Судья Малахов С.Л. № 2а-4976/2021
Докладчик Толстик Н.В. № 33а-2773/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 12 апреля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Толстик Н.В.,
судей Кошелевой А.П., Плотниковой Е.А.,
при секретаре Солодовой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 17 ноября 2021 года, которым удовлетворен административный иск прокуратуры города Новосибирска.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Толстик Н.В., объяснения представителя административного истца Бохан С.В., представителя административного ответчика Долгова А.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокуратура г. Новосибирска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным иском, в котором просила:
- признать незаконным бездействие мэрии г. Новосибирска, выразившееся в длительном непринятии мер по изменению нормативного правового акта в области лесных отношений, а именно лесохозяйственного регламента Новосибирского академического лесничества, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 06.05.2015 №3261;
- возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение, а именно в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с нормативными правовыми актами в области лесных отношений лесохозяйственный регламент Новосибирского академического лесничества, утвержденный постановлением мэрии г. Новосибирска от 06.05.2015 №3261.
Административный иск обоснован следующим. Прокуратурой г. Новосибирска во исполнение требований Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется надзор за исполнением законов мэрией г. Новосибирска, в том числе в сфере лесопользования. Постановлением мэрии г. Новосибирска от 06.05.2015 №3261 утвержден лесохозяйственный регламент Новосибирского академического лесничества.
В нарушение статей 84,87 Лесного кодекса РФ, пункта 16 Состава лесохозяйственных регламентов мэрией города Новосибирска не осуществляется внесение изменений в лесохозяйственный регламент Новосибирского академического лесничества в связи с принятием (изменением) нормативных правовых актов в области лесных отношений. Вместе с тем, утвержденный мэрией лесохозяйственный регламент Новосибирского академического лесничества в настоящее время основан более чем на двадцати утративших силу нормативных правовых актах.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 17.11.2021 административный иск прокуратуры города Новосибирска удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение районного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По доводам жалобы, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
В обжалуемом решении указано, что Лесохозяйственный регламент Новосибирского академического лесничества, утвержденный постановлением мэрии г. Новосибирска от 06.05.2015 №3261, содержит ссылки на недействующие нормативные акты, в том числе на пункт 2.1 таблицы 3.2, абзац четвертый пункта 2.13, пункт 2.17.
При этом фактически по тексту действующего Лесохозяйственного регламента в таблице 3.2 пункт 2.1 отсутствует; в абзаце четвертом пункта 2.13 отсутствует ссылка на приказ Рослесхоза от 05.11.2011 №511 «Об утверждении Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора декоративных растений»; в пункте 2.17 отсутствует ссылка на Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, суд, принимая решение об удовлетворении административного иска, ссылается на факты, которые противоречат исследованному судом доказательству, – Лесоустроительному регламенту, в связи с чем такое решение нельзя признать обоснованным.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно положениям частей 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказать факт нарушения прав и законных интересов оспариваемыми действиями, решениями, бездействием, а также соблюдение срока на обращение в суд возложена на административного истца. Административный ответчик обязан доказать законность оспариваемых действий, решений, бездействия.
В силу пункта 4 части 1 статьи 87 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов.
В силу частей 1,7 статьи 87 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).
Приказом Минприроды России от 27.02.2017 №72 утвержден Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений (далее по тексту – Состав лесохозяйственных регламентов).
Согласно пункту 16 Состава лесохозяйственных регламентов внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случае принятия или изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов постановлением мэрии г. Новосибирска от 06.05.2015 №3261 утвержден Лесохозяйственный регламент Новосибирского академического лесничества.
В настоящее время указанный Лесохозяйственный регламент Новосибирского академического лесничества основан на ряде утративших силу нормативных правовых актах.
При этом, в нарушение статей 84,87 Лесного кодекса РФ, пункта 16 Состава лесохозяйственных регламентов мэрией города Новосибирска не осуществляется внесение изменений в Лесохозяйственный регламент Новосибирского академического лесничества в связи с принятием (изменением) нормативных правовых актов в области лесных отношений.
При вынесении решения судом учтено, что до обращения в суд по факту выявленного нарушения прокуратурой г. Новосибирска 28.02.2019 мэру г. Новосибирска вносилось представление.
Согласно ответу мэрии г. Новосибирска от 25.03.2019 №01/40/01464 структурными подразделениями мэрии г. Новосибирска осуществляется работа по внесению соответствующих изменений в постановление мэрии г. Новосибирска №3261 от 06.05.2015.
Кроме того, 21.07.2020 о необходимости принятия мер к внесению изменений в Лесохозяйственный регламент Новосибирского академического лесничества прокуратурой г. Новосибирска указано в информации о состоянии законности и преступности на территории города за 1 полугодие 2020 года.
В ответе мэрии г. Новосибирска от 21.08.2020 №01/40/04750 на указанную информацию сообщается, что на территории Новосибирского академического лесничества в настоящее время организованы лесоустроительные работы, по окончании которых будут установлены точные границы городских лесов г. Новосибирска, что в последующем найдет свое отражение в градостроительной документации.
Вместе с тем, на момент подачи административного иска и на момент вынесения решения Лесохозяйственный регламент Новосибирского академического лесничества не приведен в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами, соответствующие изменения в него не утверждены.
Указанные обстоятельства явились основанием для признания незаконным бездействия мэрии г. Новосибирска в рассматриваемой сфере и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Выводы суда о наличии оснований для удовлетворения административного иска являются правильными, длительное бездействие мэрии, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в Лесохозяйственный регламент после изменения (принятия) целого ряда нормативных правовых актов в области лесных отношений, нашло свое подтверждение совокупностью собранных по делу доказательств.
В настоящее время Лесохозяйственный регламент Новосибирского академического лесничества, действительно, основан на ряде утративших силу нормативных правовых актах, указанных в оспариваемом судебном решении.
Вместе с тем, указание суда на противоречие действующему законодательству пункта 2.1 таблицы 3.2, абзаца четыре пункта 2.13 и пункта 2.17 Лесохозяйственного регламента Новосибирского академического лесничества является необоснованным.
Так, таблица 3.2 Лесохозяйственного регламента Новосибирского академического лесничества не содержит пункта 2.1.
Пункт 2.17 Лесохозяйственного регламента Новосибирского академического лесничества не содержит ссылки на Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», как это указано в оспариваемом решении.
Пункт 2.13 Лесохозяйственного регламента Новосибирского академического лесничества не содержит ссылки на приказ Рослесхоза от 05.11.2011 №511 «Об утверждении Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора декоративных растений».
Учитывая изложенное, из мотивировочной части решения подлежат исключению ссылки на указанные пункты Лесохозяйственного регламента Новосибирского академического лесничества, как на противоречащие действующему законодательству.
Возражения прокурора, представленные на апелляционную жалобу, на выводы судебной коллегии в рассматриваемой части не влияют.
Так, прокурор указывает, что при подготовке административного иска фактически были допущены описки:
- вместо пункта 2.1 таблицы 3.2 следовало указать пункт 1 таблицы 3.2;
- вместо абзаца четвертого пункта 2.13 следовало указать абзац четвертый под таблицей 2.13 Лесохозяйственного регламента Новосибирского академического лесничества, он же - абзац 12 пункта 2.4 Лесохозяйственного регламента;
- вместо указания на незаконность ссылки в пункте 2.17 Лесохозяйственного регламента на недействующий Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ следовало указать на незаконность в части даты принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - указано 25.04.2013 вместо 05.04.2013.
Вместе с тем, Лесохозяйственный регламент Новосибирского академического лесничества анализировался судом именно на предмет наличия в указанных прокурором пунктах ссылок на недействующие нормативные акты. Такие ссылки судом установлены, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение подлежит изменению путем исключения из мотивировочной части ссылок на необоснованно указанные пункты Лесохозяйственного регламента Новосибирского академического лесничества.
Правых оснований для отмены правильного по существу судебного решения и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба в указанной части оставляется судебной коллегией без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда города Новосибирска от 17 ноября 2021 года – изменить, исключив из мотивировочной части ссылки на противоречие действующему законодательству пункта 2.1 таблицы 3.2, абзаца 4 пункта 2.13, пункта 2.17 Лесохозяйственного регламента Новосибирского академического лесничества.
Апелляционную жалобу департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска – удовлетворить частично.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: