Судья: Будасова Е.Ю. № 33А-127
Докладчик: Пронченко И.Е. (№ 2а-5046/2019)
(42RS0019-01-2019-010260-96)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«5» февраля 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Пронченко И.Е.,
судей: Бегуновича В.Н., Быковой С.В.,
при секретаре: Любушкиной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе представителя Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецк на решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 11 ноября 2019 года по административному иску ФИО1 к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецк об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконными действия Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецк, выразившиеся в части указания площади 52,2 кв.м., переведенного (перепланированного) объекта, расположенного по адресу: <адрес> пункте 6 Акта приемочной комиссии от 25.03.2019г.; обязать Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации <адрес> внести изменения в п.6 Акта приемочной комиссии от 25.03.2019г. в части изменения площади нежилого помещения по адресу: <адрес> с 52,2 кв.м. на площадь нежилого помещения - 55,7 кв.м.
Требования мотивированы тем, что он является собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 25.03.2019 был утвержден Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта, а именно: нежилого помещения офиса (бывшая <адрес>) по адресу: <адрес>. В п.6 акта приемочной комиссии от 25.03.2019 указана площадь помещения - 52,2 кв.м., которая не соответствует площади, указанной в проектной документации и техническом паспорте, по факту площадь переведенного в нежилое помещение объекта, с монтажом входного узла, составляет – 55,7 кв.м. Однако, в акте указана площадь до выполнения перепланировки - 52,2 кв.м. В связи с чем, в настоящее время не представляется возможным внести сведения в ЕГРН об изменении площади объекта. В результате данного не соответствия нарушены его законные права и интересы, поскольку административный ответчик, не смотря на его письменные обращения, бездействует, и до настоящего времени какие-либо изменения в акт приемочной комиссии от 25.03.2019 не внесены.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 11 ноября 2019 года постановлено:
признать незаконным пункт 6 Акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта – нежилого помещения офиса (бывшая <адрес> кадастровым номером №), расположенного по адресу: <адрес> в части указания площади помещения – 52, 2 кв.м.;
обязать Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецк внести изменения в пункт 6 Акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта, указав фактическую площадь помещения объекта – нежилого помещения офиса (бывшая <адрес> кадастровым номером №), расположенного по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе представитель Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецк ФИО2 просит решение суда отменить. Указывает на то, что рассматриваемом случае, решение принималось в отношении жилого помещения общей площадью 52,2 кв.м., на которое был представлен правоустанавливающий документ. В отношении помещения другой площадью для принятия решения о переводе отсутствуют правовые основания, так как на дополнительную площадь не был представлен правоустанавливающий документ. Также, спорный акт приемочной комиссии подтверждает завершение переустройство и (или) перепланировку, проведенные в отношении переводимого помещения. Указанные работы не предполагают в результате их проведения изменения параметров помещения в части увеличения его пощади.
Считает, что акт приёмочной комиссии, предусмотренный нормами Жилищного кодекса РФ, не вправе легализовать увеличение площади переводимого помещения, произведенное в отсутствии предусмотренных законом разрешений - в данном случае разрешения на реконструкцию, установленного статьей 51 ГрК РФ, поскольку в соответствии со статьей 1 ГрК РФ - реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема) в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или1 восстановления указанных элементов.
Действующим законодательством не предусмотрено, что для подготовки Акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта требуется наличие технического плана переводимого помещения, выполненного после окончания перепланировки помещения. Акт приемочной комиссии является основанием для подготовки технического плана переведенного помещения и включается в состав технического плана в качестве приложения, сведения о помещении в технический план вносятся на основании Акта приемочной комиссии, за исключением сведений о площади помещения. В связи с чем у Комитета отсутствовали правовые основания для внесения в Акт приемочной комиссии иной площади помещения, нежели той, на которую представлен правоустанавливающий документ.
Поступление в уполномоченный орган в порядке межведомственного взаимодействия сведений о переводе жилого помещения в нежилое помещение и об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке) является основанием для изменения в ЕГРН сведений о назначении помещения (жилое, нежилое).
Комитет не имел законных оснований для внесения изменений в части площади помещения в ранее выданный Акт приемочной комиссии от 25.03.2019 г. о приемке в эксплуатацию объекта нежилого помещения офиса (бывшая <адрес> кадастровым номером 42:30:0301049:663).
Кроме этого, считает, что из представленного отказа усматривается, что причиной отказа в государственной регистрации стало не соответствие технического плана, требованиям, предъявляемым к его подготовке, а не то, обстоятельство, что Комитет указал в акте приемочной комиссии в качестве основного показателя - площадь помещения равную 52.2 кв.м.
Существенным так же считает то, что при принятии судебного решения о признании акта (решения) органа местного самоуправления незаконным полностью либо в части, суд в своем решении должен указать - какой норме закона не соответствует оспариваемый акт (решение), какие нормы закона нарушает. Однако, в оспариваемом решении суда такие выводы отсутствуют в полном объёме. Суд не указал в своем решении, какую норму закона нарушил Комитет при предоставлении указанной выше муниципальной услуги. Кроме того, не согласен с выводом суда относительно того, что истцом не пропущен трёхмесячный срок для обжалования акт от 25.03.2019г.
Так, акт приемочной комиссии, содержание которого оспаривается истцом, был утвержден и подписан 25.03.2019, т.е. с указанной даты ФИО3 было известно содержание указанного акта, никаких замечаний по его содержание со стороны истца в адрес Комитета не поступало. Исковое заявление подано в суд 17.10.2019, т.е. за пределами 3-х месячного срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ. Таким образом, вывод суда о том, что истцом не пропущен срок для обжалования является необоснованным и опровергается фактическими обстоятельствами дела.
Кроме того, считает, что суд, вынося решение о признании незаконным пункта 6 Акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта - нежилого помещения офиса (бывшая <адрес> кадастровым номером 42:30:0301049:663), в части указания площади помещения 52,2 кв.м. вышел за пределы заявленных исковых требований, поскольку истцом были заявлены требования о признании действий Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации <адрес> незаконными, в отношении указания площади 52,2 кв.м., переведенного (перепланированного) объекта, расположенного по адресу: <адрес> в п.6 Акта приемочной комиссии от 25.03.2019. Данные требования истцом не уточнялись в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела. Требования о признании незаконным акта приемочной комиссии полностью либо в части, истцом не предъявлялись
Кроме того, согласно второму пункту просительной части административного искового заявления, заявитель просил обязать Комитет внести изменения в Акт приемочной комиссии от 25.03.2019г. в п.6 в отношении площади, исправить площадь на 55,7 кв.м. Считает, что в обозначенной редакции требования не подлежали удовлетворению, так как суд своим решение не должен предрешать суть решения, который должен принять орган местного самоуправления в процессе устранения выявленных нарушений (при наличии таковых).
Изучив материалы дела, заслушав представителя ФИО1 – ФИО4, просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником жилого помещения №, расположенного на первом этаже, по адресу: <адрес>, общей площадью 52,2 кв.м., кадастровый №.
Распоряжением № 21 от 22.02.2018 жилое помещение <адрес> кадастровым номером №, общей площадью 52,2 кв.м., принадлежащее ФИО8, ФИО9, расположенное по адресу: <адрес>, переведено в нежилое помещение на условиях проведения в установленном порядке работ по перепланировке в соответствии с утвержденной заявителем проектной документацией разработанной ООО «Центр градостроительства и землеустройства».
Из уведомления № 3 от 22.02.2018 следует, что в соответствии с распоряжением председателя КГиЗР Администрации г.Новокузнецка № 21 от 22.02.2018 в целях использования в качестве офиса перевести из жилого помещения в нежилое помещение по адресу: <адрес>, при условии проведения в установленном порядке закладки дверного проема со стороны жилого подъезда, устройства входного узла.
В силу ч.1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации: переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Как следует из проектной документации ООО «Центр градостроительства и землеустройства», при проектировки жилого помещения под офис по адресу: <адрес> общая площадь помещения составляет: 52,2 кв.м.
В результате перепланировки общая площадь показателей проектируемого объекта составила 55,7 кв.м., что подтверждается техническим паспортом вышеуказанного помещения от 05.04.2019, а также следует из проектной документации ООО «Центр градостроительства и землеустройства».
Из акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта от 25.03.2019 следует, что Комитетом градостроительства и земельных ресурсов Администрации <адрес> принято в эксплуатацию нежилое помещение офиса (бывшая <адрес>, с кадастровым номером №), расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 52,2 кв.м.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> – Кузбассу от 08.10.2019г. отказано в учете изменений объекта недвижимости – помещения с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, поскольку выявлено расхождение площади объекта учета по представленным документам, а именно в акте приемочной комиссии – 52,2 кв.м., в техническом плане и в декларации - 55,7 кв.м., что не соответствует требованиям пп. 20,41,43 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015г. № 953.
Согласно пункту 1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В силу части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Из содержания частей 5 - 9 названной статьи следует, что переводу жилого помещения в нежилое помещение сопутствует необходимое переустройство и (или) перепланировка переводимого помещения для обеспечения испрашиваемого использования такого помещения. В частности в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений.
Согласно п. 3.5.1. Постановления Администрации города Новокузнецка от 25.12.2012 № 180 «Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг»: Основанием для начала административной процедуры (действия) является поступление заявления и полного комплекта документов специалисту, ответственному за предоставление муниципальной услуги.
В силу п. 3.5.2. вышеуказанного Постановления: после проверки комплектности представленных документов специалист отдела осуществляет проверку соответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения требованиям законодательства.
На основании п. 3.6.4: для проверки соответствия выполненных работ техническим регламентам, проектной документации или нормативным документам Комитет совместно с членами приемочной комиссии осуществляет осмотр переводимого помещения.
Пунктом 3.6.5. предусмотрено, что от имени Комитета осмотр переводимого помещения производится двумя специалистами Комитета, назначаемыми начальником отдела выдачи разрешений, которые включаются в состав приемочной комиссии.
Согласно пункту 3.6.6. при выявлении несоответствий выполненных работ техническим регламентам, проектной документации или нормативным документам выявленные нарушения вносятся в акт приемочной комиссии, после чего членами комиссии принимается решение о возможности приемки в эксплуатацию переводимого помещения либо об отказе в приемке, о чем в акте делается соответствующая отметка. В случае несогласия кого-либо из членов комиссии с принимаемым решением им в письменном виде оформляются возражения с указанием причин несогласия с принимаемым решением. Данные возражения являются неотъемлемым приложением к акту приемочной комиссии, о чем в акте делается соответствующая отметка.
Таким образом, Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка проводит осмотр и проверяет соответствие выполненных работ, утвержденный техническим регламентом, проектной документации и нормативными документами и при выявлении несоответствий выполненных работ техническим регламентам, проектной документации или нормативным документам выявленные нарушения вносятся в акт приемочной комиссии. То обстоятельство, что площадь нежилого помещения после произведенных работ изменилась и составляет 55,7 кв.м., подтверждается также техническим паспортом, утвержденным БУ Кемеровской области «Центром государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кемеровской области» от 05.04.2019г.
В соответствии с главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации:
1) перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2 статьи 25 ЖК РФ);
2) для проведения перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения перепланируемого жилого помещения, документы, в том числе (часть 2 статьи 26 ЖК РФ):
заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
правоустанавливающие документы на перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки перепланируемого жилого помещения;
3) орган, осуществляющий согласование, выдает заявителю или направляет по указанному в заявлении адресу документ, подтверждающий принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки (часть 5 статьи 26 ЖК РФ, форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 г. № 266);
4) предусмотренный частью 5 статьи 26 ЖК РФ документ является основанием проведения перепланировки жилого помещения (часть 6 статьи 26 ЖК РФ);
5) завершение перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 ЖК РФ);
6) акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 2 статьи 28 ЖК РФ).
Учитывая изложенное, акт приемочной комиссии подтверждает завершение перепланировки. При этом площадь перепланированных помещений указывается в соответствии с перечисленными документами, копии указанных документов включаются в приложение технического плана.
Следовательно, в акте приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта должна быть указана фактическая площадь объекта после произведенных работ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности пункта 6 Акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта – нежилого помещения офиса (бывшая <адрес> кадастровым номером №), расположенного по адресу: г.<адрес> в части указания площади помещения – 52,2 кв.м.
При этом, признавая незаконным пункт 6 Акта приемочной комиссии от 25.03.2019г. в части указания площади помещения – 52,2 кв.м., суд возложил на Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка обязанность внести изменения в пункт 6 Акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта, указав фактическую площадь помещения объекта – нежилого помещения офиса (бывшая <адрес> кадастровым номером №), расположенного по адресу: <адрес>, что соответствует требованиями ст. 227 КАС РФ.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 11 ноября 2019 года оставить – без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: