ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4599/2023 от 29.09.2023 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Киселев А.Н.

УИД 16RS0046-01-2022-019273-66

в суде первой инстанции дело № 2а-4599/2023

в суде апелляционной инстанции дело № 33а-15349/2023

Учет 024а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2023 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,

судей Гильфанова Б.К., Шакуровой Н.К.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гариповым И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе Пахомова Олега Геннадьевича на решение Вахитовского районного суда города Казани от 5 июля 2023 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Пахомова О.Г. к государственному бюджетному учреждению (далее - ГБУ) «Центр государственной кадастровой оценки», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании действий (бездействия) по непредставлению сведений о проекте отчета по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .... незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Республики Татарстан» Даминова Р.И., высказавшегося против доводов апелляционной жалобы и просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия

установила:

Пахомов О.Г. обратился в суд с административным иском к ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований указано, что 8 сентября 2022 года он обратился в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» с заявлением о предоставлении проекта по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ....

12 сентября 2022 года административным ответчиком ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» направлена ссылка <адрес> на проект отчета об определении кадастровой стоимости и ссылка на архив актов об определении кадастровой стоимости <адрес>

15 сентября 2022 года Пахомов О.Г. известил ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» о том, что ссылки на документы не удается открыть.

Уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, Пахомов О.Г. просил признать незаконным бездействие ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, выразившееся в не предоставлении ему сведений о проекте отчета по определению кадастровой стоимости земельного участка и обязать административных ответчиков предоставить доступ к проекту отчета по определению кадастровой стоимости.

5 июля 2023 года по делу принято решение суда вышеприведенной формулировке.

Пахомов О.Г. подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда от 5 июля 2023 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что решение суда принято при неправильном применении норм материального права, а его выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, настаивает на наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.

Административный истец Пахомов О.Г. в суд не явился.

Административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан своего представителя в суд не направил.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

С 1 января 2017 года отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке»), согласно пункту 2 части 1 статьи 3 которого кадастровая стоимость объекта недвижимости представляет собой полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с названным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки определен статьей 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», которой установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации); уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

Частью 1 статьи 7 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установлено, что полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются:

1) определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

2) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик;

3) предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;

4) рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

5) сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;

5.1) рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним;

6) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 14 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).

При определении кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении, годе постройки, материале стен объекта недвижимости, серии многоквартирного дома, нахождении объекта недвижимости в ветхом или аварийном состоянии, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2).

В случае соответствия проекта отчета требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания его проверки размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в проекте отчета, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения проекта отчета на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на тридцать календарных дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости (далее - замечания к проекту отчета) (часть 13).

Орган регистрации прав не позднее дня начала представления замечаний к проекту отчета обеспечивает размещение в фонде данных государственной кадастровой оценки информации о порядке и сроках представления замечаний к проекту отчета (часть 14).

Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов в течение пяти рабочих дней со дня поступления от уполномоченного органа субъекта Российской Федерации информации, предусмотренной пунктом 4 части 15 настоящей статьи, обеспечивают информирование заинтересованных лиц о размещении проекта отчета, месте его размещения, порядке и сроках представления замечаний к нему, а также об объектах недвижимости, в отношении которых проводится государственная кадастровая оценка, путем размещения извещения и копии решения о проведении государственной кадастровой оценки на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при их наличии), опубликования извещения в печатных средствах массовой информации, а также размещения извещения на своих информационных щитах (часть 16).

Отношения по государственной кадастровой оценке, наряду с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке», регулируются также Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года №508, который является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости и содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Пунктом 16 указанного федерального стандарта предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки.

По результатам определения кадастровой стоимости объектов оценки оформляется отчет об определении кадастровой стоимости (пункт 23 ФСО №4).

Из материалов дела видно, что 4 июня 2021 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан издано распоряжение №1729-р «О проведении в 2022 году государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Татарстан» (л.д.25,26).

Функции по подготовке к проведению государственной кадастровой оценки и определению кадастровой стоимости земельных участков были возложены на ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки», которому было поручено представить отчет об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населенных пунктов на территории Республики Татарстан в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Татарстан до 1 октября 2022 года.

По итогам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением в порядке пункта 7 статьи 14 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» был составлен проект отчета, размещенный в установленном порядке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 9 указанной статьи.

Согласно выписке из проекта отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в Республике Татарстан, в 2022 году стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена в размере 2 335 700 руб. (л.д.27).

Информационное сообщение о размещении с 4 августа 2022 года в фонде данных государственной кадастровой оценки www.rosreestr.ru и на сайте государственного бюджетного учреждения Республики Татарстан «Центр государственной кадастровой оценки» cgko.tatarstan.ru промежуточных отчетных документов по результатам проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Татарстан Министерство имущественных и земельных отношений Республики Татарстан также разместило на своем сайте, предложив в срок до 2 ноября 2022 года представить заинтересованным лицам замечания к промежуточным отчетным документам.

8 сентября 2022 года Пахомов О.Г. обратился в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» с заявлением о предоставлении ему проекта по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ....

12 сентября 2022 года в ответ на указанное обращение административным ответчиком ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» Пахомову О.Г. направлена ссылка <адрес> на проект отчета об определении кадастровой стоимости.

Также была направлена ссылка на архив актов об определении кадастровой стоимости <адрес>

13 сентября 2022 года по электронной почте административному истцу направлены пояснения, каким способом можно открыть акты об определении кадастровой стоимости.

15 сентября 2022 года Пахомов О.Г. обратился в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» по поводу того, что ссылки на документы не удается открыть.

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 2 декабря 2022 №3733-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Татарстан» (л.д.28).

Текст распоряжения опубликован на официальном портале правовой информации Республики Татарстан 12 декабря 2022 года и газете «Республика Татарстан» от 17 декабря 2022 года №188.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявление Пахомова О.Г. в адрес ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» не было оформлено надлежащем образом и не подлежало рассмотрению в рамках Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

С учетом того, что в настоящее время вынесено распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 2 декабря 2022 года № 3733-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Татарстан», суд пришел к выводу о том, что актуальность проекта отчета по определению кадастровой стоимости земельного участка утрачена, и в этой связи принял решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (подпункт 1 пункта 3); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (подпункт «в» пункта 3).

Согласно части 17 статьи 14 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» замечания к проекту отчета представляются в течение срока его размещения для представления замечаний к нему. Замечания к проекту отчета могут быть представлены любыми лицами в бюджетное учреждение или многофункциональный центр лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг. Днем представления замечаний к проекту отчета считается день их представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае направления замечания регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 17).

Частью 1 статьи 15 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установлено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Статьей 20 указанного Федерального закона предусмотрено, что бюджетное учреждение предоставляет разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, на основании обращения о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости (далее - обращение о предоставлении разъяснений) (часть 1).

Порядок рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, в том числе форма предоставления таких разъяснений, устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (часть 2).

Бюджетное учреждение предоставляет разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, в течение тридцати дней со дня поступления в бюджетное учреждение обращения о предоставлении разъяснений (часть 3).

Порядок рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в том числе формы предоставления таких разъяснений (далее – Порядок), утвержден Приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестра) от 6 августа 2020 года №П/0280.

В соответствии с пунктом 2 Порядка разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, предоставляются бюджетным учреждением в отношении кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в акте об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, принятом в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Вместе с тем, на основании части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года №59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ).

Решение суда принято с учетом указанных положений закона и правовых положений.

Так, на сайте ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» размещена справка об учтенных и неучтенных замечаниях к проекту отчета от 17 октября 2022 года, составленная в формате Excel, в которой отражены все сведения о поданных замечаниях на проект отчета от заявителей, копия которой на письменном носителе приобщена к материалам дела (л.д.31,32).

Установлено, что всего за период с 4 августа 2022 года по 2 ноября 2022 года административным ответчиком ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» были рассмотрены 379 замечаний к проекту отчета, которые поступили через почту, МФЦ, лично, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

Обстоятельство направления административным истцом 8 сентября 2022 года на адрес электронной почты ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» заявления Пахомова О.Г. с просьбой прислать акты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .... лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действиями административных ответчиков права административного истца не нарушены, и не имеется оснований для удовлетворения административного иска.

Как правильно указал суд первой инстанции, заявление Пахомова О.Г. в адрес ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» не подлежало рассмотрению в рамках Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.

Довод апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» не регулирует порядок обращения заинтересованных лиц с заявлением о предоставлении доступа для ознакомления к отчету об определении кадастровой стоимости, а регулирует порядок обращения с замечания к отчету уже после ознакомления, отмену решения суда не влечет, поскольку заявление административного истца от 8 сентября 2022 года, действительно, подлежало рассмотрению в прядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ, что в данном случае и было сделано административным ответчиком.

При этом порядок рассмотрения обращения и сроки его рассмотрения административным ответчиком соблюдены.

Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и отмену решения суда не влекут, поскольку основаны на неправильном толковании ее заявителем норм материального права.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 5 июля 2023 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Пахомова Олега Геннадьевича - без удовлетворения

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, на него может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 5 сентября 2023 года