Судья Стебихова М.В. № 2а-4568/2021
Докладчик Певина Е.А. № 33а-1518/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 22 февраля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Рытиковой Т.А.,
судей Кошелевой А.П., Певиной Е.А.
при секретаре Хлебникове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Бойко С.А. на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 12 октября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Бойко Сергея Андреевича к мэрии города Новосибирска о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения представителя административного истца Нечаевой О.Ю., представителя административного ответчика – мэрии г. Новосибирска, заинтересованных лиц - Албогачиевой Ю.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Бойко С.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие мэрии г. Новосибирска, выразившееся в непредоставлении депутату совета Депутатов г. Новосибирска Бойко С.А. информации о размере и основаниях начисления премии мэру г. Новосибирска в 2020 году и обязать мэрию г. Новосибирска предоставить Бойко С.А. указанную информацию.
В обоснование требований указано, что 09.06.2021 на сайте СМИ Сибкрай.ру опубликована статья «Почти 800 тысяч рублей в качестве премии получил мэр Анатолий Локоть в прошлом году». В данной статье содержалась информация о том, что в 2020 году мэр г. Новосибирска Анатолий Локоть получил несколько премий в общей сумме 783 587 руб. Для получения официального подтверждения или опровержения данной информации он обратился с запросом от 11.06.2021 к мэру г. Новосибирска, в ответе мэрии г. Новосибирска от 12.07.2021 указано, что сведения о заработной плате является информацией, содержащей персональные данные, в связи с этим, предоставить информацию о получении премии мэром г. Новосибирска в 2020 году не представляется возможным. Полагает такой ответ незаконным, поскольку он, будучи депутатом Совета депутатов г. Новосибирска, действовал в целях реализации своих полномочий по контролю за деятельностью мэра г. Новосибирска, а также правомерностью расходованию средств бюджета. Отказ в предоставлении ему указанной информации нарушает его конституционное право на получение информации и препятствует реализации его прав как депутата Совета депутатов г. Новосибирска по контролю за деятельностью мэра.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены мэр г. Новосибирска Локоть А.Е., заместитель мэра г. Новосибирска Скатов А.В.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 12.10.2021 в удовлетворении административного иска Бойко С.А. отказано.
С указанным решением суда не согласился административный истец, в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда, принятии нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд отказывая в удовлетворении административного иска, посчитал, что сведения о доходах гражданина являются персональными данными, которые согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» могут быть разглашены только в случае согласия субъекта персональных данных, либо в случаях, предусмотренных законом.
Также суд пришел к выводу, что оснований для предоставления административному истцу сведений о размере премии мэра города Новосибирска в 2020 году у административного ответчика не имелось, поскольку указанная информация относится к персональным данным, а сведения о доходах, которые мэр города Новосибирска должен публиковать в силу действующего законодательства, им были опубликованы.
Апеллянт полагает, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, запрос ФИО1 был адресован непосредственно мэру города Новосибирска Локтю А.Е., а не в мэрию города Новосибирска, поэтому примененные судом нормы ст.5, п.5 ч.1 ст.6, ст.7 и 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», касающиеся принципов и условий обработки персональных данных оператором, не регулируют предоставление информации субъектом персональных данных, являющимся главой города, по запросу об основаниях расходования бюджетных средств. Из чего следует, что судом были применены нормы права, не подлежащие применению.
В запросе ФИО1 ставились вопросы не о размере полученной мэром премии, а о самом факте ее получения, а также об основаниях получения премии и показателях (производственных результатах), за которые она была выплачена, следовательно, поставленные вопросы не предполагали передачу персональных данных.
Данное обстоятельство обсуждалось в суде первой инстанции, однако было проигнорировано судом при вынесении решения.
Ни одна из правовых норм, на которые сослался суд, отказывая в иске, не относит факт выплаты гражданину премии за производственные результаты, а также основания показатели премирования к его персональным данным. Из чего следует, что отказ в предоставлении указанных сведений со ссылкой на отнесение данной информации к персональным данным не основан на нормах действующего законодательства, т.е. является незаконным.
С учетом того, что административный истец является депутатом Совета депутатов города Новосибирска, что подтверждается представленной в материалы дела копией депутатского удостоверения, у него имеются законные основания требовать от мэра города Новосибирска предоставления информации не только об основаниях выплаты премии, но и о конкретных выплаченных суммах.
Автор жалобы указывает, что ссылка в решении суда на Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188, которым утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, не имеет отношения к делу, поскольку не является федеральным законом.
Указывает на несостоятельность доводов суда о том, что мэром представлены сведения о доходах за отчетный период 2020 года в соответствии с Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, муниципальных органах города Новосибирска и членов их семей на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования от 24.03.2016 № 1066.
Данный порядок имеет своей целью предотвращение коррупции в муниципальных органах, а запрашиваемая информация административным истцом необходима ему для осуществления своих полномочий по контролю за деятельностью мэра и за правомерностью расходования средств бюджета города.
Таким образом, сокрытие от депутата Совета депутатов города Новосибирска информации о расходах на содержание органа местного самоуправления под предлогом отнесения ее к персональным данным противоречит положениям Федеральных законов от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Закона Новосибирской области от 06.07.2018 № 275-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Новосибирской области» и Устава города Новосибирска.
На основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, признав их извещение о времени и месте судебного заседания надлежащим.
Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований ст.ст. 62, ч.ч.9.11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказать законность действий (бездействия), решения возложена на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и соблюдение срока на обращение в суд. Кроме того, истец не освобожден от обязанности доказать факты, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований.
Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является признание судом их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом первой инстанции, 11.06.2021 (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) депутат Совета депутатов г. Новосибирска ФИО1 обратился с запросом на имя мэра г. Новосибирска в котором просил предоставить ему сведения о соответствии действительности информации о получении мэром г. Новосибирска в 2020 году премии за производственные результаты в размере 783 587, 25 рублей. В случае получения указанной премии сообщить на киках основаниях и за какие производственные результаты была выплачена премия (л.д.7).
Письмом заместителя мэра г. Новосибирска от 12.07.2021 до сведения административного истца доведено, что сведения о заработной плате лица являются информацией, содержащие персональные данные, в связи с чем, представить информацию о получении премии мэром города Новосибирска в 2020 году не представляется возможным (л.д.8).
В соответствии с положениями ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 30 Устава города Новосибирска предусмотрено, что депутатом является лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа г. Новосибирска в Совет депутатов г. Новосибирска на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Таким образом, депутат Совета депутатов г. Новосибирска осуществляет свои полномочия как при работе в Совете депутатов г. Новосибирска, так и при работе с избирателями на избирательном участке, по которому он был избран депутатом.
В соответствии с ст. 9 Закона Новосибирской области от 06.07.2018 № 275-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Новосибирской области» депутатским запросом является рассмотренное представительным органом муниципального образования и признанное депутатским запросом письменное обращение депутата в органы государственной власти Новосибирской области, государственные органы Новосибирской области, органы местного самоуправления и муниципальные органы соответствующего муниципального образования, к должностным лицам указанных органов, к руководителям муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, учредителем которых является соответствующее муниципальное образование, по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью и входящим в компетенцию указанных органов, организаций и их должностных лиц.
Органы и должностные лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны дать письменный ответ на депутатский запрос в течение 15 дней со дня его получения.
Согласно ст. 29 Регламента Совета депутатов г. Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска 25.10.2005 года № 118, депутат или группа депутатов имеют право обращаться к руководителям и иным должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления, муниципальных органов, руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм, к органам политических партий, общественных объединений, расположенных на территории города Новосибирска, по вопросам местного значения.
Обращение депутата или группы депутатов может направляться адресату непосредственно депутатом или через канцелярию Совета.
Признание обращения депутата или группы депутатов депутатским запросом осуществляется путем принятия соответствующего решения Совета.
Вопрос о признании обращения депутата или группы депутатов депутатским запросом включается в повестку дня сессии Совета и рассматривается Советом в порядке, установленном настоящим Регламентом.
В случае принятия решения Совета о признании обращения депутатским запросом, решение Совета вместе с обращением направляется в адрес соответствующих должностных лиц.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы обращение депутата Совета депутатов г. Новосибирска ФИО1 от 11.06.2021 года не являлось депутатским запросом, поскольку не было признано таковым в порядке, установленном 29 Регламента Совета депутатов г. Новосибирска.
Согласно ст. 10 Закона Новосибирской области от 06.07.2018 № 275-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Новосибирской области» депутат имеет право на обращение по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, в органы государственной власти Новосибирской области, государственные органы Новосибирской области, органы местного самоуправления и муниципальные органы соответствующего муниципального образования, к их должностным лицам, к руководителям муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, учредителем которых является соответствующее муниципальное образование.
В соответствии с ч.3 ст. 5 Закона Новосибирской области от 06.07.2018 № 275-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Новосибирской области» при обращении депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица в органы государственной власти Новосибирской области, государственные органы Новосибирской области, органы местного самоуправления и муниципальные органы, должностные лица указанных органов предоставляют ему запрашиваемую информацию с соблюдением требований Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", федерального законодательства о государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Таким образом, информация о премировании конкретного лица, а так же сведения об основаниях начисления премии и показателях за которые она была ыплачена, не относится к информации о деятельности органа местного самоуправления поскольку не раскрывает структуру, полномочия, порядок формирования и иные аспекты функционирования органа местного самоуправления; относится к конкретным лицу – мэру города Новосибирска и имеет индивидуальный характер.
Более того, доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что данная информация административным истцом запрашивалась в связи с работой в постоянной комиссии Совета депутатов либо в связи с реализацией полномочий депутата городского Совета на избирательном участке, по которому он был избран депутатом, административным истцом суду не представлены.
Статья 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами (часть 1); им не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, а также к информации - за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну, - о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (часть 4); при этом лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5).
Действительно заработная плата мэру г. Новосибирска выплачивается за счет средств местного бюджета, в связи с чем, административный истец, как гражданин вправе получить информацию о расходовании средств местного бюджета, в том числе и на оплату труда должностных лиц органа местного самоуправления, при этом, положения ч.4 ст. 8 указанного Федерального закона не наделяют его правом требовать представления информации о составляющих частях заработной платы конкретного должностного лица органа местного самоуправления, в том числе и об основаниях премирования и показателях, за которые начисляются и выплачиваются премии.
Понятие персональных данных определено в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", согласно которому персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Гарантируемое ст. 23 Конституции РФ право на неприкосновенность частной жизни распространяется на ту сферу жизни, которая относится к отдельному лицу, касается только этого лица и охватывает охрану тайны всех тех сторон личной жизни лица, оглашение которых лицо по тем или иным причинам считает нежелательным.
Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 г. N 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера.
В соответствии с п. 1 Перечня к таким сведения относятся в частности сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
Согласно ст. 5, п. 5 ч. 1 ст. 6, ст. 7 и 9 ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществлять на законной и справедливой основе, ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных. Операторы обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
На основании ч. 3 ст. 9 ФЗ "О персональных данных" обязанность представить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора.
Из приведенных законоположений следует, что сведения о доходах гражданина являются персональными данными, которые могут быть разглашены только в случае согласия субъекта персональных данных, либо в случаях, предусмотренных законом.
То обстоятельство, что свой запрос административный истец адресовал непосредственно на имя мэра г. Новосибирска не является безусловным основанием для дачи ответа на данный запрос непосредственно мэром г. Новосибирска, поскольку данное обращение ФИО1 было адресовано Локтю А.Е. не как частному лицу, а как должностному лицу органа местного самоуправления, соответственно, данный запрос полежал рассмотрению в мэрии г. Новосибирска с учетом должностных обязанностей должностных лиц органа местного самоуправления.
Ссылка суда на положения Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", постановление мэрии г. Новосибирска от 24.03.2016 № 1066, которым утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, муниципальных органах города Новосибирска, и членов их семей на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, а так же на то основание, что мэром г. Новосибирска раскрыты сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное судом первой инстанции решение основано на верном применении норм материального права и соответствует фактическим обстоятельствам. Нарушения норм процессуального права, влекущих отмену постановленного судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При данных обстоятельствах решения суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда города Новосибирска от 12 октября 2021 года оставить без изменения апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи