ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-517/2021 от 31.05.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 2а-517/2021 (33а-1609/2022) судья Подчуфаров А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2022 г. город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Голомидовой И.В., Исаковской Э.Л.,

при секретаре Яковлевой Ю.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Суворовский район на решение Суворовского районного суда Тульской области от 4 октября 2021 г. по административному исковому заявлению прокурора Суворовского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Суворовский район о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по передаче прав владения и (или) пользования объектов ресурсоснабжающим организациям способами, установленными действующим законодательством.

Заслушав доклад судьи Голомидовой И.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Суворовского района Тульской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения административным ответчиком законодательства о муниципальной собственности установлено, что постановлением администрации муниципального образования Суворовский район от 22 января 2021 г. № 28 утвержден перечень объектов, являющихся собственностью муниципального образования город Суворов Суворовского района, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

На основании постановления администрации муниципального образования от 13 июля 2021 г. № 549 указанный перечень объектов изложен в новой редакции.

1 июля 2021 г. прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования Суворовский район внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о муниципальной собственности, путем передачи прав владения объектов ресурсоснабжающим организациям.

Однако 4 августа 2021 г. только один объект был передан на обслуживание в МКП «Город». В отношении остальных объектов до настоящего времени никаких мер по передаче права владения и (или) пользования администрацией муниципального образования Суворовский район не принято.

Поскольку все вышеуказанные объекты водоснабжения и водоотведения до настоящего времени не переданы во владение и (или) пользования ресурсоснабжающим организациям (гарантирующим поставщикам холодного водоснабжение), что является недопустимым, поскольку перечисленные объекты водоснабжения и водоотведения должным образом не обслуживаются, что приводит к частым аварийным ситуациям с ограничением подачи холодной воды потребителям.

На основании изложенного административный истец просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Суворовский район, выразившееся в непринятии мер по передаче прав владения и (или) пользования следующими объектами:

артскважина № "...", "...", глубина 35 м, КН "...";

артскважина № "...", "..." глубина 35м, КН "...";

сооружение водопровода по адресу: "...", протяженностью 125 м, КН "...";

водопроводная сеть по адресу: "...", протяженностью 3573 м, КН "...";

водопровод по адресу: "..." протяженностью 18 м, КН "...";

сооружение канализации с 14 колодцами по адресу: Тульская "...", протяженностью 428 м, КН "...";

канализационная сеть по адресу: "...", протяженностью 1089 м, КН "...";

сети канализации по адресу: "...", протяженностью 25 м, КН "...";

трансформаторная подстанция (на территории артезианских скважин "...", "...", "..."), по адресу: "...", площадью 7,5 кв.м, КН "...";

пункт распределительный "..." по адресу: "...", площадью10,9 кв.м, КН "...";

электрощитовая по адресу: Тульская "..."», артскважина № "...", общей площадью 6,0 кв.м, КН "...";

электрощитовая – сооружение по адресу: "...", артскважина № "...", общей площадью 6,1 кв.м, КН "...".

Обязать администрацию муниципального образования Суворовский район принять меры по передаче прав владения и (или) пользования указанных объектов ресурсоснабжающим организациям способами, установленными действующим законодательством.

Решением Суворовского районного суда Тульской области от 04 октября 2021 г. требования прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Суворовский район Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении судебного разбирательства представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Ведникову Н.И., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Согласно положениям ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации муниципального образования Суворовский район № 28 от 22 января 2021 г. утвержден перечень объектов, являющихся собственностью муниципального образования город Суворов Суворовского района, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

В указанный перечень вошли, в том числе:

артскважина № "...", "...", глубина 35 м, кадастровый номер "...";

артскважина № "...", "...", глубина 35м, кадастровый номер "...";

электрощитовая – сооружение по адресу: "...", артскважина "...", общей площадью 6,1 кв.м, кадастровый номер "...";

сооружение водопровода по адресу: "...", протяженностью 125 м, кадастровый номер "...";

водопроводная сеть по адресу: "...", протяженностью 3573 м, кадастровый номер "...";

водопровод по адресу: "...", протяженностью 18 м, кадастровый номер "...";

сооружение канализации с 14 колодцами по адресу: "...", протяженностью 428 м, кадастровый номер "...";

канализационная сеть по адресу: "...", протяженностью 1089 м, кадастровый номер "...";

сети канализации по адресу: "...", протяженностью 25 м, кадастровый номер "...";

трансформаторная подстанция (на территории артезианских скважин "...", "...", "..."), по адресу: "...", площадью 7,5 кв.м, кадастровый номер "...";

пункт распределительный "..." по адресу: "...", площадью10,9 кв.м, кадастровый номер "...".

Постановлением главы администрации муниципального образования Суворовский район № 549 от 13 июля 2021 г. перечень объектов, являющихся собственностью муниципального образования город Суворов Суворовского района, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, дополнен новым объектом – электрощитовая по адресу: "...", артскважина № "...", общей площадью 6,0 кв.м, кадастровый номер "...".

Все объекты водоснабжения и водоотведения, в отношении которых заявлены требования, по договорам аренды недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью № 1 от 4 августа 2021 г., № 2 от 27 августа 2021 г., № 3 от 13 сентября 2021 г. администрацией муниципального образования Суворовский район переданы в аренду МКП «Город» на пять лет.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением холодного водоснабжения с использованием систем водоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, устанавливает Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), который также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере водоснабжения, права и обязанности потребителей водоснабжения, водоснабжающих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

С момента вступления в законную силу (5 мая 2013 г.) отдельных положений Федерального закона № 103-ФЗ от 07.05.2013 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с ч.1 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Согласно ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Таким образом, с учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов (период с 1950 года по 2013), вопреки доводам апелляционной жалобы, передача прав владения и (или) пользования спорными объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.

Администрацией муниципального образования Суворовский район не оспаривалось, что с момента передачи названных выше объектов в собственность муниципального образования концессионные соглашения не заключены.

Учитывая недостаточность принятых мер, направленных на определение лиц, в пользование которых могли быть переданы объекты в установленном законом порядке, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что со стороны администрации муниципального образования Суворовский район имело место незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Суворовский район, пользующихся услугами теплоснабжения, водоснабжения и горячего водоснабжения, предоставляемых посредством указанных объектов.

При таких обстоятельствах, оснований к отказу в удовлетворении заявленных прокурором требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по передаче прав владения и (или) пользования указанными в административном иске объектами у суда не имелось.

Между тем, при удовлетворении административного иска об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, суд первой инстанции обязал администрацию муниципального образования Суворовский район принять меры по передаче прав владения и (или) пользования объектами ресурсоснабжающим организациям способами, установленными действующим законодательством.

Однако районным судом не учтено, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» сторонами концессионного соглашения являются: 1) концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления; 2) концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 8 названного выше закона при исполнении концессионного соглашения именно концессионер обязан заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки энергетических ресурсов, потребляемых при исполнении концессионного соглашения, а также оплачивать указанные энергетические ресурсы.

При таких обстоятельствах, учитывая основание и доводы, посредством которых административный истец обосновывает свои требования, а также положения пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, решение районного суда подлежит изменению в данной части с обязанием администрации муниципального образования Суворовский район передать в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях право пользования объектами с кадастровыми номерами "...".

Вопреки доводам жалобы, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного постановления, по настоящему административному делу не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Суворовского районного суда Тульской области от 4 октября 2021 г. изменить в части обязания администрации муниципального образования Суворовский район принять меры по передаче прав владения и (или) пользования объектов ресурсоснабжающим организациям способами, установленными действующим законодательством.

Обязать администрацию муниципального образования Суворовский район передать в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях право пользования объектами с кадастровыми номерами "...".

В остальной части решение Суворовского районного суда Тульской области от 4 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Суворовский район – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи