ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-476/20 от 20.01.2021 Рязанского областного суда (Рязанская область)

дело №2а-476/2020

УИД 62RS0019-01-2020-000985-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Воейкова А.А.,

судей Лукашевича В.Е., Логвина В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назаровой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, по апелляционной жалобе администрации МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области на решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 27 октября 2020 года, которым административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Логвина В.Н.,объяснения представителя административного ответчика ФИО2 и представителя государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области ФИО3, возражения представителя административного истца ФИО4, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в Рыбновский районный суд Рязанской области с административным иском об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав в обоснование, что с 2010 года она является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2502 кв.м., из категории земель населенных пунктов, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.

25.02.2020 она обратилась в администрацию МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома, общей площадью 100 кв.метров, на вышеуказанном земельном участке. С уведомлением она представила полный комплект документов, предусмотренный частью 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

30.04.2020 администрация МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области выдала ей уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

В данном уведомлении административным ответчиком было указано, что параметры индивидуального жилого дома, планируемого к строительству на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, не соответствуют пункту 13.1.20 Требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством ФИО5», утвержденных Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2019, в части размещения жилых домов на земельном участке по линии застройки.

Ссылаясь на то, что необоснованное уведомление нарушает её права собственника на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, ФИО1 просила суд: признать незаконным уведомление администрации МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области от 30.04.2020 года; обязать администрацию МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области в установленном действующем порядке рассмотреть вопрос о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0710101:28, расположенном по адресу: <адрес>.

27.10.2020 Рыбновский районный суд Рязанской области принял решение об удовлетворении административного иска, постановив:

-Признать незаконным уведомление от 30.04.2020 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>.

-Обязать администрацию МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области устранить выявленные нарушения, путем повторного рассмотрения ранее поданного ФИО1 уведомления о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>.

В апелляционной жалобе администрация МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области просила отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Привела доводы о том, что при вынесении решения районным судом неправильно определены и не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда не соответствуют изложенным в решении обстоятельствам. Полагает, что в данном случае «линия застройки улицы» в исторической части населенного пункта совпадает с существующей красной линией «Улично-дорожной сети».

В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что в селе <адрес> красные линии в установленном порядке не утверждены, исторически сложившиеся линии застройки на территории данного села не определены.

Представитель заинтересованного лица - государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области ФИО3 поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании возразила против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

На основании части 2 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело в апелляционном порядке в отсутствие неявившихся лиц: административного истца ФИО1, представителей заинтересованных лиц администрации МО – Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области и ГАУК «Государственный музей-заповедник ФИО5».

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия находит его не подлежащим отмене или изменению.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решений органа местного самоуправления судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

Как указывает подпункт 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно статье 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

В соответствии с частью 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику уведомление о соответствии либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 1 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ).

Пунктом 13.1.20 Требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством ФИО5», утвержденных Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1449 от 30 сентября 2019 года, установлены требования градостроительных регламентов к размещению жилых домов на земельном участке: жилые дома должны располагаться по линии застройки, за домом - хозяйственные постройки, далее сад и огород; все строения на земельных участках должны размещаться между линией застройки и проходящей на расстоянии 40 метров от нее линией ограничения застройки.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2502 кв.м., из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.

По сведениям Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области (сообщение от 06.04.2020 года ) земельный участок с кадастровым номером 62:13:0710101:28 расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения (достопримечательного места) «Есенинская Русь-место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО5», включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Минкультуры РФ от 17.09.2015 №2431, а также в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника ФИО5 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО5», где допускается строительство при условии сохранения исторической планировочной структуры: разработки специальных (традиционных) типов застройки; ограничение этажности (не более 2 этажей), а также в границах зоны регулирования застройки с регламентным участком ЗР-1, утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 11.03.2013 №89 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба, в которой в 1895г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович», Рязанская область, Рыбновский район, с. Константиново, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», режим использования земель и градостроительные регламенты которого допускают ремонт, реконструкцию существующих зданий жилого и общественного назначения, компенсационное строительство на свободных участках взамен утраченного жилого фонда и новое строительство на основе использования исторических традиций. Согласно приказу Минкультуры России от 30.09.2019 года №1449 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО5», вышеуказанный земельный участок частично расположен в границах территории с режимом Р-2 (территории, относящиеся к застроенным территориям мемориального периода и подлежащие дальнейшему освоению) с регламентным участком Р-2.2 – территории, отнесенные к землям населенных пунктов и формируемые преимущественно приусадебной и индивидуальной жилой застройкой, где допускается строительство одноэтажных на каменном основании деревянных домов, рубленных из бревен с остатком «в лапу», с тесовыми пристройками. Ширина основного объема дома по главному фасаду не более 8 м в две, три или четыре оконные оси. Высота дома от нижней отметки земли до конька кровли не более 7,5 м. В части земельного участка, расположенного в границах территории с режимом Р-1 (территории, относящиеся к незастроенным территориям мемориального периода и не подлежащие дальнейшему освоению) с регламентным участком Р-1.5 – территории, отнесенные к землям населенного пункта, которые не были застроены на мемориальный период (с 1860 по 1941г.г., в том числе включает годы жизни ФИО5 1895-1925г.г.), возведение капитальных строений и сооружений запрещено. Инспекция полагает возможным строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в с. Новоселки Рыбновского района Рязанской области, с линией застройки по улице Малая Ивановка.

Согласно Правилам землепользования и застройки МО - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, утвержденным решением Думы МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области от 28 февраля 2017 года, земельный участок административного истца с кадастровым номером 62:13:0710101:28 находится в территориальной зоне Ж – зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажей).

Из градостроительного плана от 10.10.2019, выданного ГКУ РО «Центр градостроительного развития Рязанской области» следует, что на земельном участке ФИО1 с кадастровым номером допустимо строительство жилого дома.

Таким образом, противоречий между разрешенным использованием вышеназванного земельного участка и предполагаемым правовым режимом его использования не имеется. При этом необходимо соблюдать требования к градостроительным регламентам, установленные Приказом Минкультуры России от 30.09.2019 № 1449.

25.02.2020 административным истцом ФИО1 в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации представлено в компетентный орган сообщение в виде уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, общей площадью 100 кв.метров на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0710101:28.

30.04.2020 администрацией МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области ФИО1 выдано уведомление о несоответствии указанных в её уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В данном уведомлении администрация муниципального района сослалась на то, что параметры индивидуального жилого дома планируемого к строительству на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0710101:28, расположенном по адресу: <адрес>, не соответствуют пункту 13.1.20 Требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством ФИО5», утвержденных Приказом Минкультуры России от 30.09.2019 № 1449, в части размещения жилых домов на земельном участке по линии застройки.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое уведомление должно быть мотивированным и обоснованным, содержать основания его принятия со ссылкой на конкретные нормативные акты с разъяснением содержания приведенных в нем норм, по которым оно принято. В уведомлении от 30.04.2020 не указано на нарушение какого-либо пункта части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, в нем не содержатся сведения о том, кем и когда устанавливалась «линия застройки», где конкретно расположена данная «линия застройки» относительно земельного участка административного истца, в чем конкретно выражается нарушение «линии застройки».

В связи с этим районный суд пришел к выводу о том, что, подобный ответ на уведомление о планируемом строительстве жилого дома, создает препятствия к осуществлению административным истцом его права на использование земельного участка в соответствии с назначением. Установив отсутствие обоснования доводов уведомления от 30.04.2020 и доказательств законности выводов административного ответчика, суд первой инстанции принял решение об удовлетворении административного иска.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и отклоняет доводы апелляционной жалобы, по следующим мотивам.

Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Порядок подготовки и утверждения градостроительной документации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 года (далее - Инструкция РДС 30-201-98).

Согласно пункту 3.8 Инструкции РДС 30-201-98 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей.

В силу пунктов 4.1 и 4.2 Инструкции РДС 30-201-98 проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта и разбивочного чертежа красных линий.

В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3 Инструкции РДС 30-201-98).

Разделом 5 Инструкции РДС 30-201-98 установлены требования к содержанию и оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий.

План красных линий и разбивочный чертеж красных линий выполняются и оформляются в соответствии с требованиями «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации», утвержденной Госстроем России Постановлением № 18-58 от 22.12.1993 года (пункт 5.1 Инструкции РДС 30-201-98).

На разбивочном чертеже красных линий отражается графическая информация. Устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами, включая в том числе: ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки (м); дополнительные размеры, определяющие построение устанавливаемых линий по действующим линиям, фасадам зданий и сооружений и другим условиям привязки (пункт 5.3 Инструкции РДС 30-201-98).

Разбивочный чертеж красных линий наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: наименование улиц, пояснительные надписи, облегчающие чтение чертежа: «зеленые насаждения», «линия застройки» (надпись делается со стороны застроенной территории), «техническая зона» и др. (пункт 5.4 Инструкции РДС 30-20198).

На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов и т.д. (пункт 5.7 Инструкции РДС 30-201-98).

Правила землепользования и застройки территории МО - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области предусматривают, что отступ от красной линии до линии застройки при новом строительстве должен составлять не менее 6 метров.

Вопреки требованиям части 2 статьи 62 КАС РФ администрацией МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении ФИО1 пункта 13.1.20 Требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам. В частности, стороной административного ответчика не представлены имеющие юридическую силу документы, подтверждающие установление линии застройки и (или) красной линии, либо свидетельствующие об исторически сложившихся линиях застройки на территории села <адрес>, возле планируемого ФИО1 места строительства жилого дома. Напротив, представитель административного ответчика признал, что подобные документы не составлялись.

Судебная коллегия полагает, что районный суд обоснованно признал оспариваемое уведомление не соответствующим требованиям законодательства, нарушающим права и законные интересы административного истца, и в порядке части 9 статьи 227 КАС РФ правомерно возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемом строительстве жилого дома.

Все доводы апелляционной жалобы сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 27 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий –

Судьи: