ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4343/2022 от 28.09.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий: Дело №33а-3424/2022

судья Еремеева Ю.В.

(1-я инст. № 2а-4343/2022)

УИД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Чита 28 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Жилинского А.Г.,

судей Каверина С.А., Пичуева В.В.,

при секретаре судебного заседания Касьяновой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г.Читы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации городского округа «Город Чита» - Шабановой Н.И.,

на решение Центрального районного суда г.Читы от 13 июля 2022 года, которым постановлено:

«Административный иск удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов и другого мусора, расположенную на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, и произвести очистку дворовой уборной по указанному адресу; в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу установить помойницу для жидких отходов и контейнерную площадку для твердых коммунальных отходов для многоквартирного <адрес>, в <адрес>».

Заслушав доклад судьи краевого суда Каверина С.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

29 июня 2022 года заместитель прокурора Центрального района г.Читы Новолодский С.Е., действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в котором, подробно мотивируя свою позицию, просил:

- обязать администрацию городского округа «Город Чита» ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов и другого мусора, расположенную на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> и произвести очистку дворовой уборной;

- установить помойницу для жидких отходов и контейнерную площадку для твердых коммунальных отходов для многоквартирного <адрес>, в <адрес>. (л.д.7-11)

Определением Центрального районного суда г.Читы от 01 июля 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита». (л.д.4-5)

Судом постановлено приведенное выше решение. (л.д.47-54)

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Чита» - по доверенности Шабанова Н.И., выражает несогласие с решением суда первой инстанции в части установленного срока его исполнения, и, оспаривая выводы суда, ссылаясь на обстоятельства административного дела, на положения ст.10 КАС РФ, нормы Бюджетного кодекса РФ, Устав городского округа «Город Чита», и т.д., указывает на то, что при вынесении решения судом должен быть установлен разумный срок исполнения судебных актов по административным делам. Считает, что судом первой инстанции при установлении срока, в течение которого администрации надлежит исполнить решение суда, не приняты во внимание обстоятельства возможности административного ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения решения суда, объем мероприятий, которые необходимо осуществить, ограниченность финансовых ресурсов, а также самостоятельность администрации в планировании и распоряжении местным бюджетом, особенности бюджетного процесса, в том числе, сроки и порядок внесения изменений в местный бюджет, и законодательно установленные сроки для осуществления определенных действий, а именно размещение муниципального контракта в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Просит решение Центрального районного суда г.Читы от 13 июля 2022 года изменить в части установленного срока исполнения на срок равный десяти месяцам. (л.д.56-58)

В письменных дополнениях к апелляционной жалобе представитель административных ответчиков администрации городского округа «Город Чита», Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» - по доверенности Шабанова Н.И., ссылаясь на пункты 2, 5-7, 11, 16-17, подпункт «а» пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, часть 1 статьи 36, пункты 2, 2.1 части 1, пункт 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что вопросы по проведению работ по очистке помойниц должны решаться собственниками помещений многоквартирного дома самостоятельно по мере необходимости. Обращает внимание, что при поступлении обращений по вопросу установки надворных уборных и помойниц Комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» определяется потребность денежных средств на установление данных санитарных объектов путем составления локально-сметного расчета. Далее указанные вопросы должны решаться на общем собрании собственников, в том числе с определением места установки новых санитарных объектов и источника финансирования данных работ. Ссылается на данные публичной кадастровой карты в отношении земельного участка, расположенного в <адрес>, общую площадь жилого <адрес> по указанному адресу, составляющую <данные изъяты> кв.м. и приходящуюся на 14 квартир, и реестр муниципального имущества городского округа «Город Чита», согласно которому две квартиры (№) в указанном жилом доме находятся в муниципальной собственности, площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м., соответственно. С учетом изложенного, просит изменить решение Центрального районного суда <адрес> по делу № 2а-4343/2022, а именно в части исковых требований по установлению помойницы для жидких отходов и контейнерной площадки для твердых коммунальных отходов для многоквартирного <адрес> в <адрес> - отказать. (л.д.92-93)

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков администрации городского округа «Город Чита», Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» - по доверенности Иващенко И.В., доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней об изменении оспариваемого судебного акта поддержала.

Прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Эпова Н.А., указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, оценив доказательства, выслушав позицию участвующих в деле лиц, проверив законность решения суда в порядке ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст.46 (ч.ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.218 КАС РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п.2 ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.27 ст.5 Устава городского округа «Город Чита» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов.

Как предусмотрено положениями ч.4 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: - создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; - определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; - организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.24, 25 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также организация благоустройства территории городского округа.

Реализация вопросов местного значения городского округа является расходным обязательством муниципального образования, установление и исполнение которых п.1 ст.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) отнесено к бюджетным полномочиям муниципального образования.

В силу п.2 ст.53 БК РФ исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями БК РФ.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой Центрального района г.Читы проведена проверка по публикации Zab.ru от 23 июня 2022 года «Читинцы обнаружили новое «месторождение» мусора в центре города», в ходе которой установлено, что по состоянию на 23 июня 2022 года на земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>, размещена свалка отходов, представляющая собой большое скопление твердых коммунальных отходов, жидких отходов и иного мусора (картон, одежда, шины и т.д.); на указанной территории дворовые уборные находятся в неочищенном состоянии, помойница отсутствует; металлический контейнер для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов размещен на бетонном основании, которое захламлено отходами производства и потребления; ограждение и крыша, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы площадки, отсутствуют, что подтверждается актом осмотра с фототаблицей от 23 июня 2022 года.

В соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно п.п. 5, 9 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе из раздельного накопления) на территории Забайкальского края, утверждённого постановлением Правительства Забайкальского края от 10 октября 2017 года №409 (далее - Порядок), на территории Забайкальского края накопление ТКО осуществляется следующими способами: - накопление ТКО в многоквартирных домах (далее - МКД) в мусоропроводах и мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); - складирование ТКО в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках; - складирование в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (бесконтейнерная система накопления).

Территории населенных пунктов Забайкальского края подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

Пунктом 3 Порядка установлено, что бункер - мусоросборник, предназначенный для складирования КГО, КГО - ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

В соответствии с п.7 Порядка потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 21, 32, 33 Порядка контейнерная площадка должна располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, без скопления на них воды. Для предотвращения проникновения животных (свободного доступа бродячих животных) контейнерные площадки должны быть ограждены с трех сторон или предусматривать установку контейнеров с крышками. Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадания в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой.

Для накопления отходов, образующихся в индивидуальной жилой и малоэтажной застройке, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, гаражно-строительных кооперативах, используются: 1) контейнерные площадки с твердым покрытием для ТКО; 2) площадки для накопления КГО (кузова, отработанные автопокрышки и т.п.).

Материалами дела и пояснениями представителя административных ответчиков в судебном заседании подтверждается факт заключения с ООО «Мехуборка Забайкалье» муниципального контракта № на выполнение в июне-июле 2022 года работ по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов с несанкционированных свалок на территории городского округа «Город Чита», в том числе, со свалок по <адрес>, в районе домов , в объеме <данные изъяты> куб.м.

Вместе с тем, в полном объеме ликвидация несанкционированной свалки по адресу: <адрес>, административными ответчиками не произведена.

Стороной административных ответчиков также не отрицалась обязанность по установке контейнерной площадки для твердых коммунальных отходов для многоквартирного <адрес>, в <адрес>.

Кроме того, возражая против удовлетворения заявленных прокурором требований административного иска, сторона административных ответчиков, ссылаясь на ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), п.п.2, 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, указала на то, что работы по установке помойницы и очистке дворовой уборной относятся к текущему содержанию общего имущества жилых домов, обязанность по их выполнению лежит на управляющей организации, а в случае ее отсутствия – на самих собственниках.

С данным доводом суд первой инстанции не согласился по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 17, 18 СанПиН 2.1.3684-21 вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен. В населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.

Согласно п.п. 20, 21, 22, 23 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие выгребы, дворовые уборные и помойницы, должны обеспечивать их дезинфекцию и ремонт. Выгреб и помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. Объем выгребов и помойниц определяется их владельцами с учетом количества образующихся ЖБО. Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 метров до поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев. Удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО.

Согласно ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п.4).

В силу п.1 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», состав общего имущества многоквартирного дома определяется собственниками помещений многоквартирного дома.

В соответствии с подп. «е» п.2 Правил в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

В соответствии с п.11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подп. «гподп. «г» и «ж»).

Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, управляющей компании не имеет, иной способ управления домом собственниками помещений не выбран.

Согласно ч.3 ст.161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией (ч.9 ст.161 ЖК РФ).

Частью 4 данной статьи установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 указанной статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации приняты Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года №75, которыми предусмотрены условия проведения конкурса, согласно которым открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, либо если такое решение не реализовано.

Вопреки указанным положениям законодательства, органом местного самоуправления конкурс по выбору управляющей компании не проведен.

При этом суд первой инстанции принял во внимание, что в муниципальной собственности находится две квартиры в указанном доме.

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением врио. Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. №65).

В соответствии с п.6 ч.3 ст.38 Устава городского округа «Город Чита», утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» от 25 мая 2017 года №5, администрация городского округа в сфере использования земли и других природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды обеспечивает проведение на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды.

Реализация органом местного самоуправления своих полномочий должна исключать как нарушение требований действующего законодательства, так и нарушение права граждан на благоприятную среду обитания.

Участие в организации системы сбора и удаления отходов является надлежащим, когда при его осуществлении соблюдаются требования действующего законодательства.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Таким образом, администрация городского округа «Город Чита» обязана осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе, принимать эффективные организационные, административные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, проанализировав российское законодательство в области охраны окружающей среды, а также по вопросам полномочий органов местного самоуправления, нормы КАС РФ, и т.д., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие администрации городского округа «Город Чита» выражается в невыполнении требований санитарного законодательства и противоречит статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», так как нарушается право граждан на безопасную среду обитания; что в рассматриваемом случае администрация городского округа «Город Чита», имея возможность для недопущения нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, не приняла необходимых мер по исполнению возложенных на нее полномочий и обязанностей, в связи с чем, удовлетворил заявленные прокурором требования административного искового заявления.

Судом констатировано, в том числе, что: - администрацией городского округа «Город Чита» меры к надлежащей организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, организации благоустройства территории городского округа не принимаются;

- в нарушение указанных выше требований действующего законодательства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, дворовая уборная находится в неочищенном состоянии, помойница отсутствуют, что нарушает право неограниченного круга лиц на безопасную среду обитания;

- в отсутствие в указанном доме управляющей компании, обязанность по очистке дворовой уборной и установлению помойницы следует возложить на администрацию городского округа «Город Чита»;

- разумным и достаточным следует установить административному ответчику срок для исполнения решения суда в части ликвидации свалки твердых коммунальных отходов, другого мусора и очистки дворовой уборной - в течение пяти месяцев с даты вступления его в законную силу, а в части установления помойницы для жидких отходов и контейнерной площадки для твердых коммунальных отходов – в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.

Вопреки изложенной в апелляционной жалобе и при ее рассмотрении позиции стороны административных ответчиков, судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Доводы апеллянта о неверном определении судом юридически значимых обстоятельств по делу, основаны на неправильном толковании норм права и основанием для отмены или изменения правильного по существу судебного решения в апелляционном порядке не являются.

Так, обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции.

Положениями ч.1 ст.62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Однако, вопреки приведенному положению закона, административными ответчиками не было представлено доказательств, подтверждающих позицию, обратную мнению суда первой инстанции.

Каких-либо новых доказательств апеллянтом, в подтверждение своей позиции по делу, суду апелляционной инстанции также не представлено.

Приведенные выше правовые нормы Федеральных законов от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», относят к вопросам местного значения городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также организацию благоустройства территории городского округа.

Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от подтопления, заболачивания, от захламления отходами производства и потребления.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Вопреки доводам жалобы администрация городского округа «Город Чита» обязана организовать ликвидацию расположенной на земельном участке, ставшем предметом судебного разбирательства, несанкционированной свалки в силу прямого указания ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Достоверных доказательств, свидетельствующих об обратном, стороной административных ответчиков суду апелляционной инстанции не представлено.

Таким образом, прямая обязанность по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, по осуществлению контроля за санитарным содержанием территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Непринятие мер к ликвидации несанкционированных свалок, а также к приведению в соответствие с требованиями законодательства контейнерных площадок, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Следовательно, органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий – несанкционированных свалок на вышеуказанных земельных участках.

При этом, судебной коллегией учитывается, что на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, вместе с тем, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).

Отсутствие у органа муниципальной власти необходимых средств для исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, не может являться основанием для отмены или изменения решения суда и освобождения от указанных обязанностей административного ответчика, поскольку требования прокурора направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры (постановление от 17 июня 2004 года № 12-П; определения от 12 апреля 2005 года № 142-О, от 13 июня 2006 года № 194-О, от 02 ноября 2006 года № 540-О, от 10 октября 2013 года №1591-О, от 09 ноября 2017 года № 2516-О).

Принятое судом решение не ограничивает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Ликвидация несанкционированной свалки осуществляется органом местного самоуправления городского округа самостоятельно и, как правило, за счет средств, предоставляемых в виде субсидии в рамках государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 10 апреля 2014 года №188 (абзац 2 раздела 5 «Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов, а также иных сведений»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии заложенных в бюджете городского округа расходов на выполнение вышеуказанных работ являются необоснованными, поскольку соблюдение (защита) прав граждан является конечной целью выполнения требований федерального законодательства и должно быть одним из главных приоритетов в деятельности органа местного самоуправления.

Кроме того, в силу положений части 1 статьи 189 КАС РФ, части 1 статьи 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случае наличия уважительных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению вступившего в законную силу судебного решения, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе, в частности, обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, выдавший исполнительный документ.

Оснований согласиться с иными доводами апелляционной жалобы, в том числе, об оспаривании изложенных в решении выводов суда и судебной оценки доказательств, об отмене возложенной на административного ответчика обязанности установить помойницу для жидких отходов и контейнерную площадку для твердых коммунальных отходов для многоквартирного <адрес>, в <адрес>, и т.д., не имеется; в основном, они направлены на переоценку доказательств и, при этом, не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, которые бы привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено. При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, – оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст.308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Читы от 13 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации городского округа «Город Чита» - Шабановой Н.И., без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: