Судья – Калынова Е.М Дело № 33а-3401/2022 (2 инстанция)
Дело № 2а-449/2021 (1 инстанция)
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Нижний Новгород 06 апреля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей Есыревой Е.В., Жилкина А.М.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И.
с участием представителя административного истца ООО «Горгаз-Сервис» ФИО1, представителя административного ответчика администрации г.о.г. Бор ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Есыревой Е.В. в порядке апелляционного производства административное дело
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней общества с ограниченной ответственностью «Горгаз-Сервис»
на решение Борского городского суда Нижегородской области от 18 октября 2021 года
по административному иску ООО «Горгаз-Сервис», ФИО3 к администрации г.о.г.Бор Нижегородской области о признании незаконными постановления и заключения,
УСТАНОВИЛА:
ООО «Горгаз-Сервис» обратилось в суд с указанным административным иском, в котором просило признать незаконными постановление администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от 18.02.2020 г. №780 «Об утверждении проекта по внесению изменений в утверждённый проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в г.Бор», разработанный для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давлений с установкой ГРШП, по инициативе ООО «Волгогаз», заключения от 20.01.2020 г. по результатам публичных слушаний от 10.01.2020 г. по проекту по внесению изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона [адрес] и протокол публичных слушаний от 10.01.2020 г. по проекту по внесению изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона [адрес]
Административным истцом ООО «Горгаз-Сервис» в обоснование заявленных требований указано следующее.
ООО «Горгаз-Сервис» является обслуживающей организацией существующего и действующего газопровода в мкр. [адрес]
Постановлением Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от 24.12.2019г. [номер] назначены публичные слушания по проекту по внесению изменений в утвержденный постановлением администрации г.о.[адрес] от [дата][номер] проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона [адрес] разработанному для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давлений с установкой ГРШП.
02.01.2020г. в газете «Бор сегодня» [номер] было опубликовано оповещение о проведении публичных слушаний, 10.01.2020г. были проведены публичные слушания по вышеуказанному проекту по внесению изменений.
Заключением по результатам публичных слушаний от 10.01.2020 года утвержден проект по внесению изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в г. Бор, разработанный для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давлений с установкой ГРПШ. Дата подготовки заключения 20.01.2020г. Приняло участия в публичных слушаниях - 31 человек.
Постановлением Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от 18.02.2020г. [номер] утвержден проект по внесению изменений в утвержденный постановлением администрации г.о.г. Бор от 03.12.2019 [номер] проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона [адрес]
Административный истец указал, что публичные слушания по проекту по внесению изменений в утвержденный постановлением администрации городского округа [адрес] от [дата][номер] проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона [адрес] разработанному для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давлений с установкой ГРШП, по заявлению ООО «Волгогаз» были проведены с нарушением действующего закона, а именно: в Постановлении Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от 24.12.2019г. [номер] о назначении публичных слушаний, отсутствует утверждение и возложение обязанности по проведению публичных слушаний комиссии и каком составе, нет положения об этой комиссии; в газете «Бор сегодня» №1, где было опубликовано оповещение о проведении публичных слушаний, отсутствовали проекты планировки территории и проекты внесения в них изменений; при проведении экспозиции по адресу: [адрес] отсутствовал информационный материал, журнал регистрации и учет поступивших в письменном виде предложений и замечаний; нарушен срок проведения публичных слушаний, дата оповещения 02.01.2020г., а дата опубликования заключения о результатах публичных слушаний 20.01.2020г., то есть менее месяца; нарушен порядок проведения публичных слушаний, отсутствовал журнал регистрации участников слушаний, заключение не утверждалось участниками слушаний, отсутствовал протокол проведения публичных слушаний, регистрационные листы; в заключениях и протоколах по результатам публичных слушаний нет подписи членов комиссии, заключение подписано одним человеком; в газете не указаны точки распространения газеты, тираж.
Впоследствии истцом указано, что в соответствии с п.1 ч.8 ст.5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано 02.01.2020г. в газете «Бор сегодня» [номер], а на официальном сайте 26.12.2019г. (распечатка с сайта в материалах дела имеется), чем был нарушен срок.
Постановление Администрации г.о.[адрес][номер] от 19.12.2019г. «О подготовке проекта» было опубликовано в газете «Бор сегодня» [номер] только 02.01.2020г., вместе с Постановлением [номер] «О назначении публичных слушаний», чем нарушен срок, установленный ч.2 ст.46 ГрК РФ, а так же нарушены права физических и юридических лиц, установленные ч.2 ст.46 ГрК РФ.
Постановление [номер] «О назначении публичных слушаний» было издано 24.12.2019г., опубликовано только 02.01.2020г. в газете «Бор сегодня» [номер], а информационный материал по теме обсуждений и экспозиция проводились с 23.12.2019г. по 10.01.2020г., то есть раньше, чем было издано и опубликовано само Постановление, а с учетом выходных новогодних праздников, гражданам было дано только 2 дня для ознакомления с материалом и подготовки к публичным слушаниям.
Также административным истцом указано, что протокол публичных слушаний от 10.01.2020г. содержит сведения о том, что приняло участие 31 человек жителей [адрес], однако согласно журнала регистрации участников слушаний - 13 человек из 31 не являются жителями [адрес], а так же отсутствуют другие жители, которые участвовали на публичных слушаниях, заключение не утверждалось участниками слушаний.
В протоколе публичных слушаний отсутствует подпись уполномоченного лица, информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования, информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
Нарушен срок проведения публичных слушаний, дата оповещения 02.01.2020г., который являлся выходным днем, первый рабочий день был 09.01.2020г. а дата опубликования заключения о результатах публичных слушаний 18.02.2020г., то есть менее месяца.
Указано, что на публичных слушаниях от 10.01.2020г. поднимался вопрос о наличии имеющихся на территории других газопроводов в связи с чем, полагаем, что при подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории не было проведено полного обследования и не выполнена объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых земельных участков.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 18 октября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ООО «Горгаз-Сервис», ФИО3 к администрации г.о.г.Бор Нижегородской области о признании незаконными постановления администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от [дата][номер] «Об утверждении проекта по внесению изменений в утверждённый проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона [адрес] разработанный для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давлений с установкой ГРШП, по инициативе ООО «Волгогаз», заключения от [дата] по результатам публичных слушаний от [дата] по проекту по внесению изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в [адрес], протокола публичных слушаний от [дата] по проекту по внесению изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона [адрес], отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе и дополнениям к жалобе ООО «Горгаз-Сервис» просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, и просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает, что оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано [дата] в газете «Бор сегодня» [номер], а на официальном сайте [дата], чем был нарушен срок. Постановление администрации г.о.[адрес][номер] от [дата] «О подготовке проекта» было опубликовано в газете «Бор сегодня» [номер] только [дата] вместе с постановлением [номер] «О назначении публичных слушаний», чем так же нарушен срок, установленный ч. 2 ст. 46 ГрК РФ, а так же нарушены права физических и юридических лиц, установленные ч. 2 ст. 46 ГрК РФ. Так же указывает, что был нарушен порядок проведения публичных слушаний. В протоколе публичных слушаний от [дата] указано, что приняло участие 31 человек жителей [адрес], однако согласно журнала регистрации участников слушаний 13 человек из 31 не являются жителями [адрес], а так же отсутствуют другие жители, которые участвовали на публичных слушаниях. В протоколе отсутствует подпись уполномоченного лица, отсутствуют документы, информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования, информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца ООО «Горгаз-Сервис» ФИО6, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации г.о.[адрес]ФИО7, с доводами апелляционной жалобы и дополнениями к ней не согласилась, указала на законность принятого по делу судебного решения суда первой инстанции, просила апелляционную жалобу и дополнения к ней ООО «Горгаз-Сервис» оставить без удовлетворения.
Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещался надлежащим образом.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" пункта 26 ст.10 "Устава муниципального образования городского округа город Бор Нижегородской области", принятого решением Совета депутатов городского округа г. Бор Нижегородской области от 25.01.2011 N 1, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение подготовленной документации по планировке территории.
В соответствии со статьей 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В соответствии с частью 1 статьи 43 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 ГрК РФ).
В силу статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется (часть 1).
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 2 статьи 46 ГрК РФ).
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3 статьи 46 ГрК РФ).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (часть 4 статьи 46 ГрК РФ).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 ГрК РФ).
В силу ч.13 указанной статьи орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14 статьи 46 ГрК РФ).
В статье 5.1 ГрК РФ указаны требования к содержанию оповещения об общественных обсуждениях, публичных слушаниях по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также к форме и порядку его размещения.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (ч.6 ст.5.1 ГрК РФ).
В период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч.10 ст.5.1 ГрК РФ).
Положениями ч.11 ст.5.1 Кодекса установлено, что предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.
Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются: дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний; информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний; информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования; информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания; все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) (ч.18, 19 ст.5.1 ГрК РФ).
На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
В части 24 этой же статьи (5.1) предусмотрено, что порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, официальный сайт и (или) информационные системы, требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
В целях реализации указанного положения, а также соблюдения прав жителей городского округа город Бор на участие и обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, решением Совета депутатов городского округа г. Бор Нижегородской области от 16.07.2010 N 15 утверждено Положение о порядке проведения публичных слушаний в городском округе город Бор Нижегородской области (далее также – Положение), главой 5 которого определен порядок проведения публичных слушаний в городском округе город Бор Нижегородской области по проектам планировки территории и проектам внесения в них изменений.
Утверждено, что публичные слушания по проектам планировки территории и проектам внесения в них изменений назначаются постановлением администрации городского округа [адрес], в постановлении о назначении публичных слушаний должны быть указаны дата, время, место и тема публичных слушаний (ст.22 Положения).
Одновременно с публикацией распоряжения администрации городского округа о проведении публичных слушаний публикуются проекты планировки территорий, проекты внесения в них изменений (п.2 ст.23 Положения).
Пунктом 3 ст.23 Положения предусмотрено, что администрация г.о.[адрес] для проведения публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам внесения в них изменений осуществляет следующие действия: составляет план мероприятий организации и проведения публичных слушаний с указанием сроков и ответственных за организацию публичных слушаний; направляет на опубликование проекты планировки территории и проекты внесения в них изменений в официальные средства массовой информации и обеспечивает размещение на официальном сайте городского округа (при наличии) в сети Интернет; организовывает выставки и экспозиции демонстрационных материалов; ведет регистрацию и учет поступивших в письменном виде предложений и замечаний; готовит и представляет на публичных слушаниях предварительный анализ поступивших предложений и замечаний на основе поступивших предложений, замечаний и писем; готовит повестку дня публичных слушаний; организовывает выступление разработчиков рассматриваемого проекта; проводит публичные слушания с участием жителей городского округа; готовит протокол проведения публичных слушаний; готовит заключение о результатах публичных слушаний; направляет на опубликование заключение о результатах публичных слушаний и размещает на официальном сайте городского округа (при наличии) в сети Интернет; направляет на опубликование утвержденную документацию по планировке территории.
Пунктом 4, 6, 7 ст.24 Положения установлено, что при проведении публичных слушаний ведется протокол. Участниками публичных слушаний могут быть все заинтересованные лица, участники слушаний имеют право участвовать в обсуждении, задавать вопросы выступающим, высказывать свое мнение, представлять свои предложения и замечания, которые отражаются в протоколе публичных слушаний. После окончания обсуждения председательствующий оглашает проект итогового документа (заключения) и предоставляет право участникам слушаний вносить предложения по его изменению (дополнению).
Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию в сроки, определенные статьей 7 настоящего Положения. Глава администрации городского округа [адрес] с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в администрацию на доработку с учетом указанных протокола и заключения (ст.ст.25, 226 Положения).
Суд первой инстанции правомерно учел, что публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых строительных работ газопроводов.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административного истца и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения.
Из материалов дела следует, что [дата] постановлением Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области [номер] утвержден проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона [адрес], разработанный для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давлений с установкой ГРШП по инициативе ООО «Волгогаз».
19.12.2019 г. Администрацией г.о.г.Бор Нижегородской области принято постановление [номер] о подготовке проекта по внесению изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона [адрес] в [адрес], согласно которому ООО «Волгогаз» разрешено за счет собственных средств подготовить проект по внесению изменений в утвержденный постановлением [номер] проект планировки и межевания территории, предоставить данный проект в администрацию г.о.[адрес] не позднее одного года со дня издания настоящего постановления.
Указанное постановление, не являясь муниципальным нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашением между органами местного самоуправления, было опубликован [дата] на официальном сайте городского округа в сети «Интернет».
Постановлением администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от [дата][номер] на основании ст.46 ГрК РФ, постановления [номер], по проекту по внесению изменений в утверждённый проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона [адрес] разработанному для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давлений с установкой ГРШП, назначены публичные слушания. Датой проведения публичных слушаний определено [дата] в 18.00 часов по адресу: [адрес]
Это постановление было опубликовано на официальном сайте городского округа в сети «Интернет» [дата], а также направлено на опубликование текста в периодическом печатном издании, распространяемом в городском округе [адрес], - газете "БОР сегодня", где опубликовано в номере [номер] за [дата].
Согласно оповещению о проведении публичных слушаний [дата], утвержденному постановлением [номер] от [дата] и являющегося его частью, информационные материалы по проекту планировки и межевания территории размещены на сайте администрации г.о.[адрес] (www.borcity.ru).
Оповещение содержит указание на то где и когда можно ознакомиться с информационным материалом по теме публичных слушаний, указано, что информационные материалы по теме публичных слушаний будут представлены на экспозиции по адресу: [адрес] имеется указание на возможность участников публичных слушаний записи предложений и замечаний в период экспозиции.
В разделе «Публичные слушания» на официальном сайте администрации г.о.[адрес] к информации о проведении [дата] в 18-00 публичных слушаний по указанному выше вопросу прикреплены графические объекты оповещения о проведении публичных слушаний и проекта.
[дата] по проекту внесения изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона [адрес] публичные слушания, по результатам которых в соответствии с положениями п.п.18, 19 ст.5.1 ГрК РФ подготовлен и оформлен протокол публичных слушаний, содержащий все необходимые сведения: дата оформления протокола публичных слушаний [дата]; информация об организаторе; предложения и замечания участников публичных слушаний, в том числе в нем отражено мнение административных истцов (ФИО8 и представитель ООО «Горгаз-Сервис» участие в публичных слушаниях принимали, высказывали замечания и задавали вопросы).
На основании протокола публичных слушаний была осуществлена подготовка заключения о результатах публичных слушаний, являющегося его неотъемлемой частью (вместе со списком присутствующих на публичных слушаниях [дата], письмом жителей микрорайона [адрес] (представитель ФИО9) от [дата], письмом ООО «Горгаз-Сервис» с замечаниями от [дата], письмом Борского местного отделения КПРФ от [дата] с возражениями, журналом учета предложений, замечаний, мнений и вопросов посетителей экспозиции проекта).
Заключение содержит все реквизиты, предусмотренные положениями п.22 ст.5.1 ГрК РФ, при этом требования об утверждении заключения по результатам публичных слушаний его участниками действующим законодательством не предусмотрено, заключение по результатам публичных слушаний готовится организатором на основании протокола.
Заключение по результатам публичных слушаний было подготовлено [дата] и опубликовано в газете «БОР сегодня» [номер] от [дата].
С учетом изложенного, судом правомерно дано суждение о том, что с момента оповещения жителей о проведении публичных слушаний ([дата] посредством опубликования в газете «БОР сегодня» и [дата] путем опубликования постановления [номер] от [дата] с оповещением на официальном сайте администрации г.о.[адрес]) до опубликования заключения о результатах публичных слушаний прошло более месяца.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Постановлением администрации городского округа [адрес] от [дата][номер] утвержден проект по внесению изменений в утвержденный постановлением администрации городского округа [адрес] от [дата][номер] проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона [адрес][адрес] (опубликовано в газете «БОР сегодня» [номер] от [дата], размещено на официальном сайте www.borcity.ru [дата]).
Разрешая заявленные требования административного искового заявления, при этом проверив процедуру назначения и проведения публичных слушаний, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые административным истцом постановление администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от [дата][номер], заключение от [дата] по результатам публичных слушаний от [дата], протокол публичных слушаний от [дата] приняты в пределах предоставленных администрации г.о.[адрес] полномочий, с соблюдением формы принятия и надлежащим образом доведены до всеобщего сведения.
Вопреки доводам жалобы в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении порядка проведения публичных слушаний.
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О-О и от 25 февраля 2016 года N 242-О указывал, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
С учетом указанной правовой позицией, суд правомерно пришел к выводу, что интересы административного истца защищаются посредством предусмотренной законом процедуры публичных слушаний, которая в данном случае была соблюдена, административный истец имел возможность принять участие в проведении публичных слушаний и высказать свои замечания, свои права на участие в публичных слушаниях реализовали, замечания высказали, между тем приведенные замечания признаны нецелесообразными, что не противоречит ГрК РФ.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Несогласие административных истцов с выводами суда об отсутствии нарушений порядка проведения публичных слушаний, иная оценка фактических обстоятельств, касающихся их проведения, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального права, а выводы суда по существу спора об отказе в удовлетворении административного иска не соответствуют фактам либо являются недоказанными.
Доводы жалобы и дополнений к жалобе ООО «Горгаз-СервиС» не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, признаются судебной коллегией несостоятельными, которые были предметом тщательного исследования суда первой инстанции, в совокупности с иными доказательствами по делу получили верную правовую оценку и обоснованно были отклонены. Оснований не согласиться с аргументированными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено, по существу они сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку доказательств, что в силу ст. 310 КАС РФ не является основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера не допущено, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к жалобе не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Борского городского суда Нижегородской области от 18 октября 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к жалобе общества с ограниченной ответственностью «Горгаз-Сервис», без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 апреля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: