Дело № 2а-45/2021 (33а-1038/2021) судья Макарова В.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2021 г. город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного судав составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Голомидовой И.В., Исаковской И.Э.,
при секретаре Алешиной А.И.
рассматривала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кимовского городского суда Тульской области от 20 января 2021 г. по административному исковому ФИО1 к администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Голомидовой И.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования Кимовский район о признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования Кимовский район от 26.10.2020 № 964 «О признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области от 23.03.2018 № 328 «О включении молодых семей в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей».
В обоснование заявленных требований указала, что 19.10.2020 обратилась к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в состав участников программы молодых семей в муниципальном образовании Кимовский район на 2018-2025 годы и признанием участником программы семью составом 2 человека (заявитель ФИО1 и ее сын "..."), поскольку на основании решения мирового судьи судебного участка № 81 Кимовского судебного района Тульской области от 28.09.2020 брак между ФИО1 и ФИО2 расторгнут, фактические брачные отношения прекращены в декабре 2019 года, совместного хозяйства не ведется. Однако семья административного истца была снята с учета участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку ФИО2 в октябре 2020 года исполнилось 36 лет. Полагала оспариваемое постановление незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, не соответствующим положениям действующего законодательства.
Решением Кимовского городского суда Тульской области от 20 января 2021 г. ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам, нарушении норм материального права.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просившего об отложении судебного разбирательства заинтересованного лица ФИО2
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца ФИО1, представителя административного ответчика администрации муниципального образования Кимовский район, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области от 01.02.2018 № 19 молодая семья ФИО1 составом семьи 3 человека: ФИО1, ФИО2, ФИО3, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях получения разовой социальной выплаты на приобретение жилья в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2017 № 1710.
Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 23.03.2018 № 328 в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» включена молодая семья ФИО2 составом семьи 3 человека: ФИО2, ФИО1 - супруга, "..." – сын.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка № 22 Кимовского судебного района Тульской области от 28.09.2020 брак между ФИО1 и ФИО2 расторгнут.
19.10.2020 ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования Кимовский район с заявлением по вопросу внесения изменения в состав участков подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Кимовский район на 2018-2025 годы» в связи с расторжением брака между ФИО1 и ФИО2
Из протокола заседания комиссии по признанию молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Кимовский район на 2018-2025 годы» от 20.10.2020 следует, что, рассмотрев вышеуказанное заявление ФИО1, комиссия решила отказать заявителю о внесении изменения в список участников молодых семей, поскольку решение суда о прекращении брака не вступило в законную силу, прекращение брака в органах ЗАГС не регистрировалось.
Постановлением главы администрации муниципального образования Кимовский район от 26.10.2020 № 964 признано утратившим силу постановление администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области от 23.03.2018 № 328 «О включении молодых семей в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с достижением одним из членов семьи (ФИО2, "..." года рождения) возраста 36 лет.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая, в том числе Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
С 1 января 2018 г. действие федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, досрочно прекращено в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1243.
Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 г. осуществляется в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710.
Согласно изменениям, внесенным в акты правительства Российской Федерации указанным Постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее - Правила).
На территории Тульской области оказание государственной поддержки молодым семьям для приобретения (строительства) жилья путем предоставления социальной выплаты осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, а также подпрограммой «Доступное жилье» государственной программы Тульской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Тульской области, утвержденной постановлением Правительства Тульской области от 29.12.2018 № 598 (далее – Программа).
Ответственным исполнителем Программы на территории Тульской области является министерство строительства Тульской области, соисполнитель министерство молодежной политики Тульской области.
В соответствии с п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Аналогичные требования для признания молодой семьми участником мероприятия изложены и в п. 2 Порядка.
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п.п. 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23 указанных Правил).
Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (п. 26 Правил).
В соответствии с п. 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок исключения молодой семьи из списка молодых семей – участников мероприятия Программы органом исполнительной власти Тульской области не принят.
Между тем из материалов дела усматривается, что семья ФИО1 включена в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной подпрограммы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году по муниципальному образованию город Кимовск.
Приказом министерства молодежной политики Тульской области № 93-осн от 19.06.2019 утвержден Сводный список молодых семей-участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» подпрограммы «Доступное жилье» государственной программы Тульской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Тульской области», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году по Тульской области.
В названный Сводный список участников 2020 года семья ФИО2 (составом семьи 3 человека) включена в порядке очередности, определенном муниципальным образованием, под № 28 по муниципальному образованию Кимовский район.
Сводный список участников 2021 года утвержден приказом министерства молодежной политики Тульской области № 64-осн от 03.07.2020. В данный список семья ФИО2 (составом семьи 3 человека) включена в порядке очередности, определенном муниципальным образованием, под № 17 по муниципальному образованию Кимовский район.
29.10.2020 администрацией муниципального образования Кимовский район направлена информация в адрес министерства молодежной политики Тульской области об исключении семьи ФИО2 (составом семьи 3 человека) из списка участников в связи с достижением 36-летнего возраста ФИО2 в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 26.19.2020 № 964.
Также 28.10.2020 администрацией муниципального образования Кимовский район в АИС «Жилье молодым» сформирован запрос на изменение Сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по Кимовскому району, в части исключения из состава утвержденных участников семьи ФИО2 в связи с достижением последним 36-летнего возраста на основании постановления администрации муниципального образования Кимовский район от 26.10.2020 № 964.
Учитывая, что Сводный список участников формируется на основании муниципальных списков участников, министерством молодежной политики Тульской области 06.11.2020 внесены изменения в Сводный список участников.
Приказом министерства молодежной политики Тульской области сформирован и от 27.11.2020 № 141-осн утвержден Список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Тульской области; семья ФИО2 не была включена в такой список.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 г. № 738-О-О, от 19 октября 2010 г. № 1333-О-О, от 14 июля 2011 г. № 988-О-О, от 16 июля 2013 г. № 1195-О, от 29 января 2015 г. № 122-О и др.).
Закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, федеральный законодатель был вправе предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.
Поскольку ФИО2, "..." года рождения, на момент принятия администрацией муниципального образования Кимовский район постановления от 26.10.2020 № 964 достиг предельного возраста для участия в названной программе, решение мирового судьи от 28.09.2020 о расторжении брака не вступило в законную силу, государственная регистрация расторжения брака между ФИО1 и ФИО2 произведена 29.10.2020, а органом исполнительной власти Тульской области молодая семья ФИО2 исключена из Сводного списка участников 06.11.2020, учитывая, что только 10.11.2020 администрацией муниципального образования Новольвовское Кимовского района молодая семья ФИО1 составом семьи два человека (она, ФИО1, и "..." – сын) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях получения разовой социальной выплаты на приобретение жилья в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в связи с достижением супругом ФИО2 предельного возраста 36 лет у административного ответчика имелись правовые основания для исключения молодой семьи ФИО4 из списка участников подпрограммы.
Приведенные в апелляционной жалобе суждения не влияют на правильность выводов суда первой инстанции о правомерности исключения молодой семьи из числа участников программы в связи с достижением одним из членов семьи предельного возраста, поскольку указанное условие установлено законодателем.
Вопреки доводам жалобы обеспечением жильем молодых семей в Тульской области осуществляется в рамках мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 и, как следствие, применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, предусматривающие исключение из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы молодой семьи, в которой возраст хотя бы одного члена достиг 35 лет.
Основанием для признания решения, действия (бездействия) уполномоченного органа незаконными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (ст.ст. 218, 226-227 КАС РФ).
Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела необходимая совокупность указанных условий не была установлена, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кимовского городского суда Тульской области от 20 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 318, частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий