ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4966/2021 от 25.01.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Малахов С.Л. № 2а-4966/2021

Докладчик Кошелева А.П. № 33а-466/2022 (33а-12273/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 25 января 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.,

судей Певиной Е.А., Шумовой Н.А.

при секретаре Солодовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Уфимцева Дмитрия Геннадьевича на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 11 октября 2021 года, которым административное исковое заявление Уфимцева Д.Г. об оспаривании приказа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя Уфимцева Д.Г. – Нафтаева Е.В., представителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области – Виненко А.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Уфимцев Д.Г. обратился в суд с административным иском, в котором просит просит признать незаконным приказ Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области от 23.08.2021 №90 «О проведении внеплановой выездной проверки»; возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав административного истца.

В обоснование иска указано, что истцом по электронной почте были получены документы, согласно которым Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Новосибирской области решила провести в отношении него внеплановую выездную проверку, намеревается направить должностное лицо для посещения квартиры, принадлежащей Уфимцеву Д.Г., в сопровождении сотрудника полиции.

Вместе с тем, 01.07.2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который регламентирует деятельность по осуществлению государственного контроля (надзора) в отношении граждан и организаций.

Уфимцев Д.Г. является гражданином, не осуществляющим предпринимательской деятельности, во владении у него нет производственных объектов, потому он не является контролируемым лицом в целях применения закона №248-ФЗ.

Оспариваемый приказ Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области возлагает на административного истца не установленные законом обязанности, в частности обязанность впустить в квартиру инспектора и предоставить запрошенные документы в рамках незаконной проверки.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 октября 2021 года в удовлетворении административного иска Уфимцеву Д.Г. отказано.

С решением суда не согласился Уфимцев Д.Г., в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решение суда, принятии нового об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции неправомерно не применены к спорным правоотношениям положения подпункта 1 пункта 2 статьи 31 и пункта 1 статьи 73 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», не допускающие проведение выездных проверок в отношении физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя и не владеющих производственными объектами.

Судом неверно применены положения п. 4 ст.98 Федерального закона №248-ФЗ, без учета п.8 ст. 98 этого Закона и того, что оспариваемый приказ принят после вступления в силу Федерального закона № 248-ФЗ. Кроме того положения Федерального закона №294-ФЗ применены выборочно: закон применен к физическому лицу, не имеющему статуса индивидуального предпринимателя, в той части, в которой допускается проведение выездной проверки, однако не применен в части, в которой обязывает контролирующий орган провести согласование внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу требований ст.ст. 62, ч.ч.9.11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказать законность действий (бездействия), решения возложена на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и соблюдение срока на обращение в суд. Кроме того, истец не освобожден от обязанности доказать факты, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований.

Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является признание судом их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции не установил предусмотренной ч.2 ст. 227 КАС РФ совокупности условий.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, а доводы апелляционной жалобы не принимает.

Вопреки доводам подателя жалобы, районным судом нормы права применены верно, с учетом характера возникших правоотношений сторон, оспариваемый приказ закону не противоречит и прав административного истца не нарушает.

Позиция апеллянта основана на неверном понимании норм права, регулирующих возникшие правоотношения сторон и недоказанности истцом факта нарушения его прав и законных интересов оспариваемым приказом.

Приходя к таким выводам, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Уфимцев Д.Г. является собственником жилого помещения - квартиры 54, расположенной по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 11. Указанное жилое помещение является неотъемлемой частью объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом («Дом с часами»).

15.06.2021, 05.07.2021 в Приемную Президента РФ в СФО поступили обращения от жильца дома о производимых незаконных строительных работах, в том числе, о незаконной перепланировке в квартире № 54. Указанные заявления перенаправлены для рассмотрения в Правительство Новосибирской области, затем в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Новосибирской области.

По результатам рассмотрения обращений 15.07.2021 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Новосибирской области составлено е представление и принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении собственника квартиры №54 в связи с чем, 23.08.2021 вынесен оспариваемый приказ №90 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Уфимцева Д.Г.»

Из оспариваемого приказа следует, что проверка проводится в рамках регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия..., с целью обеспечения соблюдения Уфимцевым Д.Г. требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании мотивированного представления от 15.07.2021 по результатам анализа поступивших обращений гражданина. Задача проверки - недопущение причинения вреда объекту культурного наследия. Предмет проверки - соблюдение Уфимцевым Д.Г. обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия. Правовые основания проверки - подпункт «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

24.08.2021 административным ответчиком в адрес Уфимцева Д.Г. направлено сообщение о проведении внеплановой выездной проверки с приложением копии оспариваемого приказа.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

На основании ч.ч.1,2 ст. 31 указанного Закона под контролируемыми лицами в целях настоящего Федерального закона понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

В целях настоящего Федерального закона под гражданами понимаются физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели). Граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, признаются контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, за исключением жилых помещений, если иное регулирование в отношении жилых помещений не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

В возникших правоотношениях сторон иное закреплено специальным законом - Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия) осуществляется посредством регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, осуществляемого региональными органами охраны объектов культурного наследия, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предметом государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия являются:

для регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия - соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, защитных зон объектов культурного наследия регионального значения, защитных зон объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также исторических поселений (за исключением расположенных на их территориях отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 настоящего Федерального закона) установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, включая: требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия; требования к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе о соответствии работ согласованной проектной документации и разрешению на проведение работ по их сохранению.

Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа охраны объектов культурного наследия о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать и обследовать используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, а с согласия собственников жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия. Дата и время посещения и обследования должностным лицом органа охраны объектов культурного наследия жилого помещения, занимаемого физическим лицом, должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом.

Как следует из Положения о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2018 № 576-п, государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Новосибирской области (далее - инспекция) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную, надзорную и контролирующую деятельность в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Новосибирской области (далее - объекты культурного наследия).

На основании и в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Согласно действующему на дату вынесения оспариваемого приказа Порядку организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия в Новосибирской области, утвержденному постановлением Правительства Новосибирской области от 15.02.2016 № 43-п, региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия в Новосибирской области осуществляется управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (далее - Управление).

Под региональным государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия понимается деятельность Управления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования).

Региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется посредством организации и проведения проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением Федерального закона N 73-ФЗ, или о внесении в них изменений, и деятельность Управления по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 73-ФЗ должностные лица Управления при осуществлении регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа Управления о назначении проверки либо задания Управления посещать и обследовать используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, а с согласия собственников - жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия, и проводить исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.

Региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия в отношении физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), занимаемых или используемых ими жилых помещений, являющихся объектами культурного наследия, частями объектов культурного наследия либо расположенных на территории объектов культурного наследия или в зонах их охраны (далее - жилые помещения), осуществляется должностными лицами Управления с учетом положений, установленных статьей 11 Федерального закона N 73-ФЗ.

Дата и время посещения должностным лицом Управления жилого помещения, занимаемого физическим лицом, для проведения его осмотра (обследования) должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом посредством направления уведомления о посещении и осмотре (обследовании) не менее чем за 3 календарных дня до такого посещения и осмотра (обследования) способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами. Форма уведомления о посещении и осмотре (обследовании) устанавливается Управлением.

Физическое лицо, которое занимает жилое помещение, при получении уведомления обеспечивает беспрепятственный доступ должностным лицам Управления, осуществляющим региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия, для проведения осмотра (обследования).

Из приведенных положений законодательства в совокупности следует, что Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области предоставлено право на осуществление регионального надзора в отношении любых физических лиц, а не только в отношении контролируемых лиц в понимании Федерального закона № 248-ФЗ. При этом, Инспекция вправе проводить проверки, и на основании приказа о проведении проверки посещать и обследовать жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия, с согласия их собственников. Обследование жилого помещения без согласия на то его собственника законом не предусмотрено.

Ссылка в оспариваемом приказе на положения Федерального закона № 294-ФЗ не свидетельствует о его незаконности с учетом приведенных выше требований законодательных актов, регламентирующих деятельность административного ответчика по осуществлению им регионального надзора в установленной сфере деятельности в отношении физических лиц, которые вынесением приказа от 23.08.2021 года были соблюдены.

Как пояснил представитель истца в суде апелляционной инстанции, выездная проверка в жилом помещении истца фактически не была проведена. Из объяснений представителя административного ответчика следует, что поскольку согласие собственника на осмотр жилого помещения не было получено, оспариваемый приказ о проведении проверки в установленные в нем сроки – с 30.09.2021 по 06.10.2021, не был реализован. Органы полиции привлекаются не для целей принудительного проникновения в жилое помещение, а с целью сопровождения инспектора, что закону не противоречит.

Изложенное в совокупности свидетельствует о том, что оспариваемый приказ закону не противоречит и более того, прав и интересов административного истца в указанной им в иске части (проведение проверки в жилом помещении без согласия истца) не нарушает.

Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уфимцева Д.Г. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи