ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5033/20 от 03.02.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Шкинина И.А. Дело № 33а-1224/2021

(дело № 2а-5033/2020)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 03 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей: Есыревой Е.В., Жилкина А.М.,

при секретаре судебного заседания Мословой В.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Кокуриной Р.В., заинтересованных лиц Быковой В.В., Пауковой Л.В., Анохиной Е.А., Ивановой Г.А., Ивановой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Есыревой Е.В. административное дело по апелляционной жалобе администрации г. Нижнего Новгорода на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 05 ноября 2020 года по административному делу по административному иску прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Нижнего Новгорода, администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода о признании незаконными пунктов постановлений администрации г.Нижнего Новгорода, признании действий об установлении сроков сноса многоквартирных домов незаконными, возложении обязанности установить разумные сроки сноса многоквартирных домов и отселения из них жителей,

УСТАНОВИЛА:

административный истец прокурор Нижегородского района г.Нижнего Новгорода, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Н.Новгорода о признании незаконными пунктов постановлений администрации г.Нижнего Новгорода, признании действий об установлении сроков сноса многоквартирных домов незаконными, возложении обязанности установить разумные сроки сноса многоквартирных домов и отселения из них жителей.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведена проверка по вопросу нахождения домов [адрес]; [адрес]; [адрес] г. Н. Новгорода в аварийном состоянии, угрожающем жизни и здоровью граждан.

Постановлениями администрации г. Нижнего Новгорода от 15.05.2018 года №1283; от 01.08.2018 №1928; от 04.04.2018 №912 [адрес] литеры А,А1,а,а1,а2 по [адрес]; 76 литера А по [адрес]; 38 литера А по [адрес] г. Н. Новгорода признаны аварийными и подлежащими сносу. Этим же постановлением установлены сроки сноса данных домов силами собственников помещений до 01 января 2033 года и определен срок отселения жителей домов до 01 января 2033 года.

До настоящего времени в перечисленных жилых домах, являющихся аварийными, проживают собственники жилых помещений. Аварийные конструкции данных жилых домов, расположенных на одной из центральных улиц города, распадаются. Фасады жилых домов портят облик города.

Дальнейшая эксплуатация указанных жилых домов и проживание в них граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц.

Решения администрации г. Нижнего Новгорода об установлении срока сноса домов силами собственников и сроках отселения жителей дома до 01 января 2033 года нарушают права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду проживания.

Прокурор Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просил суд:

1.Признать незаконным пункты 2 и 3 постановления администрации г.Н.Новгорода от 15.05.2018 №1283 «О признании многоквартирного [адрес] литера А по [адрес] аварийным и подлежащим сносу» о предъявлении собственникам помещений в [адрес] литера А по [адрес] требования о сносе дома в срок до 01 января 2033 года и установлении срока отселения 01 января 2033 года.

2.Признать незаконными пункты 2.1 и 4 постановления администрации г. Н. Новгорода от 01.08.2018 №1928 «О признании многоквартирного [адрес] литера А по [адрес] аварийным и подлежащим сносу» о предъявлении собственникам помещений в [адрес] литера А по [адрес] требования о сносе дома в срок до 01 января 2033 года и установлении срока отселения 01 января 2033 года.

3.Признании незаконными пункты 2.1 и 3 постановления администрации г. Н. Новгорода от 04.04.2018 №912 «О признании многоквартирного [адрес] литеры А,А1,а,а1,а2 по [адрес] аварийным и подлежащим сносу» о предъявлении собственникам помещений в [адрес] литеры А,А1,а,а1,а2 по [адрес] требования о сносе дома в срок до 01 января 2033 года и установлении срока отселения 01 января 2033 года.

4.Признать действия администрации города Нижнего Новгорода об установлении сроков сноса собственникам аварийных многоквартирных домов 12 литеры А,А1,а,а1,а2 по [адрес]; 76 литера А по [адрес]; 38 литера А по [адрес] г.Н.Новгорода и отселения из них жителей до 01.01.2033 года незаконными.

5.Обязать администрацию г.Н.Новгород установить разумные сроки сноса собственниками аварийных домов 12 литеры А,А1,а,а1,а2 по [адрес]; 76 литера А по [адрес]; 38 литера А по [адрес] и отселения из них жителей.

6.Установить срок исполнения указанных требований в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 05 ноября 2020 года административный иск удовлетворен частично.

Признаны незаконными пункты 2 и 3 постановления администрации г.Нижнего Новгорода от 15.05.2018 года [номер] «О признании многоквартирного [адрес] литера А по [адрес] аварийным и подлежащим сносу» о предъявлении собственникам помещений в [адрес] литера А по [адрес] требования о сносе дома в срок до 01 января 2033 года и установлении срока отселения 01 января 2033 года.

Признаны незаконными пункты 2.1 и 4 постановления администрации г.Нижнего Новгорода от 01.08.2018 года №1928 «О признании многоквартирного [адрес] литера А по [адрес] аварийным и подлежащим сносу» о предъявлении собственникам помещений в [адрес] литера А по [адрес] требования о сносе дома в срок до 01 января 2033 года и установлении срока отселения 01 января 2033 года.

Признаны незаконным пункты 2.1 и 3 постановления администрации г.Нижнего Новгорода от 04.04.2018 №912 «О признании многоквартирного [адрес] литера А, А1, а, а1, а2 по [адрес] аварийным и подлежащим сносу» о предъявлении собственникам помещений в [адрес] литера А, А1, а, а1, а2 по [адрес] требования о сносе дома в срок до 01 января 2033 года и установлении срока отселения 01 января 2033 года.

Возложена на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения повторно рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения собственников помещений в [адрес] литера А, А1, а, а1, а2 по [адрес]; в [адрес] литера А по [адрес]; в [адрес] литера А по [адрес] в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления, отказано.

В апелляционной жалобе администрация г. Н.Новгорода просит решение Нижегородского районного суда города Н.Новгорода от 05 ноября 2020 года отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением процессуального права.

Прокурор Кокурина Р.В., участвующая в судебном заседании судебной коллегии полагала оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу, без удовлетворения.

Заинтересованные лица Быкова В.В., Паукова Л.В., Анохина Е.А., Иванова Г.А., Иванова М.Н., просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Н.Новгорода без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст. 55-57 КАС РФ, в суд не направили.

В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Кокурину Р.В., позицию заинтересованных лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

С доводами апелляционной жалобы судебная коллегия не может согласиться в силу следующих мотивов и оснований.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 и 9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации г.Нижнего Новгорода от 04 апреля 2018 года № 912 «О признании многоквартирного [адрес] литеры А,А1,а,а1,а2 по [адрес] аварийным и подлежащим сносу» принято решение о признании многоквартирного [адрес] литеры А,А1,а,а1,а2 по [адрес] аварийным и подлежащим сносу.

Администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода постановлено в тридцатидневный срок с момента издания настоящего постановления информировать собственников помещений в [адрес] литеры А,А1,а,а1,а2 по [адрес] о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, а также предъявить им требования о сносе дома в срок до 01 января 2033 года (пункт 2); установить срок отселения - 01 января 2033 год; контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Молева А.В.

Также постановлением администрации г. Нижнего Новгорода постановлением администрации г.Нижнего Новгорода от 01 августа 2018 года №1928 «О признании многоквартирного [адрес] литера А по [адрес] аварийным и подлежащим сносу» принято решение о признании многоквартирного [адрес] литера А по [адрес] аварийным и подлежащим сносу.

Администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода постановлено в тридцатидневный срок с момента издания настоящего постановления информировать собственников помещений в [адрес] литера А по [адрес] о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, а также предъявить им требования о сносе дома в срок до 01 января 2033 года (пункт 2); расторгнуть договоры социального найма с гражданами, занимающими жилые помещения в [адрес] литера А по [адрес] по договорам социального найма в порядке, установленном действующим законодательством РФ; в соответствии с действующим законодательством предоставить гражданам жилые помещения по договорам социального найма; департаменту строительства администрации г. Н. Новгорода: в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом города Нижнего Новгорода, организовать реализацию мероприятий по строительству многоквартирных домов для расселения жителей в [адрес] литера А по [адрес] в срок, установленный настоящим постановлением; выделить администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода жилые помещения для предоставления гражданам по договорам социального найма; установить срок отселения - 01 января 2033 год; контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Молева А.В.

Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 15 мая 2018 года №1283 «О признании многоквартирного [адрес] литера А по [адрес] аварийным и подлежащим сносу» принято решение о признании многоквартирного [адрес] литера А по [адрес] аварийным и подлежащим сносу.

Администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода постановлено в тридцатидневный срок с момента издания настоящего постановления информировать собственников помещений в [адрес] литера А по [адрес] о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, а также предъявить им требования о сносе дома в срок до 01 января 2033 года (пункт 2); установить срок отселения - 01 января 2033 год; контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Молева А.В.

По мнению прокурора, срок сноса аварийных домов и расселения граждан, указанный в обжалуемых постановлениях администрации г.Н.Новгорода, не является разумным и нарушает как права граждан, проживающих в указанных домах на получение жилого помещения, так и права неопределенного круга лиц.

Частично удовлетворяя заявленные требования прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что сроки сноса и отселения жителей домов до 01 января 2033 года, нельзя признать разумными, поскольку имеется реальная угроза обрушения домов, проживание в аварийных домах представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется реальная опасность их самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Приходя к такому выводу, суд первой инстанции исходил из того, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции, а также срока отселения физических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления. При таких обстоятельствах, расселение граждан из аварийных жилых домов должно производиться незамедлительно и не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома.

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложении на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения повторно рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения собственников помещений в [адрес] литера А, А1, а, а1, а2 по [адрес]; в [адрес] литера А по [адрес]; в [адрес] литера А по [адрес] в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Этот вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованным и мотивированным.

Поскольку указанные дома признаны аварийными, а стороны этих обстоятельств не оспаривают и не опровергают, судебная коллегия полагает, что с этими аварийными домами за период с 2021 г. по 2033 г. могут произойти необратимые последствия, опасные для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Так в аварийных домах могут произойти внезапные чрезвычайные ситуации, в результате которых возможно причинение вреда жизни и здоровью жильцов дома, но неопределенному кругу лиц, оказавшихся рядом с такими домами или внутри них.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о неразумности срока сноса и расселения жильцов указанных домов до 01 января 2033 года, при этом исходит из того, что столь длительный срок расселения домов нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения домов, в связи с чем, нахождение в данных домах является опасным для граждан, так как создает реальную опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома в разумный срок. При этом решение конкретных вопросов, связанные с расселением аварийного дома и его возможным последующим сносом, как объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности, относятся к компетенции ответчика.

Сроки, определенные в оспариваемых постановлениях администрации города нижний Новгород для сноса и расселения указанных домов установлены без учета их технического состояния, которое в настоящее время представляет угрозу для жителей.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Таким образом, суд первой инстанции правильно сделал вывод о том, что сроки сноса и расселения указанных домов должны быть разумными.

Судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требования прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода об оспаривании действий администрации г. Нижнего Новгорода по установлению сроков сноса собственниками аварийных многоквартирных домов и отселения из них жителей до 01 января 2033 года, при этом суд указал на то, что указанные действия самостоятельного юридического значения не имели и были обличены в форму правоприменительных актов – принятых органом местного самоуправления постановлений.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Нормы материального права применены судом верно, существенных нарушений норм процессуального права судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 05 ноября 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Н.Новгорода, без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе обжаловать судебные акты по настоящему делу в течение шести месяцев начиная со дня принятия апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10 февраля 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: