№ 2а-4479/2019
№ 33а-11033/2019
Судья Топчилова Н.Н.
Докладчик Кошелева А.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 29 октября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.
судей Быковой В.Б., Тепляковой И.М.
при секретаре Париновой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области Сорокина А.С. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 15 августа 2019 года, которым административное исковое заявление мэрии города Новосибирска к судебному приставу-исполнителю отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области Кусакиной П.А., отделу по исполнению особых исполнительных производство Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения административного ответчика – судебного пристава-исполнителя Кошкаревой Д.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу мэрии г. Новосибирска, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мэрия г. Новосибирска обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила освободить мэрию г. Новосибирска от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела по исполнению особых производств УФССП РФ по Новосибирской области Кусакиной П.А. от 02 июля 2019 года по исполнительному производству № №.
В обоснование исковых требований указано, что у СПИ ОИОИП УФССП России по НСО Кусакиной П.А. находится исполнительное производство в отношении мэрии г. Новосибирска об обязании предоставить Емельянцевой А.Н. за счет средств областного бюджета Новосибирской области жилое помещение. Постановление о возбуждении указанного исполнительного производства поступило в мэрию г. Новосибирска 21.06.2019, в нем установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. 27 июня 2019 года в ОСП было подано заявление об отложении исполнительных действий. 04.07.2019 в мэрию г. Новосибирска поступило постановление судебного пристава-исполнителя Кусакиной П.А. от 02.07.2019 о взыскании исполнительского сбора.
Со ссылками на ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 401 ГК РФ мэрия г. Новосибирска просит освободить её от взыскания исполнительского сбора, указывая, что решением суда не установлен конкретный срок его исполнения, мэрия обязана предоставить жилое помещение за счет средств бюджета Новосибирской области. Мэрией г. Новосибирска совершены все возможные действия, направленные на исполнение решения суда, однако исполнить его в пятидневный срок не возможно в связи с требующими значительного времени процедурами выделения денежных средств из бюджета области, проведения аукционов по приобретению квартир. Необходимое дополнительное финансирование из областного бюджета еще не поступило.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 15 августа 2019 года административное исковое заявление мэрии г. Новосибирска удовлетворено.
Судом постановлено освободить мэрию города Новосибирска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области ФИО1 от 02 июля 2019 года, вынесенного в рамках исполнительного производства №.
С указанным решением суда не согласился судебный пристав-исполнитель отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области ФИО2, в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 15 августа 2019 года.
В апелляционной жалобе указано на то, что из представленной административным истцом информации не усматривается, предпринял ли административный истец меры по предоставлению ФИО3 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м., за счет средств бюджета Новосибирской области, поскольку в ней указано объявление аукционов без указания данных взыскателя и других идентификационных признаков.
Недостаточное выделение денежных средств из бюджета на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться основанием для неисполнения решения суда. Освобождение же должника от уплаты исполнительского сбора означает отмену меры штрафного характера, что затруднит исполнение решения суда.
В связи с увольнением судебного пристава-исполнителя ФИО1, исполнительное производство № передано 09.09.2019 судебному приставу-исполнителю ФИО2
На основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, извещенных о времени и месте судебного заседания.
В связи с увольнением судебного пристава-исполнителя ФИО1 и передачей материалов исполнительного производства судебному приставу-исполнителю ФИО4, которые на момент отпуска последней передавались судебному приставу-исполнителю ФИО2, на основании ч.2 ст. 44 КАС РФ судебной коллегией вынесено определение о замене административного ответчика ФИО1 на ФИО4
Рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 1 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу части 7 статьи 112 указанного Федерального закона суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Постанавливая решение об удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии виновного бездействия мэрии г. Новосибирска в неисполнении требований исполнительного документа, а также к тому, что административным истцом совершены необходимые действия, направленные на исполнение решения суда, в срок, установленный для добровольного исполнения.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на приведенных нормах права и соответствуют представленным в дело доказательствам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу 09 октября 2018 года решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 июня 2018 года по делу № 2-2997/2018 на мэрию города Новосибирска возложена обязанность предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
14 июня 2019 года судебным приставом-исполнителем ОИОИП УФССП России НСО вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении мэрии города Новосибирска. Постановление о возбуждении исполнительного производства было получено административным истцом 21.06.2019 года.
В период с даты вступления в законную силу решения суда и, в том числе, в течение срока, установленного для исполнения требований исполнительного документа, мэрией г. Новосибирска были приняты возможные меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, однако исполнить решение суда в пятидневный срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, не представилось возможным по объективным причинам.
Так, на 2019 год из областного бюджета для исполнения решения суда, а также решений судов по аналогичным спорам в отношении других лиц, мэрии г. Новосибирска были выделены денежные средства для приобретения квартир. Денежные средства поступали поэтапно – в январе, марте и июне 2019 года. Мэрией г. Новосибирска был объявлен 41 аукцион на приобретение готовых и строящихся квартир. По состоянию на дату принятия судом обжалуемого решения 33 аукциона не состоялись, в отношении 8 строящихся квартир заключены договоры, объявлены повторные аукционы, запрошено дополнительное финансирование из областного бюджета. Освоение денежных средств, предоставленных из областного бюджета и приобретение на них квартир в пятидневный срок осуществить невозможно в связи с установленной Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедурой такого приобретения.
Позиция апеллянта о том, что недостаточное выделение денежных средств из бюджета на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для неисполнения решения суда, не может быть принята судом апелляционной инстанции.
В рассматриваемом деле для исполнения решения суда необходимо выделение денежных средств из бюджета другого уровня. Денежные средства из областного бюджета мэрии г. Новосибирска выделялись поэтапно. Указанная процедура, как и порядок освоения денежных средств, установленный Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требует гораздо больших временных затрат, чем пять дней. Иным путем освоить денежные средства мэрия г. Новосибирска не имеет возможности.
Указание в жалобе на невозможность идентификации действий мэрии по исполнению конкретного решения суда по делу № 2-2997/2018 подлежит отклонению, поскольку законом не предусмотрена возможность указания в аукционной документации лиц, для которых приобретаются квартиры мэрией г. Новосибирска.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
С учетом изложенного, оснований к отмене решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 15 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Новосибирской области ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи