ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5078/2023 от 20.09.2023 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-5078/2023 Дело № 33а-2924/2023

Судья: Иванова Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 20 сентября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Федоровой Г.А., Протодьяконова В.С.,

при секретаре Захаровой А.Е.,

с участием прокурора Глушковой Е.В., представителя заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «ЧИЗКЕЙК.РУ» Попович Е.В., участвовавшего через использование систем видеоконференц-связи с Московским районным судом города Санкт-Петербург,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица на решение Якутского городского суда Республика Саха (Якутия) от 14 июня 2023 года по делу по административному исковому заявлению заместителя Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., выслушав участников процесса, судебная коллегия

установила:

заместитель Якутского транспортного прокурора в порядке статей 39, 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, которым просит признать размещенную в сети Интернет информацию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации было установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: 1) https://********, 2) https://********, 3) https://********, к которым имеется беспрепятственный доступ неопределенного круга лиц, размещена информация о возможности приобретения дистанционным способом продукции, включенной в Перечень запрещенных к обороту на территории России видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, происходящего из Евросоюза, США, Канады, Австралии и других стран: орехи производства Италии, рыба - Королевства Норвегия и мороженое - Бельгии. В отношении указанной категории продукции в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 № 560, от 20 сентября 2021 № 534, от 29 июля 2015 № 391 введены отдельные специальные экономические меры в виде запрета ввоза на территорию Российской Федерации и уничтожения.

Решением суда административное исковое заявление прокурора удовлетворено: информация о продаже орехов, рыбы, мороженого, странами происхождения которых указаны Италия, Королевство Норвегия, Бельгия, размещенная на страницах интернет-сайтов с URL-адресами: https://********, https://********

********, https://********

******** признана информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Указано о приведении решения суда о признании информации запрещенной к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе заинтересованным лицом ставится вопрос об отмене судебного решения по основаниям неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права и принятии нового об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления в части признания запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной на интернет-сайте с URL-адресом: https://********.

В обоснование жалобы указано о том, что перечень запрещенных к обороту на территории РФ товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07 августа 2014 года № 778, содержит коды Товарной номенклатуры (ТН ВЭД ЕАЭС) и наименование товара, в частности относительно молока и молочной продукции указаны коды 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, когда как мороженое, выработанное на плодово-ягодной основе, отнесено к группе 21 (код 2105), по которому не установлен запрет на ввоз на территорию Российской Федерации. Заявителем в обоснование доводов жалобы представлены товарные накладные, декларация, заключение таможенных экспертов и иные письменные документы, которые приняты судебной коллегией в качестве новых доказательств.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.

Прокурор с апелляционной жалобой не согласился, полагает решение суда законным и обоснованным.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия), извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился. Ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

Согласно статьи 308 КАС РФ судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15).

Частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей) и за нарушение запрета или ограничения законодательством их свободной реализации.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер целях обеспечения безопасности Российской Федерации» органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, установлено, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Действие специальных экономических мер, предусмотренных данным Указом Президента Российской Федерации, продлено до 31 декабря 2023 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 года № 778 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420, от 24 июня 2019 г. № 293, от 21 ноября 2020 г. № 730 и от 20 сентября 2021 г. № 534» утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и которые по 31 декабря 2023 года запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.

В указанном перечне указаны наименование товара (пищевой продукции) и их коды в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 № 80. Так, под кодом 1604 указана готовая или консервированная рыба, под кодом 1801 и 1802 - орехи, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, под кодами 0401 по 0406 – молоко и молочная продукция.

Как следует из административного дела и установлено судом первой инстанции, 26 января 2023 года в ходе проведенного Якутской транспортной прокуратурой мониторинга сведений, содержащихся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на предмет их соответствия федеральному законодательству были выявлены страницы интернет-сайтов с URL-адресами:

1) https://********;

2) https://********;

3) https://********, на которых содержится доступная для неограниченного круга лиц информация о возможности приобретения продукции, запрещенной к обороту (реализации) на территории Российской Федерации – орехов (миндаль производства Италии), рыбы (лосось, семга производства Норвегии) и мороженого («Красный и белый виноград» производства Бельгии).

Указанные сайты созданы соответственно 06 июня 2011 года, 28 октября 2011 года, 07 октября 2017 года, они не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (Единый реестр).

Удовлетворяя административное исковое заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что информация, размещенная по указанным URL-адресам в сети Интернет на страницах интернет-сайтов, противоречит действующему законодательству и подлежит признанию незаконной, поскольку реализация указанной в них продукции запрещена на территории Российской Федерации и влечет административную ответственность по статье 14.2 КоАП РФ. Суд также указал, что мороженое, предлагаемое к продаже на сайте https://********, относится к молочной продукции, поскольку в его составе содержится концентрированное обезжиренное молоко.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части признания запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной по URL-адресам:

1) https://********;

2) https://********, поскольку вышеназванными правовыми актами орехи и рыба производства страны Европейского союза запрещены к обороту (реализации) на территории РФ и за их незаконную продажу и свободную реализацию предусмотрена административная ответственность.

Доводы жалобы об отсутствии у заместителя Якутского транспортного прокурора полномочий на обращение с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку предметом оспаривания является размещение в сети «Интернет» информации о продаже продукции, ввоз которой запрещен в Российскую Федерацию, тем самым затрагиваются правоотношения в таможенной сфере.

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 июля 2011 года № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» установлены полномочия транспортных прокуроров по принятию мер прокурорского реагирования, в том числе, в сфере исполнения законов в таможенной сфере.

Главой 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок производства по административным делам о признании информации, размещенной в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Положениями части 2 статьи 265.1 КАС РФ установлены специальные правила подсудности по названной категории дел. Так, административное исковое заявление о признании информации запрещенной может быть подано в районный суд по адресу административного истца. Таким образом, административное исковое заявление подано с соблюдением правил подсудности.

Иные доводы жалобы о ненадлежащем извещении заинтересованного лица, неразрешении ходатайства об обеспечении участия представителя через систему видеоконференц-связи опровергаются материалами дела, в связи с чем по указанным основаниям решение отмене не подлежит.

Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции в части признания запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной по URL-адресу: https://********.

В силу части 1 статьи 307 КАС РФ рассмотрение административного дела в судебном заседании суда апелляционной инстанции осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных КАС РФ.

Согласно части 2 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (статья 84).

Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306).

В силу статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (часть 1).

В данном случае молоко и молочная продукция, произведенные в Соединенных Штатах Америки, стран Европейского союза, Канады, Австралии, Королевства Норвегия, Украины, Республики Албания, Черногории, Республики Исландия, Княжества Лихтенштейн и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, в силу Указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 560 и Постановления Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 года № 778 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию. В утвержденном Перечне сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия помимо наименования товара указаны их коды в соответствии с Товарной номенклатурой, в частности, коды с 0401 по 0406 (группа 04): молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара (0401), молоко и сливки сгущенные или с добавлением сахара (0402), йогурт, пахта, кефир (0403), молочная сыворотка (0404), сливочное масло и прочие жиры и масла, молочные пасты (0405), сыры и творог (0406). Согласно Пояснениям и Рекомендациям к единой Товарной номенклатуре, данным Коллегией Евразийской экономической комиссии 07 ноября 2017 года, в группу 04 (молочная продукция) включаются продукты из натуральных компонентов молока, в другом месте не поименованные или не включенные, не включаются мороженое, обычно приготовляемое на основе молока или сливок и прочие виды пищевого льда (например, щербет, леденцы покрытые льдом), отнесенные к разным пищевым продуктам (группа 21) под кодом 2105.

Перечень запрещенной продукции не содержит указания на товар с наименованием «мороженое» и кодом 2105.

Относительно мороженого «Красный и белый виноград» производства Бельгии (артикул *4820), информация о реализации которого содержится на сайте https://********, заинтересованным лицом представлено заключение таможенных экспертов от 14 марта 2017 года, составленное, в частности, в целях идентификации данного товара, обозначенного как образец № ..., для целей его классификации в соответствии с Товарной номенклатурой. Так, специалистами исследованные образцы, в том числе № ..., идентифицированы как молокосодержащие продукты, замороженные и потребляемые в замороженном виде – мороженое щербет.

Таким образом, у суда первой инстанции правовых оснований для признания информации, содержащейся на странице интернет – сайта: https://********, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не имелось.

При указанных выше обстоятельствах решение по данному делу в соответствии с пунктом 2 статьи 309 и пунктом 3 части 2 статьи 310 КАС РФ

подлежит отмене в части с принятием в указанной части нового решения.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Якутского городского суда Республика Саха (Якутия) от 14 июня 2023 года по данному делу отменить в части и в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления заместителя Якутского транспортного прокурора о признании информации, размещенной на странице интернет- сайта с URL-адресом: https://********, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи