Судья Емельянова Т.М. | Дело № 33а-440/2022Дело № 2а-4739/2021 УИД 26RS0001-01-2021-007035-02 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 22 марта 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи судей при секретаре судебного заседания | ФИО1, ФИО2 и Пшеничной Ж.А., ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4739/2021 по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконными уведомлений об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав,
по апелляционной жалобе представителя административных истцов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 – ФИО9 на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29 сентября 2021 г., которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Пшеничной Ж.А., изложившей обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя административных истцов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 – ФИО9, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ФИО10, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 обратились в суд с административным иском (в последующем уточненным) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – Управление Росреестра по Ставропольскому краю) о признании незаконными уведомлений об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В обоснование уточненного искового заявления указано на то, что 30 ноября 2020 г. административные истцы обратились в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на следующие объекты недвижимости: летняя кухня площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: нежилое, 1964 года постройки; погреб площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: нежилое, 1964 года постройки; сарай площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: нежилое, 2019 года постройки; сарай площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: нежилое, 1964 года постройки.
Перечисленные объекты недвижимости расположены на принадлежащем административным истцам на праве собственности земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования: под жилым домом квартирного типа (1 этаж); для многоквартирной застройки.
Уведомлением Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 15 марта 2021 г. заявителям сообщено об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на "Сарай" (1964 года) по следующим основаниям: отсутствует документ в составе технического плана, подтверждающий, что "Сарай" является вспомогательным сооружением к многоквартирному жилому дому; возведенный объект не является строением вспомогательного характера, для возведения которого не требуется получение разрешения на строительство, поскольку данные объекты не выполняют обслуживающую, вспомогательную функцию по отношению к какому-либо основному объекту, а, напротив, является самостоятельным и относится к объекту капитального строительства; отсутствует "проектная документация и согласование строительства соблюдения технических регламентов, санитарных и противопожарных требований"; на регистрацию не представлен документ, содержащий сведения о размере долей в отношении всех участников долевой собственности.
Уведомлением Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 16 марта 2021 г. заявителям сообщено об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на "Сарай" (2019 г.) по следующим основаниям: учитывая вид разрешенного использования земельного участка, отсутствуют основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности на "Сарай".
Уведомлением Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 15 марта 2021 г. заявителям сообщено об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на "Погреб" по следующим основаниям: здание "Погреб" является отдельно стоящим строением, возведено в 1964 г., не связано с осуществлением строительства или реконструкции основного объекта и потому не может являться вспомогательным объектом и иметь непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.); здание "Погреб" относится к объекту капитального строительства, что требует предоставления разрешения на строительство согласно пункту 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уведомлением Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 15 марта 2021 г. заявителям сообщено об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на "Летнюю кухню" по следующим основаниям: учитывая вид разрешенного использования земельного участка, отсутствуют основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности на "летнюю кухню".
С указанными уведомлениями административного ответчика административные истцы не согласны.
Поскольку надворные постройки, включая спорные сараи, погреб, летнюю кухню, не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы для обслуживания основного объекта - жилого дома, то они являются объектами вспомогательного значения, выдача разрешения, на строительство которых не требуется, отказ государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанные объекты за административными истцами является незаконным действием государственных регистраторов.
Законодательством не предусмотрено представление для проведения государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета документов, подтверждающих вспомогательный характер зданий и сооружений, в частности, сарая, погреба, летней кухни.
Сомнения государственного регистратора о том, что на земельном участке построены объекты недвижимости, не имеющие признаков вспомогательного назначения, ничем не обоснованы.
Вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не ограничивает собственников жилого дома, находящегося на указанном земельном участке, в строительстве построек вспомогательного назначения.
Признакам статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации спорные объекты не отвечают.
На момент возведения объектов недвижимости в 1964 г. (летняя кухня площадью <данные изъяты> кв.м, погреб площадью <данные изъяты> кв.м, сарай площадью <данные изъяты> кв.м), а также на момент приобретения права собственности на трехкомнатную <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> не были нормативно определены территориальные зоны г. Ставрополя с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Выводы Управления Росреестра по Ставропольскому краю об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на том основании, что спорные объекты недвижимости расположены на земельном участке с разрешенным видом использования - под жилым домом квартирного типа не соответствуют закону, не обоснованы и не мотивированы.
Земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 12 августа 2013 г. с видом разрешённого использования: "под жилым домом квартирного типа (1 этаж)", что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 4 октября 2016 г. № 26/501/16-630294.
На момент постановки земельного участка на кадастровый учет действовали Правила землепользования и застройки города Ставрополя, утверждённые решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 г. № 97 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя» (с изменениями от 30 января 2013 г.).
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540. То есть на дату постановки земельного участка на кадастровый учет данный классификатор не существовал и не действовал, а правилами землепользования и застройки г. Ставрополя виды разрешенного использования земельных участков определены не были.
Согласно поэтажному плану в составе технического паспорта на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> по состоянию на 23 апреля 2013 г. жилой дом по адресу: <адрес> состоит из двух блоков: первый блок <адрес>, второй блок (<адрес>, что также соответствует экспликации к поэтажному плану. Общая площадь квартиры № 1 - <данные изъяты> кв.м, квартиры № 2 - <данные изъяты> кв.м. Два жилых блока имеют общую стену без проемов с соседним блоком, каждый блок расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Высота жилого дома не превышает 3 этажа.
Таким образом, жилой дом по адресу: Ставрополь, кордон Угольный является жилым домом блокированной застройки.
Вид разрешённого использования земельного участка, указанный в кадастровом паспорте от 4 октября 2016 г. "под жилым домом квартирного типа (1 этаж)" соответствует виду разрешенного использования из классификатора приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 - блокированная жилая застройка, что предусматривает размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (жилой дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей, имеющих общую стену с соседним домом, при общем количестве совмещенных домов не более десяти); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощей и ягодных культур, размещение гаражей и иных вспомогательных сооружений.
Так как земельный участок сформирован до утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков 1 сентября 2014 г., а жилой дом и объекты вспомогательного назначения существовали на дату постановки земельного участка на кадастровый учет, решение Управления Росреестра по Ставропольскому краю об отказе в проведении государственной регистрации права и государственного кадастрового учета объектов вспомогательного назначения в связи с несоответствием виду разрешенного использования земельного участка не основан на законе.
Государственными регистраторами ошибочно применяются положения о многоквартирных жилых домах, так как жилой дом по адресу: <адрес> не отвечает признакам многоквартирного жилого дома. Согласно техническому паспорту на жилой дом и кадастровому паспорту на земельный участок по адресу: <адрес> такой статус ни жилому дому, ни земельному участку не присваивался.
На момент строительства как жилого дома, так и хозяйственных построек действующие градостроительные и строительные нормы и правила г. Ставрополя нарушены не были.
В части отказа в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с тем, что на регистрацию не представлен документ, содержащий сведения о размере долей в отношении всех участников долевой собственности в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», административные истцы не обращались с заявлением в Управление Росреестра по <адрес> о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части размера долей в праве общей долевой собственности, соответственно данные положения закона не подлежат применению.
С заявлением о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права обратились все собственники земельного участка и жилого дома с указанием в заявлении об установлении размера долей в праве общей долевой собственности по 1/5.
В уведомлении об отказе в государственного кадастрового учета и государственной регистрации права "Погреба" основания для отказа по части 2 статьи 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не содержится, что указывает на противоречивость решений государственных регистраторов и отсутствия единообразия в применении закона.
На основании изложенного, просили суд признать незаконными уведомления Управления Росреестра по Ставропольскому краю об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26525282/6, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26525282/7, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26525282/8, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26525282/9, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26525282/10, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26538157/6, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26538157/7, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26538157/8, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26538157/9, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26538157/10, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26312033/6, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26312033/7, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26312033/8, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26312033/9, от 15 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26312033/10, от 16 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26502960/6, от 16 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26502960/7, от 16 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26502960/8, от 16 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26502960/9, от 16 марта 2021 г. № КУВД-001/2020-26502960/10; возложить на Управление Росреестра по Ставропольскому краю обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности за административными истцами на следующие объекты недвижимости: летняя кухня площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: нежилое, 1964 года постройки; погреб площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: нежилое, 1964 года постройки; сарай площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: нежилое, 2019 года постройки; сарай площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: нежилое, 1964 года постройки.
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29 сентября 2021 г. ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 отказано в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 – ФИО9 полагает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку судом не приняты во внимание доводы, изложенные в административном иске, что на момент строительства как жилого дома, так и хозяйственных построек – 1964 год, действующие градостроительные и строительные нормы и правила нарушены не были. Территориальные зоны г. Ставрополя не были нормативно определены.
Выводы суда о том, что для спорного объекта «летняя кухня» предполагается снабжение необходимыми коммуникациями через общий земельный участок, на что необходимо согласие всех собственников и такого согласия не представлено, не относится к обстоятельствам административного дела.
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что спорные объекты появились позднее строительства основного жилого дома, что в период строительства нарушения положения о видах разрешенного использования земельного участка, что спорные объекты не являются вспомогательными, что заявителями не представлен полный объем документов, предусмотренный статьями 14, 18, 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Просит решение суда отменить и принять новое, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного ответчика Управления Росреестра по Ставропольскому краю ФИО11 поданы возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени судебного разбирательства своевременно и в надлежащей форме. Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Ставропольского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административных истцов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, представителя заинтересованного лица комитета градостроительства администрации г. Ставрополя.
Выслушав явившихся лиц, изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда в виду нижеследующего.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Исходя из положений статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что процедура судебной защиты, применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяется, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 г. № 508-О, от 19 июня 2007 г. № 389-О-О и от 15 апреля 2008 г. № 314-О-О).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что согласно сведениям, имеющимся в Едином государственном реестре недвижимости, административные истцы являются собственниками земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под жилым домом квартирного типа (1 этаж) для многоквартирной застройки.
16 декабря 2011 г. на государственный кадастровый учет поставлен объект недвижимого имущества с кадастровым номером № - здание, наименование и назначение - многоквартирный дом, площадь <данные изъяты> кв.м, в здании расположены помещения с кадастровыми номерами №, №, №, №, №.
16 декабря 2011 г. на государственный кадастровый учет поставлены объекты недвижимого имущества с кадастровым номером № - помещение, назначение - жилое, вид жилого помещения - квартира, наименование - квартира 1, площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>; с кадастровым номером № - помещение, назначение - жилое, вид жилого помещения - квартира, наименование - трехкомнатная квартира, площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>.
14 декабря 2013 г. на государственный кадастровый учет поставлены объекты недвижимого имущества с кадастровым номером № - помещение, назначение - жилое, вид жилого помещения - квартира, наименование трехкомнатная квартира, площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес><адрес>; с кадастровым номером № - помещение, назначение - жилое, вид жилого помещения - квартира, наименование - квартира трехкомнатная, площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>; с кадастровым номером № - помещение, назначение - жилое, вид жилого помещения - квартира, наименование - квартира, площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>.
15 июля 2002 г. проведена государственная регистрация права общей долевой собственности ФИО5 (1/5 доля в праве общей долевой собственности), ФИО4 (1/5 доля в праве общей долевой собственности), ФИО7 (1/5 доля в праве общей долевой собственности), ФИО6 (1/5 доля в праве долевой собственности) на объект недвижимого имущества с кадастровым номером № на основании договора о передаче жилья собственность № 51 от 18 апреля 2002 г., о чем сделаны записи регистрации №№ №, №, №, №.
30 сентября 2000 г. проведена государственная регистрация права собственности ФИО8 на объект недвижимого имущества с кадастровым номером № на основании договора о передаче жилья в собственность № 46 от 4 августа 2000 г., о чем сделана запись регистрации №.
1 февраля 2019 г. проведена государственная регистрация права общей долевой собственности ФИО4 (1/5 доля в праве общей долевой собственности) на объект недвижимого имущества с кадастровым номером № на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 7 апреля 2017 г., соглашения о разделе наследственного имущества от 7 апреля 2017 г. о чем сделана запись регистрации №.
28 мая 2019 г. проведена государственная регистрация права общей долевой собственности ФИО4 (588/5430 доли в праве общей долевой собственности), ФИО7 (588/5430 доли в праве общей долевой собственности), ФИО6 (588/5430 доли в праве общей долевой собственности), ФИО5 (588/5430 доли в праве общей долевой собственности), ФИО8 (498/1086 в праве общей долевой собственности).
28 ноября 2020 г. административные истцы обратились в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права общей долевой собственности на здание - летняя кухня, расположенное по адресу: <адрес> (записи № КУВД-001/2020-26312033).
30 ноября 2020 г. административные истцы обратились в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>: летнюю кухню площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: нежилое, 1964 года постройки; погреба площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: нежилое, 1964 года постройки; сарая площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: нежилое, 2019 года постройки; сарая площадью <данные изъяты> кв.м, назначение: нежилое, 1964 года постройки (№ КУВД-001/2020-26525282, № КУВ/Д-001/2020-26538157, № КУВД-001/2020-26502960).
Управлением Росреестра по Ставропольскому краю государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав по заявлениям № КУВД-001/2020-26312033, № КУВД-001/2020-26525282, № КУВД-001/2020-26538157, № КУВД-001/2020-26502960 приостановлены до 15 марта 2021 г. и 16 марта 2021 г., в связи с тем, что: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.
15 марта 2021 г. и 16 марта 2021 г., в связи с истечением срока приостановления и не устранением приведенных в уведомлениях причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий, Управлением Росреестра по Ставропольскому краю отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, о чем заявителям направлены уведомления об отказе № КУВД-001/2020-26312033, № КУВД-001/2020-26525282, № КУВД-001/2020-26538157, № КУВД-001/2020-26502960.
Постанавливая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска и исходил из того, что дом по адресу: Ставрополь, кордон Угольный является многоквартирным; спорные нежилые строения - летняя кухня, погреб, два сарая расположены на землях с разрешенным использованием - под многоквартирным жилым домом, что не допускает размещение на нем данных нежилых строений.
Суд указал, что решения об изменении целевого назначения земельного участка, на котором находятся спорные объекты, и разрешенного вида его использования органом местного самоуправления не принималось. Решения общего собрания на строительство таких объектов не представлено.
Правилами землепользования и застройки г. Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 г. № 97, санитарными нормами и правилами, а также противопожарными правилами не предусмотрено размещение в зоне малоэтажной многоквартирной застройки такого объекта как «летняя кухня», «сарай», «погреб».
Спорный объект «летняя кухня» предполагает снабжение необходимыми коммуникациями через общий земельный участок, на что необходимо согласие всех сособственников. Такого согласия так же не представлено.
С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), другие Федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона о регистрации).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
Не устранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 данного Закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статья 27 Закона о регистрации).
В соответствии со статьей 29 (пункт 3 части 1) приведенного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 данного Кодекса.
В силу части 10 статьи 40 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТу 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения». Согласно пункту 10.1 и приложению А указанного ГОСТа к классу сооружений пониженного уровня ответственности (КС-1) относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей.
Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. К таким сооружениям можно отнести мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения.
Под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности; возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования (письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 апреля 2020 г. № 3215-АБ/20 «Об объектах вспомогательного использования»).
Земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположены спорные объекты, имеет разрешенное использование под жилым домом квартирного типа (1 этаж) для многоквартирной застройки.
Из технических планов от 26 июня 2020 г., подготовленных кадастровым инженером в связи созданием зданий, следует, что летняя кухня имеет площадь <данные изъяты> кв.м, год завершения строительства здания - 1964; сарай имеет площадь <данные изъяты> кв.м, год завершения строительства здания - 1964; погреб имеет площадь <данные изъяты> кв.м, год завершения строительства здания - 1964; сарай имеет площадь <данные изъяты> кв.м, год завершения строительства здания - 2019.
В заключениях кадастрового инженера, являющихся неотъемлемой частью технических планов, содержится информация о том, что указанные объекты недвижимости являются вспомогательными к многоквартирному жилому дому с кадастровым номером №.
Объекты расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером №, вместе с тем, как верно установил суд первой инстанции, указанный земельный участок имеет разрешенное использование под жилым домом квартирного типа (1 этаж) для многоквартирной застройки.
Исходя из представленных технических планов спорные объекты - это отдельно стоящие строения, возведение которых не связано с осуществлением строительства или реконструкции основного объекта, и потому не могут являться вспомогательными объектами и иметь непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.).
При этом данные объекты не выполняют вспомогательную или обслуживающую функцию по отношению к многоквартирному дому и могут быть использованы для иной деятельности.
В данном случае, согласно пункту 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, а по завершению выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
Спорные объекты не являются объектами вспомогательного использования в силу положений Градостроительного кодекса и на государственную регистрацию права собственности на спорные объекты административные истцы не представили документов, необходимых для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Основания для отказа в проведении государственного кадастра и государственной регистрации права, в соответствии с которыми административными истцами не представлен документ, содержащий сведения о размере долей в отношении всех участников долевой собственности, представляются судебной коллегии верными.
В соответствии с нормами пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства является общим имуществом многоквартирного дома и принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о регистрации государственная регистрация распределения долей в праве общей собственности проводится по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются (изменяются) на основании документа, содержащего сведения о размере долей, за исключением случая, если изменение размера доли устанавливается судебным актом.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 246, пунктом 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество предполагает необходимость согласования их воли по осуществлению правомочий в отношении такого имущества.
В данном случае на государственную регистрацию не представлен документ, содержащий сведения о размере долей в отношении всех участников долевой собственности на спорные объекты недвижимого имущества.
Кроме того, фактически в рамках требований, заявленных в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административные истцы приобретают право собственности на объекты недвижимого имущества, что является недопустимым. Вопросы приобретения права рассматриваются судом в рамках искового судопроизводства в гражданском процессе.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
При указанных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные административными истцами в административном исковом заявлении, не опровергают выводов суда первой инстанции, а также не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено.
Так как вынесенное по делу решение является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 307 – 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 – ФИО9– без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции путем подачи через суд первой инстанции кассационной жалобы (представления) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение составлено 23 марта 2022 г.
Председательствующий | ФИО1 | |
Судьи | ФИО2 | |
Ж.А. Пшеничная |