Дело № 33а-17915/2021 (№ 2а-476/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.,
судей Булата А.В., Золотова Д.В.,
по докладу судьи Иваненко Е.С.,
при секретаре
судебного заседания Вартанян Л.А.,
слушала в закрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, в интересах малолетнего ФИО2, к администрации г. Сочи, Управлению по образованию и науке администрации г. Сочи о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении местом на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14.01.2021г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Центральный районный суд г. Сочи с административным иском к администрации г. Сочи, Управлению по образованию и науке администрации г. Сочи о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении местом на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования.
В обоснование своих требований ссылается на то, что она пыталась поставить своего ребенка, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении МД ОБУ детский сад № 117, расположенном по адресу: г. Сочи, пгт. Красная <...>, однако ей было отказано ввиду необходимости предоставления свидетельства о регистрации одного из родителей по месту пребывания.
ФИО1 полагает, что отказ в постановке на учет ее ребенка для получения места в дошкольном образовательном учреждении МД ОБУ детский сад № 117 является незаконным, в связи с чем, она обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14.01.2021г. в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, в интересах малолетнего ФИО2, к администрации г. Сочи, Управлению по образованию и науке администрации г. Сочи о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении местом на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования отказано.
С указанным решением суда не согласилась ФИО1 и подала апелляционную жалобу.
В обоснование доводов жалобы ФИО1 ссылается на то, что судом первой инстанции, при рассмотрении дела, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда не явились, о времени и месте рассмотрения дела администрация извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 не был предоставлен документ, подтверждающий постоянную или временную регистрацию на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в Адлерском районе.
Однако, судебная коллегия полагает, что данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006г. № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ст. 38 Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют многоплановую роль публичной власти в этой сфере, исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в том числе является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминаций в сфере образования.
Согласно п. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Обеспечение детского населения местами в дошкольных образовательных организациях города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения городских округов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 1); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 3).
Аналогичные нормы закреплены в п. 13 ст. 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.
Согласно Общим положениям Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов России по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, направленных Письмом Минобрнауки России от 31.07.2014г. № 08-1002, с 1 января 2014 года вступивший в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, закрепил новое распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления. В соответствии с указанным распределением полномочий расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов.
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев и определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч. 1 и ч. 2 ст. 67).
В силу п. 6 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Из анализа, приведенных законоположений в их системном единстве следует, что закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативно организационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении.
При достижении несовершеннолетним соответствующего возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.
Следовательно, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Сочи относится к компетенции администрации муниципального образования город Сочи, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (ст. ст. 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Согласно пункту 8 Приказа Минпросвещения России от 15.05.2020г. № 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования", прием в муниципальную образовательную организацию осуществляется на основании направления, которое получено в рамках реализации муниципальной услуги, предоставляемой органами местного самоуправления по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады).
Постановлением администрации г. Сочи от 10.09.2015г. № 2633 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет для зачисления детей в образовательные организации (учреждения), реализующие основные образовательные программы дошкольного образования (детские сады) в муниципальном образовании город - курорт Сочи».
В соответствии с п. 2.3 раздела 2 названного Административного регламента конечным результатом предоставления муниципальной услуги являются: постановка на учет для зачисления ребенка в детский сад и уведомление об этом заявителя; направление ребенка в детский для зачисления и уведомление об этом заявителя; мотивированный отказ в предоставлении услуги.
Так, из материалов дела следует, что 25.08.2020г. ФИО1, зарегистрированная по месту жительства по адресу: г. Екатеринбург, Верх- Исетский район, ул. Посадская, д. 28, к. 1, кв. 67, обратилась в Адлерский территориальный отдел Управления по образованию и науке администрации г. Сочи в котором просила поставить ее на учет для предоставления ее малолетнему сыну ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в дошкольном образовательном учреждении, обеспечить ее сына местом в МДОУ детский сад № 117 (пгт. Красная Поляна, ул. Турчинского, д. 29) с 01.09.2020г.
24.09.2020г. Адлерским территориальным отделом Управления по образованию и науке администрации города Сочи ФИО1 отказано в предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет для зачисления детей в образовательные организации (учреждения), реализующие основные образовательные программы дошкольного образования (детские сады) в муниципальном образовании город - курорт Сочи» ввиду того, что ФИО1 не представила свидетельство о регистрации одного из родителей по месту пребывания в Адлерском районе г. Сочи.
Ранее, в февраля 2020 года и августе 2020 года ФИО1 также обращалась в Управление по образованию и науке администрации города Сочи, Адлерский территориальный отдел Управления по образованию и науке администрации г. Сочи с заявлениями об оказании ей муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет для зачисления детей в образовательные организации (учреждения), реализующие основные образовательные программы дошкольного образования (детские сады) в муниципальном образовании город - курорт Сочи».
Ответами от 17.02.2020г. и 18.08.2020г. ФИО1 также было отказано в предоставлении указанной муниципальной услуги по причине того, что не представлен документ из перечня необходимых документов, обязательных для предоставления заявителем, предусмотренного Административным регламентом - не предоставлено свидетельство о регистрации одного из родителей (законных представителей) по месту пребывания в Адлерском районе г. Сочи.
Согласно письму Рособрнадзора от 24.07.2006г. N 01-678/07-01 "О праве детей на образование в Российской Федерации" Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обращает внимание руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений на неправомерность включения в перечень документов, представляемых при приеме детей в образовательное учреждение, справки о регистрации в органах внутренних дел и наличия гражданства Российской Федерации.
Судебной коллегией усматривается из материалов дела, что супруг административного истца исполняет трудовые обязанности на территории пгт. Красная Поляна. При обращении с заявлением о постановке на учет ФИО1 была приложена анкета, подтверждающая пребывания одного из родителей на территории пгт. Красная Поляна в апартаментах, которые предоставляет работодатель. Однако регистрация в данных апартаментах невозможна.
Согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
Согласно п. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Из положений ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (и. 1); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 3).
Согласно Общим положениям Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов России по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, направленных Письмом Минобрнауки России от 31.07.2014г. №08-1002, с 01.01.2014 года вступивший в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. №273- ФЗ, закрепил новое распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления. В соответствии с указанным распределением полномочий расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу и. 6 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Соответственно, исходя из приведенных выше норм, именно к ведению административного ответчика относится принятие решений обеспечении реализации прав граждан на дошкольное, общее и дополнительное образование, создание условий для развития общего, профессионального, дошкольного и дополнительного образования. С
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (ст. ст. 9,15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность, в том числе, муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Из материалов дела следует, что при подаче заявления о предоставлении места в детском саду на полный день ФИО1 были соблюдены условия для получения места в детском саду, а именно: наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление законных представителей, однако, ребенок местом в детском дошкольном учреждении своевременно не был обеспечен.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются неправильными, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19.12.2003г. N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, в связи с чем, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14.01.2021г. отменить.
Административные исковые требования ФИО1, в интересах малолетнего ФИО2 к администрации города Сочи, Управлению по образованию и науке администрации города Сочи о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении местом на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления по образованию и науки г. Сочи по отказу в постановке ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении МДОУ детский сад № 117.
Возложить обязанность на Управление по образованию и науки г. Сочи поставить на учет ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для получения места в выбранном ФИО1 дошкольном учреждении.
Признать незаконным и дискриминационным бездействие администрации г. Сочи в решении вопроса устройства несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в дошкольном учреждении, находящегося в доступной близости от места проживания.
Возложить обязанность реализовать право несовершеннолетнего ребенка, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации, путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда, места в группе полного дня детского сада № <Адрес...>
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий Е.С. Иваненко
Судьи А.В. Булат
Д.В. Золотов