ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4753/2023 от 31.01.2023 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-531/2024

В суде первой инстанции дело № 2а-4753/2023

УИД 27RS0003-01-2023-005349-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Казариковой О.В.,

судей Хасановой Н.В., Чуешковой В.В.,

при секретаре Лунгу А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 января 2023 года в г. Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора к инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Железнодорожному району г. Хабаровска ФИО1,, отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Железнодорожному району г. Хабаровска, ГУ МЧС России по Хабаровскому краю о признании незаконными акта от 1 августа 2023 года № 2307/1-27/45-В/АВП, предписания от 1 августа 2023 года № 2307/1-27/45-В/ПВП, действий, бездействия,

по апелляционной жалобе административного истца ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Хасановой Н.В., пояснения представителей административного ответчика ГУ МЧС России по Хабаровскому краю – ФИО2 и ФИО3, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда

УСТАНОВИЛА:

ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора (далее – ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция», Учреждение) обратилась в суд с административным иском к инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Железнодорожному району г. Хабаровска ФИО1, отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Железнодорожному району г. Хабаровска, ГУ МЧС России по Хабаровскому краю о признании незаконными акта от 1 августа 2023 года № 2307/1-27/45-В/АВП, предписания от 1 августа 2023 года № 2307/1-27/45-В/ПВП, действий, бездействия.

В обоснование заявленных требований указано, что в период с 24 июля 2023 года 15 час. 00 мин. по 01 августа 2023 года 15 час. 00 мин. осуществлялась внеплановая выездная проверка в отношении ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция», в ходе которой составлен протокол осмотра от 24 июля 2023 года, акт и предписание от 1 августа 2023 года.

Полагает, что проверка проведена с нарушением процедуры: в протоколе осмотра отсутствует подпись привлеченного к проверке специалиста по защите информации ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» ФИО4, фото-,видео-фиксация не проводилась.

2 августа 2023 года в ГУ МЧС России по Хабаровскому краю подана жалоба, ответ на которую на момент подачи административного иска не получен.

Указывает, что любые затраты, связанные с приведением и содержанием объекта в нормативном состоянии, являются неэффективным использованием бюджетных средств и противоречат требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Учреждением была инициирована процедура списания защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) с целью его дальнейшего сноса - утилизации.

Полагает, что выводы составленного акта противоречат представленным в ходе проверки документам, которыми рекомендован снос ЗС ГО.

Просит:

- признать незаконными действия инспектора по составлению протокола от 24 июля 2023 года, акта выездной внеплановой проверки от 1 августа 2023 года;

- признать незаконными акт внеплановой выездной проверки и предписание об устранении нарушений обязательных требований от 1 августа 2023 года № 2307/1-27/45-В/АВП;

- признать незаконным бездействие ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, выразившегося в отсутствии факта рассмотрения жалобы.

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23 октября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административный истец ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция», дублируя доводы административного иска, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для данного дела.

В письменных возражениях административный ответчик инспектор отдела ФИО1 с доводами апеллянта не согласилась.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, административный истец ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» и административные ответчики инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Железнодорожному району г. Хабаровска ФИО1, отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Железнодорожному району г. Хабаровска в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, не возражали против рассмотрения дела в свое отсутствие, их явка не признана судом обязательной. В соответствии со статьями 150, 226, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда (далее – судебная коллегия) рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика ГУ МЧС России по Хабаровскому краю – ФИО2 и ФИО3 с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В силу требований части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей административного ответчика ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, проверив законность и обоснованность решения суда, рассмотрев дело по правилам, определенным частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 2, 4 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.

Таких оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы с административным делом судебной коллегией не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 18 июля 2023 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее – ОНДиПР по Железнодорожному району г. Хабаровска) вынесено решение о проведении выездной внеплановой проверки в отношении ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» (адрес регистрации юридического лица: <...>). Основанием для принятия решения послужило поручение президента Российской Федерации от 22 ноября 2022 года № 3283сс.

20 июля 2023 в адрес ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» на основании решения от 18 июля 2023 года поступило уведомление о проведении выездной внеплановой проверки.

При проведении проверки совершены следующие контрольные (надзорные) действия: истребованы документы; проведен осмотр по месту: <...>, по результатам которого составлен протокол от 24 июля 2023 года.

По результатам проведенной выездной внеплановой проверки составлен акт от 1 августа 2023 года № 2307/1-27/45-В/АВП, в котором отражены выявленные нарушения законодательства, а именно абзацы 1, 3, 4, 5 пункта 3.2.1, пункты 3.2.3, 3.2.5, 3.2.7, 3.2.11, 3.2.12 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

1 августа 2023 года на основании акта выездной внеплановой проверки от 1 августа 2023 года вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований № 2307/1-27/45-В/ПВП.

1 августа 2023 года Учреждением получены: протокол осмотра от 24 июля 2023 года, акт от 1 августа 2023 года № 2307/1-27/45-В/АВП, предписание от 1 августа 2023 года № 2307/1-27/45-В/ПВП.

Директором ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» 1 августа 2023 года в адрес ГУ МЧС России по Хабаровскому краю направлена жалоба на действия инспектора ОНДиПР по Железнодорожному району г. Хабаровска ФИО1

23 августа 2023 года директору ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» дан ответ о том, что проверка проводилась в рамках осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны. Разъяснено, что жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. В связи с тем, что жалоба подана без использования личного кабинета контролируемого лица на ЕПГУ, она рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего законодательства, пришел к выводу о законности составленного в ходе проведения проверки протокола осмотра от 24 июля 2023 года, акта выездной внеплановой проверки от 1 августа 2023 года и вынесенного на основании указанных документов предписания; о соответствии оспариваемых действий и решений должностного лица требованиям законодательства, подлежащего применению в спорных правоотношениях.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, находит их верными, основанными на правильном применении и толковании положений действующего законодательства.

Статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ) предусмотрено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, в соответствии с пунктом 2 которого к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО) в мирное время (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

В целях сохранения имеющегося фонда ЗС ГО, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила № 583).

Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил № 583 готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся. В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).

Согласно пунктам 1.4, 3.4.4 Правил № 583 для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости.

При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.

Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).

Требования к содержанию ЗС ГО установлены СНиП II-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны», утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2022 года № 1101/пр.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 статьи 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно абзацу 4.1.1 Правил № 583, оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).

Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц регламентированы Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ).

Положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.

Деятельность государственного пожарного надзора регламентирована Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре" (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре»), постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года № 1086 «О государственном надзоре за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (вместе с «Правилами государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»).

Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий закреплены в статье 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ. Одним из оснований, указанных в данной статье, является поручение Президента Российской Федерации.

В силу положений статьи 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248, для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки).

Согласно части 6 статьи 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248 о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее, чем за двадцать четыре часа до ее начала, в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий: осмотр; досмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; отбор проб (образцов); инструментальное обследование; испытание; экспертиза; эксперимент (часть 1 статьи 65 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248).

Согласно положений статьи 76 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248, под осмотром в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра.

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается должностными лицами государственного пожарного надзора самостоятельно (пункт 39 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре от 12 апреля 2012 года № 290).

Обязательной фото- или видеофиксации доказательств нарушений обязательных требований, случаи для которой установлены в пункте 39 вышеназванного Положения, проверочные мероприятия не предусматривали.

Ненадлежащее техническое состояние объекта ЗС ГО подтверждается экспертным заключением от 22 февраля 2017 года № 1-02/17 (л.д.70-132), с даты проведения указанной экспертизы его состояние не улучшено.

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 3 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 октября 2023 года, на ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» возложена обязанность привести ЗС ГО инв. № 240-28 в соответствии с требованиями Правил эксплуатации от 15 декабря 2022 года № 583.

Протокол осмотра, в котором указаны установленные нарушения в состоянии названного объекта ЗС ГО, составлен должностным лицом 24 июля 2023 года. При осмотре от контролируемого лица присутствовал специалист по защите информации ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» ФИО4 (л.д. 44-45). Сопоставив вышеизложенные доказательства и оценив таковые в их совокупности, судебная коллегия считает, что отсутствие подписи указанного лица не свидетельствует о порочности протокола осмотра от 24 июля 2023 года.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248 к результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона.

По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту (часть 2 статьи 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248).

Акт выездной внеплановой проверки от 1 августа 2023 года № 2307/1-27/45-В/АВП составлен и подписан надлежащим должностным лицом, содержит все необходимые реквизиты, в акте изложен перечень установленных нарушений, к акту приложен протокол осмотра от 24 июля 2023 года, разъяснен порядок и срок обжалования акта, акт вручен контролируемому лицу 1 августа 2023 года (л.д. 37-40, 8-11).

В силу части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248 в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан, в том числе, выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

Предписание от 1 августа 2023 года № 2307/1-27/45-В/ПВП выдано после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу; предписание выдано и подписано надлежащим должностным лицом, содержит все необходимые реквизиты, в предписании изложен перечень установленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, разъяснен порядок и срок его обжалования, предписание вручено контролируемому лицу 1 августа 2023 года (л.д. 41-43, 14-16).

Административным истцом оспариваются, в том числе: действия инспектора ОНДиПР по Железнодорожному району г. Хабаровска ФИО1, выраженные в составлении протокола осмотра и акта выездной внеплановой проверки; протокол осмотра, акт и предписание, составленные по результатам проверки.

Принимая во внимание, что решение о проведении выездной внеплановой проверки от 18 июля 2023 № 2307/1-27/45-В/РВП принято уполномоченным должностным лицом, содержит в себе все необходимые для такого документы реквизиты, в нем указаны: основания проведения проверки, срок её проведения, должностное лицо, уполномоченное на её проведение, список контрольных (надзорных) действий, проводимых в рамках проверки; что о принятом решении контролируемое лицо уведомлено заблаговременно - 20 июля 2023 года (л.д. 33, 34); должностное лицо, проводившее проверку действовало в пределах предоставленных законом полномочий; протокол осмотра, акт и предписание соответствуют вышеуказанным требованиям закона, то оснований для признания оспариваемых решений и действий не законными не имеется.

Кроме того, административный истец оспаривает бездействие административного ответчика ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, связанное с отсутствием рассмотрения жалобы ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция», поданной в связи с несогласием с вышеизложенной проверкой.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требования о признании незаконным бездействия ГУ МЧС России по Хабаровскому краю по не рассмотрению жалобы от 1 августа 2023 года не имеется, поскольку указанная жалоба была подана без соблюдения положений Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248.

Так, в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248 жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Порядок и сроки обжалования изложены в акте и предписании от 1 августа 2023 года, о чем административный истец не мог не знать, поскольку своевременно получил названные документы.

Из анализа норм главы 9 (статьи 39 - 43) Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ, регулирующих вопросы обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц, следует, что иного порядка обжалования, кроме обращения в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, законом не предусмотрено.

Согласно частям 1, 1.1, 2 и 7 статьи 43 названного Федерального закона уполномоченные на рассмотрение жалоб органы при рассмотрении жалобы используют подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности и должны обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.

Цели и задачи создания, принципы функционирования, пользователи и их полномочия, а также функции государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (далее также - государственная информационная система) определены Положением о государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 года № 482 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2, подпунктом «е» пункта 3 Положения государственная информационная система создается в целях реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, осуществляющих государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, предназначена для автоматизации досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Пунктом 5 Положения установлено, что в составе государственной информационной системы функционирует подсистема, обеспечивающая досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в рамках запланированного, проводимого или завершенного контрольного (надзорного) мероприятия.

Ведение государственной информационной системы при обеспечении досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с Правилами ведения подсистемы досудебного обжалования государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (далее - Правила).

В силу пункта 5 Правил информация о жалобах, содержащаяся в подсистеме досудебного обжалования, включает в себя: предмет жалобы (пункт «а»); справочную информацию, в том числе: дату поступления жалобы в подсистему досудебного обжалования, учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия, сведения о ходе рассмотрения жалобы (даты направления жалобы, для рассмотрения уполномоченным лицом контрольного (надзорного) органа, подготовки и согласования проекта решения по жалобе и его подписания), а также об иных действиях в отношении жалобы, совершенных в подсистеме досудебного обжалования (регистрационный журнал действий уполномоченных должностных лиц) (пункт «б»); текст решения по жалобе или ссылку на электронный документ, содержащий текст решения по жалобе, с указанием регистрационных номеров и дат (пункт «в»); информацию об информационной системе, в которой производится рассмотрение жалобы (пункт «д»).

Из правового анализа приведенных норм следует, что действующий механизм досудебного обжалования предусматривает подачу жалобы только в дистанционном формате посредством специально созданного единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Иных способов подачи жалобы не предусмотрено.

Поданная в ненадлежащем виде жалоба ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» в связи с несогласием с вышеизложенной проверкой рассмотрена ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в порядке, определенном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», что не противоречит вышеизложенным требованиям закона, поскольку жалоба подана в ненадлежащем порядке. Подателю жалобы вновь разъяснен порядок подачи жалобы контролируемого лица (л.д. 18, 19,20, 21-22).

В связи с указанными нормами судебная коллегия приходит к выводу, что незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении поданной административным истцом жалобы, не имеется. Отсутствие желаемого для контролируемого лица результата по рассмотрению жалобы от 1 августа 2023 года не свидетельствует с достаточной полнотой об ином.

Судебная коллегия расценивает жалобу от 1 августа 2023 года как соблюдение подателем административного иска обязательного досудебного порядка оспаривания контрольных мероприятий, установленного частью 2 статьи 39 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ. Как следует из пояснений административного истца, изложенных в административном исковом заявлении, а также скриншота портала Госуслуги (л.д.20), им были предприняты меры для направления жалобы административному ответчику для соблюдения досудебного урегулирования спора и оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения по существу лишь по тому основанию, что эта жалоба подана не в электронной форме, суд первой инстанции не усмотрел, с чем судебная коллегия соглашается.

На основании вышеизложенного, довод апеллянта о том, что судом первой инстанции не учтены обстоятельства отсутствия ответа на жалобу, судебная коллегия отклоняет.

Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе в части фактического состояния ЗС ГО и работы по его списанию как объекта гражданской обороны, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые были бы не проверены судом, доводам апеллянта в решении суда дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции в полной мере соглашается.

Оценка таким доводам дана на основании совокупности имеющихся в материалах административного дела доказательств, в том числе представленных в суд апелляционной инстанции, дублирующих ранее представленные, из которых следует, в том числе, что на момент апелляционного рассмотрения настоящего административного дела ЗС ГО инв. № 240-28 по адресу: <адрес> не снято с учета, его тип не изменен.

При таком положении судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену принятого по административному делу решения, не установлены и из доводов апелляционной жалобы не следуют, в связи с чем, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Несогласие апеллянта с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований, в том числе безусловных (часть 1 статьи 310 КАС РФ), для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы по делу не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.

Председательствующий:

Судьи