ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-46/2021 от 15.04.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Кандауров Э.Н. Дело № 2а-46/2021 (33а-459/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 15 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

судей Салчак А.А., Канзай А.А.,

при секретаре Сат Ч.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К. к Государственному казенному учреждению Республики Тыва «Центр занятости населения Улуг-Хемского района» о признании незаконным отказа в признании ее безработной и возложении обязанности признать ее безработной по апелляционной жалобе административного истца К. на решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 2 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Кунгаа Т.В., представителя административного ответчика ФИО1,

УСТАНОВИЛА:

К. обратилась в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Республики Тыва «Центр занятости населения Улуг-Хемского района» (далее – ГКУ РТ «ЦЗН Улуг-Хемского района») о признании незаконным отказа в признании ее безработной, возложении обязанности признать ее безработной и взыскании судебных издержек. В обоснование административного иска указала, что до 12 мая 2020 года работала в **». Была уволена по собственному желанию по пункту 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. 14 сентября 2020 года ею через портал «Госуслуги» было подано заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. 24 сентября 2020 года ей через портал «Госуслуги» было направлено сообщение следующего содержания: «Центр занятости населения отказал в признании вас безработным по причине: Непредоставление документов, необходимых для признания безработным (в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1»). Номер заявления . Не согласна с данным отказом административного ответчика по следующим основаниям. Согласно сведениям сервиса «Госуслуги» во вкладке по затребованной ею услуге указано следующее: «С 8 апреля по 31 декабря 2020 года для граждан, оставшихся без работы, действует упрощенный порядок подачи заявлений на пособие по безработице и регистрации в центре занятости. Заявление можно подать через портал «Госуслуги». Далее идет детальная информация по порядку получения услуги. На основании данных разъяснений портала, для подачи заявления о государственной услуге по содействию в поиске подходящей работы было достаточно заполнить заявление. Она заполнила заявление, как было указано на сервисе. Если бы она сделала что-то неверно, то портал не позволил бы ей отправить неверно заполненное заявление. Однако заявление было подано, рассмотрено и ей было отказано посредством портала по незаконным основаниям. Ее права на получение мер государственной поддержки были нарушены незаконным отказом административного ответчика. В соответствии со ст. 28 Закона о занятости государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Она полностью отвечает требованиям службы занятости как претендент на получение государственной помощи: безработная, уволена не по негативным основаниям (собственное желание), у нее на руках несовершеннолетний ребенок, не имеет другого источника дохода. Согласно ст. 31 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (ред. от 31 июля 2020 года) «О занятости населения в Российской Федерации», решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным». Согласно ст. 3 того же Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента поступления заявления. С 25 сентября 2020 года она должна была быть признана безработной и с этого дня ей бы выплачивали пособие. С октября 2020 года она бы уже получала по ** рублей с доначислением районного коэффициента (40%) и доплатой на ребенка в размере ** рублей, она бы получала ** рублей ежемесячно. Однако в силу незаконного отказа была лишена средств к существованию. За консультацию и составление настоящего административного иска ею оплачено адвокату ** рублей, что подтверждается квитанцией об оплате. Просила суд признать незаконным отказ административного ответчика - ГКУ РТ «ЦЗН Улуг-Хемского района» от 24 сентября 2020 года в признании К. безработной; возложить обязанность на ГКУ РТ «ЦЗН Улуг-Хемского района» признать безработной К. с 24 сентября 2020 года; взыскать с ГКУ РТ «ЦЗН Улуг-Хемского района» судебные издержки по оплате государственной пошлины в размере ** руб. и юридических услуг по составлению административного иска в сумме 3000 рублей.

Решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 2 февраля 2021 года административное исковое заявление К. оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец К. просит решение суда отменить и принять новое решение, указывая, что в решении суда указывается, что в форме заявления о постановке на учет имеются графы «резюме» и «образование». Но в суд административным ответчиком было предоставлено ее отправленное заявление, в котором такие графы отсутствуют. За несоответствие формы заявления, размещенной на портале, форме утвержденной приказом Министерства труда № 192 н от 9 апреля 2020 года, она не должна нести ответственность. У нее не имелось реальной возможности заполнить графы «резюме» и «образование» в связи их отсутствием, в связи с чем суд пришел к неверному выводу, оценивая представленные доказательства.

В возражении на апелляционную жалобу представитель административного ответчика ГКУ РТ «ЦЗН Улуг-Хемского района» ФИО1 просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ГКУ РТ «ЦЗН Улуг-Хемского района» ФИО1 просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Административный истец К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В соответствии с вышеуказанным законом, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, административным истцом 14 сентября 2020 года через портал «Госуслуги» было подано заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. 24 сентября 2020 года ей также через портал «Госуслуги» было направлено сообщение следующего содержания: «Центр занятости населения отказал в признании вас безработным по причине: Непредоставление документов, необходимых для признания безработным (в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1»). Номер заявления .

Согласно копии трудовой книжке серии , К. имеет среднее специальное образование по специальности «парикмахер». 11 января 2016 года принята в ** на должность **. 01 января 2020 года переведена на должность **. Согласно записи под п. от 12 мая 2020 года приказом от 12 мая 2020 года трудовой договор расторгнут по соглашению сторон (ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

В распечатке заявления из портала «Работа в России» ** следует, что дата его подачи: 14 сентября 2020 года. Способ подачи: ЕПГУ (Госуслуги) Номер . Сведения о заявителе: К.. Гражданство: Российская Федерация, пол: **. Дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ. Также указаны ее персональные данные (СНИЛС, ИНН, данные паспорта, адрес места жительства). Контактный номер телефона - **. Указан адрес электронной почты. Указаны сведения по последнему месту работы. Социальный статус - имеет ребенка в возрасте до 18 лет. Указаны сведения о ребенке, а также реквизиты получения пособия. В графе «Принять решение по постановке заявителя на учет в качестве безработного» указан статус «Отказано в пособии». Причина отказа в признании безработным - непредоставление документов, необходимых для признания безработным (в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Дата отказа - 24 сентября 2020 года.

В своем возражении на административный иск представитель административного ответчика в обоснование отказа ссылается на пункт 2 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Представитель административного ответчика пояснил, что административному истцу по телефону сообщалось о необходимости предоставления недостающих документов, о чем представлена детализация междугородных, международных и внутризоновых звонков ГКУ РТ «ЦЗН Улуг-Хемского кожууна» за сентябрь 2020 года, из которой следует, что 22 сентября 2020 года в ** часов на номер «**» был совершен звонок, длительность - 1 мин, 23 сентября 2020 года в ** часов на номер «**» был совершен звонок, длительность - 3 мин.

Суд первой инстанции, рассматривая дело, пришел к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика не нарушает права и законные интересы заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, поэтому является законным.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что при подаче заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме К. не были заполнены разделы «Резюме» и «Образование», согласно утвержденной форме заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме (п. 4 ст. 4 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", п. 3 Требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891).

Судебная коллегия с данными выводами суда не согласна по следующим основаниям.

1

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.

В пункте 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указаны документы об образовании.

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет (пункт 5 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).

Пунктом 3 Правил регистрации безработных граждан предусматривается, что такой регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый пункта 7 Правил регистрации безработных граждан).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (пункт 9 Правил регистрации безработных граждан).

Как верно было установлено судом первой инстанции, на момент обращения К. в ГКУ РТ «ЦЗН Улуг-Хемского района» до 31 декабря 2020 года также действовали Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2020 года № 460 (далее - Временные Правила).

Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с Временными Правилами, в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Приказом от 09 апреля 2020 года № 192н «Об утверждении формы бланка заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме» утверждена форма бланка заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме согласно приложению.

Согласно приложению к приказу (бланку заявления) после указания анкетных персональных данных гражданина следует раздел «Резюме. Выберите резюме. Если ранее Вы не создавали резюме, Вы можете создать резюме сейчас. После создания Вами резюме выберите только что созданное резюме». Далее следует раздел «Образование (начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, высшее). Наименование образовательной организации, год окончания, квалификация (профессия, специальность). Документ об образовании (обучении) и (или) о квалификации (аттестат, диплом, свидетельство)». Дополнительные сведения о квалификации, обучении. Далее следуют разделы «Социальный статус», «Сведения о работодателе по последнему месту работы», «Пособие выплачивать через кредитную организацию или через почтовое отделение».

В обоснование законности оспариваемого решения административный ответчик ссылается на то, что К. к заявлению не прикреплен документ об образовании и резюме.

Вместе с тем, из представленной ГКУ РТ «ЦЗН Улуг-Хемского района» формы заявления, поданного К. 14 сентября 2020 года, не следует, что в этой форме заявления на тот момент имелись разделы «Резюме» и «Образование».

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что для первоначальной регистрации в целях поиска подходящей работы достаточно заполнить заявление соответствующей формы на портале с указанием паспортных данных, что и было сделано К. При этом вины гражданина в том, что в размещенной на портале форме заявления не указывалось о необходимости внесения данных об образовании и резюме, не имеется.

Истребование от гражданина, желающего зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы и подавшего для этого заявление соответствующего образца в органы службы занятости, документов может быть обусловлено исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы, в связи с чем оспариваемое решение административного ответчика является незаконным.

Доводы административного ответчика о том, что К. административным ответчиком совершались звонки по телефону с просьбой предоставить недостающие документы, что ею не было сделано, не имеют правового значения по делу.

Доводы административного ответчика в обоснование законности оспариваемого решения на пункт 2 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 являются несостоятельным, поскольку правовой анализ пункта 2 статьи 3 названного закона позволяет сделать вывод о том, что безработный гражданин и гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, - это две разные категории, указанный пункт устанавливает порядок признания гражданина, уже зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, тогда как ФИО2 обратилась для регистрации в целях поиска подходящей работы и не была зарегистрирована в качестве таковой, что также подтвердил представитель административного ответчика.

Согласно пункту 2 статьи 309 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Поскольку судом первой инстанции неверно определен предмет спора в настоящем деле, составляющий общественные отношения, связанные с оспариванием решения органа, наделенного публичными полномочиями, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, то на основании пункта 1 части 2 статьи 310 КАС РФ решение подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований о признании отказа административного ответчика незаконным и возложении обязанности на административного ответчика рассмотреть повторно заявление К. о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы от 14 сентября 2020 года в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности признать ее безработной подлежит отказу, поскольку возложение обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца направлено на восстановление прав, нарушенных вследствие принятия решения, которое признано судом незаконным.

Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей (статьи 10, 11 и 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать какое решение должно быть принято органом местного самоуправления при реализации его полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу К. подлежат возмещению ее расходы по уплате государственной пошлины в сумме ** рублей и юридических услуг за составление административного иска в размере ** рублей, поскольку указанные расходы подтверждаются материалами дела.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 2 февраля 2021 года отменить и принять новое решение следующего содержания:

«Административный иск К. к Государственному казенному учреждению Республики Тыва «Центр занятости населения Улуг-Хемского района» о признании незаконным отказа в признании ее безработной, о возложении обязанности признать ее безработной удовлетворить частично.

Признать отказ Государственного казенного учреждения Республики Тыва «Центр занятости населения Улуг-Хемского района» от 24 сентября 2020 года на заявление К. о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы незаконным.

Обязать Государственное казенное учреждение Республики Тыва «Центр занятости населения Улуг-Хемского района» рассмотреть повторно заявление К. о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы от 14 сентября 2020 года в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Тыва «Центр занятости населения Улуг-Хемского района» в пользу К. 300 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины и 3000 руб. в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его принятия в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 апреля 2021 года.

Председательствующий

Судьи