ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-457/2021 от 27.04.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Рыков Е.Г. Дело №33а-3727/2022

дело 1 инстанции: №2а-457/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2022 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кагитиной И.В., Тимофеевой А.А.,

Налисник Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Феттаевой Эмине Азимовны к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица Судакский городской совет Республики Крым, Министерство культуры Республики Крым о признании незаконным постановления и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

по апелляционной жалобе Администрации города Судака Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2021 года, которым административный иск удовлетворён.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Феттаева Э.А. обратилась в Судакский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Судака Республики Крым, в котором просила: признать незаконным постановление Администрации города Судака Республики Крым №142 от 08 февраля 2021 года «Об отказе Феттаевой Э.А. в предоставлении земельного участка» относительно отказа в предоставлении бесплатно в собственность гражданке Феттаевой Э.А. земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ; возложить на административного ответчика обязанность в течение 65 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу повторно рассмотреть заявление Феттаевой Э.А. о предоставлении указанного земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что административному истцу решением Солнечнодолинского сельского совета №3396 от 20.05.2010 разрешена разработка проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт с определением постановлением Администрации города Судака категории и вида разрешенного использования земельного участка. Впоследствии, административный истец обратилась в Администрацию города Судака Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка. 22 апреля 2020 года заявление административного истца Администрацией города Судака Республики Крым оставлено без рассмотрения, в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке требуется проведение государственной историко-культурной экспертизы с целью определения наличия либо отсутствия объектов культурного наследия. Решением Судакского городского суда Республики Крым от 25 августа 2020 года отказ Администрации города Судака от 22 апреля 2020 года признан незаконным и возложена обязанность в установленном законом порядке рассмотреть заявление о предоставлении в собственность земельного участка. Вместе с тем, Администрация города Судака Республики Крым, повторно рассмотрев заявление административного истца, постановлением от 08 февраля 2021 года отказала в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Обращаясь с настоящим административным иском в суд, Феттаева Э.А. указывает на незаконность решения административного ответчика и нарушение, в связи с этим, прав административного истца на приобретение земельного участка.

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2021 года административный иск Феттаевой Э.А. удовлетворён.

Не согласившись с постановленным решением, Администрацией города Судака Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт об удовлетворении требований Феттаевой Э.А., постановить новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объёме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, вынесенным на основании ошибочных выводов, не соответствующих фактическим обстоятельствам дела, с нарушением материального и процессуального права. Так, оспариваемым постановлением Феттаевой Э.А. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно в связи с тем, что из Министерства культуры Республики Крым не было получено положительное заключение. Таким образом, принятие постановления Администрацией города Судака от 08 февраля 2021 не было направлено на нарушение прав заявителя, а являлось следствием соблюдения Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым, и Земельного кодекса Российской Федерации. Апеллянт считает, что оспариваемое постановление принято в установленном законом порядке и в полной мере соответствует нормативно-правовым актам. Кроме того, является необоснованным возложение на административного ответчика возмещения расходов по уплате услуг представителя и за проведение экспертизы.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанным положением статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитала возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Солнечнодолинского сельского совета Автономной Республики Крым от 20.05.2010 №3396 «О разрешении гражданам разработки Проектов землеустройства в части отвода земельных участков для индивидуального жилищного строительства в квартале жилой застройки в южной части села Солнечная Долина» административному истцу Феттаевой Э.А. разрешена разработка проекта землеустройства в части отвода земельного участка для индивидуального жилищного строительства в квартале жилищной застройки в южной части <адрес> (л.д. 9).

08 июня 2016 года за на кадастровый учёт поставлен земельный участок площадью 1 050 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 10-12).

16 декабря 2019 года в Администрацию города Судака Республики Крым поступило заявление Феттаевой Э.А. о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, цель использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства (л.д. 13).

По результатам рассмотрения заявления административного истца 22 апреля 2020 года за исх. №Ф-2239/09 Администрацией города Судака Республики Крым в адрес Феттаевой Э.А. С. направлен ответ о возвращении заявления (л.д. 14).

Так, в данном письме после разъяснения положений пункта 9 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313, указано, что в соответствии с письмом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 06.03.2020 №1408/01/1 требуется проведение государственной историко-культурной экспертизы с целью определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия на испрашиваемом земельном участке.

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 25 августа 2020 года по административному делу №2а-585/2020 признан незаконным отказ Администрации города Судака Республики Крым, изложенный в письме №Ф-2239/09 от 22.04.2020, принятый по результатам рассмотрения заявления Феттаевой Э.А. от 16.12.2019 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый . Одновременно на Администрацию города Судака Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Феттаевой Э.Р. от 16.12.2019 (л.д. 16-19).

Во исполнение решения Судакского городского суда Республики Крым от 25 августа 2020 года, рассмотрев повторно заявление Феттаевой Э.А. от 16 декабря 2019 года, Администрацией города Судака Республики Крым 08 февраля 2021 года принято постановление №142 «Об отказе Феттаевой Э.А. в предоставлении земельного участка» (л.д. 20). Указано, что в результате проведенной Администрацией города Судака проверки на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях особо охраняемых территорий объектов, из сообщения Министерства культуры Республики Крым от 15.01.2021 №20326/22-11 следует, что Министерство не располагает данными о наличии (отсутствии) объектов культурного наследия на испрашиваемом земельном участке. Также установлено, что соответствующая историко-культурная экспертиза, необходимая для обоснования принятия решения Администрацией города Судака о предоставлении заявителю в собственность земельного участка, не проводилась, и орган охраны объектов культурного наследия не принимал соответствующего заключения по вопросу нахождения испрашиваемого земельного участка на землях особо охраняемой территории и объектов, указанного в пункте 10 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313. В связи с чем, испрашиваемый заявителем земельный участок не может быть предоставлен для использования в целях индивидуального жилищного строительства. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка указано на пункт 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: расположение испрашиваемого земельного участка полностью в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускается использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого постановления.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с подпунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пункту 3 части 1 статьи 16 которого, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьёй 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации приведены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК), статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлены Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313.

Пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 5).

Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов.

В соответствии с пунктом 12 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона №38-ЗРК.

В силу пункта 13 Порядка, в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, при отсутствии оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование); подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права); изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона.

Решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка (пункт 15 Порядка).

Согласно части 6 статьи 13 Закона №38-ЗРК (в редакции на момент принятия оспариваемого решения), основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 105 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: 1) зоны охраны объектов культурного наследия; 2) защитная зона объекта культурного наследия; 3) охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии); 4) охранная зона железных дорог; 5) придорожные полосы автомобильных дорог; 6) охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); 7) охранная зона линий и сооружений связи; 8) приаэродромная территория; 9) зона охраняемого объекта; 10) зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов; 11) охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы); 12) охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; 13) водоохранная зона; 14) прибрежная защитная полоса; 15) округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов; 16) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны; 17) зоны затопления и подтопления; 18) санитарно-защитная зона; 19) зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства; 20) охранная зона пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети; 21) зона наблюдения; 22) зона безопасности с особым правовым режимом; 23) рыбохозяйственная заповедная зона озера Байкал; 24) рыбохозяйственная заповедная зона; 25) зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); 26) охранная зона гидроэнергетического объекта; 27) охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена; 28) охранная зона тепловых сетей.

Согласно части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должен быть определен исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, или критерии таких объектов, виды территорий.

В соответствии с пунктом 6 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

В силу пункта 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.

Частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Закон №342-ФЗ), установлено, что до 01 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01 января 2022 года одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Судом первой инстанции по административному делу назначена историко-культурная экспертиза (л.д. 60-61), из выводов которой (л.д. 74-121) следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , не находится в границах зоны охраны какого-либо объекта культурного наследия, а также на указанном земельном участке не установлено наличие объектов культурного наследия.

Согласно Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа Судак Республики Крым, испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в зоне Ж-1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами).

Кроме того, из пояснений Министерства культуры Республики Крым от 22.04.2021 №9048/22-11/1 усматривается, что в Министерстве отсутствуют какие-либо сведения, материалы научных изысканий, графические материалы, описания и так далее, которые свидетельствуют о наличии либо отсутствии объектов культурного наследия на испрашиваемом административным истцом земельном участке (л.д. 43-45).

Таким образом, административным ответчиком не предоставлено суду надлежащих и достоверных доказательств в обоснование оспариваемого постановления в части расположения испрашиваемого земельного участка полностью в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

В связи с чем, судебная коллегия считает верными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным ввиду необоснованности, а также, в порядке пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о необходимости возложения на административного ответчика обязанности при вышеуказанных установленных по настоящему делу обстоятельствах повторно рассмотреть заявление Феттаевой Э.А..

Судебные расходы по настоящему административному делу при принятии решения распределены судом первой инстанции в соответствии с действующим законодательством.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований для отмены судебного акта, а также данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, опровергали бы правильность изложенных в решении выводов.

Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, что имеет место нарушение судом норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Судакского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2021 года по административному делу №2а-457/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Судака Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: И.В. Кагитина

А.А. Тимофеева