ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-437/20 от 08.12.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Голова Т.А. адм. дело № 33а-13193/2020

(2а-437/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08.12.2020

г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Клюева С.Б.,

судей Неугодникова В.Н., Лазаревой М.А.,

при секретаре Петровой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Думы городского округа Октябрьск Самарской области на решение Октябрьского городского суда Самарской области от 14 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия

установила:

Прокурор города Октябрьск Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к Думе городского округа Октябрьск Самарской области о признании незаконным решения Думы городского округа Октябрьск № 425 от 29.07.2020 «О рассмотрении представления Прокуратуры г. Октябрьска от 06.07.2020 № 86-03-2020 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» и возложении на Думу городского округа Октябрьск обязанности устранить допущенные нарушения закона и повторно рассмотреть представление Прокуратуры города Октябрьск от 06.07.2020 за исх. № 86-03-2020 в соответствии с требованиями ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного иска указано, что в соответствии с решением Думы городского округа Октябрьск № 425 от 29.07.2020 «О рассмотрении представления Прокуратуры г. Октябрьска от № 86-03-2020 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» по результатам рассмотрения представления Постоянной комиссией по законности, правопорядку, общественной безопасности населения и вопросам депутатской этики установлено, что при исполнении своих полномочий Главой г.о. Октябрьск Гожей А.В. конфликта интересов не усматривается, оснований для принятия Думой городского округа Октябрьск Самарской области мер реагирования в виде удаления Главы городского округа Октябрьск в отставку отсутствуют. Настоящее решение вступило в силу со дня его подписания. Данное решение считают незаконным и необоснованным в полном объеме по следующим основаниям. Прокуратурой города на основании обращения ФИО7 проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства при исполнении полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в деятельности Администрации г.о. Октябрьск. Одним из принципов противодействия коррупции, определенных ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», является приоритетное применение мер по ее предупреждению (профилактика коррупции). Согласно п. «а» ст. 23 Устава городского округа Октябрьск Глава городского округа Октябрьск Самарской области - высшее выборное должностное лицо городского округа, избираемое Думой городского округа Октябрьск Самарской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющее Администрацию городского округа Октябрьск Самарской области. Частью 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что выборное должностное лицо местного самоуправления должно соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-Ф3 и другими федеральными законами. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ. Решением Думы г.о. Октябрьск № 100 от 25.05.2016 утверждено «Положение о порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности городского округа Октябрьск Самарской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов». Согласно п. 2 Положения лица, замещающие муниципальные должности городского округа Октябрьск, обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Под конфликтом интересов в настоящем Положении понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего муниципальную должность городского округа Октябрьск, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление ими своих полномочий. В соответствии с п.п. 5, 6 Положения сообщение оформляется в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Лица, замещающие муниципальные должности, направляют уведомление непосредственно в соответствующую Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта, составленное по форме согласно приложению к настоящему Положению. Установлено, что постановлением Администрации г.о. Октябрьск от 21.12.2018 , подписанным Главой г.о. Октябрьск ФИО15, ФИО8 предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с участками, фактически - для строительства жилого дома, в аренду сроком на 20 лет. На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Октябрьск Самарской области с ФИО8 заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на указанный выше земельный участок. Постановлением Администрации г.о. Октябрьск от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным Главой г.о. Октябрьск Гожей А.В., ФИО8 предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с участками, фактически - для строительства жилого дома, в аренду сроком на 20 лет. На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Октябрьск Самарской области с ФИО8 заключен договор от 21.02.2019 аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на указанный выше земельный участок. При этом установлено, что ФИО8 является матерью Главы городского округа Октябрьск Гожей А.В.. Указанные обстоятельства свидетельствуют о возникшем конфликте интересов в действиях выборного должностного лица - Главы г.о. Октябрьск Гожей А.В. при подписании постановлений Администрации г.о. Октябрьск от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о передаче земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду ФИО8 Однако уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в Комиссию согласно информации Председателя Думы г.о. Октябрьск от 02.07.2020 Главой г.о. Октябрьск Гожей А.В. не направлялось и, соответственно, не рассматривалось. В связи с чем, Комиссией оценка факта возникновения у выборного должностного лица - Главы г.о. Октябрьск Гожей А.В. личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, не давалась. Таким образом, при осуществлении должностных полномочий Главы г.о. Октябрьск Гожей А.В. обязанности по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не принято. Частью 2 ст. 74.1 Федерального закона №131-ФЗ определены основания для удаления главы муниципального образования в отставку, одним из которых является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-Ф3. Неисполнение Главой г.о. Октябрьск Гожей А.В. требований Федеральных законов № 273-Ф3 и № 131-ФЗ является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку. В адрес председателя Думы г.о. Октябрьск внесено представление № 86-03-2020 от 06.07.2020 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, с требованием принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий Главы г.о. Октябрьска Гожей А.В. Однако, в соответствии с Решением Думы городского округа Октябрьск № 425 от 29.07.2020 представление Прокуратуры г. Октябрьск оставлено без удовлетворения. Игнорирование требований Федеральных законов № 273-Ф3 и № 131-ФЗ Думой г.о. Октябрьск при принятии Решения № 425 от 29.07.2020 нарушает один из принципов, определённых п. 4 ст. 3 Федерального закона № 273-Ф3, о неотвратимости ответственности за совершение коррупционного правонарушения и освобождает Главу г.о. Октябрьск Гожую А.В. от публично-правовой ответственности. В соответствии с п. 1 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, коррупция рассматривается как одна из системных угроз безопасности Российской Федерации.

Решением Октябрьского городского суда Самарской области от 14.09.2020 требования прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе Дума городского округа Октябрьск просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Думы г.о. Октябрьск – Гайер С.В. (по доверенности) доводы жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Гожей А.В. – Гусейнова Н.С. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель Прокуратуры Самарской области Рогова О.В. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при реализации своих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить предоставления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

При осуществлении этого надзора прокурор, наряду с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, вправе ставить перед представительным органом местного самоуправления и перед судом вопрос о прекращении полномочий должностного лица в связи с несоблюдением антикоррупционных ограничений.

В силу статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).

Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон N 131-ФЗ) установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Закон N 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ, Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее Закон N 230-ФЗ), Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 10 Закона N 273-ФЗ, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 настоящей статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 4.1. статьи 12.1 Закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Закона N 273-ФЗ определено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Согласно части 10.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.12.2012 N 34-П отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Гожая А.В. с 28.10.2015 избрана Главой городского округа Октябрьск Самарской области.

Прокуратурой г. Октябрьска на основании обращения ФИО7 проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства при исполнении полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в деятельности Администрации г.о. Октябрьск, в ходе которой установлено, что Главой г.о. Октябрьск Гожей А.В. при подписании постановлений Администрации г.о. Октябрьск от 21.12.2018 , от 20.02.2019 о передаче двух земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> находящихся в муниципальной собственности, в аренду своей матери ФИО8 не уведомляла о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов Постоянную комиссию Думы г.о. Октябрьск по законности, правопорядку, общественной безопасности населения и вопросам депутатской этики, что также подтверждается письменной информацией председателя Думы г.о. Октябрьск ФИО17. от ДД.ММ.ГГГГ.

06.07.2020 Прокурором г. Октябрьска в Думу г.о. Октябрьск вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором предложено рассмотреть данное представление и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий Главы г.о. Октябрьск Гожей А.В..

Представление Прокурора г. Октябрьска рассмотрено Думой г.о. Октябрьск 29.07.2020, по результатам рассмотрения Постоянной комиссией Думы г.о. Октябрьск по законности, правопорядку, общественной безопасности населения и вопросам депутатской этики установлено, что при исполнении своих полномочий Главой г.о. Октябрьск Гожей А.В. конфликт интересов не усматривается. Информация принята к сведению. Основания для принятия Думой г.о. Октябрьск мер реагирования в виде удаления Главы г.о. Октябрьск Гожей А.В. в отставку отсутствуют. Рекомендовано Главе г.о. Октябрьск Гожей А.В. не допускать ситуаций, которые могут привести к возникновению конфликта интересов.

Решением Думы г.о. Октябрьск № 100 от 25.05.2016 утверждено «Положение о порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности городского округа Октябрьск Самарской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов».

В пункте 1 данного Положения определен порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности городского округа Октябрьск Самарской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Согласно постановлению Администрации г.о. Октябрьск от 17.08.2017 за № 923 «О внесении изменений в постановление Главы г.о. Октябрьск от 23.09.2010 № 613 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе г.о. Октябрьск» председателем указанной комиссии является первый заместитель Главы г.о. Октябрьск ФИО13

Из письменного ответа Департамента по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области от 04.09.2020 следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 08.10.2012 № 506 «О департаменте по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области» департамент является уполномоченным органом государственной власти Самарской области по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Департамент наделен полномочиями по мониторингу деятельности по профилактике коррупционных правонарушений в органах местного самоуправления, муниципальных организациях и учреждениях, а также соблюдения в них законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Департаментом проанализирована работа Администрации г.о. Октябрьск. В ходе анализа работы по обеспечению исполнения требований законодательства об ограничениях, запретах и обязанностях, налагаемых на муниципальных служащих, выявлен факт несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. Установлено, что постановлением Администрации г.о. Октябрьск от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным Главой г.о. Октябрьск Гожей А.В., ФИО8 (матери Гожей А.В.) предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с участками, фактически - для строительства жилого дома, в аренду, сроком на 20 лет. На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Октябрьск заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена с ФИО8 на вышеуказанный земельный участок. Постановлением Администрации г.о. Октябрьск от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным Гожей А.В., ФИО8 предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей плошала <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес> видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с участками, фактически – для строительства жилого дома в аренду, сроком на 20 лет. На основании постановления от 21.12.2018 , Администрацией г.о. Октябрьск Самарской области с ФИО8 заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на вышеуказанный земельный участок. При этом установлено, что ФИО8 и Глава г.о. Октябрьск Гожая А.В. являются близкими родственниками, а именно: состоят в родстве как мать и дочь, соответственно. Указанные обстоятельства свидетельствуют о возникшем конфликте интересов в действиях выборного должностного лица - Главы г.о. Октябрьск Гожей А.В. при подписании постановлений Администрации г.о. Октябрьск от ДД.ММ.ГГГГ, от 21.12.2018 о передаче земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду ФИО8 Вместе с тем уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта согласно информации Председателя Думы г.о. Октябрьск от 02.07.2020 Гожей А.В. не направлялось, соответственно, не рассматривалось. В связи с чем, объективная оценка возможности возникновения у выборного должного лица - Главы г.о. Октябрьск Гожей А.В. личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, не давалась. При осуществлении своих должностных полномочий обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов Гожей А.В. не исполнена, меры в соответствии с действующим законодательством, не приняты. В департамент представлен протокол заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рассмотрено заявление Главы г.о. Октябрьск Гожей А.В. от 04.07.2018 о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, ФИО8 В соответствии с журналом учета уведомлений о возникновении личной заинтересованности Администрации г.о. Октябрьск уведомление Гожей А.В. без входящего номера поступило 14.08.2018, принято лично первым заместителем Главы городского округа Октябрьск ФИО13 - председателем Комиссии. Однако данный вопрос на заседании указанной Комиссии рассматриваться не мог, поскольку она правомочна принимать решения в отношении муниципальных служащих г.о. Октябрьск, а Гожая А.В. является лицом, замещающим муниципальную должность в Самарской области. Из протокола комиссии следует, что между членами комиссии отсутствует личная заинтересованность и конфликт интересов. Вместе с тем, Гожая А.В. является работодателем в отношении 6 членов комиссии из 8 (в том числе председателя и заместителя председателя комиссии). Департаментом на постоянной основе анализируется исполнение законодательства о противодействии коррупции в муниципальных образованиях Самарской области, в том числе, протоколы заседаний вышеуказанной Комиссии. Протокол заседания Комиссии от 19.07.2018 администрацией в департамент не направлялся. В ходе анализа протоколов Комиссии, проведённого в рамках выездного мероприятия 20.07.2020, установлено, что в 2018 году в администрации проведено 11 заседаний Комиссии. В соответствии с отчетностью, ежеквартально предоставляемой в департамент органами местного самоуправления с использованием ПО «Мониторинг», в 2018 году в администрации проведено 10 заседаний Комиссии. Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о фальсификации протокола, датированного 19.07.2018. Извещение о возможности предоставления земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>Б (в последующем постановлением администрации адрес изменен на 213Б), размещено на сайте torgi.gov.ru и в газете «Октябрьское время» 03.08.2018, а заявление ФИО8 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков поступили в Администрацию г.о. Октябрьск 03.07.2018. С целью получения преимущественного права выкупа указанных участков и отчуждения муниципальной собственности ФИО8ДД.ММ.ГГГГ в МКУ «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации городского округа Октябрьск» предоставлены фиктивные уведомления о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства - одноэтажных домов, площадью 48 и 49 кв.м. Исходя из уведомления заместителя Главы городского округа Октябрьск - руководителя МКУ городского округа Октябрьск «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации г.о. Октябрьск» ФИО14 от 25.12.2019 № , планируемые объекты жилищного строительства признаны соответствующими установленным параметрам и допустимы к размещению на земельных участках. ФИО8 27.12.2019 уведомила об окончании строительства указанных объектов жилищного строительства и предоставила технические планы зданий, подготовленные кадастровым инженером ООО «Статус». Согласно уведомлению ФИО14 от 30.12.2019 построенные индивидуальные жилищные дома признаны соответствующими требованиям законодательства о градостроительстве. В ходе выезда ДД.ММ.ГГГГ по указанным адресам сотрудниками департамента каких-либо строений, в том числе жилых домов, на участках не обнаружено. Информация о выявленных нарушениях направлена департаментом в адрес председателя Думы г.о. Октябрьск ФИО12 для проведения проверки и принятия мер в отношении Главы городского округа Октябрьск. В соответствии с ответом Думы г.о. Октябрьск от 28.08.2020 № 169, письмо департамента оставлено без рассмотрения, проверка в отношении Главы г.о. Октябрьск Гожей А.В. не проведена, меры ответственности, предусмотренные законодательством о противодействии коррупции, не приняты.

Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора о признании незаконным Решения Думы городского округа Октябрьск от 29.07.2020 «О рассмотрении представления Прокуратуры г. Октябрьска от 06.07.2020 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» и возложении на Думу городского округа Октябрьск обязанности по устранению допущенных нарушений закона и повторном рассмотрении представления прокуратуры, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Гожая А.В., являясь Главой г.о. Октябрьск, и, соответственно, лицом, обязанным принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также уведомлять в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения Думу г.о. Октябрьск либо высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - Губернатора Самарской области не уведомила.

В связи с изложенным суд обоснованно указал, что мер по предотвращению возможности возникновения конфликта интересов не принято.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении закона.

Так, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы административного ответчика об отсутствии конфликта интересов, поскольку они противоречат содержанию части 2 статьи 10 Закона N 273-ФЗ, в которой раскрывается понятие личной заинтересованности (в том числе возможность получения состоящими с лицом, занимающим муниципальную должность в Самарской области, в близком родстве или свойстве лицами доходов в виде денег, иного имущества, имущественных прав). В рассматриваемом случае договоры аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, были заключены с ФИО8 - матерью Главы городского округа Октябрьск Гожей А.В., на основании которых у матери возникли имущественные права на земельные участки.

Указанные доводы содержатся и в апелляционной жалобе, в связи с чем, по изложенным основаниям судом апелляционной инстанции отклоняются.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, учитывая вышеуказанные законоположения, суд первой инстанции обоснованно констатировал, что факт подачи Главой городского округа Октябрьск председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе городского округа Октябрьск первому заместителю Главы городского округа Октябрьск ФИО13 уведомления о возникновении личной заинтересованности при подписании постановления администрации о передаче земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду своей матери ФИО8, не подтверждает выполнение требований закона о надлежащем уведомлении о возникшем конфликте интересов представителя нанимателя (работодателя).

Глава городского округа Октябрьск Гожая А.В. являясь лицом, замещающим муниципальную должность Самарской области, обязана была уведомить о возникшем конфликте интересов представителя нанимателя (работодателя), то есть Думу городского округа Октябрьск либо высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - Губернатора Самарской области.

Обоснованность отклонения судом доводов представителя Гожей А.В. - ФИО10 об отсутствии в 2018 году при Думе городского округа Октябрьск Комиссии, правомочной рассматривать данные уведомления, у судебной коллегии сомнений не вызывает.

Доводы апелляционной жалобы о законности приятого 29.07.2020 Думой городского округа Октябрьск решения также являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия согласна.

Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Однако такие доказательства административным ответчиком в материалы дела не представлены.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, обязал Думу городского округа Октябрьск устранить допущенные нарушения закона и повторно рассмотреть представление Прокуратуры города Октябрьск от 06.07.2020 за исх. в соответствии с требованиями ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, не вмешиваясь в компетенцию административного органа и не предрешая существо решения, которое должно быть им принято.

Рассмотрение аналогичного вопроса на заседании постоянной комиссии Думы г.о. Октябрьск по законности, правопорядку, общественной безопасности населения, вопросам депутатской этики и предупреждению коррупции, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о принятии судом незаконного решения, поскольку заседание данной комиссии состоялось в связи с поступлением в Думу г.о. Октябрьск протокола заседания комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по иной повестке. При этом решение данной комиссии состоялось после вынесения решения Октябрьского городского суда Самарской области от 14.09.2020, соответственно, не могло быть приято судом первой инстанции во внимание при рассмотрении настоящего дела.

По аналогичному основанию не имело правового значения для правильного рассмотрения настоящего дела и избрание на должность Главы г.о. Октябрьск Гожей А.В. на пять лет на основании Решения Думы г.о. Октябрьск от 17.11.2020, которое состоялось после вынесения решения суда.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, аналогичны тем, которыми ответчик обосновывал свою позицию в суде первой инстанции, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского городского суда Самарской области от 14 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы городского округа Октябрьск Самарской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи