ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5079/2022 от 19.09.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-5079/2022 Дело №33а-3284/2022

Судья Кузьмина М.А.

Апелляционное определение

город Якутск 19 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Дьяконовой З.С., судей Протодьяконова В.С., Смирниковой В.Г., при секретаре Кузьминовой А.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административного истца по доверенности Неустроевой В.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 июля 2022 года по административному делу по административному иску акционерного общества «Сахатранснефтегаз» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) о признании предписания незаконным и отмене в части,

Заслушав доклад судьи Смирниковой В.Г., объяснения представителя административного истца по доверенности Петровой М.А., представителя административного ответчика по доверенности Попова С.В., судебная коллегия

установила:

Акционерное общество «Сахатранснефтегаз» обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) о признании предписания незаконным и отмене в части.

В обоснование административного иска указано, что с 01 по 21 февраля 2022 года административным ответчиком была проведена плановая выездная проверка в отношении акционерного общества «Сахатранснефтегаз». По итогам проверки составлен акт от 21 февраля 2022 года № ... и выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 21 февраля 2022 года № .... 05 марта 2022 года административный истец обжаловал предписание вышестоящему должностному лицу. По итогам рассмотрения жалобы Центральным аппаратом Росприроднадзора принято решение об отмене следующих пунктов предписания: 2, 12, 13,14. Не отменены пункты 1, 3-11. Согласно пункту 1 оспариваемого предписания – в нарушение п. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, приказа Министерства природы Российской Федерации от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» АО «Сахатранснефтегаз» не разработало мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий. Пункт 3 - в нарушение ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» проверкой установлено несоответствие фактического количества источников выбросов, расположенных на территории объекта НВОС № .... Производственный участок добычи и опорный пункт Среднетюнгского ГКМ УДиТГ, сведениям, содержащимся в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Выявлены неучтенные источники загрязнения атмосферного воздуха. Пункт 4 - в нарушение ч. 1 ст. 16.2, ч. 1 ч. 3 ст. 16.5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, приказа Министерства природы Российской Федерации от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899» АО «Сахатранснефтегаз» предоставило искаженные и недостоверные данные указанные в декларации о плате за НВОС 2020 г. по объекту НВОС № .... Пункт 5 - в нарушение ч. 2, 3 и 6 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 9.1.1, 9.1.3 Приказа Министерства природы Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» программа производственного экологического контроля АО «Сахатранснефтегаз» за 2020-2021 годы разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном составе выбросов): отсутствуют данные о показателях суммарной массы выбросов и отдельно по каждому загрязняющему веществу каждого источника по выявленным неучтенным источникам загрязнения атмосферного воздуха. Пункт 6 - в нарушение п. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в таблице 2.3 отчета ПЭК за 2020 год по объекту НВОС: № ... «Якутский газоперерабатывающий завод» отсутствуют данные по мониторингу. Пункт 7 – в нарушение п. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в таблице 2.3 отчета ПЭК за 2020 год по объекту НВОС: № ... «Якутский газоперерабатывающий завод» отсутствуют данные по мониторингу. Пункт 8 – в нарушение пп.3 п.6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановления Правительства РФ от 23.06.2016 №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС» представило недостоверные данные, содержащиеся в заявке о постановке на учет объекта НВОС № ... «Якутский ГПЗ». Пункт 9 – в нарушение статьи 46 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; постановления Правительства РФ №2451 от 31.12.2020 допускается несоблюдение экологических требований, выразившиеся в отсутствии Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при эксплуатации ГСМ на объектах НВОС № ..., № .... Пункт 10 - в нарушение п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» АО «Сахатранснефтегаз» на объекте № ... не соблюдает нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые должны обеспечиваться на каждом источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативам допустимых выбросов на конкретном источнике – дымовая труба котла КВСА-08 (ПДВ от 21.12.2015 № ...). Пункт 11 - в нарушение п. 7 абз. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» АО «Сахатранснефтегаз» допускает обезвреживание на установке Инсинератор модели ИУ-100 отсутствующих в заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 25.04.2018 № .... Просил признать незаконными и отменить пункты 1, 3-11 предписания № ... от 21 февраля 2022 года, выданное АО «Сахатранснефтегаз».

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 июля 2022 года в удовлетворении административного иска акционерного общества «Сахатранснефтегаз» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) о признании предписания незаконным и отмене в части отказано.

Не согласившись с решением суда, представитель административного истца обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также существует несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

В возражении на апелляционную жалобу представитель административного ответчика просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

На основании решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) от 27 января 2022 года №13 проведена плановая выездная проверка в отношении акционерного общества «Сахатранснефтегаз».

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 21 февраля 2022 года № ... и в отношении акционерного общества «Сахатранснефтегаз» вынесено предписание № ... об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

05 марта 2022 года административный истец обжаловал предписание вышестоящему должностному лицу.

По итогам рассмотрения жалобы Федеральной службой по надзору в сфере природопользования принято решение об отмене следующих пунктов предписания: 2, 12, 13 и 14. Не отменены пункты 1, 3-11.

По результатам проверки выявлено, что акционерным обществом «Сахатранснефтегаз» нарушено законодательство в области охраны окружающей среды, в том числе:

не разработало мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (пункт 1);

несоответствие фактического количества источников выбросов, расположенных на территории объекта НВОС № .... Производственный участок добычи и опорный пункт Среднетюнгского ГКМ УДиТГ, сведениям, содержащимся в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Выявлены неучтенные источники загрязнения атмосферного воздуха: труба котла КЧМ-5, сопла сжигания водометанольного раствора на скважинах № ..., № ..., вертолетная площадка, свечи (продувочные свечи, свечи стравливания, плотности фланцевых соединений газовых скважин и технологического оборудования УКПГ Среднетюнгского ГКМ УДиТГ) (пункт 3);

предоставило искаженные и недостоверные данные, указанные в декларации о плате за НВОС 2020 год по объекту НВОС № ... (пункт 4);

программа производственного экологического контроля АО «Сахатранснефтегаз» за 2020-2021 годы разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: отсутствуют данные о показателях суммарной массы выбросов и отдельно по каждому загрязняющему веществу каждого источника по выявленным неучтенным источникам загрязнения атмосферного воздуха (пункт 5);

в таблице 2.3 отчета ПЭК за 2020 год по объекту НВОС: № ... «Якутский газоперерабатывающий завод» отсутствуют данные по мониторингу (пункт 6);

в таблице 2.3 отчета ПЭК за 2020 год по объекту НВОС: № ... «Якутский газоперерабатывающий завод» отсутствуют данные по мониторингу (пункт 7);

предоставило недостоверные данные содержащиеся в заявке о постановке на учет объекта НВОС № ... «Якутский ГПЗ» (пункт 8);

допускается несоблюдение экологических требований, выразившиеся в отсутствии Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при эксплуатации ГСМ на объектах НВОС № ..., № ... (пункт 9);

на объекте № ... не соблюдает нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые должны обеспечиваться на каждом источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативам допустимых выбросов на конкретном источнике – дымовая труба котла КВСА-08 (ПДВ от 21.12.2015 № ...) (пункт 10);

допускает обезвреживание на установке Инсинератор модели ИУ-100 отсутствующих в заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 25.04.2018 № ... (пункт 11).

Разрешая данный спор, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемые пункты предписания соответствуют требованиям действующего законодательства.

Из обстоятельств дела усматривается, что акционерному обществу «Сахатранснефтегаз» выдана лицензия на право пользования недрами серии ***№ ... со сроком действия 10 октября 2025 года.

С акционерным обществом «Сахатранснефтегаз» заключено лицензионное соглашение об условиях недропользования на локальном участке Среднетюнгского газоконденсатного месторождения.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее Закон N96-ФЗ) вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 15 Закона N96-ФЗ в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N96-ФЗ в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Частью 2 статьи 19 Закона N96-ФЗ предусмотрено, порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

В силу части 3 статьи 19 Закона N96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Пунктом 1 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 N811 (далее Требования N811), установлено, что требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в период НМУ на объектах I, II и III категории определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух.

В соответствии с пунктами 2 и 5 Требований N811 мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условиях разрабатываются и реализуются юридическими лицами индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и 1 категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Пунктом 6 Требований N811 установлено, что разработка мероприятий при НМУ проводится на основании: данных документации: инвентаризации стационарных источников и выбросов; результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов; результатов расчет рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017 N273.

Согласно пункту 19 Требований N811 мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона N96-ФЗ.

Объекты НВОС АО «Сахатранснефтегаз» «Якутский газоперерабатывающий завод» (код объекта № ...) и «Производственный участок добычи и опорный пункт Среднетюнгского ГКМ УДиТГ» (код объекта № ...) отнесены к I-й категории негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет от 30 декабря 2016 года № ....

В ходе проведения проверки обществом представлен «План мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) по объекту ЯГПЗ ЛПУМГ АО «Сахатраннефтегаз», который не согласован с Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).

Общество обязано соблюдать требования действующего природоохранного законодательства, разработать мероприятие по снижению выбросов в период НМУ и направить их на согласование в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).

Таким образом, общество осуществляет производственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха, в связи с чем, пункт 1 оспариваемого предписания вменен обществу обоснованно и подлежит исполнению со стороны общества.

Доводы жалобы о том, что на АО «Сахатранснефтегаз» не возложена обязанность по разработке мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработке нормативов допустимого воздействия, являются несостоятельными.

Исходя из положений пункта 3 статьи 19 Закона N96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Приказом Минприроды России от 17.11.2011 N899 утвержден Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее - Порядок), который определяет правила представления информации о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятные метеорологические условия, далее - НМУ), требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.

Данный Порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период НМУ (пункт 2 Порядка).

Заинтересованными лицами в целях настоящего Порядка являются в числе прочих и юридические лица, индивидуальные предприниматели имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее хозяйствующие субъекты).

В соответствии с пунктом 4 Порядка представление информации о НМУ осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

В соответствии с пунктом 9 Порядка информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.

Представляемая уполномоченным органом в соответствии с Порядком информация о НМУ включает, в том числе, наименование городского или иного поселения, в пределах которого прогнозируются НМУ, период (дата и время), в который ожидаются НМУ, а также степень опасности НМУ.

Согласно пункту 1.2 Приказа Минэкологии РС (Я) от 25.11.2021 N01-05/1-797 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Согласование плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городских и иных поселениях Республики Саха (Якутия)" заявителями при предоставлении государственной услуги по согласованию Плана мероприятий при НМУ (далее - государственная услуга) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и осуществляющие предпринимательскую и иную деятельность на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением.

Для предоставления государственной услуги заявитель самостоятельно представляет следующие документы:

а) заявление о предоставлении государственной услуги по форме согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту;

б) план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, оформленный в соответствии с формой, приведенной в Приложении 3 к настоящему Административному регламенту, подписанный руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем, либо лицом, уполномоченным на подписание Плана мероприятий при НМУ на основании доверенности или приказа, и скреплен печатью (при наличии печати) юридического лица либо индивидуального предпринимателя;

о предоставлении государственной услуги (далее - заявитель) (п.2.6).

Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

1) прием и регистрация заявления и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

2) рассмотрение заявления и прилагаемых документов, принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной услуги;

3) выдача согласованного плана мероприятий в периоды НМУ (направление отказа в предоставлении государственной услуги) (п.3.1).

Таким образом, должностным лицом и судьей обоснованно установлено, что Общество эксплуатирует источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, в связи с чем, юридическое лицо обязано выполнять требования по разработке, согласованию и проведению мероприятий, предусмотренных пунктом 3 статьи 19 Закона N96-ФЗ.

Ссылка заявителя на то, что АО «Сахатранснефтегаз» не должен разрабатывать и согласовывать мероприятия в случае неполучения от уполномоченных лиц сообщения (уведомления) с прогнозами неблагоприятных природных условий, основана на ошибочном толковании закона.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N7-ФЗ) объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В соответствии со статьей 1 Закона N96-ФЗ источником выброса загрязняющих веществ является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Стационарным источником выброса загрязняющих веществ является источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов, оборудованных вентиляцией, источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух может являться вентиляционная труба (аэрационный фонарь, открытые проемы и иные сооружения).

При отсутствии в здании (строении, помещении и ином объекте) хозяйственной и (или) иной деятельности, приводящей к выбросам загрязняющих веществ в рабочую зону помещения, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух из вентиляционной трубы (аэрационного фонаря, открытых проемов и иных сооружений) не будет.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N183, предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Из анализа данных норм следует, что законодатель предусматривает обязанность получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух применительно к стационарным источникам, осуществляющим такие выбросы.

В соответствии со статьей 1 Закона N7-ФЗ стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды; передвижным источником загрязнения окружающей среды - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.

Согласно пункту 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 19.11.2021 N871, корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется при изменениях состава, объема или массы выбросов в случае возникновения следующих обстоятельств:

изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая оборудование (оснащение) установок очистки газа на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;

изменение объемов производства;

замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;

реконструкция, модернизация установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

Также корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в случаях:

выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора) несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявления неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;

изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Проверкой выявлены неучтенные источники выбросов в атмосферный воздух: труба котла КЧМ-5, сопла сжигания водометанольного раствора на скважинах № ..., № ..., вертолетная площадка, свечи (продувочные свечи, свечи стравливания), неплотности фланцевых соединений газовых скважин и технологического оборудования УКПГ Среднетюнгского ГКМ УДиТГ, что свидетельствует о неверных данных, содержащихся в инвентаризации.

В силу части 1 статьи 16 Закона N7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно части 1 статьи 16.1 указанного закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Таким образом, представленная истцом декларация о плате за НВОС в отсутствие сведений о плате за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с неучтенных источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, выявленных в ходе проверки, свидетельствует о недостоверности данных, содержащихся в декларации о плате за НВОС.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал пункты 3,4 предписания законными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Закона N7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 67 Закона N7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Закона N7-ФЗ программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Раздел "Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников" должен содержать показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом.

В данном случае, Управлением были выявлены неучтенные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (труба котла КЧМ-5, сопла сжигания водометанольного раствора на скважинах № ..., № ..., вертолетная площадка, свечи (продувочные свечи, свечи стравливания), неплотности фланцевых соединений газовых скважин и технологического оборудования УКПГ Среднетюнгского ГКМ УДиТГ.

Следовательно, Программа производственного экологического контроля АО «Сахатранснефтегаз» разработана на основе на недостоверных данных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Часть 3 статьи 23 Закона N96-ФЗ территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

Как следует из пункта 1 статьи 30 Закона N96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в числе иного, представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха;

Ссылка в жалобе на пункты 9.1.2 и 9.1.3 приказа Минприроды России от 28.02.2018 №74 подлежит отклонению в силу следующего.

В осуществлении экологического мониторинга (мониторинга атмосферного воздуха) и производственного экологического контроля общим функциональным элементом являются проведение наблюдений и оценка полученных данных о параметрах (характеристиках) наблюдаемого объекта. В рамках тих двух понятий существенно различаются объекты, за которыми проводятся наблюдения, а также последующие функции, реализуемые на основе полученной информации.

При проведении производственного экологического контроля объектами наблюдения являются антропогенные объекты (источники выбросов и сбросов вредных веществ) или хозяйственная деятельность в целом.

При мониторинге окружающей среды (в том числе при мониторинге атмосферного воздуха) объектами наблюдений являются атмосферный воздух, поверхностные воды и почвы и пр. Цель наблюдений – получение объективных данных о состоянии этих компонентов природной среды, прогнозирование возможных их изменений во времени и пространстве под воздействием природных и антропогенных факторов.

Приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков преставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. В соответствии с пунктом 9.1 Требований подраздел программы ПЭК "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать, в том числе, план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.

план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее - План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.

Условия, указанные в пункте 9.1.2 и пункте 9.1.3 приложения 1 приказа Минприроды России от 28.02.2018 №74, касаются Плана графика контроля.

Требования к Плану-графику наблюдений указаны в пункте 9.1.5 приказа Минприроды России от 28.02.2018 №74.

Требования к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением определены приказом Минприроды России от 30.07.2020 №524.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 и частью 1 статьи 30 Закона N96-ФЗ территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха. На территории Республики Саха (Якутия) данный перечень установлен Управлением Росприроднадзора по .......... (Якутия) и согласован ФГБУ «Якутское УГМС».

Объекты АО «Сахатранснефтегаз» «ЯГПЗ», № ... и «Производственный участок добычи и опорный пункт Среднетюнгского ГКМ УДиТГ», № ... включены в указанный перечень.

Между тем, в таблице 2.3 отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля указанных объектов за 2020 год отсутствуют данные по мониторингу атмосферного воздуха.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для отмены пунктов 6 и 7 предписания.

По пункту 8 предписания, Управлением по результатам проверки было выявлено несоответствие данных содержащихся в заявке о постановке на учет объекта НВОС № ... «ЯГПЗ»: неверно определены координаты объекта. Согласно данным заявки границы объекта (угловые точки западной стороны) обозначены на значительном расстоянии от города Якутска; в разделе «Источники выбросов» не рассчитана и не указана фактическая масса выбросов углекислого газа для соответствующих источников выбросов (котельная, ДЭС и т.д.) согласно методическим указаниям и руководству по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациям, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 18.12.2015 №300; не заполнен раздел «Сведения о применяемых на объектах 1 категории технология».

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (подпункт 3 пункта 6 статьи 69.2 Закона №7-ФЗ).

Истцом в нарушение подпункта 3 пункта 6 статьи 69.2 Закона №7-ФЗ не проведена актуализация данных об объекте НВОС «ЯГПЗ» № ....

Наличие у истца свидетельства о постановке на государственный учет объекта не подтверждает достоверность данных содержащихся в заявке о постановке объекта, оказывающего НВОС, на государственный учет, и не свидетельствует об отсутствии правонарушения.

Согласно пункту 4 статьи 69.2 Закона №7-ФЗ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Следовательно, заявка о постановке объекта на государственный учет представляется в уведомительном порядке и подлежит приему территориальными органами Росприроднадзора с обязательной выдачей соответствующего свидетельства. Проверка достоверности изложенных в Заявке сведений осуществляется не во время приема заявки, а в рамках государственного экологического надзора посредством проведения контрольных мероприятий (в рамках проверки, что и было сделано Управлением). Свидетельство о постановке на государственный учет объекта НВОС № ... «ЯГПЗ» было выдано 30.12.2016. Таким образом, ссылка истца на административный регламент от 06.02.2020 № ... подлежит отклонению.

По пункту 9 предписания истец в качестве доказательства отсутствия с его стороны правонарушения ссылается на письмо МЧС Республики Саха (Якутия) от 2015 года, что подлежит отклонению ввиду следующего.

В силу части 9 статьи 46 Закона №7-ФЗ правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок уведомления федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, об утверждении эксплуатирующей организацией плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

Такие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Управлением установлено, что истцом допускается несоблюдение экологических требований, выразившееся в отсутствии Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при эксплуатации ГСМ на объектах НВОС, что является нарушением статьи 46 Закона №7-ФЗ; постановления Правительства РФ от 31.12.2020 №2451.

Требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана, установлены правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2451.

На основании пункта «б» части 4 Правил №2451 критерием определения объектов является максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, - 3 тонны и более.

На основании справки по резервуарным паркам готовой продукции Якутского ГПЗ, а также справки к емкостному парку и виду хранимого топлива Среднетюнгского ГКМ истец подпадает под критерии объектов, эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

На объекте НВОС «Производственный участок добычи и опорный пункт Среднетюнгского ГКМ УДиТГ" (1 категория, код объекта № ...) в емкостном парке имеются топливно-заправочные пункты с дизельным топливом и бензином объемом 120 м3.

На объекте НВОС «Якутский газоперерабатывающий завод» (1 категория, код объекта № ...) в резервуарном парке хранения бензина № ... максимальное количество бензина составляет 567 тонн, заполнение продукта составляет 90% от объема.

Доводы истца о том, что емкости для хранения ГСМ не входят в состав технологических установок, несостоятельны.

В соответствии с пунктом 3.12 Свода правил СП 231.1311500.2015 «Обустройство нефтяных и газовых месторождений Требования пожарной безопасности» технологическая установка: Производственный комплекс зданий, сооружений и оборудования, размещенных на отдельной площадке, предназначенный для проведения технологического процесса.

Технологический процесс: Совокупность одновременно или последовательно осуществляемых трудовых процессов и операций, находящихся во взаимной организационной и технологической зависимости, обеспечивающих создание конечных элементов продукции или нормальное функционирование эксплуатируемых сооружений и оборудования (пункт 3.11).

Таким образом, в данной ситуации технологической установкой являются объекты НВОС «ЯГПЗ» и НВОС «Производственный участок добычи и опорный пункт Среднетюнгского ГКМ УДиТГ".

Пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что юридические лица обязаны осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

02 февраля 2022 года в рамках плановой выездной проверки отобраны пробы промышленных выбросов атмосферный воздух. По результатам лабораторных исследований, измерений, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, специалистами Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО»-ЦЛАТИ по РС (Я) составлено экспертное заключение от 18 февраля 2022 года № ..., в соответствии с которым установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ «Углерод оксида» и «Азота оксид», которые установлены разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ПДВ-15/210 от 21.12.2015.

Согласно письменным разъяснениям филиала ФГБУ «ЦЛАТИ» по ДФО» - ЦЛАТИ по РС (Я) нарушений отбора проб и экспертного заключения нет, достоверность выводов которой не вызывает сомнений у суда.

Таким образом, оснований для признания пункта 10 предписания незаконным не имеется.

По пункту 11 Управлением было установлено, что АО «Сахатранснефтегаз» в нарушение пункта 7 абзаца 1 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" допускает обезвреживание на инсинераторной установке модели ИУ-100 отходов: абразивные круги; остатки и огарки электродов, отсутствующих в заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 25.04.2018 № ....

На основании статьи 27 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Таким образом, АО «Сахатранснефтегаз», осуществляющее планируемую хозяйственную деятельность по обезвреживанию на инсинераторной установке модели ИУ-100 отходов, обязано получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую соответствующую деятельность, и осуществлять указанную деятельность с соблюдением требований, предусмотренных данной документацией.

Однако, в заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 25.04.2018 № ... приведен исчерпывающий перечень отходов, которые обезвреживаются на инсинераторной установке.

В силу подпункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является в том числе, осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В силу статьи 3 указанного Федерального закона экологическая экспертиза основывается, в том числе, на принципе обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 данного Федерального закона объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о нарушении административным истцом требований Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" является правомерным.

Таким образом, по данному административному делу не установлено правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 июля 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 19 сентября 2022 года.