.Наримановской в г.Новозыбкове Брянской области.
Обязать Новозыбковскую городскую администрацию Брянской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет тротуара общего пользования протяженностью 3100 метров по ул.Наримановской в г.Новозыбкове Брянской области, с последующей регистрацией права собственности на указанный объект.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Новозыбковской городской администрации Кабова И.П. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в целях использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности создано МКП «Благоустройство», которому муниципальное имущество, в виде объектов внешнего благоустройства, передано в оперативное управление. В бюджете Новозыбковского городского округа на 2022 год денежные средства, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет тротуаров, с последующей их государственной регистрацией права собственности, заложены не были, в то время как выполнение необходимых мероприятий требует дополнительных расходов.
В письменном возражении на апелляционную жалобу Новозыбковский межрайонный прокурор Гончаров В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали.
От представителя Управления Росреестра по Брянской области Казанской Ю.М. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя Управления Росреестра по Брянской области.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. ст. 150, 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного возражения на нее, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что Новозыбковской межрайонной прокуратурой на основании указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации была проведена проверка исполнения законодательства в сфере дорожной деятельности на территории Новозыбковского городского округа Брянской области, в результате которой было установлено, что Новозыбковской городской администрацией не предпринимается должных мер, направленных на регистрацию права собственности на тротуар общего пользования, протяженностью 3100 метров по ул.Наримановской в г.Новозыбкове Брянской области.
Согласно сведениям Комитета по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации Брянской области от 11 мая 2022 года тротуар по адресу: Брянская область, г. Новозыбков, ул. Наримановская, протяженностью 3100 метров включен в перечень объектов муниципальной собственности, находящихся в муниципальной казне утвержденном решением Новозыбковского городского Совета народных депутатов 25 мая 2021 года № 6-278.
Указанный тротуар общего пользования находится в пределах муниципального образования и закреплен на праве оперативного управления за МКП «Благоустройство», что подтверждается информацией содержащейся в Приложении №1 к постановлению № 187 от 20 апреля 2017 года «О реестре имущества муниципальной собственности в новой редакции» и сведениями предоставленными администрацией города Новозыбкова.
Согласно сведениям Управления имущественных отношений Брянской области, указанный тротуар общего пользования в реестре государственного имущества Брянской области не значится.
По данным Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (Росимущество), тротуар расположенный по указанному выше адресу в реестре федерального имущества отсутствует.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Брянской области, сведения о сооружении –тротуар, протяженностью 3 км 100 м по ул.Наримановская в г.Новозыбкове в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные прокурором требования, исходя из того, что отсутствие надлежащего оформления права собственности на указанный объект, включающий в себя земельный участок и расположенные на нем конструктивные элементы (покрытие и иные подобные элементы) в пределах границ муниципального образования, предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием объекта, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние, пришел к выводу о наличии у Новозыбковской городской администрации Брянской области в силу закона обязанности совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности тротуара общего пользования, находящегося в границах муниципального образования. С учетом особенностей финансирования необходимых мероприятий, их объема и количества, подлежащих документированию и постановке на учет объектов, суд признал возможным установить для исполнения решения годичный срок со дня его вступления в законную силу, находя такой срок разумным.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.
В силу ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (ст. ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии с абз. 11 п. 4 ст.6 вышеприведенного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений п.1 ч.1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 257-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога -это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного характера, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги и иные подобные сооружения являются линейными объектами.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления. Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
В силу п.9 ст.6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 17 указанного Федерального закона установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.2 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ).
Исходя из положений п.1 ч.1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 51 вышеназванного Федерального закона).
Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 года № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
В соответствии с ч.6 ст.1 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Из положений ч.1 ст. 130 ГК РФ и разъяснений, изложенных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить, ее прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи и имеет определенное функциональное использование.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ст.14 Федерального закона № 218-ФЗ).
С учетом того, что тротуар общего пользования протяженностью 3100 метров по ул.Наримановской в г.Новозыбков Брянской области является объектом недвижимости, право собственности на нее подлежит государственной регистрации в ЕГРН и данная обязанность в силу приведенных выше норм возложена на Новозыбковскую городскую администрацию Брянской области.
Учитывая особенности финансирования необходимых мероприятий, суд пришел к обоснованному выводу о возможности установления срока для исполнения решения суда в течение одного года со дня его вступления в законную силу, находя такой срок разумным.
Довод апелляционной жалобы о том, что в бюджет Новозыбковского городского округа на 2022 год денежные средства, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, с последующей их государственной регистрацией права собственности, заложены не были, является несостоятельным в силу того, что отсутствие финансирования не влияет на изменение или отмену обязанности по регистрации права собственности и постановке объекта на кадастровый учет, поскольку согласно ст. ст. 12 и 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Статьями 9,139 и 140 Бюджетного кодекса РФ также предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
При этом передача объекта недвижимости в оперативное управление МКП «Благоустройство» также не влияет на обязанность администрации по оформлению права собственности и постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.
При рассмотрении настоящего спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 11 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Новозыбковской городской администрации Кабовой И.П. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Ж.В. Марина
Судьи О.Н. Денисюк
С.В. Катасонова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.08.2022 года.