ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-465/2022 от 31.05.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Бабушкин С.А. Дело № 33а-3632/2022

УИД 22RS0013-01-2021-008205-30

№ 2а-465/2022 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2022 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Бугакова Д.В., Скляр А.А.,

при секретаре Нечай А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Х, апелляционное представление прокурора г.Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 25 января 2022 года

по административному делу по административному иску прокурора г.Бийска, действующего в интересах Х, к администрации города Бийска, председателю Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска и для обследования условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны, Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска и для обследования условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор г.Бийска обратился в суд с административным иском в интересах Х к администрации г.Бийска, Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска и для обследования условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны (далее – Межведомственная комиссия)

о признании незаконным бездействия Межведомственной комиссии в части не рассмотрения заключения главного специалиста отдела надзора за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда по г.Бийску Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края по визуальному осмотру жилого дома (квартиры) по <адрес> в <адрес>*** от 28 июня 2021 года и непринятии решения по результатам его рассмотрения;

возложении на Межведомственную комиссию обязанность в срок не позднее тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого дома по адресу: <адрес> на предмет выявления (не выявления) оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и жилого помещения *** жилого дома по адресу: <адрес> на предмет его признания пригодным (или не пригодным) для постоянного проживания граждан;

возложении на Межведомственную комиссию обязанности в срок не позднее тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить рассмотрение заключения главного специалиста отдела надзора за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда по г.Бийску Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края по визуальному осмотру жилого дома (квартиры) по <адрес> в <адрес>*** от 28 июня 2021 года и принять решения по результатам его рассмотрения в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение № 47);

признании незаконным бездействия администрации г.Бийска в части непринятия мер по получению заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>, и заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения *** по <адрес> в <адрес>, а также в части не направления заявления в Межведомственную комиссию о признании жилого помещения *** по <адрес> в <адрес> непригодным для проживания и многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> аварийным.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что по обращению инвалида 2 группы Х о нарушении жилищных прав была проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрации <адрес> на праве собственности принадлежит жилое помещение *** по <адрес> в <адрес>, которое 5 сентября 2016 года было предоставлено Х по договору социального найма ***.

28 июня 2021 года главным специалистом отдела надзора за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края вынесено заключение по визуальному осмотру жилого дома (квартиры) по <адрес> в <адрес>***, согласно выводам которого выявлено его несоответствие установленным требованиям, а крыша имеет признаки аварийности, в этой связи принято решение подготовить письмо на председателя межведомственной комиссии для рассмотрения вопроса о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признании <адрес> непригодной для проживания

Межведомственная комиссия уклонилась от исполнения возложенной обязанности по рассмотрению заключения органа жилищного надзора от 28 июня 2021 года, предусмотренная процедура межведомственной комиссией не осуществлялась, единственными мерами, которые были приняты в рамках рассмотрения заключения органа жилищного надзора стала встреча с жителями дома по <адрес> в <адрес>, где им было рекомендовано организовать обследование дома специализированной организацией для обращения в межведомственную комиссию.

Возлагая на собственников жилых помещений обязанность предоставить заключение специализированной организации, Межведомственная комиссия фактически отказала в предоставлении муниципальной услуги и не приняла одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения № 47.

В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве соответчика был привлечен председатель Межведомственной комиссии, в качестве заинтересованного лица Госинспекция Алтайского края.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 25 января 2022 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционных жалобе, представлении Х, прокурор г.Бийска просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на то, что администрация г.Бийска уклоняется от принятия мер для предоставления Х равнозначного помещения, также ей не приняты меры по получению ответа от МБУ «Управление «Единое окно», направленного 6 августа 2021 года, по получению заключения специализированной организации, несмотря на то, что она является собственником <адрес>; МБУ «Управление «Единое окно» не привлечено к участию в деле для выяснения указанных обстоятельств; Межведомственной комиссией самостоятельно осмотр жилого помещения не осуществлялся, не указаны причины, по которым невозможно принять решение без дополнительных документов, не предприняты меры для получения таковых.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Х и прокурор Т поддержали доводы апелляционной жалобы и представления, просили решение суда отменить и вынести новое об удовлетворении заявленных требований.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и представления в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, о принятом решении об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу прокуратуре г.Бийска стало известно после получения ответа администрации г.Бийска от 18 октября 2021 года ***. В суд с административным иском прокуратура г.Бийска обратилась 16 ноября 2021 года, то есть в предусмотренный законом срок.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований по существу, районный суд пришел к выводу, о том, что Межведомственная комиссия не является юридическим лицом, не имеет счета в банке или иной кредитной организации и не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, в связи с чем не имеет возможности проведения оценки технического состояния жилых помещений и оплаты услуг по проведении данных работ специализированной организацией, а только проводит оценку на основании представленного заключения специализированной организации с выездом и составлением акта визуального осмотра жилого помещения. Межведомственной комиссией в установленный 30-дневный срок рассмотрено заявление, по результатам рассмотрения было принято решение (которое доведено до собственников) о рекомендации собственникам жилых помещений предоставить в Межведомственную комиссию документы, предусмотренные пунктом 45 Положения ***.

Администрацией г.Бийска в 2017 году по заявлению нанимателя Х было инициировано проведение оценки технического состояния жилого помещения, <адрес> в <адрес>, межведомственной комиссией было принято заключение от 30 мая 2017 года о проведении ремонта указанного жилого помещения, многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> включен в программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 – 2043 годы» за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взносов на капитальный ремонт, которым запланирован ремонт крыши и кровли на 2023 год, было инициировано проведение оценки технического состояния жилого помещения 6 августа 2021 года при получении информации о поступлении заключения инспектора государственного надзора. Таким образом, администрацией г.Бийска не допущено незаконного бездействия в части непринятия мер по получению заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома и жилого помещения в связи с чем.

С данными выводами согласиться нельзя.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пунктам 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

В силу пунктов 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (часть 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из подпункта «а» пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 следует, что предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением.

Из перечисленных положений закона следует, что Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края обладает полномочиями по обследованию жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением № 47.

В свою очередь на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию Межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (пункт 7 Положения № 47).

Согласно пункту 42 Положения № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения.

Пунктами 44 - 47 Положения № 47 установлена процедура проведения оценки соответствия помещения, многоквартирного дома установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы комиссии.В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 данного положения (пункт 45(1) Положения № 47).

В соответствии с пунктом 46 Положения № 47 комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения № 47).

Как следует из материалов дела, 15 декабря 2020 года администрацией г.Бийска вынесено постановление № 2270 «Об утверждении состава межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г.Бийска и для обследования условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны», в которое постановлением администрации г.Бийска № 888 от 27 мая 2021 года внесены изменения, председателем комиссии утвержден Л

5 сентября 2016 года муниципальным образованием г.Бийск с Х заключен договор социального найма жилого помещения ***, в соответствии с которым ей передано в бессрочное владение и пользование ранее занимаемое изолированное помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из квартиры общей площадью 21,6 кв.м. по адресу: <адрес>

Заключением по визуальному осмотру жилого дома (квартиры) *** от 28 июня 2021 года, составленным Инспекцией строительного и жилищного надзора Алтайского края, установлено, что имеются признаки аварийности крыши <адрес> в <адрес>, постановлено подготовить письмо на председателя Межведомственной комиссии <адрес> для рассмотрения на Межведомственной комиссии вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признания <адрес> не пригодной для проживания в соответствии с Положением ***.

9 июля 2021 года в Межведомственную комиссию г.Бийска поступило заявление Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края № *** от 1 июля 2021 года о рассмотрении на Межведомственной комиссии вопроса о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признания <адрес> не пригодной для проживания в соответствии с Положением *** с приложением заключения *** от 28 июня 2021 года.

28 июля 2021 года МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» дан ответ ***, из которого следует, что капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по <адрес> в рамках реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы» за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взносов на капитальный ремонт, запланирован на 2021 год. Заключением Межведомственной комиссии от 30 мая 2017 года № 598 установлена необходимость проведения ремонта <адрес>, состоящей в реестре объектов муниципального имущества <адрес>. В настоящее время <адрес> расселена, нанимателю предоставлено другое помещение маневренного фонда для временного проживания на период проведения ремонтных работ.

Со ссылкой на пункт 44 Положения № 47 указано, что решение комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, в связи с чем вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции будет рассмотрен на основании технического заключения, выданного специализированной организацией, предоставленного в комиссию собственниками помещений.

4 августа 2021 года Межведомственная комиссия приняла решение, оформленное протоколом № 44, из которого следует, что не имеется оснований для признания многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилого помещения *** непригодным для проживания, предложено рекомендовать собственникам помещений обратиться в специализированную организацию для проведения обследования и выдачи технического заключения о техническом состоянии дома, для рассмотрения вопроса о пригодности жилого помещения *** для проживания необходимо инициировать повторное обследование квартиры межведомственной комиссией на основании технического заключения.

5 августа 2021 года Л, являющейся собственником <адрес> в <адрес> МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» направлено письмо № 2315 с предложением обратиться в специализированную организацию для проведения обследования конструкций здания и определения степени физического износа жилого дома для обращения в межведомственную комиссию по вопросу проведения оценки технического состояния дома. Указано на то, что обследование жилого дома с разработкой технического заключения проводится по инициативе собственников.

6 августа 2021 года МБУ «Управление «Единое окно» администрации г.Бийска было направлено заявление *** с просьбой провести повторный осмотр жилого помещения *** по <адрес> в <адрес> в части установления технического состояния указанного жилого помещения.

Ответ на указанное заявление в материалах дела отсутствует.

1 октября 2021 года Х обратилась в Прокуратуру г.Бийска с жалобой по оспариванию действий Межведомственной комиссии, которая не принимает меры по ремонту жилого помещения по адресу: <адрес>7, в котором она проживает.

Из ответов от 14 октября 2021 года ***, от 18 октября 2021 года ***, поступивших в прокуратуру г.Бийска от администрации г.Бийска следует, что Х предоставлено жилое помещение для временного проживания по <адрес>123 в связи с неудовлетворительным состоянием жилого помещения по <адрес>, 8 сентября 2021 года договор найма расторгнут по личному заявлению Х В ходе проведения мероприятий по подготовке документации для проведения ремонтных работ в <адрес> специалистами МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» совместно с жителями дома выявлена нецелесообразность проведения ремонтных работ в жилом помещении в связи с аварийным состоянием крыши дома. Капитальный ремонт крыши дома в рамках реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы» за счет средств собственников помещений запланирован на 2023 год, выполнение ремонтных работ в муниципальной <адрес> запланировано после проведения капитального ремонта кровли дома.

Таким образом, решение, предусмотренное пунктом 47 Положения № 47, по результатам рассмотрения заключения Госинспекции Алтайского края Межведомственной комиссией до настоящего времени не принято.

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, Межведомственная комиссия фактически уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и вынесла формальное решение о предложении собственникам жилых помещений обратиться в специализированную организацию для выдачи заключения. Согласно представленному протоколу от 4 августа 2021 года Межведомственной комиссией вопрос о признании многоквартирного дома, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, признании квартиры непригодной для проживания по существу не разрешен. При этом изложенное в виде протокола решение не является тем решением, которое в соответствии с пунктом 47 Положения № 47 должно быть принято по результатам рассмотрения заключения Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края.

Учитывая, что действующее законодательство обязывает Межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов, а при необходимости самостоятельно назначать проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорных домов, в том числе, как указано в позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 1 июня 2017 года № 1-КГ17-4, непредставление либо невозможность предоставления собственниками помещений предложенных Межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением № 47относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии. Учитывая, что в Межведомственную комиссии обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, то комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов. Кроме того, собственником одного из помещений в доме является администрация <адрес>.

Таким образом, Межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, провести оценку соответствия многоквартирного дома, жилого помещения *** в порядке, установленном пунктом 42 Положения № 47 и вынести решения в соответствии с пунктом 47 указанного Положения № 47. Никаких иных решений либо условий для их принятия данным Положением не предусмотрено. В случае необходимости Межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.

Также, необходимо учитывать и то, что собственники жилых помещений в <адрес> с 2018 года обращались в администрацию г.Бийска с заявлениями о признании дома аварийным (заявление Л, собственника <адрес> от 10 ноября 2019 года, заявление Т, собственника <адрес> от 13 февраля 2018 года), однако каких-либо мер по организации обследования дома, получения заключения, обращения в Межведомственную комиссию, администрацией г.Бийска принято не было, собственникам жилых помещений <адрес> направлены письма с предложением обратиться в комиссию только с необходимым пакетом документов, установленным пунктом 45 Положения № 47, в том числе с техническим заключением, которое собственники должны получить за свой счет.

Таким образом, непринятие своевременных мер к устранению нарушений закона и бездействие со стороны администрации г.Бийска, Межведомственной комиссии может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью проживающих в доме граждан, а также неопределенному кругу лиц.

Судебная коллегия также считает, что в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования указанного многоквартирного дома.

Не имеют правового значения в рамках данного дела ссылки административных ответчиков на обследование спорного дома в 2017 года и вынесенные компетентными органами решения о необходимости проведения его ремонта (кровли дома).

Спорные правоотношения являются длящимися, запланированный ремонт кровли до настоящего времени не проведен, что не лишает собственников жилых помещений в настоящее время ставить вопрос о признании дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции).

На основании изложенного, решение городского суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным бездействия Межведомственной комиссии по нерассмотрению заключения Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края *** от 28 июня 2021 года в соответствии с требованиями пункта 47 Положения № 47 и по непринятию мер к организации проведения специализированной организации обследования спорного многоквартирного дома, элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения *** в этом доме.

В качестве способа восстановления нарушенного права судебная коллегия полагает необходимым возложить на Межведомственную комиссию обязанность рассмотреть заключение Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края *** от 28 июня 2021 года, поступившее к ней с сопроводительным письмом *** от 1 июля 2021 года.

В удовлетворении административных исковых требований в остальной части следует отказать, поскольку вышеуказанный способ восстановления нарушенного права судебная коллегия считает достаточным. Остальные требования заявлены излишне, охватываются выше обозначенными.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бийского городского суда Алтайского края от 25 января 2022 года отменить, принять новое решение по делу.

Административные исковые требования прокурора г.Бийска интересах Х удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска и для обследования условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны по нерассмотрению заключения Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края *** от 28 июня 2021 года в соответствии с требованиями пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.

Признать незаконным бездействие Администрации г.Бийска в части непринятия мер к организации проведения специализированной организации обследования многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>, элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения *** по <адрес> в <адрес>,

Возложить на Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска и для обследования условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны обязанность рассмотреть заключение Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края *** от 1 июля 2021 года в установленном законом порядке, о результатах рассмотрения сообщить суду и административным истцам.

В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: