ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-43/2022 от 22.09.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Ооржак А.А. Дело № 2а-43/2022 (33а-1165/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 22 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

судей Куулар В.О., Ховалыга Ш.А.,

при секретаре Сат Ч.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва Монгуш С.Ю. в интересах неопределенного круга лиц к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, администрации муниципального образования «Чаа-Хольский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения по апелляционной жалобе представителя административного ответчика – администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва Ховалыга А.П. на решение Чаа-Хольского районного суда Республики Тыва от 18 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Кунгаа Т.В., пояснения представителей административных ответчиков - администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва Ховалыга А.П., Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва Сынан-оол В.В., поддержавших апелляционную жалобу, возражения прокурора Каркавиной В.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Чаа-Хольского района Республики Тыва Монгуш С.Ю. в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Чаа-Хольского района Республики Тыва проведена проверка исполнения органами местного самоуправления и государственной власти республики полномочий в сфере обращения с животными, по результатам которой установлено, что на территории района деятельность приюта для безнадзорных животных не организована, соответствующие юридические лица, индивидуальные предприниматели и (или) муниципальные организации не определены, что влечет невозможность надлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере обращения с животными в части содержания их в таких приютах. В бюджете Чаа-Хольского района на 2022 год средства на проведение указанных работ не предусмотрены, на территории района до настоящего времени не организована деятельность приютов для безнадзорных животных путем их строительства либо заключения с организациями или индивидуальными предпринимателями государственных контрактов на оказание услуг по организации деятельности при обращении с животными без владельцев.

В целях осуществления отдельных государственных полномочий в сфере обращения с животными без владельцев в 2021 году из республиканского бюджета бюджету Чаа-Хольского района Республики Тыва предоставлены субвенции на осуществление переданных полномочий по обращению с животными без владельцев. Администрацией Чаа-Хольского района Республики Тыва порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района не урегулирован. 26 апреля 2021 года между сельскохозяйственным отделом администрации Чаа-Хольского района и индивидуальным предпринимателем О. заключен договор на оказание услуг по производству отлова и транспортировки в г. Кызыл для производства в дальнейшем осмотра, кастрации (стерилизации) в приюте животных без владельцев. При этом в нарушение требований статьи 2 Закона Республики Тыва от 6 апреля 2020 года N 588-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием Республики Тыва по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», заключаемые договоры на отлов бродячих животных не предусматривают вопросы содержания, возвращения собственникам и возможной передачи в собственность иных граждан безнадзорных животных. Отдельные муниципальные контракты на содержание животных в приютах не заключены.

Таким образом, ненадлежащий контроль Министерства за исполнением переданных государственных полномочий и неисполнение администрацией муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» государственных полномочий по обращению с животными без владельцев, по проведению мероприятий по содержанию отловленных бездомных собак в приюте для бездомных животных, нарушают гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья, не позволяет обеспечить благополучную эпидемиологическую обстановку в городском округе и повышает риск заражения и распространения заболеваемости животных и людей.

Просил признать незаконным бездействие Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, выразившееся в неорганизации проведения на территории республики мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев;

признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва», выразившееся в неисполнении отдельных переданных государственных полномочий по обращению с животными без владельцев, по проведению мероприятий по содержанию отловленных бездомных собак в приюте для бездомных животных;

возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, администрацию муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения федерального законодательства путем организации на территории муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» деятельности приютов для безнадзорных животных, отвечающих требованиям Методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 года № 1504, а также приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва от 17 июня 2019 года № 105-ОД «О порядке организации и деятельности приютов для безнадзорных животных»;

возложить на администрацию муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» обязанность реализовать отдельное переданное государственное полномочие по содержанию животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: по возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиску новых владельцев поступившим в приют для животных животным без владельцев; возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 настоящей статьи; размещению в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Решением Чаа-Хольского районного суда Республики Тыва от 18 апреля 2022 года административное исковое заявление прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворено.

Признаны незаконными бездействия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, выразившиеся в неорганизации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в неисполнении отдельных переданных государственных полномочий по обращению с животными без владельцев, в частности, по проведению мероприятий по содержанию отловленных бездомных собак в приюте для бездомных животных;

на администрацию Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда реализовать отдельные переданные государственные полномочия по содержанию животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: по возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиску новых владельцев поступившим в приют для животных животным без владельцев; возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 статьи 16 указанного закона; размещению в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных на территории Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва;

на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва возложена обязанность по обеспечению надлежащего контроля за реализацией администрацией Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва отдельных переданных государственных полномочий по содержанию животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиску новых владельцев поступившим в приют для животных животным без владельцев; возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 статьи 16 указанного закона; размещению в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных на территории Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва;

на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, администрацию Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва возложена обязанность сообщить об исполнении решения суда прокурору Чаа-Хольского района Республики Тыва и в Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня истечения срока исполнения решения суда.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика – администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва Ховалыг А.П. просит отменить решение Чаа-Хольского районного суда Республики Тыва от 18 апреля 2022 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывает, что Правительство Республики Тыва обязано при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год предусмотреть субвенции местным бюджетам, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий. До настоящего времени субсидии из республиканского бюджета на создание приюта для собак не поступили. В 2021 году в качестве субсидий поступили средства для отлова и транспортировки в г. Кызыл для производства в дальнейшем осмотра, кастрации, содержания собак без владельцев. Для проведения данных работ был заключен договор между сельскохозяйственным отделом Чаа-Хольского района и индивидуальным предпринимателем Ондаром Э.Н. Данные работы были проведены. Выражает несогласие с тем, что имеется бездействие администрации. Данные работы проводятся в пределах выделяемых республиканскими властями субсидий. Создание и содержание приюта на территории Чаа-Хольского кожууна затрудняется в связи с отсутствием субсидий на проведение данных работ.

В возражениях относительно апелляционной жалобы помощник прокурора Кендиван Б.В. просит решение суда оставить без изменения, приводя доводы, аналогичные доводам административного иска.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель административного ответчика – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва Сынан-оол В.В. выражает несогласие с решением суда, указывает, что Чаа-Хольским районным судом Республики Тыва не обеспечено участие Министерства, как стороны судебного разбирательства, нарушен принцип равноправия и состязательности сторон, несмотря на ходатайства Министерства о предоставлении возможности участия в режиме видеоконференц-связи, суд не принял надлежащих мер по организации такой возможности участия административного ответчика, суд не исследовал должным образом все юридически значимые обстоятельства по делу. Министерство выполняет все необходимые мероприятия, осуществляет контроль за муниципальными образованиями по использованию субвенций, устанавливает порядок организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными. Министерством предпринимались все меры для изыскания денежных средств и других возможностей для проектирования и строительства необходимых приютов для безнадзорных животных путем направления писем-ходатайств в Правительство Российской Федерации и иные органы власти.

В заседании суда апелляционной инстанции представители административных ответчиков - администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва Ховалыг А.П., Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва Сынан-оол В.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного истца – прокурор Каркавина В.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Представители заинтересованных лиц – Министерства финансов Республики Тыва, Правительства Республики Тыва не явились на судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 498-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ).

Обращение с животными - содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной данным Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье (пункт 9 статьи 3 Федерального закона № 498-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 498-ФЗ введено понятие животного без владельца - это животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона № 498-ФЗ, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными включают в себя утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.

В силу статьи 17 упомянутого федерального закона деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.

Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 498-ФЗ предусмотрены мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи данного федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 данной части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ решение вопросов по осуществлению полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В то же время статьей 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) закреплено право органов местного самоуправления на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

При этом положениями статьи 19 названного Закона регламентирован порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

На основании пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят Закон Республики Тыва от 6 апреля 2020 года № 588-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием Республики Тыва по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее – Закон Республики Тыва № 588-ЗРТ).

Согласно статье 1 Закона Республики Тыва № 588-ЗРТ, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Тыва (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственным полномочием Республики Тыва по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва (далее - государственное полномочие), указанными в статье 2 настоящего Закона.

Как следует из содержания статьи 2 поименованного закона, государственные полномочия, передаваемые в соответствии со статьей 1, включают в себя организацию проведения следующих мероприятий:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В указанную статью Законом Республики Тыва от 24 марта 2022 года № 810-ЗРТ дополнительно введены следующие мероприятия:

6) проектирование и строительство зданий, строений, сооружений для размещения приютов для животных в целях осуществления деятельности по содержанию животных без владельцев;

7) порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом Республики Тыва в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно Уставу муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва», принятому Решением Хурала представителей муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» от 24 ноября 2005 года № 114, органом местного самоуправления муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» является администрация Чаа-Хольского кожууна (исполнительно-распорядительный орган), которая наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва.

Таким образом, из анализа указанных выше норм действующего законодательства следует, что администрация Чаа-Хольского кожууна должна надлежащим образом осуществлять на территории муниципального образования – «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» в рамках полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации и Республики Тыва, отдельные государственные полномочия по обращению с животными, в том числе по содержанию отловленных бездомных собак в приюте для бездомных животных.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой республики проведена проверка исполнения органами государственной власти республики полномочий в сфере обращения с животными, по результатам которой установлено, что на территории республики деятельность приютов для безнадзорных животных не организована, соответствующие юридические лица, индивидуальное предприниматели и (или) муниципальные организации не определены, что повлекло невозможность надлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере обращения с животными в части содержания их в таких приютах.

9 февраля 2022 года исполняющим обязанности председателя администрации Чаа-Хольского кожууна Ооржак А.А. в ответ на требование прокурора от 9 февраля 2022 года направлены сведения о животном мире и об ответственном обращении с животными. Из данного ответа следует, что на территории района приюты для содержания безнадзорных животных отсутствуют, из республиканского бюджета в 2021 году выделены ** рублей на реализацию полномочий по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории кожууна. 26 апреля 2021 года заключен договор с индивидуальным предпринимателем О. В 2022 году для выделения из Республиканского бюджета субвенций на осуществление переданных полномочий по обращению с животными без владельцев со стороны администрации Чаа-Хольского района направлена заявка.

Согласно договору от 26 апреля 2021 года, заключенному между сельскохозяйственным отделом Чаа-Хольского района Республики Тыва (далее - заказчик) и индивидуальным предпринимателем О. (далее – исполнитель), исполнитель обязуется оказать следующие услуги: на территории Чаа-Хольского кожууна произвести отлов и транспортировку в г. Кызыл, затем в г. Кызыле произвести осмотр, кастрацию (стерилизацию), двукратное кормление животных без владельцев в приюте. Срок выполнения услуг установлен был с 26 апреля 2021 года до 30 декабря 2021 года. Сумма договора – ** рублей за 100 единиц отловленных животных без владельцев.

27 апреля 2021 года сторонами составлен акт приема-сдачи услуг , в соответствии с которым работы выполнены в полном объеме, в установленные сроки, стороны претензий друг к другу не имеют.

Платежным поручением от 30 апреля 2021 года Финансовым управлением администрации Чаа-Хольского кожууна индивидуальному предпринимателю О. переведены ** рублей (л.д. 14).

Из заявки главы муниципального образования Баз-оол Р.К. следует о перечислении субвенций из республиканского бюджета на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев - на отлов, транспортировку, осмотр, утилизацию животных без владельцев на территории Чаа-Хольского кожууна (200 единиц) на сумму ** рублей.

Вместе с тем, прокурором указывается, что на 2022 год в бюджете Чаа-Хольского района средства на проведение указанных работ не предусмотрены, на территории республики до настоящего времени не организована деятельность приютов для безнадзорных животных путем их строительства либо путем заключения с организациями или индивидуальными предпринимателями государственных контрактов на оказание услуг по организации деятельности при обращении с животными без владельцев.

Согласно постановлению Правительства Республики Тыва от 22 июля 2020 года N 329 «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва», органом исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченным осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва. Организация мероприятий заключается в осуществлении надзора за исполнением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств согласно Закону Республики Тыва N 588-ЗРТ.

Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 22 июля 2019 года № 381, в редакции № 5 от 11 января 2021 года, действовавшей на момент вынесения решения Чаа-Хольским районным судом Республики Тыва 18 апреля 2022 года, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченным в области ветеринарии органом исполнительной власти Республики Тыва, и является главным распорядителем (получателем) средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений. Министерство осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении подведомственных учреждений.

К основным задачам Министерства относятся: в том числе обеспечение стойкого эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Тыва (10.10); организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики, Тыва (10.11.); Министерство обладает полномочиями, в частности утверждает порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них (11.46.); утверждает порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, устанавливает порядок организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными (11.47.); разрабатывает планы мероприятий совместно с органами исполнительной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления, направленных на предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, осуществляет контроль и систематический анализ их выполнения (11.61.); осуществляет внутренний финансовый контроль (11.74.); осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию государственных программ, по которым Министерство выполняет функции государственного заказчика (13.4.); владеет, пользуется и распоряжается в установленном порядке закрепленными за Министерством служебными помещениями и иным недвижным имуществом (13.6.); Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности (18).

Как следует из материалов дела, административным ответчиком – Министерством в суд предоставлялось возражение, где указывалось о проведенных ведомством мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, об исполнении им обязанностей возложенных на него, о перечисленных финансовых средствах органам местного самоуправления на осуществление отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Следует отметить, что заключение муниципального договора (контракта) на отлов животных без владельцев, направление заявки для выделения из Республиканского бюджета субвенций на осуществление переданных полномочий по обращению с животными без владельцев, не могут повлиять на благоприятное проживание жителей города и не свидетельствует о принятии мер по выполнению возложенных законом обязанностей по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Доводы административного ответчика о том, что в их действиях не усматривается бездействия, поскольку в 2021 году администрацией заключался договор с индивидуальным предпринимателем О. , также являются необоснованными, поскольку данный договор не предусматривает вопросы содержания, возвращения собственникам и возможной передачи в собственность иных граждан безнадзорных животных. Предметом договора являлись следующие услуги: произвести на территории Чаа-Хольского кожууна отлов животных без владельцев, их транспортировку в г. Кызыл, после чего в г. Кызыле произвести осмотр, кастрацию (стерилизацию), двукратное кормление в приюте.

Доводы административного ответчика о том, что создание приюта на территории Чаа-Хольского кожууна затруднено отсутствием субсидий на проведение данных работ отношения к рассматриваемому делу не имеют, поскольку решением Чаа-Хольского районного суда Республики Тыва от 18 апреля 2022 года на администрацию Чаа-Хольского кожууна обязанность по созданию на территории кожууна приюта не возлагалась.

Учитывая приведенные обстоятельства и положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что административными ответчиками – Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва надлежащие мероприятия по осуществлению надзора за исполнением администрацией Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва требований федерального законодательства в сфере обращения с животными без владельцев на территории Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва не осуществлялись, а администрацией Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва не исполнялись отдельные государственными полномочия по обращению с животными без владельцев, в частности по проведению мероприятий по содержанию отловленных бездомных собак в приюте для бездомных животных.

В связи с этим судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции об установленном судом бездействии со стороны административных ответчиков - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 1 августа 2022 года № 477 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Тыва от 22 июля 2019 года № 381» признаны утратившими силу полномочия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, установленные в пунктах 11.46 и 11.47 Положения о Министерстве, согласно которым Министерство утверждало порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них; порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, устанавливало порядок организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 1 августа 2022 года № 476 утверждено Положение о Службе ветеринарии Республики Тыва.

Согласно пункту 1.1 Положения, Служба ветеринарии Республики Тыва (далее - Служба) является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области ветеринарии, функции по региональному государственному контролю (надзору) в области обращения с животными в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также полномочия в области ветеринарии в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии";

Согласно пункту 2.1 Положения, для реализации целей и задач, установленных настоящим Положением, Служба организует мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Следовательно, с 1 августа 2022 года уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва в области обращения с животными без владельцев является Служба ветеринарии Республики Тыва, в связи с чем оснований для возложения на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва обязанности устранить нарушение федерального законодательства не имеется.

При таких обстоятельствах решение Чаа-Хольского районного суда Республики Тыва от 18 апреля 2022 года подлежит изменению и изложению в следующей редакции:

Признать незаконным бездействие Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, выразившееся в неорганизации на территории республики мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чаа-Хольский кожуун» Республики Тыва, выразившееся в неосуществлении полномочий по содержанию животных без владельцев в приютах для животных.

Обязать администрацию муниципального образования «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда реализовать отдельное переданное государственное полномочие в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и организовать мероприятия, а именно по содержанию животных без владельцев в приютах для животных; возврату потерявшихся их владельцам, а также поиску новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных. В удовлетворении остальной части требований отказать».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чаа-Хольского районного суда Республики Тыва от 18 апреля 2022 года изменить, изложить в следующей редакции:

«Административное исковое заявление прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, выразившееся в неорганизации на территории республики мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чаа-Хольский кожуун» Республики Тыва, выразившееся в неосуществлении полномочий по содержанию животных без владельцев в приютах для животных.

Обязать администрацию муниципального образования «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда реализовать отдельное переданное государственное полномочие в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и организовать мероприятия, а именно по содержанию животных без владельцев в приютах для животных; возврату потерявшихся их владельцам, а также поиску новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В удовлетворении остальной части требований отказать».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 октября 2022 года.

Председательствующий

Судьи