ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-452/20 от 31.08.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33а-12691/2020

по делу № 2а-452/2020

31 августа 2020 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Сафина Ф.Ф.

судей Портновой Л.В.

Субхангулова А.Н.

при секретаре Ильясове Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волчкова М. Ю. к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании решения незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Волчков М.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам об исключении семьи Волчкова М.Ю. из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., оформленного протоколом №... от дата, возложении обязанности восстановить Волчкова М.Ю. в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., указав, что Волчков М.Ю. в 2012 г. обратился в Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. К заявлению были приложены все необходимые документы.

Решением заседания жилищной комиссии ответчика истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет в соответствии с положениями ст. 51 ЖК РФ. Членами семьи истца являются супруга Волчкова В.Ю., дети ... г. Ежегодно истцом представлялись документы, подтверждающие его статус и отсутствие изменений жилищных условий.

С дата по дата истец являлся участником программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

Решением комиссии по жилищным вопросам ответчика, оформленным протоколом №... от дата, истец исключен из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.

Решение принято на том основании, что истцом по состоянию на дата не представлены необходимые документы.

Принимая решение о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, комиссия сослалась на непредоставление необходимых документов в соответствии с п. 1.16 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям – участникам государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры РБ», утвержденного постановлением Правительства РБ от дата№... (с изменениями от дата№...). С указанным решением истец не согласен. О необходимости предоставления указанных документов и сроках их предоставления истец надлежащим образом не уведомлялся.

Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:

Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам ... об исключении семьи Волчкова М. Ю. из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., оформленное протоколом №... от дата.

Возложить на Администрацию МР адрес РБ обязанность восстановить Волчкова М. Ю. в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.

В апелляционной жалобе глава Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении требований, указывая в обоснование доводов о том, что решение об исключении семьи Волчкова М.Ю. из вышеуказанной подпрограммы было принято дата на основании решения жилищной комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, в соответствии с п. 1.16 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2015-2020 годы в Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря
2014 года №... (в редакции от дата) «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан».

Отделом экономики Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата№...Волчкову М.Ю. было направлено уведомление о необходимости представления документов, определенных пунктами 4.1 и 4.1.1 Порядка. В связи с непредоставлением вышеуказанных документов Волчковым М.Ю. в течение одного месяца после уведомления, жилищной комиссией по жилищным вопросам Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан дата было принято решение об исключении семьи Волчкова М.Ю. из числа участников Подпрограммы. Уведомление об исключении направлено Волчкову М.Ю. в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения (дата№...) об исключении его семьи из числа участников подпрограммы.

Уведомления направлялись Волчкову М. Ю. посредством почтовой связи, факт и дата отправки подтверждаются копиями уведомлений, копиями из книги исходящей корреспонденции отдела экономики Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан.

В настоящее время Волчкову М.Ю. (дата г.р.) исполнилось 37 лет, что противоречит условиям для участия в вышеуказанной ведомственной целевой программы.

Податель жалобы также указал, что в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от дата№... «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» прекращена досрочно с дата реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, имея в виду, что реализация мероприятий указанной программы будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Исполнение решения Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата в части возложении на Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан обязанности восстановления Волчкова М.Ю. в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. невозможно в связи с досрочным прекращением с дата реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и отсутствием в Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом первой инстанции установлено, что решением Администрации сельского поселения Ленинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан №... от дата административный истец Волчков М.Ю. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

С дата семья Волчкова М.Ю. являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.

дата комиссией по жилищным вопросам Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан семья Волчкова М.Ю. исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. в связи с не предоставлением документов по состоянию на дата в соответствии с п. 1.16 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям – участникам государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры РБ», утвержденного постановлением Правительства РБ от дата№... (с изменениями от дата№...).

Разрешая требования, суд первой инстанции указал, что Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 гг. утверждена Постановлением Правительства РФ от дата№... г. (ред. от дата) «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с дата).

В адрес предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... (с последующими изменениями), регламентировался Постановлением Правительства РБ от дата№... (ред. от дата) «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан».

В соответствии с п. 1.16 указанного Порядка молодые семьи - участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от дата№... (с последующими изменениями), и (или) Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства РБ от дата№... (с последующими изменениями), и (или) подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от дата№... (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от дата№...), поставленные на учет, но не получившие государственной поддержки на улучшение жилищных условий, после представления документов, определенных пунктами 4.1 и 4.1.1 Порядка и подтверждающих право молодой семьи на участие в Подпрограмме, получают государственную поддержку в рамках Подпрограммы в порядке очередности с учетом даты постановки их на учет в предыдущих программах. Администрации муниципальных образований РБ в срок до дата организуют работу по уведомлению молодых семей - участников Подпрограммы о необходимости представления документов, определенных пунктами 4.1 и 4.1.1 Порядка, а также по проверке этих документов. Уведомление молодых семей должно осуществляться способом, позволяющим подтвердить факт и дату уведомления. В случае непредставления молодой семьей в администрацию муниципального образования Республики Башкортостан документов, определенных пунктами 4.1 и 4.1.1 Порядка, в течение одного месяца после уведомления администрация муниципального образования РБ вправе принять решение об исключении такой молодой семьи из числа участников Подпрограммы в порядке, предусмотренном разделом 5 Порядка.

Суд пришел к выводу, что указанный Порядок Администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан в отношении Волчкова М.Ю. нарушен.

В подтверждение уведомления административного истца о необходимости представления документов, определенных пунктами 4.1 и 4.1.1 Порядка, Администрацией МР адрес РБ представлено уведомление №... от дата, адресованное Волчкову М.Ю., о необходимости обновления пакета документов по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» в срок до 10.07.2016г.

Однако, в нарушение требования Порядка о том, что уведомление молодых семей о необходимости предоставления документов должно осуществляться способом, позволяющим подтвердить факт и дату уведомления, указанным письмом административного ответчика №... от дата не подтверждается факт и дата уведомления об этом Волчкова М.Ю.

В книге регистрации исходящих документов административного ответчика за №... от дата в качестве адресата получения уведомления до дата представить документы» значатся «участники ФЦП «Жилище». Ни реестр отправленной корреспонденции, ни почтовое уведомление о вручении отправления Волчкову М.Ю. административным ответчиком суду не представлено. Сам административный истец в исковом заявлении указал, что уведомления о необходимости предоставления документов не получал. Данное утверждение административного истца Администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан не опровергнуто.

Таким образом, Волчков М.Ю. не был уведомлен о необходимости предоставления документов для дальнейшего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., в связи с чем исключение его из числа ответчиков указанной программы, оформленное протоколом №... от дата, нельзя признать законным.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований Волчкова М.Ю. о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам об исключении семьи Волчкова М.Ю. из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., оформленного протоколом №... от дата, и возложении обязанности восстановить Волчкова М.Ю. в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г.

Суд первой инстанции также указал, что доводы административного ответчика о том, что на момент рассмотрения дела реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., прекращена досрочно с дата, а Волчков М.Ю. в силу возраста утратил право на участие в программе, не являются основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент исключения Волчкова М.Ю. программа являлась действующей, а возраст административного истца позволял ему участвовать в программе.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам об исключении семьи Волчкова М.Ю. из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., оформленного протоколом №... от дата, поскольку Волчков М.Ю. не был уведомлен о необходимости предоставления документов для дальнейшего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020гг.

Вместе с тем, Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части удовлетворения административных исковых требований о возложении обязанности восстановить Волчкова М.Ю. в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г.

Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

С 1 января 2018 года действие федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, досрочно прекращено в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243.

Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с
1 января 2018 года осуществляется в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710.

Согласно изменениям, внесенным в акты правительства Российской Федерации указанным постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до
1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (пункт 26 Правил).

В соответствии с пунктом 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания для дальнейшего участия истца в целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей", поскольку Волчков М.Ю. достиг 36-летнего возраста, и его семья утратила статус молодой семьи.

При таких обстоятельствах решение адрес суда Республики Башкортостан от дата в части удовлетворения требований о возложении на Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан обязанность восстановить Волчкова М. Ю. в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований.

В остальной части решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 июня 2020 года подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 июня 2020 года в части удовлетворения требований о возложении на Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан обязанность восстановить Волчкова М. Ю. в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Волчкова М.Ю. о возложении на Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан обязанность восстановить Волчкова М. Ю. в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. отказать.

В остальной части решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 июня 2020 года оставить без изменения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Сафин Ф.Ф.

Судьи Портнова Л.В.

Субхангулов А.Н.

Справка: судья Карачурин Т.Ш.