ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5031/2021 от 11.03.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2а-5031/2021

Дело № 33а-1010/2022

УИД 27RS0004-01-2021-006085-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 11 марта 2022 года.

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Унтевской Е.Л.

судей: Савченко Е.А., Казариковой О.В.

при секретаре: Серченко И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 2 марта 2022 года административное дело по административному иску прокурора Индустриального района г.Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Хабаровска, департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска о возложении обязанности по изготовлению технических паспортов на автомобильные дороги, обратиться о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи,

по апелляционной жалобе администрации города Хабаровска на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 11 ноября 2021 года,

Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., объяснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Доськовой Т.Ю., представителя административных ответчиков администрации города Хабаровска, департамента муниципальной собственности города Хабаровска ФИО1, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Индустриального района г.Хабаровска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Индустриальный районный суд г. Хабаровска с административными исковыми заявлениями к администрации города Хабаровска в которых, с учетом последующего уточнения просил возложить на администрацию города Хабаровска обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на автомобильные дороги по ул. Кузбасской, ул. Красноярской, ул. Кишиневской, ул. Королевской, пер. Крылова, пер. Красноярскому в г. Хабаровске; в течение 3 месяцев со дня изготовления документации подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество заявление и документацию, необходимые для принятия на учет бесхозяйных объектов - автомобильных дорог по адресам ул. Кузбасская, ул. Красноярская, ул. Кишиневская, ул. Королевская, пер. Крылова, пер. Красноярский в г. Хабаровске.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения выявлен факт отсутствия в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" дорог по пер. Красноярскому в г. Хабаровске, протяженностью - 0,149 км, пер. Крылова в г. Хабаровске, протяженностью – 0,190 км, ул. Королевской в г. Хабаровске, протяженностью – 0,442 км, ул. Кишиневской в г. Хабаровске, протяженностью – 0,137 км, ул. Красноярской в г. Хабаровске, протяженностью – 0,860 км, ул. Кузбасской в г. Хабаровске, протяженностью – 0,100 км и технических паспортов на них. Земельные участки под указанными дорогами не сформированы, на кадастровом учете не значатся и относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Администрацией города Хабаровска меры по регистрации муниципальной собственности на автомобильные дороги не принимаются, что препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог. Согласно плану-графику технической инвентаризации и паспортизации дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск» на 2020-2024 годы выполнение работ по технической инвентаризации, изготовлению технических паспортов указанных автомобильных дорог запланировано на 2022 год.

Определениями судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 3 сентября 2021 года к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска, заинтересованного лица - управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска.

Определением судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 13 сентября 2021 года административные дела по административным искам прокурора объединены в одно производство.

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 11 ноября 2021 года административный иск прокурора Индустриального района г.Хабаровска к администрации города Хабаровска удовлетворен. На администрацию города Хабаровска возложена обязанность: в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на автомобильные дороги по ул. Кузбасской в <...> в <...> в <...> в <...> в <...> в г. Хабаровске; в течение 3 месяцев со дня изготовления технического паспорта подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление и документацию, необходимые для принятия на учет бесхозяйных объектов - автомобильных дорог по адресам ул. Кузбасской в <...> в <...> в <...> в <...> в <...> в г. Хабаровске. В удовлетворении административных требований к департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска отказано.

В апелляционной жалобе администрация города Хабаровска ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование своей позиции административный ответчик указал на нарушение судом первой инстанций норм материального права. Указывает, что по ул. Красноярской г.Хабаровска дорога отсутствует, часть проезда в районе дома 66 по ул. Красноярской занимают земельные участки с кадастровыми номерами , часть проезда по пер. Красноярскому также занята земельными участками с кадастровыми номерами . Таким образом, полагает, что решение суда является неисполнимым. Также указывает, что принятым решением суд незаконно ограничивает администрацию города Хабаровска в самостоятельности принятия вопросов местного значения. Положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и иные нормативные акты РФ не устанавливает обязанности по паспортизации дороги, обязанность по содержанию которых в любом случае лежит на органе местного самоуправления. Кроме того, согласно плану-графику технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск» на 2020-2024 годы, спорные участки дорог планируются к паспортизации в 2022 году.

Письменных отзывов на доводы апелляционной жалобы не поступало.

В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Доськова Т.Ю. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представителя административных ответчиков администрации города Хабаровска, департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.

Заинтересованное лицо управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, будучи заблаговременно и надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, в суд апелляционной инстанции представителей не направил, об уважительности причин неявки представителей до начала судебного заседания не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, о намерении лично участвовать в судебном разбирательстве не заявил, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.

Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска в ходе проведенной проверки выявлены дороги по ул. Кузбасской, ул. Красноярской, ул. Кишиневской, ул. Королевской, пер.Крылова, пер.Красноярскому, которые не значатся в реестрах федерального и краевого имущества, в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск", утвержденном постановлением администрации города Хабаровска от 9 февраля 2009 года N 401, технические паспорта на них не оформлялись, на учет как бесхозяйное имущество не поставлены, право муниципальной собственности не зарегистрировано.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрация города Хабаровска, как орган местного самоуправления, является лицом, обязанным обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке автомобильных дорог по ул. Кузбасской, ул. Красноярской, ул. Кишиневской, ул. Королевской, пер.Крылова, пер.Красноярскому г. Хабаровска как бесхозяйного недвижимого имущества. Наличие таких бесхозяйных объектов на территории города, учитывая их специфику, обусловленную необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в части возложения обязанности на администрацию города Хабаровска обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества спорных автомобильных дорог не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным делу обстоятельствам.

Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, в силу пункта 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в пункте 5 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования городского округа «Город Хабаровск».

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Автомобильная дорога в статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно части 1 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2).

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно части 9 статьи 6 Закона N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов (часть 1 статьи 34 Закона N 257-ФЗ).

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в силу требований пункта 6 части 1 статьи 13 Закон N 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Исходя из указанных положений, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества автомобильных дорог общего пользования по ул. Кузбасской, ул. Красноярской, ул. Кишиневской, ул. Королевской, пер.Крылова, пер.Красноярскому г.Хабаровска, в связи с чем необращение администрации города Хабаровска в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанной автомобильной дороги на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении администрацией г.Хабаровска обязанности, предусмотренной пунктом 3 статьи 225 ГК РФ, то есть о незаконном бездействии административного ответчика.

Вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика отсутствие в резолютивной части решения суда выводов о признании бездействия незаконным основанием для отмены решения суда не является. Судебная коллегия также принимает во внимание, что такие выводы содержатся в мотивировочной части решения суда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные дороги не могут быть признаны бесхозяйными основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городского округ «Город Хабаровска» является администрация города, в связи с чем, выводы суда о возложении обязанности на указанный орган являются верными.

Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 33388-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации, утверждённый Приказом Госстандарта от 31 августа 2016 года № 1004-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.

Согласно п. 4.2.2. ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Судом также установлено, что в соответствии с Планом-графиком технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск» на 2020-2024 годы, выполнение работ по технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог по ул. Кузбасской, ул. Красноярской, ул. Кишиневской, ул. Королевской, пер.Крылова, пер.Красноярскому г. Хабаровска запланировано на 2022 год.

В силу части 6 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Удовлетворяя требования прокурора в указанной части, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона N 257-ФЗ, Закона N 131-ФЗ, Уставом муниципального образования городского округа «Город Хабаровск», пришел к выводу о возложении обязанности по изготовлению технических паспортов на спорные автомобильные дороги на администрацию города Хабаровска.

С выводами суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия администрации города Хабаровска по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск» вышеуказанных спорных автомобильных дорог и возложении обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на спорные дороги, судебная коллегия не соглашается в виду следующего.

Учитывая, что законом осуществление работ по технической паспортизации дорог местного значения возложено на орган местного самоуправления, в свою очередь со стороны администрации города Хабаровска представлены сведения о том, что деятельность по паспортизации спорных автомобильных дорог ведется и запланирована на 2022 г., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия администрации г.Хабаровска в указанной части.

Выводы суда первой инстанции о том, что отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у административного ответчика денежных средств на указанные цели, признаются судебной коллегией несостоятельными, так как прокурором в соответствии с требованиями п.2,3 ч.2 ст.62 КАСРФ не представлено доказательств бездействия ответчика по паспортизации спорных автомобильных дорог, наличия препятствий для исполнения Плана-графика технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск» на 2020-2024 годы в части паспортизации вышеуказанных автомобильных дорог, либо оснований полагать, что данные действия ответчик исполнять в установленные им сроки не намерен.

Кроме того, требование прокурора о возложении на ответчика обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технических паспорта на автомобильные дороги находится в противоречии со сроками, установленными Планом-графиком технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск» на 2020-2024 годы, при этом основания для увеличения сроков паспортизации в соответствии с требованием прокурора, либо его сокращения судом не установлено.

Таким образом, решение суда подлежат отмене в указанной части на основании части 2 статьи 310 КАС РФ в связи с несоответствие выводов суда первой инстанции, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора Индустриального района г. Хабаровска, в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу администрации города Хабаровска удовлетворить частично.

Решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 11 ноября 2021 года отменить в части возложения на администрацию города Хабаровска обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на автомобильные дороги по ул. Кузбасской в <...> в <...> в <...> в <...> в <...> в г. Хабаровске, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении административного искового требования прокурора Индустриального района г. Хабаровска отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: