ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-465/2023 от 09.11.2023 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Болдырева Н.С.

Дело № 2а-465/2023

Докладчик Седых Н.А.

Дело № 33а-2832/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 ноября 2023 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего

Лихачевой С.А.,

судей

Седых Н.А., Лавровой О.В.,

при помощнике судьи

Дунаеве А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Анивский городской округ», акционерному обществу «Анивские коммунальные системы» о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении проведения капитального ремонта участков сети теплоснабжения, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта участков сети теплоснабжения,

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Анивский городской округ» на решение Анивского районного суда от 17 августа 2023 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.

Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Анивский городской округ», выразившееся в необеспечении проведения капитального ремонта участков сети в г. Анива: от дома № 20 до дома № 26 по ул. Ленина, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 130 м.; от дома № 24 до дома № 29 по ул. Невельского, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 230 м.; от дома № 39 по ул. Комсомольская до дома № 42 по ул. Дьяконова, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 140 м.; от ПНС-3 (ул. Кирова, 40) до дома № 50 по ул. Кирова, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 180 м.; от дома № 20 по ул. Кирова (ПНС № 1) до дома № 28 по ул. Кирова (МБДОУ «Детский сад № 1 им. Ю.А. Гагарина), год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 210 м.; от ПНС-3 (ул. Кирова, 40) до дома № 21 по ул. Кирова, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 135 м.;

в с. Троицкое Анивского района Сахалинской области: от дома № 10 по ул. Молодежная до пересечения с ул. Советская, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 160 м.; по ул. Полевая, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 295 м.;

в с. Таранай Анивского района: от дома № 5А до дома № 7А по ул. Центральная, год прокладки 1986, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 145 м.; от дома № 2 по ул. Лесная до дома № 6 по ул. Совхозная, год прокладки 1986, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 430 м.

На администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта указанных участков сети теплоснабжения.

В удовлетворении административных исковых требований к акционерному обществу «Анивские коммунальные системы» отказано.

Заслушав доклад судьи Седых Н.А., судебная коллегия

установила:

25 ноября 2022 года и 28 ноября 2022 года прокурор Анивского района обратился в суд с административными исковыми заявлениями в интересах неопределенного круга лиц, в которых просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Анивский городской округ» (далее – администрация МО «Анивский ГО»), выразившееся в необеспечении проведения капитального ремонта участков сетей теплоснабжения в городе Анива Сахалинской области от дома № 20 до дома № 26 по ул. Ленина, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 130 м., от дома № 24 до дома № 29 по ул. Невельского, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 230 м., от дома № 39 по ул. Комсомольская до дома № 42 по ул. Дьяконова, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 140 м., от ПНС-3 (ул. Кирова, 40) до дома № 50 по ул. Кирова, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 180 м., от дома № 20 по ул. Кирова (ПНС № 1) до дома № 28 по ул. Кирова (МБДОУ «Детский сад № 1 им. Ю.А. Гагарина), год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 210 м., от ПНС-3 (ул. Кирова, 40) до дома № 21 по ул. Кирова, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 135 м.; в селе Троицкое Анивского городского округа Сахалинской области от дома № 10 по улице Молодежная до пересечения с улицей Советская, год прокладки: 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 160 м; в селе Троицкое Анивского городского округа Сахалинской области по улице Полевая, год прокладки: 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 295 м; в селе Таранай Анивского городского округа Сахалинской области от дома № 5 «А» до дома № 7 «А» по улице Центральная, год прокладки: 1986, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 145 м; от дома № 2 по ул. Лесная до дома № 6 по ул. Совхозная, год прокладки 1986, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 430 м.; возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта указанных участков теплоснабжения.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой Анивского района проверки исполнения законодательства при эксплуатации, содержании и ремонте коммунальных сетей установлено, что на территории Анивского района имеются ветхие сети теплоснабжения, которые находятся в муниципальной собственности и переданы по договору безвозмездного пользования акционерному обществу «Анивские коммунальные системы» (далее – АО «Анивские коммунальные системы»). Капитальный ремонт указанных участков сети теплоснабжения до настоящего времени не проведен, в связи с чем администрацией МО «Анивский ГО» допущены нарушения требований законодательства о теплоснабжении, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанностей по организации обеспечения теплоснабжения, что создает угрозу возникновения аварийных ситуаций, нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Определением суда от 12 января 2023 года административные дела по административным исковым заявлениям прокурора Анивского района к администрации МО «Анивский ГО» о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении проведения капитального ремонта участков сети теплоснабжения: в г. Аниве Сахалинской области от дома № 39 по ул. Комсомольская до дома № 42 по ул. Дьяконова, от ПНС-3 (ул. Кирова, 40) до дома № 50 по ул. Кирова, от дома № 20до дома № 28 по ул. Кирова, от ПНС-3 (ул. Кирова, 40) до дома № 21 по ул. Кирова, и в с. Таранай Анивского городского округа Сахалинской области на участке от дома № 2 по ул. Лесная до дома № 6 по ул. Совхозная, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта участков сети теплоснабжения объединены в одно производство.

Определением суда от 16 января 2023 года административные дела по административным исковым заявлениям прокурора Анивского района к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении проведения капитального ремонта участков сети теплоснабжения: в г. Аниве Сахалинской области от дома № 20 до дома № 26 по ул. Ленина, от дома № 24 до дома № 29 по ул. Невельского, в с. Троицкое Анивского городского округа Сахалинской области от дома № 10 по ул. Молодежная до пересечения с ул. Советская, по ул. Полевая, и в с. Таранай Анивского городского округа Сахалинской области от дома № 5А до дома № 7А по ул. Центральная, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта участков сети теплоснабжения объединены в одно производство.

Решениями Анивского районного суда от 12 января и 16 января 2023 года административные исковые заявления удовлетворены.

Апелляционными определениями судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2023 года решения Анивского районного суда от 12 января 2023 года и от 16 января 2023 года отменены, дела направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением суда от 23 июня 2023 года административные дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство.

Определением суда от 29 июня 2023 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено АО «Анивские коммунальные системы».

В судебном заседании старший помощник прокурора Анивского района Волкова Н.Г. заявленные требования поддержала, представитель администрации МО «Анивский ГО» Федотова С.В. и представитель АО «Анивские коммунальные системы» Каперцева О.Г. возражали против их удовлетворения.

Представитель департамента по управлению муниципальным имуществом МО «Анивский ГО» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Судом принято приведенное выше решение, которое представитель администрации МО «Анивский ГО» в апелляционной жалобе просит отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, в обоснование указав, что в материалах дела отсутствуют доказательства ненадлежащего технического состояния спорных участков сетей теплоснабжения, а также сведения о нарушениях (сбоях), в том числе, порывах на спорных участках сетей. Полагает, что при обследовании спорных участков сетей не была определена толщина стенок трубопроводов, в связи с чем невозможно определить процент износа сетей. Считает, что для определения состояния участков сети теплоснабжения необходимо проведение технического обследования данных участков в соответствии с Приказом Минстроя России от 21 августа 2015 года № 606/пр.

Относительно доводов апелляционной жалобы в Сахалинский областной суд поступили письменные возражения прокурора Анивского района.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Сущенко Е.П. возражал против доводов апелляционной жалобы.

Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 125, пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относятся организация в границах городского округа теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 этого же Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ).

Пунктами 1, 2, 4, 5 и 9 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ закреплено, что одними из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Подпунктом «г» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 01 марта 2011 года комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» на основании договора № 1 открытому АО «Анивские коммунальные системы» во временное безвозмездное пользование передано имущество муниципального образования «Анивский городской округ», предназначенное для выполнения функций жизнеобеспечения муниципального образования «Анивский городской округ», в том числе тепловые сети (теплотрасса), расположенные в городе Анива Сахалинской области, в селах Троицкое и Таранай Анивского района Сахалинской области. По условиям договора на открытое АО «Анивские коммунальные системы» возложена обязанность осуществлять текущий и капитальный ремонт, а также поддерживать переданное имущество в исправном состоянии за счет собственных средств.

Дополнительным соглашением от 16 мая 2014 года к названному договору установлено, что муниципальное имущество передается открытому АО «Анивские коммунальные системы» в безвозмездное бессрочное пользование.

Из материалов дела также усматривается, что участки тепловой сети (теплотрасса) города Анива Сахалинской области и сел Троицкое и Таранай Анивского района Сахалинской области находятся в ветхом состоянии, имеют значительный процент износа:

- от дома № 20 до дома № 26 по ул. Ленина, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 130 м., согласно комиссионному акту обследования сетей теплоснабжения АО «Анивские коммунальные системы» от 30 июля 2020 года трубопровод находится в крайне изношенном состоянии, имеет признаки значительной внутренней и наружной коррозии, что в процессе эксплуатации может привести к повреждению и порывам сети теплоснабжения, эксплуатация сетей теплоснабжения на данном участке ненадежна и требует замены;

- от дома № 24 до дома № 29 по ул. Невельского, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 230 м., согласно комиссионному акту обследования сетей теплоснабжения АО «Анивские коммунальные системы» от 30 июля 2020 года трубопровод находится в крайне изношенном состоянии, имеет признаки значительной внутренней и наружной коррозии, что в процессе эксплуатации может привести к повреждению и порывам сети теплоснабжения, эксплуатация сетей теплоснабжения на данном участке ненадежна и требует замены;

- от дома № 39 по ул. Комсомольская до дома № 42 по ул. Дьяконова, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 140 м., согласно комиссионному акту обследования сетей теплоснабжения АО «Анивские коммунальные системы» от 03 сентября 2021 года трубопроводы тепловых сетей находятся в крайне изношенном состоянии, имеют трещины, выпучины, значительную наружную коррозию, изоляция отсутствует, что в процессе эксплуатации может привести к повреждению и порывам сети теплоснабжения, эксплуатация сетей теплоснабжения на данном участке ненадежна и требует замены;

- от ПНС-3 (ул. Кирова, 40) до дома № 50 по ул. Кирова, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 180 м., согласно комиссионному акту обследования сетей теплоснабжения АО «Анивские коммунальные системы» от 03 сентября 2021 года трубопроводы тепловых сетей находятся в крайне изношенном состоянии, имеют трещины, выпучины, значительную наружную коррозию, изоляция отсутствует, что в процессе эксплуатации может привести к повреждению и порывам сети теплоснабжения, эксплуатация сетей теплоснабжения на данном участке ненадежна и требует замены;

- от дома № 20 по ул. Кирова (ПНС № 1) до дома № 28 по ул. Кирова (МБДОУ «Детский сад № 1 им. Ю.А. Гагарина), год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 210 м., согласно комиссионному акту обследования сетей теплоснабжения АО «Анивские коммунальные системы» от 15 июня 2022 года трубопровод находится в крайне изношенном состоянии: деформация и значительная наружная и внутренняя коррозия трубопровода, повреждение изоляции; оборудование (сети) находятся в эксплуатации 24 года при нормативном сроке 20 лет, при эксплуатации трубопроводов производились ремонты за период с 2011 по 2020 годы в количестве 10 раз; эксплуатация тепловой сети на данном участке ненадежна и требуется ее капитальный ремонт;

- от ПНС-3 (ул. Кирова, 40) до дома № 21 по ул. Кирова, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 135 м., согласно комиссионному акту обследования сетей теплоснабжения АО «Анивские коммунальные системы» от 03 сентября 2021 года трубопроводы тепловых сетей находятся в крайне изношенном состоянии, имеют трещины, выпучины, значительную наружную коррозию, изоляция отсутствует, что в процессе эксплуатации может привести к повреждению и порывам сети теплоснабжения, эксплуатация сетей теплоснабжения на данном участке ненадежна и требует замены;

в с. Троицкое Анивского района Сахалинской области:

- от дома № 10 по ул. Молодежная до пересечения с ул. Советская, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 160 м., согласно комиссионному акту обследования сетей теплоснабжения АО «Анивские коммунальные системы» от 26 августа 2021 года трубопровод находится в крайне изношенном состоянии, имеет признаки значительной внутренней и наружной коррозии, что в процессе эксплуатации может привести к повреждению и порывам сети теплоснабжения, эксплуатация сетей теплоснабжения на данном участке ненадежна и требует замены;

- по ул. Полевая, год прокладки 1998, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 295 м., согласно комиссионному акту обследования сетей теплоснабжения АО «Анивские коммунальные системы» от 01 июля 2022 года трубопровод находится в крайне изношенном состоянии, имеет признаки значительной внутренней и наружной коррозии, что в процессе эксплуатации может привести к повреждению и порывам сети теплоснабжения, эксплуатация сетей теплоснабжения на данном участке ненадежна и требует замены;

в с. Таранай Анивского района:

- от дома № 5А до дома № 7А по ул. Центральная, год прокладки 1986, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 145 м., согласно комиссионному акту осмотра инженерных сетей АО «Анивские коммунальные системы» и отдела ЖКК департамента ЖКиДХ администрации МО «Анивский ГО» от 23 августа 2018 года оборудование (сети) находятся в эксплуатации 28 лет при нормативном сроке 20 лет, за время эксплуатации производились ремонты за период с 2011 по 2018 годы в количестве 13 раз, имеются деформация и значительная наружная и внутренняя коррозия трубопровода, повреждение или отсутствие изоляции, эксплуатация сетей теплоснабжения на данном участке ненадежна и требует проведения капитального ремонта;

- от дома № 2 по ул. Лесная до дома № 6 по ул. Совхозная, год прокладки 1986, длина трубопроводов в двухтрубном исчислении 430 м., согласно комиссионному акту обследования сетей теплоснабжения АО «Анивские коммунальные системы» от 29 июля 2021 года трубопровод находится в крайне изношенном состоянии, имеет признаки значительной внутренней и наружной коррозии, что в процессе эксплуатации может привести к повреждению и порывам сети теплоснабжения, эксплуатация сетей теплоснабжения на данном участке ненадежна и требует замены.

17 июня 2022 года прокурором Анивского района в адрес мэра Анивского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере развития систем теплоснабжения.

Согласно сообщению администрации муниципального образования «Анивский городской округ» от 18 ноября 2022 года № 02-4739 мероприятия по проведению капитального ремонта инженерных сетей теплоснабжения в связи с дефицитом бюджета муниципального образования, который на 90% зависит от средств областного и федерального бюджетов, проводятся в рамках программы «Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства». Спорные участки тепловой сети в рамках реализации программы капитально не ремонтировались.

Согласно сообщению акционерного общества «Анивские коммунальные системы» от 26 апреля 2023 года, в соответствии с таблицей № 1 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 06 апреля 1982 года № 214 «Об утверждении и введении в действие Положения о системе планово-предупредительных ремонтов основного оборудования коммунальных теплоэнергетических предприятий (с нормами времени и нормами расхода материалов)» продолжительность ремонтного цикла для тепловых сетей подземной и надземной прокладки составляет 16 лет.

Удовлетворяя требования прокурора в части возложения на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанности обеспечить проведение капитального ремонта участков теплоснабжения, суд исходил из того, что спорные объекты принадлежат муниципальному образованию, который, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, не принял мер к обеспечению надлежащего состояния сетей теплоснабжения.

Судебная коллегия с данными выводами соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Установленные по делу обстоятельства подтверждают ветхое состояние сетей теплоснабжения, что следует из документов по делу, фактическое состояние спорных участков свидетельствует о наличии угрозы возникновения аварийных ситуаций, нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При этом доводы администрации муниципального образования «Анивский городской округ» об отсутствии доказательств ненадлежащего технического состояния спорных сетей теплоснабжения, в силу приведенных выше обстоятельств являются несостоятельными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом обоснованно приняты в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих ветхость спорных участков тепловых сетей и необходимость их капитального ремонта, акты комиссионного обследования спорных участков сетей теплоснабжения, проведенного акционерным обществом «Анивские коммунальные системы», перечень ветхих участков тепловых сетей на территории муниципального образования «Анивский городской округ».

Из актов обследования спорных участков сетей теплоснабжения следует, что в ходе их осмотра представители эксплуатирующей организации акционерного общества «Анивские коммунальные системы» для определения их технического состояния производили вырезки участков трубопровода, что не противоречит Методике комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 августа 2015 года № 606/пр.

Иных достоверных сведений технического состояния сетей теплоснабжения, отличных от тех, которые содержатся в материалах дела, степени износа административным ответчиком в нарушение положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

Помимо этого, администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» не заявлено о наличии каких-либо объективных причин, по которым она как собственник сетей теплоснабжения не располагает актуальными сведениями об их техническом состоянии и лишена возможности такое состояние установить с достоверностью.

Как и не представлено доказательств тому, что дальнейшая эксплуатация спорных сетей теплоснабжения не представляет опасности при их фактическом состоянии, свидетельствующем о необходимости капитального ремонта аварийных участков.

Передача муниципального имущества на условиях безвозмездного бессрочного пользования акционерному обществу «Анивские коммунальные системы», который в соответствии с договором от 01 марта 2011 года № 1 осуществляет за счет собственных средств работы по текущему и капитальному ремонту имущества, не снимает с органа местного самоуправления обязанностей по реализации полномочий, установленных Законом об общих принципах организации местного самоуправления, Законом о теплоснабжении, Законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по принятию соответствующих организационно-правовых мер по обеспечению их надлежащего состояния. Орган местного самоуправления, будучи собственником имущества, обязан контролировать работу акционерного общества «Анивские коммунальные системы», побуждать провести ремонтные работы, проверять качество их проведения.

В соответствии с Уставом акционерного общества «Анивские коммунальные системы» целями деятельности общества являются реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым обществом самостоятельно, а в части тарифов, на которые действует госрегулирование, такие тарифы подтверждаются уполномоченными на то органами (п. 3.15).

По информации Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 27 июня 2023 года № 325-996/23, в тарифах, установленных приказом РЭК Сахалинской области от 20 ноября 2018 года № 31-э «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям акционерного общества «Анивские коммунальные системы» на долгосрочный период 2019-2023 годов», учтены расходы на приобретение материально-технических ресурсов для содержания, эксплуатации и проведения ремонтных работ котельных и тепловых сетей в целом, без деления средств по отдельным мероприятиям.

Согласно сообщению от 05 июля 2023 года акционерное общество «Анивские коммунальные системы» в рамках договора временного безвозмездного пользования от 01 марта 2011 года № 1 не осуществляет капитальные ремонты тепловых сетей. Согласно заключению РЭК Сахалинской области экономической экспертизы тарифов к расчетным материалам акционерного общества «Анивские коммунальные системы» по тарифу тепловая энергия на 2019-2023 годы, в тариф на оплату коммунальной услуги по теплоснабжению включены только вспомогательные материалы (материалы на текущий ремонт). Затраты на капитальный ремонт объектов и сетей теплоснабжения в тариф на тепловую энергию не включены.

Таким образом, передача акционерному обществу «Анивские коммунальные системы» коммунальных сетей в безвозмездное пользование не свидетельствует о принятии административным ответчиком необходимых и достаточных мер для организации надлежащего теплоснабжения на территории муниципального округа и не влечет освобождение органа местного самоуправления от участия в решении вопросов местного значения, связанных с организацией теплоснабжения на территории муниципального образования, в том числе посредством проведения капитального ремонта соответствующих сетей, на настоящее время нуждающихся в замене ввиду их ненадлежащего технического состояния.

При этом недостаточность финансирования и срока для исполнения возложенной обязанности, вопросы экономической нецелесообразности, не являются основаниями для отмены либо изменения решения суда.

Принимая во внимание изложенное, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Анивского районного суда от 17 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Анивский городской округ» – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий С.А. Лихачева

Судьи Н.А. Седых

О.В. Лаврова