Судья – Щеглов И.В. Дело №2а-4724/23-33а-76/24
УИД 53RS0022-01-2023-002658-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 февраля 2024 года Великий Новгород
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Алещенковой И.А.,
судей Комаровской Е.И., Павловой Е.Б.,
при секретаре Костиной Е.С.,
с участием представителей Новгородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» Черепановой А.Ф., Маркина К.А.,
представителя Думы Великого Новгорода Мироновой Н.В.,
представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода Скидановой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Павловой Е.Б. административное дело по апелляционной жалобе Новгородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 17 октября 2023 года, принятое по административному исковому заявлению Новгородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» к Думе Великого Новгорода, Администрации Великого Новгорода, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода, председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода Тюлину А.С., Комиссии по вопросам распоряжения муниципальным имуществом Великого Новгорода об оспаривании решений,
у с т а н о в и л а:
Новгородское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (далее – Региональное отделение) обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований) к Думе Великого Новгорода, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (далее Комитет), председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода Тюлину А.С., Комиссии по вопросам распоряжения муниципальным имуществом Великого Новгорода (далее – Комиссия) о признании незаконными решений Комитета от 18 января 2023 года <...>, от 04 апреля 2023 года <...>, от 14 апреля 2023 года <...>, Комиссии по вопросам распоряжения муниципальным имуществом Великого Новгорода от 13 апреля 2023 года об отказе в предоставлении и заключении договора аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: <...> признании незаконными решений Думы Великого Новгорода от 27 января 2023 года <...> «О внесении изменений в Перечень муниципального имущества ФИО1, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», от 24 марта 2023 года <...> «О предоставлении муниципальной преференции индивидуальному предпринимателю Китову Я.Т.»; возложении на Комитет обязанности заключить с Региональным отделением договор аренды нежилого помещения общей площадью 21,5 кв.м, кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: <...>
Требования мотивированы тем, что 21 декабря 2023 года Региональное отделение подало в Комитет заявление о предоставлении в аренду и заключении договора аренды нежилого помещения площадью 21,5 кв.м., с кадастровым номером <...>, являющегося муниципальной собственностью, расположенного по адресу: <...><...>, для использования под правозащитный центр сроком на 3 года с 01 января 2023 года. 18 января 2023 года Региональным отделением получен ответ Председателя Комитета об отказе в предоставлении помещения в связи с тем, что указанное помещение по решению Комиссии от 19 декабря 2023 года передано в аренду ИП Ёрматовой З.Ш. с 1 января 2023 года на срок 30 дней. Кроме того, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Комитетом подготовлен проект решения Думы Великого Новгорода о включении данного объекта недвижимости в Перечень муниципального имущества Великого Новгорода, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. В последующем письмом от 4 апреля 2023 года в дополнение к ранее направленному ответу от 18 января 2023 года Комитет вновь отказал Региональному отделению в предоставлении муниципальной услуги на основании абзаца 3 пункта 2.10.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Великого Новгорода», утвержденного Постановлением Администрации Великого Новгорода от 13.12.2022года <...> (далее – Административный регламент). Начиная с 1 января 2023 года, Дума Великого Новгорода на основании предложений Администрации Великого Новгорода приняла оспариваемые решения от 27 января 2023 года <...> «О внесении изменений в Перечень муниципального имущества Великого Новгорода, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», от 24 марта 2023 года №838 «О предоставлении муниципальной преференции индивидуальному предпринимателю Китову Я.Т.», которые нарушают права Регионального отделения на предоставление в аренду указанного выше муниципального имущества. Действия Администрации Великого Новгорода и решения Думы Великого Новгорода не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административного регламента и свидетельствуют о личной заинтересованности должностных лиц Администрации Великого Новгорода в предоставлении муниципального имущества без проведения торгов, а также нежелании восстановить нарушенные права Регионального отделения.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода Тюлин А.С. и Администрация Великого Новгорода (далее – Администрация), в качестве заинтересованных лиц - ИП Ёрматова З.Ш. и ИП Китов Я.Т.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 17 октября 2023 года административный иск Регионального отделения оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Региональное отделение просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное, и принять по делу новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на немотивированность обжалуемого решения, неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению Регионального отделения, суд не дал оценку доводам административного истца о том, что прокуратурой Великого Новгорода установлен факт нарушения процедуры рассмотрения заявления Регионального отделения от 21 декабря 2022 года о заключении договора аренды нежилого помещения; суд первой инстанции проигнорировал заявление административного истца о признании ничтожной сделки по заключению договора аренды спорного помещения с Ёрматовой З.Ш.; протокол заочного заседания Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде от 08 февраля 2023 года не содержит информации о членах Координационного совета, отсутствуют бюллетени заочного голосования, в суд не представлены документы, позволяющие Координационному совету принимать решения путем заочного голосования; не дана оценка действиям ответчиков и заинтересованных лиц по нарушению положений пункта 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года <...> ФЗ «О защите конкуренции»; заявления Регионального отделения своевременно не были рассмотрены Комитетом, председателем Комитета в письме от 18 января 2023 года <...> указаны основания отказа, которые не входят в перечень оснований для отказа. Таким образом, как процедура принятия, так и по существу оспариваемые решения нарушают действующее законодательство и права Регионального отделения по предоставлению спорного нежилого помещения в аренду.
На апелляционную жалобу Думой Великого Новгорода представлены письменные возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Администрации Великого Новгорода, Комиссии по вопросам распоряжения муниципальным имуществом Великого Новгорода, председатель Комитета Тюлин А.С., ИП Ёрматова З.Ш. и ИП Китов Я.Т. не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав представителей Регионального отделения Маркина К.А., Черепанову А.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Комитета Скиданову В.Ф. и представителя Думы Великого Новгорода Миронову Н.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы. судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как это предусмотрено частью 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такая совокупность условий обоснованно не установлена судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (пункт 4);
в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона (в виде предоставления государственных или муниципальных преференция) (пункт 9);
на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается) (пункт 11).
Передача в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Великого Новгорода, осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Передача в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Великого Новгорода», утвержденного Постановлением Администрации Великого Новгорода от 13.12.2022г. <...>.
Согласно данному Административному регламенту муниципальная услуга оказывается Администрацией в лице уполномоченного органа через отдел и МФЦ физическим и юридическим лицам, обратившимся с соответствующим запросом (пункты 1.2.1., 2.2.).
Конечным результатом предоставления муниципальной услуги является: заключение с заявителем договора передачи в аренду муниципального имущества (далее - договор аренды) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; направление заявителю уведомления об отказе в предоставлении муниципального имущества в аренду (пункт 2.3.1.).
Решение о передаче в аренду муниципального имущества, составляющего муниципальную казну Великого Новгорода, в аренду в случаях, не требующих проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением имущества, передаваемого муниципальным учреждениям, принимает уполномоченный орган на основании решения комиссии по вопросам распоряжения муниципальным имуществом Великого Новгорода (далее - Комиссия) (пункт 2.3.2.).
Основанием для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе отсутствие основания на передачу в аренду муниципального имущества, указанного в заявлении (на момент подачи заявления муниципальное имущество находится в аренде, либо в безвозмездном пользовании, либо в оперативном управлении, либо в хозяйственном ведении) (абзац 3 пункта 2.10.2.).
Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием заявления с приложенными к нему документами;
направление межведомственных запросов (при необходимости);
принятие решения о передаче в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Великого Новгорода;
заключение договора аренды либо направление заявителю уведомления об отказе в предоставлении муниципального имущества в аренду (пункт 3.1.1.).
Основанием для начала административной процедуры - принятие решения о передаче в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Великого Новгорода, является поступление полного комплекта документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в отдел (пункт 3.4.1.).
В случае заключения договора аренды без проведения торгов специалист отдела, ответственный за предоставление муниципальной услуги:
проводит проверку на предмет соответствия заявителя перечню лиц, которым в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ возможно предоставление муниципального имущества в аренду без проведения торгов;
при выявлении несоответствия или возникновении сомнений в достоверности представленных данных в течение 2 рабочих дней сообщает заявителю по телефону либо направляет заявителю по почте или выдает лично в руки уведомление о наличии препятствий в предоставлении муниципальной услуги и предлагает принять меры по их устранению в течение 10 календарных дней с момента получения уведомления;
передает сформированный пакет документов на рассмотрение комиссии.
Комиссия выносит рекомендации о передаче или отказе в передаче в аренду муниципального имущества заявителю (пункт 3.4.2.).
Специалист отдела:
готовит протокол заседания комиссии по итогам ее проведения;
готовит проект приказа уполномоченного органа о предоставлении муниципального имущества в аренду либо уведомление об отказе в предоставлении муниципального имущества в аренду в соответствии с протоколом заседания комиссии (пункт 3.4.3.).
Срок исполнения административной процедуры составляет не более 30 календарных дней со дня регистрации заявления (пункт 3.4.4.).
Результатом административной процедуры является подготовленный приказ уполномоченного органа о предоставлении в аренду муниципального имущества или уведомление об отказе в предоставлении муниципального имущества в аренду (пункт 3.4.5.).
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 12.12.2018 года <...> создана Комиссия по вопросам распоряжения муниципальным имуществом Великого Новгорода и утверждено Положение о данной Комиссии.
Комиссия является совещательным органом при Администрации Великого Новгорода, образованным в целях повышения эффективности использования муниципального имущества Великого Новгорода путем представления выработанных предложений органам местного самоуправления Великого Новгорода, уполномоченным принимать соответствующие решения (пункт 1.1.).
В состав комиссии входят представители комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода, по представителю от комитета финансов, правового управления, комитета экономического развития и инвестиций, комитета по работе с общественными организациями и населением города Администрации Великого Новгорода, депутаты Думы Великого Новгорода (по согласованию) (пункт 2.).
Целью деятельности комиссии является повышение эффективности использования муниципального имущества Великого Новгорода (пункт 3.1.).
Основной задачей комиссии является рассмотрение вопросов по наиболее эффективному использованию конкретных объектов муниципальной собственности и подготовка предложений органам местного самоуправления Великого Новгорода, уполномоченным принимать соответствующие решения пункт 3.2.).
Согласно статье 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы содействия развитию малому и среднему предпринимательству отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется, в том числе органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами) (часть 1).
Органы местного самоуправления утверждают Перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц с ежегодным дополнением таких перечней муниципальным имуществом. Муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 4).
ПорядокПорядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются муниципальными правовыми актами (часть 4.1).
Такой Порядок формирования, ведения Перечня на территории городского округа – город Великий Новгород - утвержден Решением Думы Великого Новгорода от 30 октября 2009 года <...>.
Согласно Порядку, деятельность по формированию и ведению Перечня осуществляет Администрация Великого Новгорода в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода.
В Перечень подлежит включению имущество, находящееся в муниципальной собственности Великого Новгорода, в том числе земельные участки (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты, соответствующее установленным Порядком критериям.
Перечень и вносимые в него изменения утверждаются решением Думы Великого Новгорода. Перечень подлежит ежегодному - до 1 ноября текущего года дополнению муниципальным имуществом.
Решения Думы Великого Новгорода об утверждении Перечня, а также о внесении изменений в него в течение 10 рабочих дней со дня их подписания подлежат опубликованию в газете "Новгород" и в течение 3 рабочих дней размещаются на официальном сайте Думы Великого Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Администрации Великого Новгорода.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции», муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, в том числе поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанные муниципальные преференции предоставляются без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, если такая преференция предоставляется в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (часть 4 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции»).
На территории Великого Новгорода такая муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства Великого Новгорода» на 2017 - 2026 годы, утверждена Постановлением Администрации Великого Новгорода от 28 ноября 2016 года <...>.
На основании Решения Думы Великого Новгорода от 01 ноября 2007 года <...> в городском округе – город Великий Новгород - полномочия по предоставлению муниципальной преференции осуществляются Думой Великого Новгорода.
Порядок предоставления муниципальной преференции утвержден решением Думы Великого Новгорода от 10 июля 2008 года <...>.
Указанный Порядок предусматривает, что муниципальная преференция из бюджета Великого Новгорода предоставляется, в том числе, на цели поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Муниципальная преференция предоставляется на основании решения Думы Великого Новгорода. Проект решения Думы Великого Новгорода о предоставлении муниципальной преференции готовит Администрация Великого Новгорода на основании заявления лица, имеющего намерение получить муниципальную преференцию.
Утверждение порядка и условий предоставления в аренду, безвозмездное пользование муниципального имущества, включенного в Перечень, решением Думы Великого Новгорода от 1 октября 2008 года №205 «О реализации положений Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отнесено к компетенции Администрации Великого Новгорода.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 28 апреля 2020 года №1543 утвержден Порядок предоставления в аренду муниципального имущества, включенного в Перечень, предусматривающий рассмотрение поданных заявителем документов о предоставлении муниципальной преференции Координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде и возможность принятия Думой Великого Новгорода решения об отказе в предоставлении заявителю муниципальной преференции на основании отрицательной рекомендации Координационного совета относительно передачи муниципального имущества в аренду, принятой в связи с отказом заявителя от заключения договора аренды муниципального имущества, решение о передаче которого заявителю ранее было принято Думой Великого Новгорода в порядке предоставления муниципальной преференции.
Постановлением Администрации от 22 мая 2019 года <...>, с последующими изменениями, внесенными постановлениями от 31 января 2020 года <...>, 5 февраля 2021 года <...>, 31 мая 2022 года <...>, 20 января 2023 года <...>, утвержден состав Координационного совета. Численность членов Координационного совета составила 18 человек.
Согласно Положению о Координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде, утвержденному Постановлением Администрации Великого Новгорода от 13 октября 2008г. <...>, Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде (Координационный Совет) является коллегиальным совещательным органом при Администрации Великого Новгорода, осуществляющим свою деятельность на общественных началах.
Основным направлением деятельности Координационного совета является, в том числе, разработка рекомендаций по передаче субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, включенным в Перечень.
Состав Координационного совета утверждается постановлением Администрации Великого Новгорода; заседания созываются по мере необходимости; заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов; решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Координационного совета путем открытого голосования; в случае равенства голосов голос председателя является решающим.
Согласно пункту 7.5 Положения Координационный совет вправе принимать решения без созыва заседания путем проведения заочного голосования, осуществляемого при помощи заполнения членами Координационного совета бюллетеней для заочного голосования по вопросам заседания координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде по форме согласно приложению к Положению. Решение Координационного совета, которое принимается путем заочного голосования, считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов Координационного совета. Решения по итогам заседания оформляются протоколом заседания, который подписывается председателем и секретарем Совета.
Как следует из материалов дела, 19 декабря 2022 года на заседании Комиссии по вопросам распоряжения муниципальным имуществом Великого Новгорода (в состав которой входит, в том числе депутат Думы Великого Новгорода Черепанова А.Ф.) рассматривался вопрос о заключении договора аренды недвижимого имущества с ИП Ёрматовой З.Х. на нежилое помещение площадью 21,5 кв.м., расположенное по адресу: <...> для использования под маникюрный салон, на срок 30 дней с 01.01.2023г. до 30.01.2023г.
По результатам голосования Комиссией принято решение заключить договор аренды недвижимого имущества с ИП Ёрматовой З.Х. на нежилое помещение площадью 21,5 кв.м., расположенное по адресу: <...>, для использования под маникюрный салон, на срок 30 дней с 01.01.2023г. до 30.01.2023г.
Как следует из объяснений лиц, участвующих в деле и не оспаривалось представителями Регионального отделения, 23 декабря 2022 года на основании указанного решения Комиссии Комитетом издан приказ <...> о предоставлении в аренду ИП Ёрматовой З.Х. указанного нежилого помещения и 30 декабря 2022 года между ИП Ёрматовой З.Х. и Комитетом заключен договор аренды на срок с 01.01.2023г. по 30.01.2023г.
21 декабря 2022 года председатель Регионального отделения Черепанова А.Ф. обратилась в Комитет с заявлением о заключении договора аренды нежилого помещения площадью 21,5 кв.м., с кадастровым номером <...>, являющегося муниципальной собственностью, расположенного по адресу: <...> для использования под правозащитный центр сроком на 3 года с 01 января 2023 года.
Ответом от 18 января 2023 года <...> Комитет уведомил Председателя Регионального отделения о том, что вопрос о передаче испрашиваемого нежилого помещения в аренду рассмотрен на заседании Комиссии 19 декабря 2022 года на основании заявления ИП Ёрматовой З.Ш. от 13 декабря 2022 года. По итогам заседания Комиссией принято решение о передаче данного помещения в аренду ИП Ёрматовой З.Ш. на срок 30 дней с 1 января 2023 года. Кроме того, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с необходимостью увеличения количества объектов имущества, включенных в Перечень муниципального имущества Великого Новгорода, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный решением Думы Великого Новгорода от 28 ноября 2019 года <...> (далее – Перечень), Комитетом подготовлен проект решения Думы Великого Новгорода о включении данного объекта недвижимости в Перечень, который будет рассмотрен на заседании Думы Великого Новгорода в январе текущего года. На основании изложенного передача нежилого помещения в аренду Региональному отделению не представляется возможной.
Данный ответ Комитета обжалован Региональным отделением в прокуратуру Великого Новгорода.
21 февраля 2023 года прокуратура Великого Новгорода уведомила Председателя Регионального отделения о результатах рассмотрения жалобы, указав на отсутствие в ответе Комитета от 18 января 2023 года конкретных ссылок на правовые нормы, послужившие основанием для отказа в предоставлении имущества, и нарушение срока рассмотрения заявления, в связи с чем в адрес Администрации Великого Новгорода внесено представление об устранении нарушений. Нарушений при подготовке проекта решения Думы Великого Новгорода о внесении нежилого помещения площадью 21,5 кв.м., расположенного по адресу: <...>, в Перечень не выявлено, проект подготовлен в пределах полномочий органа местного самоуправления, который принят решением Думы Великого Новгорода от 27 января 2023 года.
28 февраля 2023 года Региональное отделение обратилось с заявлением в Комитет с просьбой повторно рассмотреть заявление от 21 декабря 2022 года о предоставлении в аренду нежилого помещения площадью 21,5 кв.м., расположенного по адресу: <...>, в связи с незаконным отказом.
Письмом Комитета от 14 марта 2023 года <...> Региональное отделение уведомлено, что в соответствии с п.2.5. Положения о порядке предоставления в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципального образования – городского округа Великий Новгород, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 1 сентября 2022 года <...>, Административным регламентом, заявление Регионального отделения от 28 февраля 2023 года рассмотрено на заседании Комиссии, где принято решение отложить рассмотрение заявления до вынесения прокуратурой Великого Новгорода решения в рамках рассмотрения соответствующего представления.
4 апреля 2023 года Комитет за исх.<...> в дополнение к ответу от 18 января 2023 года <...> о рассмотрении заявления Регионального отделения от 21 декабря 2022 года сообщил, что вопрос о передаче в аренду нежилого помещения по адресу: <...><...>, был рассмотрен на заседании Комиссии 19 декабря 2022 года на основании заявления ИП Ёрматовой З.Ш. от 13 декабря 2022 года и принято решение о передаче имущества в аренду данному предпринимателю на срок 30 дней с 1 января 2023 года. Заявление Регионального отделения о заключении договора аренды в отношении данного имущества поступило в Комитет 21 декабря 2023 года. На основании абзаца 3 пункта 2.10.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие основания на передачу в аренду муниципального имущества, указанного в заявлении (на момент подачи заявления муниципальное имущество находится в аренде, либо безвозмездном пользовании, либо в оперативном управлении, либо в хозяйственном ведении). На основании изложенного, Региональному отделению было отказано в предоставлении муниципальной услуги в соответствии с абзацем 3 пункта 2.10.2 Административного регламента.
Как следует из протокола заседания Комиссии от 13 апреля 2023 года, Комиссия в указанную дату повторно рассмотрела заявление Регионального отделения о предоставлении в аренду спорного нежилого помещения, где по результатам голосования принято решение отказать в заключении договора аренды в связи с включением данного имущества в Перечень и предоставлением данного помещения в аренду субъекту малого и среднего предпринимательства.
Письмом Комитета от 14 апреля 2023 года <...> Региональное отделение уведомлено о результатах рассмотрения заявления от 28 февраля 2023 года, решении Комиссии от 13 апреля 2023 года и отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого имущества в соответствии с абзацем 3 пункта 2.10.2 Административного регламента.
Также из материалов дела следует, что в декабре 2022 года председателем Комитета подготовлен проект, согласованный 27-28 декабря 2022 года должностными лицами Администрации Великого Новгорода, решения Думы Великого Новгорода о внесении изменений в Перечень муниципального имущества Великого Новгорода, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в утвержденный решением Думы Великого Новгорода от 28 ноября 2019 года <...>, и дополнении его позицией 26 – нежилое встроенное помещение общей площадью 21,5 кв.м, кадастровый номер <...>, расположенное по адресу: <...>.
Согласно пояснительной записке к данному проекту, указанное имущество предлагается включить в Перечень в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ранее это помещение использовалось под опорный пункт полиции, договор расторгнут с 1 ноября 2022 года.
Решением Думы Великого Новгорода от 27 января 2023 года Перечень дополнен позицией 26 следующего содержания: «Нежилое встроенное помещение, набережная <...>, кадастровый <...>, площадь 21,5 кв.м.»
Указанное решение опубликовано в специальном выпуске газеты Официальный Новгород от 27 января 2023 года №2 (5) (2050), размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Думы Великого Новгорода и Администрации Великого Новгорода.
Также из материалов дела следует, что 6 февраля 2023 года в Комитет поступило заявление ИП Китова Я.Т. от 01.02.2023г. о предоставлении муниципальной преференции посредством заключения договора передачи в аренду нежилого помещения, являющегося муниципальной собственностью, расположенного по адресу: <...><...>, площадью 21,5 кв.м. для использования под пошив одежды на срок 5 лет.
8 февраля 2023 года Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде, рассмотрев вынесенный на заочное голосование вопрос передачи в аренду ИП Китову Я.Т. испрашиваемого им имущества, по результатам голосования принял решение рекомендовать Думе Великого Новгорода предоставить ИП Китову муниципальную преференцию в виде передачи в аренду нежилого помещения, расположенного по адресу: <...><...>, площадью 21,5 кв.м., включенного в Перечень.
Согласно протоколу заочного заседания Координационного совета, при принятии указанного решения в голосовании приняли участие 9 членов Координационного совета, решение принято единогласно.
22 февраля 2023 года председателем Комитета подготовлен проект решения Думы Великого Новгорода о предоставлении муниципальной преференции ИП Китову Я.Т., согласованный должностными лицами Администрации и рассмотренный на заседании коллегии Администрации 1 марта 2023 года.
24 марта 2023 года Думой Великого Новгорода по результатам голосования принято решение <...> о предоставлении ИП Китову Я.Т. муниципальной преференции с целью поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем передачи в аренду на срок 5 лет нежилого помещения площадью 21,5 кв.м., расположенного по адресу: <...><...>.
Исходя из приведенных выше положений закона и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые Региональным отделением решения Комитета, Комиссии и Думы Великого Новгорода приняты уполномоченными должностными лицами и органами, закону не противоречат, прав административного истца не нарушают.
Как правильно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что заявление Регионального отделения от 21 декабря 2022 года не было предварительно рассмотрено Комиссией и 18 января 2023 года Комитетом принято решение об отказе в предоставлении Региональному отделению испрашиваемого помещения без рекомендации Комиссии, не свидетельствует о грубом нарушении процедуры рассмотрения заявления истца и не влечет признание данного решения незаконным, поскольку на момент обращения Регионального отделения с заявлением о предоставлении спорного помещения в аренду Комиссией уже 19 декабря 2022 года был разрешен вопрос о предоставлении этого помещения ИП Ёрматовой З.Ш. по заявлению ранее поданному (13 декабря 2021 года), чем подано заявление Регионального отделения, на основании решения комиссии 23 декабря 2022 года издан приказ Комитета о предоставлении помещения в аренду ИП Ёрматовой З.Ш.
Оснований для отмены указанных решения и приказа, и предоставления в приоритетном порядке спорного помещения в аренду Региональному отделению у Комиссии и Комитета не имелось.
Несмотря на то, что ответ Комитета от 18 января 2023 года не содержал правового обоснования (ссылки на нормы Административного регламента) отказа в предоставлении испрашиваемого помещения, такое обоснование указано Комитетом дополнительно в письме от 4 апреля 2023 года со ссылкой на абзац 3 пункта 2.10.2 Административного регламента (имущество находится в аренде, либо безвозмездном пользовании, либо в оперативном управлении, либо в хозяйственном ведении), что соответствует фактическим обстоятельствам и приведенным требованиям закона.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обстоятельства фактического использования спорного объекта недвижимости ИП Ёрматовой З.Ш. и ИП Китовым Я.Т. после предоставления его в аренду к предмету настоящего спора не относятся.
Кроме того, судом первой инстанции правильно оставлены без оценки доводы Регионального отделения о незаконности сделки по передаче в аренду спорного имущества ИП Ёрматовой З.Ш., поскольку требований о признании данной сделки незаконной административным истцом не заявлялись, а в соответствии со статьей 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Проверяя доводы апелляционной жалобы о нарушении Думой Великого Новгорода процедуры принятия оспариваемых решений, судом апелляционной инстанции таких обстоятельств не установлено.
Оспариваемые решения Думы Великого Новгорода от 27 января 2023 года <...> и от 24 марта 2023 года <...> приняты представительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры, установленной Порядком формирования, ведения Перечня на территории городского округа – город Великий Новгород - утвержденного Решением Думы Великого Новгорода от 30 октября 2009 года № 493, Порядком предоставления муниципальной преференции, утвержденным решением Думы Великого Новгорода от 10 июля 2008 года <...>.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии кворума на заочном заседании и, соответственно, незаконности решения Координационного совета от 8 февраля 2023 года по результатам которого принято решение Думой Великого Новгорода о предоставлении муниципальной преференции ИП Китову Я.Т., являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании закона.
Согласно приведенному выше пункту 7.5. Положения о Координационном совете, решение Координационного Совета, которое принимается путем заочного голосования, считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов Совета.
Таким образом, исходя из буквального толкования указанной нормы и установленной численности Координационного Совета (18 человек), решение Координационного совета путем заочного голосования считается принятым, если за него проголосовало 9 и более членов Координационного совета
Поскольку в заочном заседании Координационного совета (в голосовании по вопросу предоставления ИП Китову Я.Т. муниципальной преференции в виде передачи в аренду спорного имущества, включенного в Перечень) приняли участие 9 из 18 членов Координационного совета, единогласно проголосовавшие за принятие решения, указанное решение принято при наличии кворума.
Таким образом, доводы Регионального отделения о несоответствии оспариваемых решений закону и нарушении прав Регионального отделения не нашли своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем судом первой инстанции принято обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных Региональным отделением требований.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 17 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новгородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий И.А. Алещенкова
Судьи Е.И. Комаровская
Е.Б. Павлова