Докладчик Кудряшова Р.Г. Дело № 33а-534/2022
Судья Архипова Н.В. Дело 2а-4682/2021
УИД 21RS0023-01-2021-006772-41
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2022 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Кудряшовой Р.Г., Фоминой Н.Э.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
с участием: представителя административного истца Чувашской Республиканской общественной организации «Фонд правосудие» ФИО1, представителя административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Чувашской республиканской общественной организации «Фонд Правосудие» к начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике ФИО3, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике о признании незаконным предупреждения, поступившее по апелляционной жалобе представителя Чувашской республиканской общественной организации «Фонд Правосудие» ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Кудряшовой Р.Г., судебная коллегия
установила:
Чувашская республиканская общественная организация «Фонд Правосудие» в лице председателя правления ФИО1 (далее ЧРОО «Фонд Правосудие», Организация) обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным предупреждение от 6 июля 2021 года № 21/03-17-7377, вынесенное начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее Управление Минюста России по Чувашской Республике, Управление) ФИО3
Требование мотивировано тем, что оспариваемым предупреждением на административного истца возложена обязанность устранить допущенные нарушения законодательства Российский Федерации и представить в срок до 4 сентября 2021 года в Управление лично или заказным почтовым отправлением материалы, подтверждающие исполнение настоящего предупреждения. Вместе с тем, Управление каких-либо доказательств того, что источниками доходов организации являются арбитражные споры, по день вынесения предупреждения не приводит. Данные утверждения опровергаются сведениями из бухгалтерии за 2020 и 2021 годы, согласно которым доходы ЧРОО «Фонд Правосудие» в соответствии с п. 6.1. Устава организации, утвержденного в новой редакции 20 сентября 2018 года, образуются за счет добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц; за счет членских и иных имущественных поступлений членов организации; за счет приносящей доход деятельности и доходов; за счет поступлений от проводимых в соответствии с Уставом организации лекций и иных мероприятий; за счет гражданско-правовых сделок; за счет пожертвований в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов в соответствии с законодательством о выборах; за счет других, не запрещенных законом поступлений. Утверждение Управления о том, что в сети Интернет ЧРОО «Фонд Правосудие» незаконно размещает положение об Окружном арбитраже, реестра кандидатов третейских судей на 2020 год, типовых правил арбитража для разрешения конкретного спора (с размерами арбитражного спора), противоречит действующему законодательству и фактическим обстоятельствам. Согласно п. 2.9 Устава, организация имеет право свободно распространять информацию о своей деятельности. В связи с этим на сайте организации размещены утвержденные решением Общего собрания ЧРОО «Фонд Правосудие» от 15 января 2020 года: положение о структурном подразделении – Окружном арбитраже, в котором специально оговорено осуществление деятельности без администрирования арбитража как постоянно действующего арбитражного учреждения; состав подразделения организации Окружного арбитража; типовые правила третейского суда для разрешения конкретного спора. Размещение указанных положений совместно с Федеральным законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» выполнено в рамках пунктов 2.3, 2.5 Устава. Также Управление полагает, что ЧРОО «Фонд Правосудие» изменило юридический адрес и об этом не поставило в известность контролирующий орган. С учетом положений п.6 ч.6 ст.21 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» при регистрации вновь созданного ЧРОО «Фонд Правосудие» было представлено письмо председателя Государственного комитета Чувашской Республики по управлению государственным имуществом Чувашской Республики от 19 января 1996 года № 05-05/95 в адрес Министерства юстиции Чувашской Республики о том, что Госкомимущество Чувашской Республики не возражает против предоставления истцу юридического адреса: <адрес>. На основании этого письма Министерство юстиции Чувашской Республики зарегистрировало ЧРОО «Фонд Правосудие» по указанному юридическому адресу. До настоящего времени никаких изменений не произошло, организация не меняла юридического адреса, поэтому не обязана была сообщать куда-либо об изменении юридического адреса. Заключаемые договоры на пользование конкретными помещениями в <адрес> являлись хозяйственными договорами, которыми не затрагивался юридический адрес. Со стороны собственника – Чувашской Республики, владеющего основными площадями <адрес>, решения об отказе в предоставлении юридического адреса по указанному месту в адрес организации не поступало. На основании изложенного вынесение предупреждения является субъективным, предвзятым и не соответствующим фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца ЧРОО «Фонд Правосудие» ФИО1 административный иск поддержал и просил его удовлетворить, представитель административного ответчика Управления Минюста России по Чувашской Республике ФИО4 в удовлетворении административного иска просила отказать.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 18 ноября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с данным решением, представитель ЧРОО «Фонд Правосудие» ФИО1 подал апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ЧРОО «Фонд Правосудие» ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель административного ответчика Управления Минюста России по Чувашской Республике ФИО2 в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее ФЗ «Об общественных объединениях»), который в ст. 7 называет общественную организацию как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.
В соответствии со ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано:
соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;
оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;
информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Статья 38 ФЗ «Об общественных объединениях» возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям.
При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:
1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи;
4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения или решение о его включении в реестр, предусмотренный ч. 4 ст. 29.1 настоящего Федерального закона.
Исходя из подп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, таким органом является Минюст России.
В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 3 марта 2014 года № 26, Управление по субъекту является территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Согласно перечню управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, являющемуся приложением к данному приказу, на территории Чувашской Республики осуществляет деятельность Управление Минюста России по Чувашской Республике.
Приказом от 31 мая 2018 года № 870-лс ФИО3 назначена на должность начальника Управления Минюста России по Чувашской Республике.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях» в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
На момент возникновения спорных публичных правоотношений Порядок осуществления центральным аппаратом и территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций устанавливался Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 456.
Согласно подп. 5 п. 6 Административного регламента, центральный аппарат (территориальный орган) в отношении некоммерческой организации вправе, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий, а также в случаях, предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», - не менее двух месяцев, а также принимать меры, предусмотренные п. 78 Административного регламента.
Критерием для принятия решения о проведении проверки являются, в том числе, истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом или его территориальным органом (п. 28 Административного регламента).
Пунктом 78 Административного регламента предусмотрено, что в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации одной из мер по результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) является вынесение предупреждения (внесение представления).
Из материалов дела следует и судом установлено, что в 2020 году Управлением в отношении ЧРОО «Фонд правосудия» была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой в деятельности общественной организации были выявлены отдельные нарушения Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об арбитраже») и гражданского законодательства. В частности, установлено, что ежегодно одним из основных источников доходов Организации являются арбитражные сборы. На официальном сайте Организации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещаются: Положение об Окружном арбитраже; реестр кандидатов третейских судей; Типовые правила арбитража для разрешения конкретного спора (с размерами арбитражного сбора). Вместе с тем право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения Организацией в нарушение требований ст. 44 ФЗ «Об арбитраже» не получено.
Кроме того, в нарушение требований ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации при проведении Общего собрания и заседаний Правления не соблюдаются требования к оформлению принимаемых решений, а именно, в представленных на проверку протоколах не указаны время, место проведения собрания, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, а также лица, проводившие подсчет голосов.
В связи с вышеизложенным в адрес ЧРОО «Фонд Правосудие» Управлением вынесено предупреждение от 26 марта 2020 года № 21/03-17-3512 об устранении выявленных нарушений в срок до 1 июля 2020 года.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 7 сентября 2020 года в удовлетворении административного иска ЧРОО «Фонд правосудие» о признании незаконным указанного предупреждения отказано (дело № 2а-3242/2020).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 21 декабря 2020 года решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 7 сентября 2020 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба представителя административного истца ЧРОО «Фонд Правосудие» ФИО1 – без удовлетворения (дело № 33а-4293/2020).
Также судом установлено и из материалов дела следует, что 7 декабря 2020 года Управлением в адрес ЧРОО «Фонд Правосудие» вынесено предупреждение № 21/03-17-13695 по факту нарушения требований ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», выражающегося в неисполнении обязанности информировать Управление об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), а именно – об изменении адреса Организации, в течение трех дней со дня наступления таких изменений. Срок устранения нарушения – до 18 января 2021 года.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2021 года в удовлетворении административного иска ЧРОО «Фонд правосудие» о признании незаконным указанного предупреждения отказано (дело № 2а-1324/2021).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 2 июня 2021 года решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2021 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба представителя административного истца ЧРОО «Фонд Правосудие» ФИО1 – без удовлетворения (дело № 33а-2272/2021).
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 8 сентября 2021 года решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 2 июня 2021 года оставлены без изменения, кассационная жалобы ЧРОО «Фонд Правосудия» - без удовлетворения (дело № 88А-18161/2021).
Из содержания вышеназванных судебных актов следует, что, признавая необоснованными требования ЧРОО «Фонд Правосудие» суды исходили из того, что факты нарушения административным истцом требований закона нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, а потому Управление Минюста России, осуществляя государственную функцию по осуществлению контроля за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации, правомерно вынесло предупреждения как от 26 марта 2020 года № 21/03-17-3512, так и от 7 декабря № 21/03-17-13695 с указанием допущенных нарушений и сроков их устранения.
Вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 апреля 2020 года и от 11 марта 2021 года ЧРОО «Фонд Правосудие», а также председатель правления ФИО1, соответственно, привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации за невыполнение в установленный срок предупреждений Управления.
6 июля 2021 года Управлением в адрес ЧРОО «Фонд Правосудие» вновь вынесено предупреждение № 21/03-17-3512 об устранении нарушений требований закона аналогичных ранее выявленным, а именно: ст. 44 ФЗ «Об арбитраже», ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ «Об арбитраже» администрирование арбитража - выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ФЗ «Об арбитраже» постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Запрет администрирования арбитража со стороны арбитражных учреждений, не получивших права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения в соответствии со ст. 44 ФЗ «Об арбитраже», применяется по истечении одного года со дня установления Правительством Российской Федерации порядка предоставления права на осуществление функций ПДАУ, то есть, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года № 577 «Об утверждении Правил предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения», с 1 ноября 2017 года.
Таким образом, с 1 ноября 2017 года для администрирования арбитража в Российской Федерации необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.
Соответственно, из приведенных норм ФЗ «Об арбитраже» следует, что постоянно действующие арбитражные учреждения, не получившие права администрировать арбитраж, не могут осуществлять эту деятельность. В отсутствие этого права учреждение, например, не может принимать исковые заявления, назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы.
Документов, подтверждающих факт получения права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения в Российской Федерации, ЧРОО «Фонд Правосудие» Управлению представлено не было, не представлено таких документов административным истцом и в материалы настоящего административного дела.
При этом из письма Минюста России от 8 октября 2021 года следует, что ЧРОО «Фонд Правосудие» в период с 2018 года по настоящее время с заявлением о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего учреждения в предусмотренном ФЗ «Об арбитраже» порядке в Минюст России не обращалась. На день дачи настоящего ответа ЧРОО «Фонд Правосудие» право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения не предоставлено.
Однако в рамках осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций в отношении ЧРОО «Фонд правосудие» Управлением было установлено, что, несмотря на ранее вынесенные предупреждения, законность и обоснованность которых подтверждена судебными решениями, по состоянию на 6 июля 2021 года на официальном сайте Организации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет по-прежнему содержатся: Положение об Окружном арбитраже; реестр кандидатов третейских судей; Типовые правила арбитража для разрешения конкретного спора (с размерами арбитражного сбора). Ежегодно одним из основных источников доходов Организации являются арбитражные сборы, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, подтверждается материалами дела.
В этой связи, как верно указал районный суд в обжалуемом решении, Управление пришло к обоснованному выводу о том, что указанные действия фактически свидетельствуют об осуществлении структурным подразделением Организации (Окружным арбитражем) отдельных функций по администрированию арбитража.
В силу же ч. 20 ст. 44 ФЗ «Об арбитраже» лицам, не получившим такое право, запрещается: выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, а также иных действий, связанных с проведением третейского разбирательства при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (получение арбитражных расходов и сборов, регулярное предоставление помещений для устных слушаний и совещаний и другие); рекламировать в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) публично предлагать выполнение функций по осуществлению арбитража, включая функции по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.
Кроме того, в соответствии со ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в заседании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества (ч. 1).
В протоколе должны быть указаны, в том числе: 1) дата и время проведения заседания, место проведения заседания и (или) способ дистанционного участия членов гражданского-правового сообщества в заседании, а в случаях заочного голосования - дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества, и способ отправки этих документов; 2) сведения о лицах, принявших участие в заседании, и (или) о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании; 3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; 4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчет голосов был поручен определенным лицам (ч. 4).
Согласно подп. «в» п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.
Внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) осуществляется в целях осуществления связи с данным юридическим лицом как федеральным органом государственной регистрации, так и третьими лицами.
Пунктом 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» закреплено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При этом под государственной регистрацией юридического лица понимается в том числе внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об адресе юридического лица (ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Вместе с тем, по состоянию на 6 июля 2021 года ранее выявленные в ходе проверки нарушения ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, выразившиеся в несоблюдении требований к оформлению принимаемых решений при проведении Общего собрания и заседаний Правления, а именно: в представленных на проверку протоколах не указаны время, место проведения собрания, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, а также лица, проводившие подсчет голосов, и ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», выразившееся в неисполнении обязанности по информированию Управления об изменении адреса Организации (п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), как аналогично подтверждается материалами дела, ЧРОО «Фонд Правосудие» также не устранены.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного ЧРОО «Фонд Правосудие» административного иска по тем основаниям, что оспариваемое предписание является правомерным, поскольку принято ответчиком в пределах своих полномочий, соответствует охраняемым законом целям и действующему законодательству, судебная коллегия находит правильным, основанным на требованиях закона и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы об обратном со ссылкой на то, что ЧРОО «Фонд Правосудие» функций администрирования арбитража не осуществляет и юридический адрес не меняла, сводятся к изложению позиции относительно обоснованности заявленного требования и необходимости переоценки доказательств, из которых исходил суд первой инстанции при постановке своих выводов, а также к переоценке и оспариванию обстоятельств установленных, как по настоящему делу, так и обстоятельств, установленных вышеуказанными судебными решениями по ранее рассмотренным делам, которые не основаны на нормах процессуального закона.
Аналогичные доводы являлись предметом исследования суда и получили надлежащую оценку в судебном акте посредством исследования собранных по делу доказательств в их совокупности по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке также не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ЧРОО «Фонд Правосудие» ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Судьи: Р.Г. Кудряшова
Н.Э. Фомина
Определение11.03.2022