ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-439/17 от 13.07.2017 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2а-439/2017 Председательствующий - судья Фещукова В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33а-2768/2017

гор. Брянск 13 июля 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего – Суярковой В.В.,

судей – Шкобенёвой Г.В.,

– Апокиной Е.В.,

при секретаре – Чеплянской В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления по строительству и развитию территории города Брянска Троян Елены Евгеньевны на решение Володарского районного суда г. Брянска от 30 марта 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Кузиной Татьяны Михайловны к Управлению по строительству и развитию территории города Брянска о выдаче разрешения на строительство.

Заслушав доклад судьи Шкобенёвой Г.В., объяснения Кузиной Т.М. и ее представителя Головко А.И., представителя Управления по строительству и развитию территории города Брянска Рубцовой О.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Кузина Т.М. обратилась в суд к ответчику Управлению по строительству и развитию территории города Брянска о выдаче разрешения на строительство, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу:
<адрес>, <адрес>, а также расположенного на нем жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. В целях осуществления строительства индивидуального жилого дома на данном земельном участке обратилась в Управление по строительству и развитию территории города Брянска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в замен существующего.
7 февраля 2017 года Управлением по строительству и развитию территории города Брянска в адрес заявителя направлен отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, который считает незаконным, противоречащим статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 40, 56 Земельного кодекса Российской Федерации.

Просила суд восстановить нарушенное право на застройку находящегося в собственности земельного участка, обязав Управление по строительству и развитию территории города Брянска выдать Кузиной Т.М. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

Решением Володарского районного суда г. Брянска от 30 марта 2017 года с учетом определения Володарского районного суда г. Брянска от 18 мая 2017 года об исправлении описки исковые требования Кузиной Т.М. к Управлению по строительству и развитию территории города Брянска о выдаче разрешения на строительство удовлетворены.

Суд признал незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>,
<адрес>

Управлению по строительству и развитию территории города Брянска выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером по адресу: <адрес>

В апелляционной жалобе представитель Управления по строительству и развитию территории города Брянска просит решение Володарского районного суда г. Брянска от 30 марта 2017 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обосновании доводов, ссылается на то, что Управление, рассмотрев заявление Кузиной Т.М. отказало в выдаче вышеуказанного разрешения в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Указывает на то, что согласно предоставленного градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по <адрес> расположен в зоне Ж1 - зона многоквартирных многоэтажных домов, где видами разрешенного использования недвижимости размещение отдельно стоящих жилых домов на одну семью от 1 до 3 этажей с придомовыми участками (а именно, объектов индивидуального жилищного строительства) не предусмотрено. Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации данный объект капитального строительства не соответствует установленному градостроительному регламенту территориальной зоны. Полагает, что выдача разрешения на строительство жилого дома с учетом территориального зонирования, повлечет за собой изменение правового режима спорного земельного участка, предназначенного для многоэтажной многоквартирной застройки.

В возражениях на апелляционную жалобу Головко А.И., действующий в интересах Кузиной Т.М. просит решение Володарского районного суда
г. Брянска от 30 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Статья 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации, предоставляет собственнику право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью. Аналогичные права собственника земельного участка закреплены в статье 260 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Как, земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в пунктах 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 260 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

Согласно части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов земельного законодательства относится: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Кроме того, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами, и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 07 февраля 2017 года Управление по строительству и развитию территории города Брянска отказало Кузиной Т.М. в разрешении на строительство индивидуального жилого дома в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Согласно предоставленного градостроительного плана земельного участка № - от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок <адрес> расположен в зоне Ж1 - зона многоквартирных многоэтажных жилых домов (от 4 этажей и выше), где видами разрешённого использования недвижимости размещение отдельно стоящих жилых домов на одну семью от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (а именно, объектов индивидуального жилищного строительства) не предусмотрено.

Таким образом, согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации данный объект капитального строительства не соответствует установленному градостроительному регламенту территориальной зоны, строительство объектов недвижимости, прочно связанных с вышеуказанным земельным участком, может осуществляться только в соответствии с установленным градостроительным регламентом данной зоны (Ж1).

Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Кузина Т.М. приобрела в собственность земельным участок с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования индивидуального жилого дома, общая площадь <данные изъяты> кв.м., с расположенным на нем жилым одноэтажным домом общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>

Это обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии

Из исследованного в судебном заседании инвентарного дела ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» следует, что ранее данный жилой дом и земельный участок принадлежал на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности Кузину М.Г., Кузиной Л.Г. на основании свидетельства о права на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Володарской районной администрации г. Брянска -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Кузина Т.М. вправе пользоваться земельным участком с разрешенным использованием для индивидуального жилья, в противном случае будут нарушены права истца, предусмотренные действующим земельным и гражданским законодательством. Отказ истцу в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке в составе жилых зон, нарушает ее права собственника, что послужило основанием для удовлетворения заявленного административного иска.

Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции ошибочным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, ввиду следующего.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

В состав жилых зон в силу части 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.

В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2008 г. № 991 (с последующими изменениями и дополнениями), принятым в соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждены Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск (для части территории муниципального образования).

Настоящие Правила вводят на части территории муниципального образования город Брянск систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на зонировании - делении указанной территории в границах городской черты на зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих зон.

В соответствии с названными Правилами, согласно предоставленному истцом градостроительному плану № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес> расположен в зоне Ж1 – зона многоквартирных многоэтажных жилых домов (от 4 этажей и выше), где видами разрешённого использования недвижимости размещение отдельно стоящих жилых домов на одну семью от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (а именно, объектов индивидуального жилищного строительства) не предусмотрено, т.е. согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации данный объект капитального строительства не соответствует установленному градостроительному регламенту территориальной зоны.

Разрешенное использование земельных участков в рамках этой территориальной зоны, установленное Правилами землепользования и застройки г. Брянска, не предусматривает индивидуального жилищного строительства.

Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки; указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3); реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (абзац 6 пункта 4).

Аналогичная норма закреплена также и в пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Земельный участок истца находится в территориальной зоне, видами разрешенного использования которой не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство.

Анализирую требования, содержащиеся в вышеуказанных нормах права, в совокупности с приведенными фактическими обстоятельствами, коллегия полагает, что выдача разрешения на строительство жилого дома с учетом территориального зонирования, повлечет за собой изменение правового режима спорного земельного участка, предназначенного для многоэтажной многоквартирной застройки, в связи с чем приходит к выводу об отмене судебного решения. Иное противоречило бы земельному и градостроительному законодательству.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что Кузина Т.М. вправе в административном порядке обратиться с заявлением о внесении изменений в градостроительный план относительно использования земельного участка.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Володарского районного суда г. Брянска от 30 марта 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Кузиной Татьяны Михайловны к Управлению по строительству и развитию территории города Брянска о выдаче разрешения на строительство отменить.

Принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Кузиной Татьяны Михайловны.

Председательствующий

В.В. Суяркова

Судьи

Г.В. Шкобенёва

Е.В. Апокина