ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-456/2021 от 26.01.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0020-01-2021-000605-63

Дело № 33а-476/2022 (33а-7049/2021;)

В суде первой инстанции № 2а-456/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

26 января 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

ФИО2, Глушко А.Р.,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента недропользования и экологии Тюменской области на решение Тобольского районного суда Тюменской области от 19 октября 2021 года, которым постановлено:

«признать незаконным распоряжение администрации Тобольского муниципального района № 674 от 27 августа 2021 года об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка.

Устранить нарушения прав и законных интересов ФИО4 допущенные при вынесении оспариваемого распоряжения № 674 от 27 августа 2021 года».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО4 обратилась с административным иском к Администрации Тобольского муниципального района о признании незаконным распоряжения Администрации Тобольского муниципального района № 674 от27.08.2021, устранении нарушения прав и законных интересов ФИО4, допущенных при вынесении оспариваемого распоряжения. Требования мотивированы тем, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <.......>:471, площадью 1250 кв.м. и расположенный на нем жилой дом по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак. <.......>. ФИО4 11.08.2021 обратилась в Администрацию Тобольского муниципального района с заявлением о перераспределении земель и указанного выше земельного участка. Распоряжением № 674 от27.08.2021 в удовлетворении заявления ей было отказано, поскольку земельный участок расположен на территории комплексного заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс», а также попадает в зону санитарной охраны объектов водоснабжения Жуковский НФС. Административный истец полагал, что административным ответчиком при вынесении указанного распоряжения неверно применены положения действующего законодательства. Заказник является природным комплексом, статуса особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения, находящегося под особой охраной, у Абалакского природно-культурного комплекса не имеется. Расположение испрашиваемого земельного участка в зоне санитарной охраны также не может являться препятствием к его предоставлению (перераспределению). Проектом организации зон санитарной охраны Жуковского водозабора не регламентируется и не запрещается предоставление земельных участков в санитарной зоне. Согласование с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора необходимо лишь при выполнении работ, в том числе добыче песка, гравия и другого в пределах зоны с особыми условиями. Санитарные мероприятия должны выполняться в пределах второго и третьего поясов ЗСО владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. В результате сложившейся ситуации административный истец лишён безусловного права на перераспределение земельного участка.

ФИО4, представитель Администрации Тобольского муниципального района, заинтересованные лица: ФИО5, И., ФИО6, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Представитель административного истца ФИО7 в судебном заседании суда первой инстанции на заявленных требованиях настаивал.

Представитель Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО8 против удовлетворения административного иска возражала.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Департамент недропользования и экологии Тюменской области, в лице представителя ФИО9, которая в апелляционной жалобе просит решение Тобольского районного суда Тюменской области от 19 октября 2021 года отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что природный комплекс «Абалакский природно-исторический комплекс» в Тобольском муниципальном районе объявлен государственным комплексным природным заказником регионального значения, что утверждено постановлением Правительства Тюменской области от11.09.2006 №206-п (далее по тексту также – Постановление № 206-П). В настоящее время для заказника «Абалакский природно-исторический комплекс» виды разрешенного использования земельных участков не установлены, в связи с чем предоставление земельного участка для строительства жилого дома не может быть согласовано. Проект постановления Правительства Тюменской области, устанавливающий виды разрешенного использования земель в указанном заказнике, в настоящее время согласован Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, проведена процедура общественных обсуждений и находится на согласовании в органах власти Тюменской области. Пунктом 3.4.2.1 постановления № 206-П закреплено, что по согласованию с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области в зоне культурного ландшафта возможно предоставление земельных участков под застройку, для коллективного садоводства и огородничества, ведения индивидуального подсобного хозяйства, при этом письмом № 9926/21 от20.08.2021 Департаментом недропользования и экологии в Тюменской области было отказано в согласовании перераспределения земель и земельных участков. Обращает внимание, что на основании статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексам Российской Федерации, а также другими федеральными законами.

На апелляционную жалобу поступили возражения Х.Г.АБ., в лице представителя ФИО7, в которых он полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Департамента недропользования и экологии Тюменской области удовлетворению не подлежащими.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц и их представителей.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьёй 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9).

В соответствии с требованиями ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием к удовлетворению заявленных административным истцом требований является как не соответствие оспоренных решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, так и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4)земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса (подпункт 1); если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 11).

Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Статьёй 11.9 ЗК РФ определены требования к образуемым и измененным земельным участкам, а именно: не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названными Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Абалакской сельской Администрации Тобольского района Тюменской области № 2 от 18.01.1996 ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>:471, относящегося к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство жилого дома, общая площадь 1250 кв.м, адрес объекта: с. Абалак, <.......> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.09.2007, а также жилого дома, расположенного по адресу: с. Абалак, <.......> что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.09.2007.

Одиннадцатого августа 2021 года ФИО4, посредством подачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, обратилась в Администрацию Тобольского муниципального района с заявлением о перераспределении земель и (или) земельного участка с кадастровым номером <.......>:471 и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с приложением схемы расположения земельного участка, поскольку отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.

Из акта обследования от 19.08.2021 и фотографий спорного земельного участка, площадью 499 кв.м, а также справки от19.08.2021 усматривается, что испрашиваемый земельный участок относится к землям населённых пунктов, имеет разрешённое использование «под строительство жилого дома», огорожен, используется под огород, доступ на испрашиваемый земельный участок осуществляется по асфальтированной дороге, через принадлежащий административной истице земельный участок с кадастровым номером <.......>:471. Участок является свободным от застройки, сведений о ранее выданных документах нет.

Из представленной копии публичной кадастровой карты следует, что испрашиваемый ФИО4 земельный участок находится за ее земельным участком, имеющим кадастровый номер <.......>:471, между земельными участками, которые находятся в собственности иных лиц, имеют координаты и огорожены.

Согласно Правилам землепользования и застройки Абалакского сельского поселения Тобольского района в жилой зоне (Ж-1) разрешено размещение жилого дома, выращивание сельскохозяйственных культур, размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Как следует из ответа Департамента недропользования и экологии Тюменской области главе Тобольского муниципального образования от20.08.2021, вопрос о перераспределении для строительства жилого дома земельного участка с кадастровым номером <.......>:471 по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак, <.......>, расположенного в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс», рассмотрен. Предоставление земельного участка для строительства жилого дома не может быть согласовано, поскольку виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, должны быть в соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определены положением об особо охраняемой природной территории и в настоящее время для заказника «Абалакский природно-исторический комплекс» не установлены. При этом проект постановления Правительства Тюменской области, устанавливающий виды разрешенного использования земель в указанном заказнике, в настоящее время согласован Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и готовится для согласования в органах власти области.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером <.......>:471 по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак. <.......> расположен: в границах зоны санитарной охраны на объекты водоснабжения: Жуковская НФС по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, п. Жуковка, пояс III, зона санитарной охраны источников водоснабжения, реестровый номер 72:16-6.351; а также в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс», реестровый номер - 72:00-6.11.

Оспариваемым распоряжением Администрации Тобольского муниципального района №674 от 27.08.2021 ФИО4 в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: Тобольский район, с. Абалак, <.......> отказано, на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ; подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, поскольку образование земельного участка предусматривается путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зонах с особыми условиями использования территории с реестровыми номерами: 72:16-6.351, 72:00-6.11.

Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, исходил из того, что постановление правительства Тюменской области № 206-п, которым утверждено Положение о комплексном заказнике регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс», принято 11.09.2006. При этом, установленным данным Положением для зоны культурного ландшафта Заказника режимом хозяйственного использования территории зоны культурного ландшафта Заказника возможность перераспределения земель не ограничена, в то время, как доказательств того, что в отношении данных земель действуют ограничения, установленные для земель государственных заповедников и национальных парков, на что указано в оспариваемом распоряжении, в материалах дела не имеется. Кроме того, не указаны также нормы права, препятствующие перераспределению земельного участка ввиду его нахождения в зоне санитарной охраны объектов водоснабжения, пояс III. При этом, принадлежащий ФИО4 на праве собственности земельный участок из оборота не изъят и её право на данный земельный участок в судебном порядке не оспаривается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а)государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г)государственные природные заказники; д) памятники природы; е)дендрологические парки и ботанические сады.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (пункт 3 ст. 2 названного Федерального закона).

Пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории (абзац 1). В случаях, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки (абзац 4).

При этом, в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности (пункт 1). Оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством (пункт 2). Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту (пункт 3).

Постановлением Правительства Тюменской области № 206-П от 11 сентября 2006 года природный комплекс «Абалакский природно-исторический комплекс» в Тобольском районе объявлен комплексным заказником регионального значения, утверждено положение о данном заказнике (далее по тексту также – Постановление № 206-П).

В силу пункта 1.3 Постановления № 206-П заказник включает природные комплексы правобережья и левобережья р. Иртыш в границах Тобольского района: ландшафт, гидрологические объекты, лесную растительность, объекты флоры и фауны, культурного наследия. Заказник расположен на территории Тобольского района и находится под управлением Департамента недропользования и экологии Тюменской области.

В целях рационального использования природно-исторического потенциала и систематизации хозяйственной деятельности предусматривается функциональное зонирование территории Заказника. В каждой из функциональных зон устанавливается индивидуальный режим особой охраны. (пункт 1.4 Постановления № 206-П).

Согласно пункту 3.1 Постановления № 206-П на территории Заказника выделяются следующие функциональные зоны: - заповедная зона: включает участки северо-восточной части Заказника, предназначенные для использования в природоохранных и научных целях и выделяемые для обеспечения сохранения и восстановления особо ценных природных сообществ, редких и исчезающих видов растений и животных, иных объектов живой и неживой природы; - рекреационная зона: расположена в центральной части Заказника; сочетает в себе видовое разнообразие растительного и животного мира и рекреационные ресурсы, создающие благоприятные условия для развития экологического туризма; - зона культурного ландшафта: включает сельскохозяйственные, селитебные территории, объекты культурного наследия; предназначается для развития активного этнографического и иного познавательного туризма, популяризации достопримечательностей региона.

В силу пункта 3.4 Постановления № 206-П в границах зоны культурного ландшафта Заказника устанавливается следующий режим хозяйственного использования территории: по согласованию с департаментом недропользования и экологии Тюменской области разрешается в установленном законодательством порядке: - предоставление земельных участков под застройку, для коллективного садоводства и огородничества, ведения индивидуального подсобного хозяйства (подпункт 3.4.2.1). Без согласования: - осуществление коллективного садоводства и огородничества, ведение индивидуального подсобного хозяйства (подпункт 3.4.2.2).

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 30.01.2020 № 248-О, следует, что Конституция Российской Федерации, провозглашая и гарантируя права и свободы человека и гражданина, исходит из того, что их реализация осуществляется в определенном порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, притом что при введении такого порядка не могут использоваться способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц.

Из материалов дела следует, что испрашиваемые ФИО4 земли располагаются в зоне культурного ландшафта комплексного заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс», на застроенной, в том числе жилыми домами, территории населённого пункта с.Абалак Тобольского района Тюменской области, в то время, как само по себе указание в оспариваемом распоряжении №671 от27.08.2021, а также в ответе Департамента недропользования и экологии Тюменской области от20.08.2021 на то, что в настоящее время для заказника «Абалакский природно-исторический комплекс» виды разрешенного использования земельных участков не установлены, с учётом в том числе, длительности (с 2006 года) ограничения прав участников земельных отношений, их соразмерности конституционному праву граждан на свободное владение, пользование и распоряжение землей (статьи 9, 36 Конституции Российской Федерации), а также конституционному праву на жилище и корреспондирующей ему обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по поощрению жилищного строительства и созданию для него условий (пункты 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации), не могут ограничивать право ФИО4, являющейся собственником земельного участка с кадастровым номером 72:16:0101001:471, на перераспределение земель и служить основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении (предоставлении) земельного участка для строительства жилого дома.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что в соответствии с приведёнными положениями ст. 3.1 Федерального закона от14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, в частности, регионального значения, не ограничивается, предоставление земельных участков, находящихся в, частности, в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством, в то время, как Правила землепользования и застройки Абалакского сельского поселения Тобольского района для зоны, к которой расположен принадлежащий административной истице земельный участок, а также испрашиваемые ею земли, возможность размещения жилого дома предусматривают.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление земельного участка для строительства жилого дома не может быть согласовано, поскольку виды разрешенного использования земельных участков не установлены, – основанием к отмене или изменению решения суда первой инстанции, не являются.

Не является основанием к отказу в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и содержащееся в оспариваемом распоряжении № 671 от 27.08.2021 указание на нормы подпункта 9 пункта 9 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку из публичной кадастровой карты следует, что нераспределённые земли с.Абалак Тобольского района Тюменской области, за счёт которых просила о перераспределении земель ФИО4, имеют значительную площадь, в то время, как оспариваемое распоряжение не содержит указания на то, каким образом, с учётом требований ст. 11.9 ЗК РФ, перераспределение испрашиваемых административной истицей земель ограничит возможность образования одного, или нескольких самостоятельных земельных участков за счёт вышеуказанных нераспределённых земель.

В то же время постановлением Правительства Тюменской области от09.02.2015 №44-п утвержден проект организации зон санитарной охраны реки Иртыш для Жуковского водозабора ОАО «СУЭНКО» (далее по тексу также – Проект).

В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», на всех водозаборах предусматривается организация зон санитарной охраны (ЗСО) для охраны от загрязнения источников водоснабжения, водопроводных сооружений и окружающей среды.

Зона санитарной охраны организуется в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Граница второго пояса ЗСО для Жуковского водозабора составит: - вверх по течению - 216 км; - вниз по течению - 250 м; - боковые границы – 500м (пункт 2.2. Проекта).

Границы третьего пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса. Боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3 - 5 км, включая притоки. Соответственно, граница третьего пояса ЗСО составит: - вверх по течению - 216 км; - вниз по течению - 250 м; - боковые границы - 3 км (пункт 2.3. Проекта).

Из материалов дела усматривается, что участок, принадлежащий ФИО4, а также испрашиваемые ею земли расположены в пределах границ третьего пояса зоны санитарной охраны Жуковского водозабора.

В силу пункта 3.2 Проекта все работы, в т.ч. добыча песка, гравия, донноуглубительные работы в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора.

В возражениях Департамента недропользования и экологии Тюменской области относительно заявленных административной истицей требований содержится указание на то, что ФИО4 заключение о согласовании работ с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора получено не было, что препятствует удовлетворению её заявления о перераспределении земель и земельного участка.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, связанные с расположением участка, принадлежащего ФИО4, а также испрашиваемых ею земель в пределах границ третьего пояса зоны санитарной охраны Жуковского водозабора основанием к отказу в удовлетворении её заявления о перераспределении земельных участков не являются, поскольку каких либо оснований к выводу о том, что ФИО10 предполагается проведение работ, требующих согласования, в материалах дела не имеется и административным ответчиком суду не представлено.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 следует, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

В то же время, фактического указания на необходимость получения ФИО10 согласования предполагаемого строительства дома с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора оспариваемое административным истцом распоряжение административного ответчика №671 от 27.08.2021 не содержит, что также подтверждает обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции в указанной части.

С учётом изложенного судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных административным истцом требований, поскольку оспариваемое распоряжение №674 от 27.08.2021 не основано на законе, не соответствуют нормам действующего земельного законодательства, а также ущемляет права ФИО4

При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований к удовлетворению апелляционной жалобы Департамента недропользования и экологии Тюменской области и к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции не усматривает.

В то же время суд первой инстанции, признавая незаконным распоряжение Администрации Тобольского муниципального района № 674 от 27.08.2021 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка и указывая на обязанность административного ответчика по устранению нарушения прав и законных интересов ФИО4, допущенных при вынесении оспариваемого распоряжения, не конкретизировал способ устранения нарушения указанных прав.

Судебная коллегия в целях обеспечения исполнения решения суда первой инстанции полагает необходимым изложить резолютивную часть решения в новой редакции, с указанием на обязанность административного ответчика по устранению нарушения прав и законных интересов ФИО4 путём повторного рассмотрения заявления административной истицы о перераспределении земель и земельного участка, что изменения решения суда первой инстанции не влечёт.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Тобольского районного суда Тюменской области от 19 октября 2021 года оставить без изменения по существу, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

«Признать незаконным распоряжение администрации Тобольского муниципального района № 674 от 27 августа 2021 года об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка.

Возложить на Администрацию Тобольского муниципального района Тюменской области обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов ФИО4, допущенных при вынесении оспариваемого распоряжения № 674 от 27 августа 2021 года, повторно рассмотрев заявление ФИО4 о перераспределении земель и земельного участка.».

Апелляционную жалобу Департамента недропользования и экологии Тюменской области оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии