Председательствующий: Дело №33а-2247/2022
судья Першутов А.Г.
(1-я инст. №2а-46/2022)
УИД 75RS0015-01-2021-002632-89
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Чита 13 июля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Жилинского А.Г.,
судей Каверина С.А., Пичуева В.В.,
при секретаре судебного заседания Жигжитовой Е.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании незаконными решений, возложении обязанности произвести перерасчет, возврате необоснованно взысканных сумм,
по апелляционной жалобе административного истца ФИО1,
на решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 30 марта 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании незаконными решений, возложении обязанности произвести перерасчет, возврате необоснованно взысканных сумм, отказать».
Заслушав доклад судьи краевого суда Каверина С.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
25 октября 2021 года административный истец ФИО1 обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в котором, подробно мотивируя свою позицию, просила:
- признать незаконными решения Управления Пенсионного фонда Забайкальского края в г.Краснокаменске о начислении ей (заявителю) платежа в фонд обязательного пенсионного страхования за 2016 год в размере 87749,38 рублей, а также о направлении платежа за 2017 года в сумме 23400 рублей в счет погашения задолженности за 2016 год;
- признать незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю о начислении и взыскании с нее (заявителя) пени по уплате страховых взносов за период с 01 января 2017 года по день рассмотрения настоящего административного искового заявления, в том числе: 8135,66 рублей в бюджет Пенсионного фонда РФ; пени в размере 671,92 рубль в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования; за расчетный период, истекший до 1 января 2017 года налог в размере 537,91 рублей, пени в размере 104,16 рублей, а также оставление без рассмотрения ее заявления об освобождении от уплаты страховых платежей;
- обязать административных ответчиков Управление Пенсионного фонда Забайкальского края в г.Краснокаменске и Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю произвести перерасчет страховых платежей за период с 1 января 2017 года, направив платеж от 20 декабря 2017 года в сумме 23400 рублей на уплату начисленных взносов в пенсионный фонд за 2017 год;
- обязать административных ответчиков Управление Пенсионного фонда Забайкальского края в г.Краснокаменске и Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю вернуть ей необоснованно взысканные денежные средства в сумме 9449,65 рублей, в том числе: пени по уплате страховых взносов за период с 1 января 2017 года по день рассмотрения настоящего административного искового заявления, в том числе: 8135,66 рублей в бюджет Пенсионного фонда РФ; пени в размере 671,92 рубль в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования; за расчетный период, истекший до 1 января 2017 года налог в размере 537,91 рублей, пени в размере 104,16 рублей. (т.1, л.д. 7-10)
В дополнение к ранее представленному административному исковому заявлению ФИО1 просила:
- признать незаконными действия и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю о направлении платежей в Пенсионный фонд в сумме 26545 (двадцать шесть тысяч пятьсот сорок пять) рублей и в Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3455 (три тысячи четыреста пятьдесят пять) рублей, произведенные 19 мая 2020 года в счет оплаты задолженности за 2019 год, в платежи 2018 года;
- признать незаконными действия и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю о направлении платежей 2020 года в Пенсионный фонд в сумме 29364 (двадцать девять тысяч триста шестьдесят четыре) рубля и в Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 6884,10 (шесть тысяч восемьсот восемьдесят четыре) рубля 10 копеек, в платежи 2019 года;
- обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю произвести перерасчет страховых платежей за период с 01 января 2018 года, направив платеж от 19 мая 2020 года в пенсионный фонд в сумме 26545 (двадцать шесть тысяч пятьсот сорок пять) рублей и в Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3455 (три тысячи четыреста пятьдесят пять) рублей в платежи в соответствующие фонды 2019 года;
- обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю произвести перерасчет страховых платежей за период с 01 января 2019 года, направив платеж от 31 июля 2020 года в Пенсионный фонд в сумме 29354 (двадцать девять тысяч триста пятьдесят четыре) рубля и в Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 6884,10 (шесть тысяч восемьсот восемьдесят четыре) рубля 10 копеек в платежи в соответствующие фонды 2020 года;
- обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю аннулировать начисленные пени и иные штрафные санкции за период с 01 января 2017 года по настоящее время. (т.1, л.д.106-108)
Определением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 06 декабря 2022 года по делу произведена замена административных ответчиков Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю и Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) на их правопреемников – Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю и Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю, соответственно. (т.1, л.д.114-119)
Судом постановлено приведенное выше решение. (т.2, л.д. 25-43)
