Судья Праксин А.А. № 33а-1251/2022
№ 2а-484/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой О.А.,
судей Туникене М.В., Холиковой Е.А.,
при помощнике судьи Тимофееве А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Александрова Сергея Владимировича об оспаривании решения секретаря апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об отказе в принятии к рассмотрению заявления по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Смоленской области на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 17 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Туникене М.В., объяснения административного истца Александрова С.В. и его представителя Мосоловой В.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Александров С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - Управление Росреестра по Смоленской области) о признании незаконным решения секретаря апелляционной комиссии Управления Росреестра по Смоленской области от 12 января 2022 г. об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на земельный участок, с кадастровым номером № по адресу: Смоленская область, Смоленский район, ...
В обоснование требований указал, что им был произведен выдел земельного участка в счет земельной доли в праве долевой собственности на земельный участок, с кадастровым номером №, из земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: Смоленская область, Смоленский район, ...
Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 2 декабря 2021 г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав была приостановлена, поскольку выдел земельного участка осуществлен в границах полосы отвода федеральной дороги, у земельного участка, с кадастровым номером №, отсутствуют координаты.
17 декабря 2021 г. административный истец почтовым отправлением отправил заявление в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Смоленской области о несогласии с вышеуказанным решением от 2 декабря 2021 г., которое 21декабря 2021 г. было возвращено по причине не указания данных кадастрового инженера, изготовившего межевой план.
После устранения недостатков им было повторно направлено заявление в апелляционную комиссию, которое 12 января 2022 г. секретарем апелляционной комиссии не принято в связи с пропуском срока на обжалование решения. С указанным решение он не согласен, поскольку отказ в приеме заявления апелляционной комиссии препятствует ему обжаловать решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Александров С.В. и его представитель Безруков К.Н. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области Грибовская О.Е. административный иск не признала, сославшись на то, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено обжалование в судебном порядке уведомления о непринятии заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 17 февраля 2022 г. административный иск Александрова С.В. удовлетворен. Решение секретаря апелляционной комиссии Управления Росреестра по Смоленской области от 12января 2022 г. об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности признано незаконным. Суд обязал апелляционную комиссию Управления Росреестра по Смоленской области принять к рассмотрению заявление Александрова об обжаловании решения от 2 декабря 2021 г.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Смоленской области просит отменить решение суда, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поскольку судом первой инстанции неверно применены нормы материального права. В обоснование жалобы ссылается на то, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено обжалование в судебном порядке уведомления о непринятии заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права.
Административный истец Александров С.В. и его представитель МосоловаВ.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще по правилам ст.96Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ). В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав могут быть обжалованы в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Как следует из частей 2 и 4 названной статьи, для обжалования решения о приостановлении в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. В случае пропуска данного срока заявление об обжаловании не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление.
Из материалов дела следует, что Александровым С.В. был произведен выдел земельного участка в счет земельной доли в праве долевой собственности на земельный участок, с кадастровым номером №, из земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: Смоленская область, Смоленский район, ...
17 ноября 2021 г. он сдал все необходимые документы в Управление Росреестра по Смоленской области для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 2 декабря 2021 г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав была приостановлена, поскольку выдел земельного участка осуществлен в границах полосы отвода федеральной дороги, у земельного участка, с кадастровым номером №, отсутствуют координаты.
17 декабря 2021 г. административный истец почтовым отправлением отправил заявление в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Смоленской области о несогласии с вышеуказанным решением от 2 декабря 2021г., которое 21декабря 2021 г. было возвращено по причине не указания данных кадастрового инженера, изготовившего межевой план.
После устранения недостатков им было повторно направлено заявление в апелляционную комиссию, которое 12 января 2022 г. секретарем апелляционной комиссии не принято в связи с пропуском срока на обжалование решения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца с административным иском в суд.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из отсутствия повторности подачи Александровым С.В. заявления об обжаловании решения о приостановлении государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Нормы процессуального законодательства КАС РФ не содержат возможности оспаривания в судебном порядке уведомления о непринятии заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета или решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета секретаря апелляционной комиссии, созданной при регистрирующем органе.
Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, утвержденной приказом от 8 октября 2020 г. № П/0377 апелляционная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении, созданным при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальных органах в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Апелляционная комиссия не является органом власти, к ее компетенции отнесено принятие решений по результатам рассмотрения поступивших заявлений об оспаривании решений о приостановлении кадастрового учета, а отказ в принятии апелляционной комиссией заявления Александрова С.В. об обжаловании решения о приостановлении кадастрового учета, не препятствует ему обжаловать это решение в судебном порядке.
Административный истец избрал неверный способ защиты нарушенного, по его мнению права, который с учетом содержания возникших правоотношений не может обеспечить его восстановление.
Статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту, предполагает, что таковая должна осуществляться с учетом характера допущенного нарушения, а также предусмотренных законами способов и особенностей процедур судебной защиты применительно к отдельным категориям дел. То есть, избранный способ судебной защиты должен способствовать восстановлению нарушенного права в контексте рассматриваемого дела.
Между тем, административным истцом требование об оспаривании решения государственного регистратора от 2 декабря 2021 г. о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, не заявлялось. Предметом обжалования является ответ секретаря апелляционной комиссии Управления Росреестра по Смоленской области, не содержащий обязательных предписаний относительно прав, свобод и законных интересов заявителя.
Кроме того, как видно из апелляционной жалобы, в связи с истечением срока приостановления, а также неустранении причин, препятствующих осуществлению учетно-регистрационных действий, в адрес заявителя направлено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 2 марта 2022 г. №КУВД-01/2021-48443370/2.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не основано на законе, подлежит отмене, поскольку при его вынесении судом были неправильно применены нормы материального права, а также неверном истолкован закон, что в соответствии со ст.310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Александрова С.В.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 17 февраля 2022г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Александрова Сергея Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании решения апелляционной комиссии незаконным, возложении обязанности - отказать.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: