ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-495/2021 от 10.11.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья: Малых Т.В.

УИД 18RS0014-01-2021-000809-52

Дело № 2а-495/2021 (1 инстанция)

Дело № 33а-4134/2021 (2 инстанция)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Соловьева В.А.,

судей Габдрахманова А.Р., Чегодаевой О.П.,

при секретаре Гирбасовой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 10 ноября 2021 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца Селиверстова О. РудО.ича на решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 16 июня 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований Селиверстова Олега Рудольфовича к Администрации МО «Игринский район» о признании незаконным, несоответствующим интересам ребенка заключения органа опеки и попечительства о невозможности временной передачи ребенка в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Габдрахманова А.Р., изложившего обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Селиверстова О.Р., представителя административного истца Пивоваровой А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам,

У С Т А Н О В И Л А:

Селиверстов О. РудО.ич (далее по тексту – Селиверстов О.Р., административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО «Игринский район» о признании незаконным, несоответствующим интересам ребенка заключения органа опеки и попечительства о невозможности временной передачи ребенка в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что с 2002 года административный истец сожительствовал с Селиверстовой (до регистрации брака <данные изъяты>. 05.05.2008 у знакомой Селиверстовой Е.Н. родился ребенок – Пойлов М.А. Мать ребенка Пойлова М.А. регулярно употребляла спиртные напитки, имела хронические заболевания. С рождения ребенок воспитывался в семье Селиверстова О.Р. и его сожительницы Селиверстовой Е.Н. В 2010 году мать Пойлова М.А. скончалась. По заявлению отца Пойлова М.А. ребенок был передан под опеку Селиверстовой Е.Н. Поскольку Селиверстова Е.Н. и административный истец проживали одной семьей уже более 5 лет и около 2 лет вместе воспитывали ребенка, как родного, то для упрощения процедуры опекунства, сотрудники органа опеки и попечительства посоветовали им зарегистрировать брак. В 2010 году административный истец и Селиверстова Е.Н. зарегистрировали брак. В 2015 году между Селиверстовым О.Р. и Селиверстовой Е.Н. брак был расторгнут. Ребенок Пойлов М.А. проживал с Селиверстовой Е.Н., но регулярно общался с Селиверстовым О.Р., приходил в гости. Административный истец воспитанием несовершеннолетнего Пойлова М.А. занимался с рождения, очень любит ребенка, желает проводить с мальчиком больше времени. Пойлов М.А. называет его папой. Согласно информации КУ УР «Красногорский детский дом» Селиверстов О.Р. систематически навещает Пойлова М.А., дарит подарки, привозит сладости. Отношения административного истца с Пойловым М.А. доброжелательные, доверительные, ребенок очень ждет встречи с истцом, радуется его приезду, у ребенка привязанность к Селиверстову О.Р. В период с 20.01.2020 по 05.02.2020 года административный истец прошел подготовку по формированию психолого-педагогической готовности кандидатов в замещающие родители. В августе 2020 года Селиверстов О.Р. обращался в органы опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка в семью. 10.08.2020 было вынесено заключение о невозможности временной передачи ребенка в семью истца. В марте 2021 года Селиверстов О.Р. снова обратился в органы опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка в семью. 05.04.2021 органом опеки и попечительства вынесено заключение о невозможности временной передачи ребенка в семью. Селиверстов О.Р. считает заключение органа опеки и попечительства от 05.04.2021 года о невозможности временной передачи ребенка в семью незаконным, поскольку оно противоречит Федеральному закону от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», нарушает права и законные интересы административного истца, а также несовершеннолетнего Пойлова М.А. Отказывая в удовлетворении требования о временной передаче ребенка в семью, административный ответчик исходил из того, что Селиверстов О.Р. неоднократно судим, имеет 1 группу инвалидности (по зрению) бессрочно, а также принял во внимание тот факт, что в семье административного истца нестабильный психологический микроклимат из-за суицида несовершеннолетней дочери сожительницы Пантюхиной О.А. В заключении присутствует характеристика семьи административного истца не соответствующая действительности, основанная на личных выводах органа опеки и попечительства. Специалистом-экспертом отдела по делам семьи материнства и детства Администрации Игринского района УР проведена проверка условий жизни Селиверстова О.Р. На основании акта обследования условий жизни гражданина, постоянно проживающего на территории РФ от 31.03.2021 года, условия жизни административного истца признаны удовлетворительными. Более того, в заключении №304 от 05.04.2021 указано, что жилищно-бытовые условия по адресу: УР, <адрес>, позволяют Селиверстову О.Р. временно принять в семью несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей. Для несовершеннолетнего предусмотрено отдельное спальное место. В заключении имеется информация о неоднократных судимостях административного истца. Однако, согласно п.6 ст.86 УК РФ, погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью. С момента последнего осуждения Селиверстова О.Р. в 1998 году прошло более 20 лет, все судимости погашены. Юридически административный истец не судим. В заключении также имеется информация о нестабильном психологическом климате в семье, поскольку в настоящее время Селиверстов О.Р. проживает с Пантюхиной О.А., у которой в июне 2020 года старшая несовершеннолетняя дочь закончила жизнь самоубийством. Данный довод основан на личных выводах специалистов отдела опеки и попечительства. Кроме того, согласно п.2 ст. 35 ГК РФ, п.п. 1,3 ст. 146 СК РФ, опекунами (попечителями) не могут быть лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых нельзя принять ребенка под опеку (попечительство). Перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 №117, указаны заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 группы. Административный истец является инвалидом по зрению, имеет 1 группу инвалидности, но в соответствии с заключение БУЗ УР «Игринская РБ МЗ УР» от ДД.ММ.ГГГГ не имеет заболеваний, препятствующих принять ребенка на воспитание в семью. Плохое зрение административного истца не является препятствием к выполнению своих обязанностей опекуна (попечителя), умение влиять положительным образом на развитие ребенка. Кроме того, между Селиверстовым О.Р. и несовершеннолетним Пойловым М.А. доброжелательные родственные отношения. Селиверстов О.Р. любит ребенка, может и готов обеспечить ребенку преемственность в воспитании и образовании. Ребенок привязан к административному истцу, называет его папой, страдают из-за невозможности быть рядом, невозможности видеться чаще, вместе проводить время. Временная передача ребенка административному истцу необходима Пойлову М.А. в целях его воспитания и гармоничного развития. Ребенок постоянно спрашивает Селиверстова О.Р. о том, когда последний заберет его домой, когда они будут жить вместе. По данному поводу ребенок обижается, поскольку Селиверстов О.Р. не может забрать ребенка к себе хотя бы временно. Пойлов М.А. часто звонит, с административным истцом у него тесный телефонный контакт, что помогает ребенку не быть столь одиноким и повышает его самооценку. В конфликтах с друзьями и сверстниками Пойлов М.А. упоминает административного истца, который защитит его. В связи с изложенным, административный истец считает незаконным и не соответствующим интересам ребенка заключение органа опеки и попечительства о невозможности временной передачи ребенка в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

В судебном заседании:

Административный истец Селиверстов О.Р., его представитель Пивоварова А.В. административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном иске, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации МО «Игринский район» - Шкляев К.А., требования административного истца не признал, пояснил, что заключение органа опеки и попечительства о невозможности временной передачи ребенка в семью Селиверстова О.Р. законно и обоснованно, основано на требованиях действующего законодательства.

Представитель органа опеки и попечительства Протопопова О.Л. не согласилась с требованиями административного истца, считает заключение законным и обоснованным.

16 июня 2021 года Игринский районный суд Удмуртской Республики постановил вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, административный истец Селиверстов О.Р. обратился с апелляционной жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики, которой просит решение суда отменить. В жалобе указывает на незаконность и необоснованность решения суда, неправильное применение норм материального и процессуального права. Полагает, судом не установлены данные об инвалидности административного истца, не направлены необходимые запросы для уточнения сведений о группе инвалидности, не установлено, имеются ли у истца заболевания, препятствующие принять ребенка на воспитание в семью. Административным ответчиком не проведена полная и всестороння оценка претендента, условий его жизни, юридически истец считается не судимым, выводы суда документально не подтверждены.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец Селиверстов О.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный и фактически проживающий по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> обратился в орган опеки попечительства с заявлением о выдаче заключения о возможности временной передачи несовершеннолетнего Пойлова М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящегося в настоящее время на полном государственном обеспечении в КУ УР «Красногорский детский дом», в семью.

В связи с обращением административного истца с указанным выше заявлением Отделом по делам семьи, материнства и детства Администрации МО «Игринский район» 5 апреля 2021 года вынесено заключение №304 о невозможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, постоянного проживающего на территории Российской Федерации.

Заключение мотивировано тем, что Селиверстов О.Р. не имеет возможности временно принять в семью несовершеннолетнего Пойлова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с наличием неоднократных судимостей, в том числе за совершение преступлений против общественной безопасности, имеет 1 группу инвалидности бессрочно. Кроме того, органом опеки и попечительства принят во внимание факт того, что в семье Селиверстова О.Р. нестабильный психологический микроклимат из-за суицида несовершеннолетней дочери его сожительницы - Пантюхиной О.А., в связи с чем считается нецелесообразным передавать ребенка в семью Селиверстова О.Р.

Согласно представленному в материалы дела акту обследования условий жизни гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, 31марта 2021 года ведущими специалистами-экспертами отдела по делам семьи материнства и детства проведено обследование условий жизни Селиверстова О.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего среднее специальное образование, находящегося на пенсии по инвалидности, являющегося инвалидом 1 группы (по зрению) по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. Установлено, что Селиверстов О.Р. проживает в деревянном доме, крыша покрыта шифером, оконные рамы и входная дверь деревянные. Жилое помещение состоит из 3 жилых комнат, кухни, прихожей, размер каждой комнаты 16,8 кв.м, 9,8 кв.м, 2,7 кв.м, комнаты сухие. Комната меньшей площадью используется в качестве мастерской. Жилое помещение находится в общей долевой собственности Захаровой Н.А., Захарова И.А., Захаровой А.И., Захаровой Е.И., доля каждого по ?. Со слов Селиверстова О.Р. Захаровы по отношению к нему являются посторонними людьми. Захарова Н.А., Захаров И.А. умерли. Их дети в наследство не вступали. Со слов Селиверстова О.Р. имеется расписка Захарова Е.И. на проживание в жилом помещении. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади удовлетворительное. Для несовершеннолетнего предусмотрено отдельное спальное место, имеется место для занятий, игр, хранения вещей. На жилой площади проживают: Селиверстов О.Р. – инвалид 1 группы, Пантюхина О.А. – работает уборщицей в магазине <адрес>, Пантюхин М.В. – сын Пантюхиной О.А., учащийся <данные изъяты>. Со слов Селиверстова О.Р. отношения в семье доброжелательные. Селиверстов О.Р. желает принять на временную передачу Пойлова М.А., 2008 года рождения, которого воспитывал с самого рождения. Селиверстов О.Р. любит мальчика, желает проводить с ним больше времени. Кроме того, в акте указано, что с 2010 года по 2015 год Селиверстов О.Р. состоял в зарегистрированном браке с Селиверстовой Е.Н., совместно с которой воспитывал несовершеннолетнего Пойлова М.А., переданного под опеку по заявлению отца. Впоследствии Селиверстова Е.Н. была освобождена от обязанностей опекуна. В июне 2020 года дочь Пантюхиной О.А. закончила жизнь самоубийством. Психологический климат в семье нестабильный. В 2020 году Селиверстов О.Р. прошел подготовку кандидата в замещающие родители.

Из характеристики, подписанной главой <данные изъяты>» от 23 марта 2021 года, следует, что Селиверстов О.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства и проживает с сожительницей Пантюхиной О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и её несовершеннолетним сыном Пантюхиным Маратом, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. Селиверстов О.Р. не работает, является инвалидом 1 группы, спиртными напитками не злоупотребляет. Совместно с Пантюхиной О.А. ведут личное подсобное хозяйство. Селиверстов О.Р. на территории муниципального образования характеризуется удовлетворительно. Жалоб и заявлений со стороны соседей и жителей <адрес> на Селиверстова О.Р. в Администрацию <данные изъяты> не поступало.

Информацией, представленной Администрацией Главы и Правительства Удмуртской Республики, протокола рабочего совещания от 22.07.2020 года, представлением, вынесенным старшим следователем Игринского МСО СУ СК России по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в производстве Игринского межрайонного СО СУ СК РФ по УР находится уголовное дело, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ по признакам состава преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст. 110 УК РФ. В ходе расследования уголовного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов в предбаннике, расположенном во дворе дома по адресу: УР, <адрес> обнаружен труп Пантюхиной А.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая покончила жизнь самоубийством через повешение. ДД.ММ.ГГГГ семья Пантюхиной А.В. поставлена на учет в КДН и ЗП Администрации МО «<адрес>», как семья, находящаяся в социально-опасном положении. Кроме того, установлено, что несовершеннолетняя Пантюхина А.В. проживала с матерью Пантюхиной О.А., братом <данные изъяты> сожителем матери - Селиверстовым О.Р. по адресу: УР, <адрес>. Взаимоотношения с Селиверстовым О.Р. у детей конфликтные, дети просили мать уйти от мужчины и жить в своем доме по адресу: УР, <адрес>. Девочка неоднократно уходила от матери и проживала самостоятельно по вышеуказанному адресу. Пантюхина А.В. неоднократно высказывала мысли о суициде, называла виновных в его возможном совершении: мать и директора школы, но эффективной помощи по выведению подростка из кризисного состояния, проведено не было. Ситуация в семье остается сложной – мать по-прежнему живет с Селиверстовым О.Р., <данные изъяты> уговаривает мать жить отдельно от сожителя. <данные изъяты> был очень близок с погибшей сестрой, испытывает глубокую травму потери близкого человека. Таким образом, в настоящее время риск совершения Маратом суицида высок.

Согласно заключению от 5 февраля 2020 года <данные изъяты>», кандидат в замещающие родители Селиверстов О.Р. прошел подготовку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по формированию психолого-педагогической готовности к воспитанию приемного ребенка в семье. Освоена программа подготовки кандидатов в замещающие родители в объеме 54 часов по очной и очно-заочной форме обучения. Селиверстов О.Р. усвоил информацию по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. В процессе подготовки проявил заинтересованность, ответственность. Практические задания выполнялись своевременно и в полном объеме. По результатам итогового тестирования кандидат набрал 52 балла. На основании пройденного обучения у кандидата в замещающие родители сформирован образ ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей и трудностей, связанных с его воспитанием; понимает слабые и сильные стороны себя и своей семьи; готов к повышению родительской компетенции; имеет осознанную мотивацию по приему ребенка в семью; реально оценивает ситуацию приема ребенка в семью; изменениями в образе жизни своей семьи; готов привлекать свой личный опыт, анализировать его и переосмысливать; сотрудничать с органами опеки и попечительства и другими организациями, предоставляющими услуги детям и семье.

По итогам прохождения подготовки выдано свидетельство от 5 февраля 2020 года №40 о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Удмуртской Республики.

Согласно информации, представленной <данные изъяты>», Селиверстов О.Р. систематически по выходным дням навещает Пойлова М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дарит подарки (телефон, планшет, музыкальную колонку, музыкальный микрофон), привозит сладости. Взаимодействия Селиверстова О.Р. с М. доброжелательные, доверительные. М. очень ждет встречи, радуется, так как у ребенка привязанность к Селиверстову О.Р. При разговоре с М. о проживании с Селиверстовым О.Р. ребенок всегда отвечает положительно.

Из справки информационного центра МВД по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ следует информация об осуждении Селиверстова О.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения: 11.10.1983 Народным судом Игринского района УР по ч.3 ст. 145 УК РСФСР; 27.04.1989 Народным судом Игринского района УР по ч.2 ст. 212-1 УК РСФСР; 17.09.1991 Народным судом Якшур-Бодьинского района УР по ч. 2 ст. 206, ст. 41 УК РСФСР; 04.05.1994 Народным судом Игринского района УР по ч. 2 ст. 144, ч. 2 ст. 212-1 УК РСФСР; 22.09.1994 Народным судом Якшур-Бодьинского района УР по ч. 2 ст. 145, ст. 41 УК РСФСР; 22.07.1996 Народным судом Игринского района УР по ч. 2 ст. 148-1 УК РСФСР; 31.08.1998 Народным судом Игринского района УР по ч. 3 ст. 213, ст. 64 УК РСФСР.

Таким образом, Селиверстов О.Р. неоднократно судим, в том числе за совершение преступлений против общественной безопасности.

Из справки серии МЭ-2004 №1742355 от 15.03.2005 следует, что Селиверстов О.Р. имеет первую группу инвалидности по общему заболеванию бессрочно, инвалид по зрению. Степень ограничения способности к трудовой деятельности третья.

Согласно заключению о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18.02.2021, подписанного председателем врачебной комиссии БУЗ УР «Игринская РБ МЗ УР», следует, что у Селиверстова О.Р. выявлено (отсутствие) заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью.

Из ответа на запрос суда, представленного БУЗ УР «Игринская РБ МЗ УР» от 15.06.2021 следует, что вышеуказанное заключение от 18.02.2021 было дано врачебной комиссией на основании данных первичной медицинской документации – Медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в которой им имелся бланк извещения лечебно- профилактического учреждения государственной службы МСЭ на имя Селиверстова О.Р., заключение учреждения государственной службы: I, по зрен., общ. заб. до 01.04.2005 года, дата отправки 18.02.2003 года. За период с 12.03.2005 года по настоящее время Селиверстов О.Р. к врачу-офтальмологу не обращался. Данные о прохождении освидетельствования МСЭ после 18.02.2003 года отсутствуют.

Данные обстоятельства подтверждены материалами административного дела, и не оспариваются сторонами.

Разрешая заявленный спор, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у суда оснований для признания оспариваемого заключения незаконным, принимая во внимание наличие у истца неоднократных судимостей, в том числе за совершение преступлений против общественной безопасности, а также наличие заболевания, приведшего к инвалидности I группы бессрочно, наличие нестабильного психологического микроклимата в семье, в связи с чем орган опеки и попечительства пришел к заключению, согласно которому временная передача несовершеннолетнего Пойлова М.А. в семью Селиверстова О.Р. не соответствовала интересам ребенка.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции верными.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).

Учитывая дату вынесения оспариваемого заключения органа опеки и попечительства Администрации МО «Игринский район» №304 - 05 апреля 2021 года, дату обращения административного истца Селиверстова О.Р. с настоящим административным исковым заявлением в Игринский районный суд Удмуртской республики - 17 мая 2021 года (направлено посредством почты), суд первой инстанции обоснованно посчитал срок обращения с административным исковым заявлением в суд не нарушенным.

В соответствии с п. п. 3, 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: установление опеки или попечительства; подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

В силу п. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью (ч.3 ст. 155.1 СК РФ).

Согласно п. п. 3, 4, 5, 6 ст. 155.2 СК РФ организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации. Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к гражданам установлены Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 N 432, которым утверждены Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (далее – Правила).

Согласно п.2 Правил организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.

Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов (п.3 Правил).

Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев. При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.

Длительность, периоды и конкретные сроки (в течение года) пребывания ребенка (детей) в семье гражданина определяются организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по согласованию с гражданином с учетом обеспечения непрерывности процессов обучения, лечения или реабилитации (социальной, медицинской, психологической, педагогической) ребенка (детей)(п.4 Правил).

Возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей) (п.5 Правил).

Согласно п.9 Правил, временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:

а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

д) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства или пребывания заявление по форме, утверждаемой Министерством просвещения Российской Федерации, и прилагает следующие документы: копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; справка лечебно-профилактической медицинской организации об отсутствии у гражданина заболеваний, указанных в подпункте "е" пункта 9 настоящих Правил, либо заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), оформленные в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации (п.10 Правил).

В соответствии с п.11 Правил, кроме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании и (или) о квалификации, справку с места работы о занимаемой должности, копию свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.

Заявление с просьбой дать заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью (далее - заявление) и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 10 настоящих Правил, могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства гражданин при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

Орган опеки и попечительства в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает у соответствующих уполномоченных органов подтверждение сведений, подтверждающих отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации.

Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Форма и порядок представления ответа на запрос органа опеки и попечительства о подтверждении сведений, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, а также форма соответствующего запроса органа опеки и попечительства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Ответ о подтверждении указанных сведений направляется в орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Согласно пункту 1 ст.146 СК РФ опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями), в том числе, лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества; лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.

В силу п.12 правил орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных абзацем четвертым пункта 11 настоящих Правил, на основании указанных сведений и документов, приложенных гражданами к заявлению, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил:

-проводит проверку представленных документов и устанавливает отсутствие обстоятельств, указанных в пункте 9 настоящих Правил;

-проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина и отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина. В случае представления документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданин представляет работнику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, на момент оформления заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина является основанием для отказа в выдаче заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина;

-оформляет заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, которое действительно в течение 2 лет со дня его подписания, или письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа.

Соответственно, орган опеки и попечительства, проведя проверку представленных документов и установив наличие обстоятельств, указанных в пункте 9 настоящих Правил, а именно установив, что Селиверстов О.В. является лицом, имевшим судимости, в том числе, за совершение преступлений против общественной безопасности; обследовав условия жизни Селиверстова О.В. и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина и отношений, сложившихся между членами семьи гражданина; приняв во внимание с учетом запрошенных сведений, наличие нестабильного психологического климата в семье Селиверстова О.Р.; оценив последнего в качестве претендента, желающего получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, обоснованно выдал заключение о невозможности временной передачи ребенка в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

При этом органом опеки и попечительства также учтено наличие у Селиверстова О.Р. I группы инвалидности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 117 утвержден перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью (далее - Перечень).

Пунктом 2 Перечня к заболеваниям, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, отнесены заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

Согласно справке серии МСЭ-2004 №1742355 Селиверстов О.Р. имеет I группу инвалидности по общему заболеванию – инвалид по зрению, инвалидность установлена бессрочно.

Обратившись в орган опеки и попечительства для получения заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, Селиверстов О.Р. предоставил заключение от 18.02.2021 о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому выявлено отсутствие заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью.

Порядком медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 июня 2014 г. № 290н предусмотрено, что медицинское освидетельствование включает в себя медицинские осмотры врачами-специалистами, лабораторные и рентгенографические исследования в следующем объеме: осмотр врачом-терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом-терапевтом цехового врачебного участка, врачом общей практики (семейным врачом)) (далее - врач-терапевт); проведение реакции Вассермана (RW); молекулярно-биологическое исследование крови на вирусный гепатит B (Hepatitis B virus); молекулярно-биологическое исследование крови на вирусный гепатит C (Hepatitis C virus); определение антител классов M, G (IgM, IgG) к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-1 (Human immunodeficiency virus HIV 1) в крови; определение антител классов M, G (IgM, IgG) к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-2 (Human immunodeficiency virus HIV 2) в крови; флюорографию легких либо рентгенографическое исследование легких; осмотр врачом-инфекционистом; осмотр врачом-фтизиатром; осмотр врачом-психиатром-наркологом; осмотр врачом-психиатром (п.5).

Принятие решения о наличии (отсутствии) заболевания, включенного в перечень, осуществляется врачебной комиссией медицинской организации в присутствии освидетельствуемого лица на основании результатов осмотров врачами-специалистами, лабораторных и рентгенографических исследований, указанных в пункте 5 настоящего Порядка (п.12 Порядка).

Между тем, согласно информации БУЗ УР «Игринская РБ МЗ УР» вышеуказанное заключение от 18.02.2021 было дано врачебной комиссией лишь на основании данных первичной медицинской документации - медицинской карты, где имелся бланк извещения о заключении учреждения государственной службы МСЭ: I, по зрен., общ. заб., до 01.04.2005г. За период с 12.03.2005 года по настоящее время Селиверстов О.Р. к врачу-офтальмологу не обращался, данные о прохождении освидетельствования МСЭ после 18.02.2003 года отсутствуют.

В связи с указанным не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о наличии у административного истца заключения об отсутствии заболеваний, препятствующих ему усыновить ребенка, взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, поскольку согласно справке от 15.03.2005 г. истец является инвалидом I группы по общему заболеванию – инвалид по зрению, что в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 117 Перечнем является препятствием для усыновления ребенка, принятия его под опеку (попечительство), принятия в приемную или патронатную семью.

Более того, проведенной органом опеки и попечительства проверкой установлено наличие обстоятельств, указанных в пункте 9 Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а именно наличие у Селиверстова О.В. ранее судимостей за совершение преступлений против общественной безопасности, что уже является самостоятельным основанием для отказа в выдаче положительного заключения о возможности временной передачи ребенка в семью административного истца.

Погашение судимости в установленном законом порядке не имеет правового значения при решении вопроса о временной передаче ребенка в семью, поскольку вышеуказанными Правилами и нормами Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет на временную передачу детей в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, назначение опекунами (попечителями) лиц, имевших судимость, в том числе, за совершение преступлений против общественной безопасности.

Следовательно, с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований судебная коллегия полностью соглашается, находя его основанным на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и верно примененных нормах материального права.

Доводы апелляционной жалобы административного истца о наличии оснований для временной передачи в семью несовершеннолетнего ребенка - Пойлова М.А., о не проведении полной и всесторонней оценки претендента и условий его жизни, по своему содержанию повторяют доводы административного искового заявления, которые были проверены судом первой инстанции и мотивированно отклонены им, с чем судебная коллегия согласна, в связи с чем, такие доводы апелляционной жалобы истца во внимание приняты быть не могут.

В данном случае временная передача несовершеннолетнего Пойлова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в семью административного истца не могла быть произведена, поскольку административный истец относился к числу лиц, для которых предусмотрен запрет на временную передачу детей в семью, как имевшему судимости, в том числе, за совершение преступлений против общественной безопасности, а также учитывая наличие у Селиверстова О.Р. заболевания, приведшего к инвалидности I группы бессрочно, с учетом психологической обстановки в семье административного истца, что и было учтено как административным ответчиком при принятии оспариваемого заключения, так и судом первой инстанции при разрешении спора.

Иных доводов, имеющих правовое значение для дела, поданная апелляционная жалоба не содержит, а вышеизложенные доводы жалобы выражают лишь субъективное несогласие административного истца с выводами суда первой инстанции, с которыми судебная коллегия согласилась, при этом не содержат обстоятельств, имеющих правовое значение для дела и влияющих на правильность разрешения спора, которые не были бы учтены судом первой инстанции, направлены на формальный пересмотр дела с целью получения иного по содержанию судебного решения, а потому основаниями для его отмены явиться не могут.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих, в силу положений ст. 310 КАС РФ, отмену судебного решения, судом первой инстанции при разрешении спора по существу допущено не было.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 16 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Селиверстова О. РудО.ича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, через Игринский районный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья В.А. Соловьев

Судьи: А.Р. Габдрахманов

О.П. Чегодаева

копия верна судья В.А. Соловьев