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 выражает несогласие с решением суда первой инстанции, и, оспаривая выводы суда, ссылаясь на обстоятельства административного иска, приводит, в том числе, доводы о том, что суд не дал должной оценки тому обстоятельству, что по данным ПФР задолженность за 2016 год до августа 2021 года составляла 87749,38 рублей, и ее размер неоднократно менялся, и что при наличии налогового агента (Коллегия адвокатов Забайкальского края), в нарушение п.п. 13, 14 ст.22 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», сотрудники пенсионного фонда за не предоставление сведений о доходах возложили на административного истца материальную ответственность в виде начисления страхового платежа в максимальном размере. Полагает, что суд безосновательно отверг доводы о том, что начисление административными ответчиками пени за несвоевременное перечисление платежей с 2017 года является незаконным, поскольку за указанный год в материалы дела представлены достоверные доказательства о своевременном исполнении ею (ФИО1) платежных обязательств; представляются неубедительными и не основанными на законе выводы суда о правомерности перемещения инспекцией платежей за 2019 и 2020 годы; считает необоснованной ссылку суда на письмо ФНС № БС-4-11/1183 в редакции от 19 октября 2021 года, поскольку положения Федерального закона №59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривают, что письменное обращение гражданина должно быть рассмотрено в 30-дневный срок со дня его регистрации. Просит решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 30 марта 2022 года отменить, по делу принять новый судебный акт об удовлетворении требований административного иска. (л.д.53-57)
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного ответчика УФНС России по Забайкальскому краю – по доверенности ФИО2, представителем административного ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации – по доверенности ФИО3, поданы письменные возражения. (т.2, л.д.69-70, 71)
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1, подробно мотивируя свою позицию, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представители административных ответчиков УФНС России по Забайкальскому краю, Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю, будучи своевременно и надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание судебной коллегии не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, оценив доказательства, выслушав позицию административного истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 (ч.ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.218 КАС РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец ФИО1 с по настоящее время работает адвокатом в Ясногорском филиале Негосударственной некоммерческой организации «Коллегия адвокатов Забайкальского края», что подтверждается копией удостоверения адвоката (т.1, л.д.105), справкой Палаты адвокатов Забайкальского края от 02 сентября 2020 года. (т.1, л.д. 143)
Кроме этого, ФИО1 является получателем пенсии за выслугу лет, как бывший работник прокуратуры.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, изучив положения Конституции Российской Федерации, действующее федеральное законодательство, в том числе, о налогах и сборах, нормы КАС РФ, и т.д., пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконными оспариваемых действий и решений административных ответчиков не имеется, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований административного иска.
Судом констатировано, в том числе, что, согласно информации Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) № № от 12 июля 2021 года (л.д.15-16), ФИО1 начислены: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Фонд обязательного пенсионного страхования за 2016 год в размере 87749 рублей 38 копеек, из которых уплачено в 2016 году – 8226 рублей 50 копеек, в 2017 году – 23400 рублей 00 копеек, списано ФНС в 2018 году – 56122 рубля 88 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 2151 рубль 55 копеек, из которых уплачено в 2016 году – 1613 рублей 64 копейки, в 2017 году – 0, списано ФНС – 0, сальдо на 01 января 2019 года – 537 рублей 91 копейка.
До 01 января 2017 года порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулировался Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон 24.07.2009 г. № 212-ФЗ). Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
С 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» переданы налоговым органам.
В соответствии с заявлением от 01 августа 2016 года о регистрации в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд российской Федерации в виде фиксированного платежа, ФИО1 была зарегистрирована в качестве плательщика страховых взносов, не производящего выплаты и иные вознаграждения в пользу других физических лиц.
Размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации данной категории плательщиков в силу положений пунктов 1 и 2 пункта 1.1. части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ определялся в зависимости от величины полученного ими дохода:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФОМС в соответствии пунктом 1.2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Минимальный размер оплаты труда на начало 2016 года в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.2015 г. № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» составил 6204 рубля 00 копеек.
Тарифы страховых взносов в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ составили: в Пенсионный фонд – 26%, в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ установлено, что фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Пунктом 2 части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ для адвокатов признается календарный месяц начала деятельности – месяц, в котором ему выдано удостоверение адвоката.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, в частности адвокатами, производится ими самостоятельно.
Пенсионный орган, являющийся контролирующим органом по начислению и уплате страховых взносов, произвел расчет страховых взносов, подлежащих уплате в 2016 году ФИО1, исходя из следующего:
страховые взносы в Пенсионный фонд РФ:
6204,00 руб. х 26% = 1613,04 руб. – ежемесячный фиксированный размер страховых взносов в 2016 году;
1613,04 руб. х 6 = 9678,24 руб.– размер страховых взносов за полные 6 месяцев деятельности в 2016 году;
1613,04 руб./30 дн. х 24 = 1290,43 руб. – размер страховых взносов за июнь 2016 года, с даты начала деятельности;
10968,67 руб. – общий размер страховых взносов за 2016 год в Пенсионный фонд РФ;
2) страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС):
6204,00 руб. х 5,1 % = 316,40 руб. – ежемесячный фиксированный размер страховых взносов в 2016 году;
316,40 руб. х 6 = 1898,42 руб. – размер страховых взносов за полные 6 месяцев деятельности в 2016 году;
316,40 руб. /30дн. х 24 = 253,13 руб. – размер страховых взносов за июнь 2016 года, с даты начала деятельности;
2151,55 руб. – общий размер страховых взносов за 2016 год в Фонд обязательного медицинского страхования.
ФИО1 были оплачены страховые взносы за 2016 год на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 8226 рублей 50 копеек, на обязательное медицинское страхование в ФОМС – 1613 рублей 64 копейки, вследствие чего образовалась недоимка по страховым взносам за 2016 год: в Пенсионный фонд Российской Федерации – 2742 рубля 17 копеек, в ФОМС – 537 рублей 91 копейка.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
В июне 2018 года на федеральном уровне от Федеральной налоговой службы России поступили сведения о доходах адвокатов (нотариусов), полученных в результате осуществления профессиональной деятельности в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультациях за период 2016 года, в которых отсутствовали сведения о доходах административного истца ФИО1; обратного суду не доказано.
В случае отсутствия в переданной информации сведений о доходах налогоплательщика в связи с непредставлением им необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, в силу требований части 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Поскольку статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и к своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона, то есть в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, пенсионный орган произвел перерасчет размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ФИО1 в силу требований части 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, который составил 87749 рублей 38 копеек.
В последующем, в 2021 году, после поступления сведений о доходах ФИО1 за 2016 год, пенсионный орган произвел перерасчет фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из дохода, не превышающего 300000,00 рублей.
Оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, согласно представленной административным истцом квитанции от 20 декабря 2017 года в размере 23400 рублей 00 копеек, произведена по реквизитам Межрайонной ИФНС № 4, поступила на код бюджетной классификации (КБК) 18210202140061100160, предназначенного для учета страховых взносов, обязанность оплаты которых возникла до 01 января 2017 года, без указания назначения платежа. В связи с этим пенсионным органом, в силу имеющейся у административного истца задолженности по страховым взносам за 2016 год, данный платеж был частично учтен в счет погашения указанной задолженности на обязательное пенсионное страхование в размере 2742 рубля 17 копеек.
Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФОМС за расчетный период 2016 года ФИО1 в размере 537 рублей 91 копейка была оплачена административным истцом 08 июля 2021 года.
Таким образом, задолженность по страховым взносам за расчетный период 2016 года на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в ФОМС у страхователя ФИО1 полностью погашена.
Принимая во внимание, что с 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам, следовательно, начисление и удержание пени за несвоевременную уплату страховых взносов, не относятся с указанного периода к компетенции пенсионных органов.
Кроме того, согласно реестру поступления платежей за период 2016 год, ФИО1 26 декабря 2016 года были оплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 8226 рублей 50 копеек, на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 1613 рублей 64 копейки, вследствие чего образовалось недоимка по страховым взносам за 2016 год: на обязательное пенсионное страхование – 2742 рубля 17 копеек, на обязательное медицинское страхование – 537 рублей 91 копейка.
20 декабря 2017 года, согласно реестру поступления платежей, ФИО1 была оплачена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, размер платежа составил 23400 рублей 00 копеек.
08 июля 2021 года недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 537 рублей 91 копеек была погашена в связи с поступлением платежа, взысканного в принудительном порядке на основании судебного приказа № 2а-1013/2021, выданного 05 апреля 2021 года мировым судьей судебного участка № 42 Краснокаменского судебного района Забайкальского края в пользу Межрайонной инспекции ФНС № 4 по Забайкальскому краю.
09 декабря 2021 года определением и.о. мирового судьи судебного участка № 42 Краснокаменского судебного района Забайкальского края произведен поворот судебного приказа от 05 апреля 2021 года № 2а-1013/2021 о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и налогу в пользу Межрайонной инспекции ФНС № 4 по Забайкальскому краю.
Согласно информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю № 2-7-15/01819 от 17 марта 2021 года (т.1, л.д13-14), у ФИО1 за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года имелась задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 57509 рублей 52 копейки, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 11348 рублей 81 копейка, а также задолженность по пене по состоянию на 17 марта 2021 года в сумме 11737 рублей 39 копеек.
В связи с тем, что налогоплательщиком ФИО1 несвоевременно исполнялась обязанность по уплате страховых взносов, ей была начислена пени и выставлены требования № № от 01.02.2018 г. и №№ от 06.11.2020 г. Несвоевременность исполнения обязанности по уплате страховых взносов подтверждается анализом лицевого счета налогоплательщика, приведенного представителем налогового органа в письменном отзыве на иск (т.1, л.д.129-130), поэтому требование о признании незаконными решений и действий пенсионного и налогового органов о начислении и взыскании платежей и пени, а также об аннулировании начисления пени, являются несостоятельными.
В части требований об обязании произвести перерасчет страховых взносов суд указал, что налоговый орган не является органом, осуществляющим начисление и перерасчет страховых взносов.
Так, согласно статьям 419, 430 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере: 23400 руб. за расчетный период 2017 года, 26545 рублей за расчетный период 2018 года, 29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 23400 рублей за расчетный период 2017 года (26545 рублей за расчетный период 2018 года, 29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рублей за расчетный период 2019 года и 8426 рублей за расчетный период 2020 года.
За 2017 год фиксированный размер определялся как произведение 12-кратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов на ОМС, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 НК РФ. На 01 января 2017 года МРОТ установлен в сумме 7500 рублей в месяц (ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Федерального закона от 02.06.2016 г № 164-ФЗ). Тариф страховых взносов на ОМС составляет 5,1%. Исходя из этого, размер страховых взносов на ОМС за расчетный период 2017 года - 4590 руб. (7500 руб/мес. х 5,1% х 12 мес.).
С учетом изложенного, указанные требования удовлетворению не подлежат.
Относительно требований административного истца вернуть необоснованно взысканные денежные средства в размере 9449 рублей 65 копеек по требованиям №2048 от 01.02.2018 г. и № 30339 от 06.11.2020 г., по которым налоговый орган обращался в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, суд указал следующее.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 42 Краснокаменского судебного района Забайкальского края от 05 апреля 2021 года № 2а-1013/2021 с ФИО1 взыскана задолженность по страховым взносам и налогу в пользу Межрайонной инспекции ФНС № 4 по Забайкальскому краю в сумме 9555 рублей 31 копейка.
Определением мирового судьи судебного участка № 42 Краснокаменского судебного района Забайкальского края от 28 октября 2021 года указанный судебный приказ отменен в связи с обращением должника с заявлением об отмене судебного приказа.
09 декабря 2021 года и.о. мирового судьи судебного участка № 42 Краснокаменского судебного района Забайкальского края вынесено определение по делу № № о повороте вышеуказанного судебного акта; с Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю в пользу ФИО1 в порядке поворота исполнения судебного приказа № № взысканы 9555 рублей 31 копейка. Данное определение вступило в законную силу 10 января 2022 года. При таких обстоятельствах, указанные требования не подлежат удовлетворению.
По требованиям об обязании произвести перерасчет страховых платежей за период с 01 января 2018 года, направив платеж в сумме 26545 рублей в платежи в соответствующие фонды 2019 года; за период с 01 января 2019 года, направив платеж в сумме 29354 рублей в платежи в соответствующие фонды 2020 года, суд указал следующее.
Согласно пункту 1 раздела IV Приказа ФНС России от 18.01.2012 г.№ ЯК-7-1/9@ «Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом местного уровня», поступившие (возвращенные) и зачисленные на соответствующие счета Федерального казначейства суммы налогов, сборов, а также пеней и штрафов отражаются в карточках информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня в валюте Российской Федерации на основании информации из расчетных документов налогоплательщиков.
Дальнейшие действия с платежами регулируется статьям Налогового кодекса Российской Федерации – это зачеты, возвраты (ст. 78 НК РФ) и уточнение платежа (ст. 45 НК РФ).
Для проведения зачета, возврата нет основания, так как имеется задолженность по страховым взносам (п.6 ст.78 НК РФ). Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 45 НК РФ налогоплательщик вправе представить в налоговый орган заявление об уточнении платежа в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. Однако уточнение платежа не производится, если изменение назначения платежа приводит к образованию задолженности, в данном случае образуется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018-2019 год, что противоречит абзацу седьмому пункта 7 статьи 45 НК РФ.
Относительно направления платежа в сумме 23400 рублей со страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) КБК № ОКТМО № на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) (налог) КБК №, суд указал, что проведение зачета сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов), которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в счет погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по уплате соответствующих пеней, штрафов, возникших за отчетные (расчетные) периоды, законодательством не предусмотрено. Уточнение платежа в рамках статьи 45 НК РФ – с момента его перечисления (20.12.2017 г.) прошло более трех лет, соответственно уточнить платеж не представляется возможным (п. 7 статьи 45 НК РФ), в связи с чем, названные требования удовлетворению не подлежат.
Разрешая требования о признании незаконным действия об оставлении без рассмотрения заявления об освобождении от уплаты страховых платежей, суд указал следующее.
Федеральным законом от 30.12.2020 г. № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дополнены статьи 6 и 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1) и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Для отнесения физического лица к пенсионеру, получающему пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 и в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ему необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по рекомендуемой форме (КНД 1150118) с представлением копии пенсионного удостоверения.
Кроме того, в связи с вступлением Федерального закона от 30.12.2020 г. № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в силу с 10 января 2021 года, у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование прекращается с 10 января 2021 года, то есть они обязаны перечислить платежи в фиксированном размере за первые десять дней 2021 года.
Указанный порядок предусмотрен письмом ФНС России от 02.02.2021 г. № БС-4-11/1183@ (ред. от 19.10.2021) «О заявлении о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование», и обязанности направить ответ на такое заявление не предусмотрено. Таким образом, до 10 января 2021 года ФИО1 признается плательщиком страховых взносов.
При таких обстоятельствах, доводы административного истца о применении к ее заявлению о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование положений Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ основаны на неверном толковании закона, в связи с чем, указанные требования также не подлежат удовлетворению.
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора суд принял во внимание и поведение самого административного истца, а именно то, что, будучи извещенной в ноябре 2017 года об обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2017 год и о не представлении налоговой декларации о доходах за 2016 год (т.1, л.д.35), тогда как на тот момент на руках истец имела справку о доходах физического лица формы 2-НДФЛ за 2016 год № 4 от 15.02.2017 года (т.1, л.д.137), о чем ФИО1 подтвердила в судебном заседании, она (заявитель) не приняла всех возможных мер для предоставления указанной справки в налоговый и пенсионный органы, что также привело к образованию задолженности по страховым взносам и пени.
Вопреки изложенной в апелляционной жалобе и при ее рассмотрении позиции административного истца, судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апеллянта о неверном определении судом юридически значимых обстоятельств по делу, основаны на неправильном толковании норм права и основанием для отмены или изменения правильного по существу судебного решения в апелляционном порядке не являются.
Так, обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции.
Положениями ч.1 ст.62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Однако, вопреки приведенному положению закона, административным истцом не было представлено доказательств, подтверждающих позицию, обратную мнению суда первой инстанции.
Каких-либо новых доказательств апеллянтом, в подтверждение своей позиции по делу, суду апелляционной инстанции также не представлено.
В оспариваемом судебном акте дана оценка применяемых в указанных спорных правоотношениях норм закона, в связи с чем, довод заявителя о том, что судом не дана надлежащая правовая оценка обстоятельствам дела, является несостоятельным.
Оснований согласиться с иными доводами апелляционной жалобы, в том числе, об оспаривании изложенных в решении выводов суда и судебной оценки доказательств, не имеется; в основном, они направлены на переоценку доказательств и, при этом, не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, которые бы привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено. При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст.310 КАС РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 30 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: