ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5112/2021 от 04.03.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Гиззатуллин Р.И.

УИД 16RS0043-01-2021-008320-88

в суде первой инстанции дело № 2а-5112/2021

в суде апелляционной инстанции дело № 33а-3610/2022

Учет № 020а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 марта 2022 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Куляпина Д.Н.,

судей Гафарова Р.Ф., Моисеевой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сахабутдиновой Р.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куляпина Д.Н. административное дело по апелляционному представлению Нижнекамского городского прокурора Куповой О.В. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 19 ноября 2021 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан к Нижнекамской городской прокуратуре, Прокуратуре Республики Татарстан о признании незаконным представления прокурора об устранении нарушений земельного законодательства - удовлетворить.

Признать незаконным представление исполняющего обязанности Нижнекамского городского прокурора от 29 марта 2021 года № 02-08-03-2021 об устранении нарушений земельного законодательства, вынесенное в адрес руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав в его поддержку объяснения представителя административных ответчиков Нижнекамской городской прокуратуры Республики Татарстан, прокуратуры Республики Татарстан – прокурора Егоровой Д.Р., объяснения представителя административного истца Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан – ФИО1, возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с административным исковым заявлением к Нижнекамской городской прокуратуре Республике Татарстан о признании незаконным представления об устранении нарушений земельного законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что 29 марта 2021 года в отношении Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан по результатам проведенной Нижнекамской городской прокуратурой Республики Татарстан проверки вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства. В представлении прокурора указывается на то, что в извещении о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером .... исполнительным комитетом не были указаны расчеты, а также информация о возможности уменьшения санитарно-защитной зоны. Не извещение об этом арендатора при заключении договора влечет за собой недействительность сделки. Представление также содержит вывод о том, что земельный участок должен быть возвращен исполнительному комитету.

Полагал данное представление прокурора незаконным и необоснованным, нарушающим право административного истца на распоряжение земельными участками. Сослался на то, что необходимость указания в извещении о проведении торгов каких-либо расчетов и информации о возможности уменьшения санитарно-защитной зоны Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) не предусмотрена. Приводил довод о том, что установление санитарно-защитной зоны предусмотрено в отношении объектов капитального строительства, а не земельных участков, как указала прокуратура в представлении.

На основании изложенного Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан просил признать представление Нижнекамской городской прокуратуры Республики Татарстан от 29 марта 2021 года № 02-08-03-2021 об устранении нарушений земельного законодательства незаконным.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционном представлении Нижнекамского городского прокурора Куповой О.В. ставится вопрос об отмене решения суда от 19 ноября 2021 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Прокурор приводит довод о том, что предоставленная Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан информация в извещении об аукционе не содержала сведений об ограничениях земельного участка, имеющих значение, а именно, нахождение вблизи границ земельного участка многоквартирного жилого дома с санитарно-защитной зоной. Указывает, что проведенной прокуратурой города по коллективному обращению жителей многоквартирного дома проверкой установлено, что расстояние от границы указанного земельного участка до ближайшей жилой застройки составляет 14,5 метров, что является нарушением санитарно-защитной зоны многоквартирного дома. Таким образом, по мнению прокурора, установлен факт передачи арендодателем арендатору имущества, не соответствующего цели, а также факт не извещения арендатора о невозможности использования им всей площади арендованного имущества. Также указывает, что на момент подготовки и проведения аукциона – 5 ноября 2021 года, соответствующего заключения контролирующего органа не имелось.

Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан и МКУ «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» в суд апелляционной инстанции представлены возражения на апелляционное представление прокурора на решение суда от 19 ноября 2021 года, в которых указывается на несостоятельность доводов в нем изложенных и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционного представления без удовлетворения.

Заинтересованные лица ООО «Региональная сеть предприятий питания», МКУ «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан», территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамск своих представителей в суд не направили.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу положений пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из материалов административного дела следует, что 29 марта 2021 года исполняющим обязанности Нижнекамского городского прокурора Республики Татарстан вынесено представление № 02-08-03-2021 в адрес руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан об устранении нарушений земельного законодательства. Как следует из содержания данного представления, прокуратурой города на основании коллективного обращения жильцов многоквартирного дома <адрес> проведена проверка законности предоставления Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан земельного участка ООО «Региональная сеть предприятий питания». Установлено, что 18 января 2021 года на основании протокола комиссии о результатах открытого аукциона № 174 на право заключения договора аренды земельного участка, между МКУ «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» и ООО «Региональная сеть предприятий питания» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 2400 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – «общественное питание». Проведенной проверкой установлено, что расстояние от границы вышеуказанного земельного участка до ближайшей жилой застройки (до многоквартирного жилого дома <адрес>) составляет 14,5 метров. При этом согласно пункту 6 раздела 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для отдельно стоящих предприятий общественного питания размер санитарно-защитной зоны составляет 50 метров. Ее уменьшение возможно при подтверждении расчетами на границе жилой зоны застройки ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами соблюдения установленных гигиенических нормативов. В извещении о проведении торгов по данному земельному участку, размещенному на сайтах http://www.torgi.gov.ru, http://www.e-nkama.ru 5 ноября 2020 года, вышеуказанные расчеты не отражены, информация о возможности уменьшения санитарно-защитной зоны отсутствует. Более того, вышеуказанные расчеты при проведении аукциона и заключении договора аренды исполнительным комитетом представлены не были. Как следует из текста извещения и договора аренды от 18 января 2021 года, отступы строений от боковых границ указанного участка: 0 метров – в случаях примыкания к соседним блокам (при обязательном наличии брандмауэрных стен); в иных случаях – в соответствии с действующими техническими регламентами, но не менее 3 метра. Между тем, как установлено условиями договора, подлежал передаче свободный земельный участок, готовый к застройке в пределах его границ с использованием всей его площади с учетом действующих норм. Таким образом, проверкой установлен факт не извещения арендатора о невозможности использования им всей площади арендованного земельного участка под цели строительства. В связи с нарушением норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) спорное имущество должно быть возвращено Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. Нарушение указанных санитарно-защитных зон неминуемо окажет воздействие на среду обитания и здоровье человека, что недопустимо. Прокурор требует принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан за нарушение закона.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал, что действующим законодательством исключено требование об оформлении документов об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, до выдачи разрешения на строительство, в связи с чем сведения о санитарно-защитной зоне не должны были быть указаны административным истцом в извещении о проведении торгов. Также суд указал, что согласно приложению к санитарно-эпидемиологическому заключению от 19 октября 2021 года № 16.11.11.000.Т.002472.10.21, результатами расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферу и уровней шумового воздействия на атмосферный воздух подтверждено отсутствие формирования за контуром ООО «Региональная сеть предприятий питания» химического и физического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. На основании изложенных обстоятельств суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными.

В силу части 3 статьи 447 ГК РФ в случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

Земельное законодательство предусматривает преимущественное приобретение прав в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов (статья 39.3 ЗК РФ).

Торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом (пункт 4 статьи 447 ГК РФ).

В соответствии с подпунктом 4 пунктом 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать, в том числе, о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).

Как следует из извещения о проведении торгов от 5 ноября 2020 года № 031120/0067566/01 (лот № 3), все необходимые сведения, подлежащие указанию в нем на основании пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ, в нем указаны, в том числе сведения о параметрах разрешенного строительства, а именно: максимальный процент застройки территории – 60%; минимальные размеры озеленения территории участка – 15%; отступы строений от боковых границ участка: а) 0 – в случаях примыкания к соседним блокам (при обязательном наличии брандмауэрных стен), б) в иных случаях – в соответствии с действующими техническими регламентами, но не менее 3 метров.

11 декабря 2020 года составлен протокол комиссии о результатах открытого аукциона № 174 лот № 3 на право заключения договора аренды земельного участка, согласно которому комиссия решила заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером .... с ООО «Региональная сеть предприятий питания».

18 января 2021 года между МКУ «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» и ООО «Региональная сеть предприятий питания» заключен договор аренды земельного участка ...., на срок 2 года 6 месяцев, разрешенное использование: общественное питание.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 455-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ) в части установления, изменения или прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно части 16 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи.

Статья 26 Федерального закона № 342-ФЗ дополнена частью 59, в которой закреплено, что требования об установлении зоны с особыми условиями использования территории до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории применяются с 1 января 2022 года.

При этом частью 18 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ (в редакции Федерального закона № 455-ФЗ) определено, что в случае, если строительство объектов капитального строительства, в отношении которых подлежит установлению или изменению зона с особыми условиями использования территории, начато после дня вступления в силу Федерального закона № 342-ФЗ, но не позднее 1 января 2022 года, правообладатели таких объектов капитального строительства в срок не позднее чем через три месяца со дня возникновения прав на такие объекты обязаны обратиться с заявлением об установлении зоны с особыми условиями использования территории в соответствии со статьей 26 Федерального закона № 342-ФЗ. При этом положения пункта 13 статьи 106 ЗК РФ (в редакции Федерального закона № 342-ФЗ), пункта 9 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 342-ФЗ) не применяются.

Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, вышеуказанными нормами исключено требование об оформлении документов об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, до выдачи разрешения на строительство. Следовательно, вопреки доводам Нижнекамского городского прокурора Республики Татарстан, сведения о такой санитарно-защитной зоне не должны были быть указаны Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в извещении о проведении торгов.

Более того, как следует из санитарно-эпидемиологического заключения от 19 октября 2021 года № 16.11.11.000.Т.002472.10.21, выданного Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан, проект санитарно-защитной зоны для объекта строительства <данные изъяты> ООО «Региональная сеть предприятий питания» по адресу: <адрес> (з/у с КН ....) соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Согласно приложению к санитарно-эпидемиологическому заключению от 19 октября 2021 года № 16.11.11.000.Т.002472.10.21, результатами расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферу и уровней шумового воздействия на атмосферный воздух подтверждено отсутствие формирования за контуром ООО «Региональная сеть предприятий питания» химического и физического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определено, что установление санитарно-защитной зоны для объекта строительства <данные изъяты> ООО «Региональная сеть предприятий питания» по адресу: <адрес> (з/у с КН ....), не требуется.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, а потому обжалуемое решение является законным и отмене не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных обстоятельств дела и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут, поскольку основаны на неправильном толковании ее заявителями норм материального права.

Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 19 ноября 2021 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционное представление Нижнекамского городского прокурора Куповой О.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение

составлено 18 марта 2022 года

Определение01.04.2022