Советский районный суд г. Махачкалы № дела 2а-5064/21 судья ФИО2
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 марта 2022 года, по делу № 33а-2340/22, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Ашурова А.И., судей Джарулаева А-Н.К., ФИО2, при секретаре Яхьяеве Т.Т., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к МКУ "Управление торговли, предпринимательства и рекламы (далее – УТПР) Администрации г. Махачкалы" о признании незаконными действий по демонтажу рекламной поверхности по адресу: <...> (адрес по правоустанавливающим документам - ул. Оскара (ФИО4), дом 9, кв. 8), возложении обязанности за свой счет привести фасад в вид, в котором он находился до демонтажа рекламных поверхностей, а в случае не исполнения решения суда в течении месяца со дня вступления его в законную силу предоставить указанную возможность административному истцу с последующим взысканием расходов, связанных с исполнением судебного решения,
по апелляционной жалобе административного истца ФИО3 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 28 сентября 2021 года, которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с приведенным выше административным иском. Требования мотивированы тем, что на фасаде жилого дома, принадлежащего на праве собственности ему совместно с супругой ФИО6 по адресу г. Махачкала, <адрес> (ФИО4), <адрес>, был размещен наружный рекламный стенд об оказании юридических услуг. В начале лета наружная реклама была демонстрирована, при этом каких-либо уведомлений или предписаний о необходимости привести фасад дома в соответствие или об имеющемся нарушении, истец не получал.
Обратившись в раздел "Общественный контроль" истцу стало известно, что его обращение адресовано УТПР, от которого <дата> он получил письмо, в которых административный ответчик ссылается на ранее направленное в адрес истца уведомление о необходимости демонтажа рекламных конструкций. Однако данного предписания истец не получал.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с судебным решением, административный истец ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного решения, приводя доводы о его незаконности, ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поданы.
В суде апелляционной инстанции административный истец ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы и просил их удовлетворить. В свою очередь, представитель административного ответчика МКУ УТПР по доверенности ФИО7 возражала относительно доводов апелляционной жалобы, указывая о законности судебного акта.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ, в том числе дополнительно приобщенные протокольным определением от <дата>, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с доказательствами по делу, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 2 ст. 46 Конституции РФ предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).
Согласно материалам дела, по договору купли-продажи от <дата> квартира, находящаяся по адресу: г. Махачкала, <адрес> (Оскара), <адрес>, принадлежит ФИО6, супруге административного истца ФИО1, и является их совместной собственностью.
<дата> ведущим специалистом отдела рекламы и оформления города МКУ УТПР Администрации г. Махачкалы выдано предписание № юридическому центру «МФЮЦ» на рекламные конструкции (ПВХ, самоклейки), размещенные по адресу: г. Махачкала, <адрес>, которое получено адресатом <дата> согласно представленному суду уведомлению.
В связи с неисполнением предписания <дата> рекламные конструкции демонтированы Управлением торговли, предпринимательства и рекламы города.
Согласно п.п. 15.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе. Порядок выдачи и аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района регулируется ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ от <дата> "О рекламе".
На основании положений ст. 19 Федерального закона от <дата> № 38-ФЗ "О рекламе", распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно ч. 5, ч. 5.1 ст. 19 ФЗ "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
Согласно ч. ч. 9, 13 ст. 19 ФЗ "О рекламе", установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев (ч. 17 ст. 19 ФЗ "О рекламе").
Пунктом 6.1 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Махачкале, утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от <дата> N 14-8 (ред. от <дата>) установка рекламных конструкций осуществляется на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданного Управлением при наличии действующего договора между собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, на котором предполагается установка рекламной конструкции, и собственником или иным законным владельцем рекламной конструкции.
Разрешение выдается на основании заявления собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо владельца рекламной конструкции по согласованию с уполномоченными органами, определяемыми муниципальными правовыми актами г. Махачкалы.
Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены органом исполнительной власти Республики Дагестан и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Порядок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, перечень документов, прилагаемых к заявлению, порядок оформления разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирования таких разрешений, выдачи предписания о демонтаже и форма предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, порядок обжалования действий и бездействия органа местного самоуправления устанавливаются Административным регламентом МКУ УТПР Администрации городского округа "город Махачкала" и основываются на нормах статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Судом установлено, что разрешение в установленном законом порядке административному истцу ФИО1, а также юридическому центру «МФЮЦ», чья информация была размещена на рекламной конструкции, на установку и эксплуатацию рекламной конструкции органом местного самоуправления не выдавалось. Данное не отрицается административным истцом.
В соответствии с п. 10 ст. 19 ФЗ "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (ч. 21 ст. 19 ФЗ "О рекламе").
В ходе рассмотрения дела доказательств того, что истцу не было известно о выданном <дата> предписании о демонтаже рекламной инструкции суду не представлено. Данное подтверждается копией данного предписания от <дата>, представленного суду апелляционной инстанции административным истцом ФИО1
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Демонтаж рекламной конструкции осуществлен <дата>, а в суд административный истец обратился, согласно квитанции об отправке <дата>.
Доказательств, свидетельствующих о пропуске срока обращения в суд по уважительной причине, истец суду не представил.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, содержащихся в материалах дела и выводов суда, оснований к которой у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку правила оценки доказательств, установленные ст. 84 КАС РФ судом первой инстанции соблюдены.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены обжалуемого судебного акта, материалы дела не содержат и административным истцом не представлены.
Руководствуясь ст. ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО3 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в шестимесячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 апреля 2022 года