Докладчик Евлогиева Т.Н. Апелляционное дело № 33а-1894/2020
Судья Мальчугин А.Н. Адм. дело по 1 инстанции № 2а-48/2020
УИД 21RS0011-01-2019-000621-86
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 июня 2020 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Иванова П.Д., Ленковского С.В., при секретаре судебного заседания Прокопьевой А.А., с участием прокурора Яковлева А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании незаконными действий администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по прекращению перевоза детей школьным автобусом к месту учебы и обратно, о возложении обязанности на администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики открыть школьный маршрут, поступившее по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 7 февраля 2020 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах граждан Бубукиной А.В., Колчина А.В., Константиновой Е.А., Никифоровой Н.В., Улисовой И.А., Альгеевой О.В., Васильева О.М., Константиновой O.Л, Федорова В.Н., Герасимова С.П., о признании незаконными действий администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по прекращению подвоза детей школьным автобусом к месту учебы и обратно, возложении обязанности на администрацию Мариинско-Посадского района открыть школьный маршрут «с. Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д. 14 - д. Ирх-Сирма Ронги, ул. Молодежная, д. 47 - д. Ирх-Сирма Кошки, ул. Зайцева, д. 1 -д. Большое Шигаево, ул. Новая, д. 31 - с. Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д. 14» по подвозу учащихся в МБОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева.
Административный исковые требования мотивированы тем, что из пункта 1.8. устава МБОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева», утвержденного постановлением администрации Мариинско-Посадского района № 49 от 27.01.2015, следует, что учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование - Мариинско-Посадский район Чувашской Республики (далее - Учредитель). Полномочия Учредителя и собственника имущества Учреждения от имени Мариинско-Посадского района Чувашской Республики осуществляет администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. В ходе проведенной проверки по обращению родителей учащихся МБОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева» в период с 10.10.2019 по 8.11.2019 установлено, что в нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», а также п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с сентября 2019 года школьный автобус не осуществляет перевозку учащихся по маршруту «с. Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д. 14 - д. Ирх-Сирма Ронги, ул. Молодежная, д. 47 - д. Ирх-Сирма Кошки, ул. Зайцева, д. 1 - д. БольшоеШигаево, ул. Новая, д. 31 - с. Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д. 14» к месту обучения - МБОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева». В результате 14 детей в возрасте от 7 до 16 лет ежедневно добираются до образовательной организации самостоятельно и за счет собственных средств. По факту выявленного нарушения прокурором Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в адрес главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики 8.11.2019 внесено представление № 549ж-2019 об устранении нарушений требований законодательства в сфере образования. Однако представление надлежащим образом не рассмотрено, т.к. нарушения не устранены. При этом администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в письме от 06.12.2019 № 08/01-19-5515 уведомила о дефиците бюджетных средств и нецелесообразности финансирования дополнительного километража маршрута. Прокурор полагает, что согласно ст. 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» подвоз школьников к месту учебы и обратно осуществляется бесплатно, и эта обязанность лежит на учредителе образовательной организации, в данном случае администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. Подвоз школьников к школе и обратно должен осуществляться специально выделенным транспортном, предназначенным для перевозки детей. Вышеуказанные факты нарушают действующее законодательство, нарушают право учащихся на получение общедоступного и бесплатного образования, подвергают их жизнь и здоровье опасности.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель прокуратуры Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Егорова Е.С., а также административные истцы Колчин А.В., Никифорова Н.В., Альгеева О.В., Константинова О.Л., Федоров В.Н., Герасимов С.П. административное исковое заявление поддержали по изложенным в нем доводам.
Представитель административного ответчика администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Цветкова О.В. административный иск не признала, пояснив, что для подвоза детей в 2019-2020 учебном году в одиннадцати школах Мариинско-Посадского района используются 16 школьных автобусов, организовано 35 маршрутов, подвозятся 560 школьников из 67 населённых пунктов района. В мае 2019 года все школы района получили лицензии «По перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». Все имеющиеся автобусы задействованы в перевозке детей. Родители обучающихся – административные истцы могут воспользоваться образовательными услугами, оказываемыми МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ», к которой адресно прикреплены административные истцы, либо правом на получение социальных пособий на приобретение проездных билетов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2014 г. № 114 «Об утверждении Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на выплату социальных пособий учащимся общеобразовательных организаций, студентам профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования очной формы обучения из малоимущих семей и иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на выплату социальных пособий учащимся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Чувашской Республики, из малоимущих семей, нуждающихся в приобретении проездных билетов для проезда между пунктами проживания и обучения на транспорте городского и (или) пригородного сообщения на территории Чувашской Республики».
Также пояснила, что при открытии маршрутов администрация района опирается на принцип эффективного использования бюджетных средств таким образом, чтобы утвержденные маршруты не повторяли друг друга. Открытие дополнительного маршрута для подвоза учащихся детей, проживающих на территории Первочурашевского сельского поселения, школьным автобусом в МБОУ «Шоршелская СОШ имени А.Г. Николаева» приведет к дополнительным расходам, которые не предусмотрены в дефицитном бюджете Мариинско-Посадского района.
Представитель заинтересованного лица Отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Арсентьева С.В. иск не признала по основаниям, приведенным представителем администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
Представитель заинтересованного лица МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» Егорова Е.Н. оставила рассмотрение иска на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица МБОУ «Перво-Чурашевская средняя общеобразовательная школа» Тихонова И.И. иск прокурора не признала.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Заинтересованное лицо Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике Романова Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду письменные пояснения.
Решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 7 февраля 2020 года постановлено:
«признать незаконными действия администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по прекращению подвоза детей школьным автобусом к месту учебы из населенных пунктов Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» и обратно;
обязать администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обеспечить бесплатную перевозку детей к месту учебы из населенных пунктов д. Ирх-Сирма Ронги, д. Ирх-Сирма Кошки, д. Вурман Кошки, д. Верхние Ирх-Сирмы, с. Первое Чурашево, дер. Мижули, дер. Нижние Ирх-Сирмы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» и обратно, сообщить об исполнении решения в суд и лицам, которые являлись административными истцами по административному делу, в течение одного месяца со «дня вступления решения суда в законную силу».
На данное решение суда административным ответчиком администрацией Мариинско-Посадского района Чувашской Республики подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе указывается на то, что работа по организации подвоза учащихся на территории Мариинско-Посадского района ведется в соответствии со ст.40 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с утвержденными маршрутами движения школьных автобусов и за счет средств муниципалитета. Маршруты движения школьных автобусов утверждаются в соответствии с постановлением администрации Мариинско-Посадского района о закреплении образовательных учреждений за территориями. При этом учитываются уровни общего образования, реализуемые в школах. Данное закрепление направлено на выполнение задач по равномерному распределению детей района по образовательным учреждениям, для их дальнейшего функционирования и сохранения имеющейся сети. При открытии маршрутов администрация опирается на то, чтобы утвержденные маршруты не повторяли друг друга. Для подвоза детей в 2019-2020 учебном году в 11-ти школах Мариинско-Посадского района используются 16 школьных автобусов, организовано 35 маршрутов, подвозятся 560 школьника из 67 населённых пункта района. В мае 2019 года все школы получили лицензии «По перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». Территориально населенные пункты Первочурашевского сельского поселения - с.Первое Чурашево, деревни Караньялы, Мижули, Иброаялы, Этнескеры, Чиршкасы, Вурман-Кошки, Ирх-Сирмы-Ронги, Алмандаево, Вороново, Ирх-Сирмы Кошки, Нижние Ирх Сирмы, Синьял Ирх Сирмы – закреплены за МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ». При этом для организации перевозки детей, обучающихся в МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ», проживающих на территории Первочурашевского сельского поселения, на день вынесения судебного решения в перевозке задействовано 2 маршрута, задействованы 2 школьных автобуса. Открытие дополнительного маршрута для подвоза детей в МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» и обратно приведет к дополнительным расходам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ФИО15 апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и вновь привела их суду.
Представитель заинтересованного лица отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ФИО16 апелляционную жалобу администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики поддержала, и привела доводы, аналогичные доводам представителя администрации Мариинско-Посадского района.
Административный истец прокуратура Мариинско-Посадского района Чувашской Республики представила возражения на апелляционную жалобу, в котором просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Административный истец ФИО17 в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Представитель прокуратуры Чувашской Республики Яковлев А.Г. апелляционную жалобу административного ответчика просил оставить без удовлетворения.
Представитель МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ» - директор ФИО18 просила рассмотреть дело без ее участия, решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение об отказе в иске прокурора.
Административные истцы ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО21 O.Л, ФИО26 и остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своих представителей в суд не направили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления о получении судебных извещений.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу п.п. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Рассматривая данное дело и удовлетворяя административные исковые требования прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией Мариинско-Посадского района нарушены законные интересы обучающихся МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева», которые проживают на территории Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, по организации их бесплатного провоза в образовательное учреждение.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не может согласиться, исходя из следующего.
В силу положений статьи 43 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 5, части 1 статьи 2 Закона N 273-ФЗ реальное обеспечение доступности школьного образования является одной из важных задач, стоящих перед государством.
Так, в статье 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в том числе право на транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 данного Федерального закона (п. 4 ч. 2 ст. 34).
В соответствии со статьей 40 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 обучающимся предоставляется такая мера социальной поддержки, как транспортное обеспечение, урегулированное данной статьей.
При этом, статьей 40 названного закона, в редакции действующей до 13 августа 2018 года, было предусмотрено, что транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Частью 2 данной статьи было предусмотрено, что организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Вместе с тем, Постановлением от 5 июля 2017 года N 18-П Конституционный Суд дал оценку конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ею предполагается обязательность организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, если с учетом обстоятельств, определяющих транспортную доступность образовательных организаций в конкретном муниципальном образовании, возможность осуществления обучающимися конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования существенно затруднена или не может быть обеспечена (пункт 1 резолютивной части Постановления).
Пунктом 3 резолютивной части Постановления Федеральному собранию и Правительству РФ предписано внести в действующее правовое поле изменения, направленные на установление надлежащих нормативных и иных условий осуществления полномочия по организации бесплатной перевозки обучающихся, а также источников и порядка финансирования указанной деятельности.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 329-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в часть 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" внесены изменения, в связи с чем часть 2 данной статьи с 14 августа 2018 года действует в следующей редакции:
Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Таким образом, из содержания части 2 статьи 40 федерального закона в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений - 1 сентября 2019 года, следует, что, распространяя государственные гарантии на предусмотренное данной статьей право обучающихся на бесплатную перевозку от места проживания, находящегося в одном поселении, до образовательной организации (школы), находящейся в другом поселении, законодатель предусмотрел цель создания равных условий для получения образования детьми, проживающими в тех населенных пунктах, где отсутствуют соответствующие образовательные организации по месту жительства обучающихся в случае, если на территориях муниципальных образований по месту жительства обучающихся не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций или существенно затруднена.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, учредителем МБОУ «Перво-Чурашевская средняя общеобразовательная школа» и МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» является администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
Согласно "ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований" (Том 5. Приволжский федеральный округ), утвержденному Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст, Первочурашевское сельское поселение и Шоршелское сельское поселение являются сельскими поселениями Мариинско-Посадского муниципального района.
Всоответствии со ст. 67 Закона "Об образовании в Российской Федерации" правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Во исполнение этих предписаний органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:
- ведут учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- закрепляют муниципальные образовательные организации за конкретными территориями муниципального района, городского округа, в том числе в целях обеспечения доступности таких организаций для детей, проживающих на этих территориях (п. 6 ч. 1 ст. 9 и ч. 5 ст. 63 Закона "Об образовании в Российской Федерации").
Как также следует из материалов дела, постановлением администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики №35 от 25.01.2019 года утверждены изменения в Положение об организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (л.д.200-224 т.1).
За МБОУ «Перво-Чурашевская общеобразовательная школа» закреплены населенные пункты: с. Первое Чурашево, деревни Караньялы, Мижули, Ибраялы, Этнескеры, Верхние Ирх-Сирмы, Чиршкасы, Вурман-Кошки, Ирх-Сирмы-Ронги, Алмандаево, Вороново, Ирх-Сирмы Кошки, Нижние Ирх-Сирмы, Синьяж-Ирх-Сирмы.
Таким образом, действия административного ответчика – администрации Мариинско-Посадского района по закреплению муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района совершены в соответствии с возложенными на органы местного самоуправления полномочиями и основаны на положениях п. 6 ч. 1 ст. 9 и ч. 5 ст. 63 Закона "Об образовании в Российской Федерации").
Как также установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14 учащихся с первого по девятый класс, в интересах которых и их родителей вышел в суд прокурор с данным административным иском, и которые проживают на территории Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района, а именно в населенных пунктах: д. Ирх-Сирма Ронги, д. Ирх-Сирма Кошки, д. Вурман Кошки, д. Верхние Ирх-Сирмы, с. Первое Чурашево, дер. Мижули, дер. Нижние Ирх-Сирмы (ФИО1, учащийся 1 класса, ФИО2, учащийся 1 класса, ФИО3, учащаяся 1 класса, ФИО4, учащаяся 2 класса, ФИО5, учащаяся 2 класса, ФИО6, учащаяся 3 класса, ФИО7, учащаяся 3 класса, ФИО8, учащаяся 5 класса, ФИО9, учащийся 6 класса, ФИО10, учащаяся 6 класса, ФИО11, учащаяся 6 класса, ФИО12, учащийся 9 класса, ФИО13, учащийся 9 класса, ФИО14, учащийся 9 класса), и территориально данные населенные пункты закреплены за МБОУ «Перво-Чурашевская общеобразовательная школа», в связи с выбором родителями для обучения детей общеобразовательную организацию, находящуюся в другом сельском поселении - МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» приказами директора школы МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» зачислены в указанное учебное заведение (л.д.80-81 т.1).
Также из материалов дела следует, что населенные пункты, в которых проживают несовершеннолетние дети истцов, находятся вне пределов пешеходной доступности от МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева», находящегося на территории другого сельского поселения, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
В ходе прокурорской проверки установлено, что до 31 августа 2019 года 10-й и 11-й классы в МБОУ «Перво-Чурашевская средняя общеобразовательная школа» не были открыты, при этом на территории Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики проживали несовершеннолетние, обучавшиеся в указанных старших классах, в связи с чем учащиеся 10-ых и 11-ых классов, проживавшие на территории Первочурашевского сельского поселения, проходили обучение в МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева», в связи с этим перевозка детей из Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» и обратно осуществлялась бесплатно на школьном автобусе, принадлежащем администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
Как также следует из материалов дела, обучающиеся в период 2017-2019 г.г. в 10-11 классах МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева», проживающие на территории Первочурашевского сельского поселения, окончили обучение в МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» в 2019 году по окончании 2018-2019 учебного года, что также не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что 22 августа 2019 года приказом администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики утверждены маршруты школьных автобусов для доставки учащихся в МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» и обратно. В приказе указаны маршруты, по которым подлежат доставке учащиеся, проживающие, в том числе, в населенных пунктах дер. Ирх-Сирма Ронги, д. Ирх-Сирма Кошки, д. Вурман Кошки Первочурашевского сельского поселения.
Также суд установил, что во вновь утвержденных маршрутах не предусмотрено доставление детей в МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» из следующих населенных пунктов Первочурашевского сельского поселения: дер. Ирх-Сирма Ронги, д. Ирх-Сирма Кошки, д. Вурман Кошки, д.Верхние Ирх-Сирмы, с. Первое Чурашево, дер. Мижули, дер. Нижние Ирх-Сирмы.
Из пояснений административных истцов и представителя административного ответчика суд установил, что с 1 сентября 2019г. подвоз учащихся из населенных пунктов: д. Ирх-Сирма Ронги, д. Ирх-Сирма Кошки, д. Вурман Кошки Первочурашевского сельского поселения в МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» фактически не осуществлялся.
Возражая против административного иска представители администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики указывали, что Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» установлен территориальный принцип исполнения полномочий муниципальных районов, органов местного самоуправления муниципальных районов и работы образовательных учреждений (организаций). На территории Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики имеется средняя общеобразовательная школа МБОУ «Перво-Чурашевская средняя общеобразовательная школа», в которую администрацией района организован подвоз учащихся, проживающих на территории Первочурашевского сельского поселения, а за МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа» не закреплена территория, на которой проживают административные истцы.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования определены в статье 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в пункте 6 части 1 которой указано, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
Пункт 11 части 1 статьи 15 и пункт 13 части 1 статьи 16 названного федерального закона относят к вопросам местного значения муниципального района организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Вопрос организации перевозок обучающихся регламентирован в части 2 данной статьи закона, которой определено, что организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Аналогичное положение вопроса организации перевозок обучающихся закреплено и в части 1 статьи 16.1 Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 N 50 "Об образовании в Чувашской Республике".
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что несовершеннолетние дети истцов проживают на территории Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, зачислены в связи с выбором их родителей в МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева», находящееся в Шоршелском сельском поселении того же муниципального района.
Организацией, осуществляющей образовательную деятельность на территории Первочурашевского сельского поселения, на территории которого проживают дети административных истцов, является МБОУ «Перво-Чурашевская средняя общеобразовательная школа», основным видом деятельности которой, согласно Устава учреждения, является, в том числе, начальное общее образования, основное общее образование, среднее общее образование.
В 2019 году в школе завершен ремонт, образовательное учреждение соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Населенные пункты, в которых проживают дети административных истцов, территориально закреплены для получения образования за МБОУ «Перво-Чурашевская средняя общеобразовательная школа».
Для подвоза обучающихся в МБОУ «Перво-Чурашевская средняя общеобразовательная школа» в 2019-2020 учебном году открыты 2 школьных маршрута, задействованы 2 школьных автобуса, по которым перевозятся учащиеся 1-11 классов, проживающих на территории Первочурашевского сельского поселения в МБОУ «Перво-Чурашевская средняя общеобразовательная школа».
Материалы дела свидетельствуют о том, что зачисление детей их родителями в МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева», находящееся вне пределов территории сельского поселения, на которой проживают обучающиеся, обусловлена вовсе не тем, что на территории Первочурашевского сельского поселения, где проживают эти обучающиеся, отсутствует возможность осуществления ими конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования с точки зрения обеспечения территориальной доступности образовательной организации (существенно затруднена или не может быть обеспечена).
Из пояснений административных истцов следует, что выбор образовательного учреждения в пользу МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева», находящееся на территории другого сельского поселения, ими сделан по своим личным мотивам, в связи с тем, что в данном образовательном учреждении, как они полагают, образование лучше, чем в МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ».
Таким образом, действия администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по организации перевозки учеников на территории района не чинят препятствий жителям Первочурашевского сельского поселения в получении образования, которое они вправе реализовать, проходя обучение по своему выбору либо в МБОУ «Перво-Чурашевская средняя общеобразовательная школа», пользуясь правом на организованную административным ответчиком бесплатную перевозку школьным автобусом до данного образовательного учреждения, либо в иной школе, используя право на меры социальной поддержки при проезде на общественном транспорте, что также является реализацией права на транспортное обеспечение, предусмотренное ст. 34 и ч. 1 ст. 40 Федерального закона N 273-ФЗ.
При этом постановления администрации Мариинско-Посадского района №193 от 27.03.2014 «Об утверждении Положения об организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории Мариинско-Посадского района» и № 35 от 25.01.2019 «О внесении изменений в Положение об организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории Мариинско-Посадского района» о закреплении территорий населенных пунктов Первочурашевского сельского поселения за МБОУ «Перво-Чурашевская средняя общеобразовательная школа» и территорий населенных пунктов Шоршелского сельского поселения за МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» не оспорены, незаконными не признаны и не отменены. Доказательств нарушения административным ответчиком прав учеников на общедоступное и бесплатное образование и действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, не представлено.
Из изложенного следует, что действия администрации Мариинско-Посадского района по закреплению территорий населенных пунктов Первочурашевского сельского поселения за МБОУ «Перво-Чурашевская средняя общеобразовательная школа» и по организации бесплатной перевозки обучающихся, проживающих на территории данного сельского поселения, в МБОУ «Перво-Чурашевская средняя общеобразовательная школа» соответствуют положениям ст. 40 ФЗ Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и им не противоречат; основания, указанные в части 2 данной статьи федерального закона, для возложения на административного ответчика обязанности по бесплатному подвозу учеников, проживающих на территории Первочурашевского сельского поселения в МБОУ, расположенные на территориях других сельских поселений района и, в том числе, в МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» и обратно не имеется, в связи с чем не имеется предусмотренных данной статьей закона оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на администрацию Мариинско-Посадского района организовать бесплатную перевозку учащихся, проживающих на территории Первочурашевского сельского поселения в МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева», находящееся на территории соседнего, Шоршелского сельского поселения.
Таким образом, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном истолковании закона, что в силу ч. 1 и ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда. В связи с чем судебная коллегия по административным делам находит доводы жалобы обоснованными, решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 7 февраля 2020 года отменить и по делу вынести новое решение:
отказать в удовлетворении административного искового заявления прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской республики в интересах ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО21 O.Л, ФИО26, ФИО17 о признании незаконными действий администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по прекращению подвоза детей школьным автобусом к месту учебы и обратно из населенных пунктов Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в МБОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» и о возложении обязанности обеспечить бесплатную перевозку детей к месту учебы из населенных пунктов д. Ирх-Сирма Ронги, д. Ирх-Сирма Кошки, д. Вурман Кошки, д. Верхние Ирх-Сирмы, с. Первое Чурашево, дер. Мижули, дер. Нижние Ирх-Сирмы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шоршелская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Николаева» и обратно.
Настоящее определение, вступившее в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение шести месяцев со дня его принятия путем подачи кассационных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Судьи: П.Д. Иванов
ФИО27